Алхимия творчества

Как стать популярным писателем или поэтом? Как писать при этом, для себя или для людей? Такие вопросы прозвучали на сайте Дома Солнца. Были разные ответы. Попробую высказать и свой взгляд, размышляя о процессе, магии творчества.

Вопросы непростые и требуют целой статьи или даже книги. Впрочем, о тайнах художественного творчества написано немало трактатов, диссертаций. Можно запутаться. Если подходить теоретически. Но если ты сам пишешь стихи и прозу, читаешь литературоведческие работы, думаешь и сравниваешь, то – с годами – начинаешь кое-что понимать, как говорится, на собственной шкуре. Обычно такое понимание приходит в зрелости и после собственных творческих усилий.

Мои личные тезисы следующие.
Первое. Нужно различать популярную литературу (поэзию, прозу) и «настоящую», то есть те произведения искусства, которые со временем становятся классикой, образцами для учебы и подражания. И решить для себя, - в какую же сторону тебе двигаться. Если в твоей душе, сознании, памяти осели фундаментом произведения классики и стали манящими ориентирами, - это нелегкий путь для творческого роста.

Настоящим писателем (поэтом) стать почти невозможно. Нужно много и глубоко учиться и пробовать, пробовать писать самому. По воспоминаниям классиков, они не сразу нашли свой стиль и жанр. Например, Жюль Верн поначалу писал либретто для оперетт. Лев Толстой и Максим Горький писали стихи (весьма плохие). Определить сразу «свой» жанр нелегко. Натальная карта подсказывает, если в секторе творчества вашего гороскопа ( 5 –ый дом) стоит Юпитер («много») – то лучше писать большие полотна (романы, повести). Чехов, кстати, комплексовал, что не смог написать роман. Если же там у вас засел Сатурн ( принцип «мало»), вам будут лучше даваться короткие формы,- рассказы, стихотворения.

Так вот об учебе. Подражать классикам нельзя. Ну, если только в начале творческого пути. Нужно выработать свой неповторимый стиль, авторскую манеру, свой круг тем. То есть, найти собственное Содержание своего творчества и свою Форму,- свой литературный голос. Нужно, чтобы сверкающие вершины классиков не сломали тебя, не сделали желчным завистником, а закалили, и стали маяком, ведущим к собственным достижениям.

И нужно много и упорно трудиться. Нужно уметь видеть свои черновики со стороны, отстраненно, трезвым холодным взглядом. И улучшать и улучшать…Гоголь переписывал свои работы по восемь раз, как и советовал другим. Черновики Льва Толстого поражают своей наивностью, незрелостью, - фразы не дописаны, много штампов…Но анализируя черновики великих, понимаешь, классика – это огромный труд. Конечно, первоначальное условие творчества – это твой тлеющий или пылающий талант. Но на одном таланте не прокатишься. 10 процентов таланта и 90 процентов труда. Так писали о своем творчестве классики.

Конечно, бывают ( а бывают ли?) исключения. Классический пример – Моцарт и Сальери. Первый творил легко и беззаботно ( по версии А.Пушкина). Сальери же хотел взять вершины упорным трудом. Кстати, многие классики стесняются своих черновиков. Которые их выдают с потрохами. ( «когда б вы знали из какого сора растут стихи…) Только самые великие глыбы оставляют свои черновики для потомков ( тот же Л. Толстой).

А что же талант? О, - вещь непостижимая.! Дар божий. Ему не обучишься. Он есть или его нет. Без таланта не стоит и трудиться. Потратишь годы жизни и станешь желчным неудачником. Как понять, есть ли у меня талант? Опять на опыте. Но тут нужен критик в душе, предельная внутренняя честность. Излишний субъективизм может сгубить. Думаешь о себе, как о гении, а в результате- люди видят набор красок на холсте или мешанину умненьких, модных слов.

Автору, не умеющему «отойти» от своего наброска и увидеть его чужими глазами, - не позавидуешь. Кстати, в натальной карте видны показатели таланта к работе со словом. Так называемые «трины» и «секстили» между Меркурием, Венерой и Солнцем. Для поэта еще важна Луна. Для музыканта – Нептун. Но для всех творческих личностей желательно иметь хороший Сатурн в карте( умение придавать форму своему вдохновению и критичность). Хороший критик необходим. Чтобы не «задавил» творческое самовыражение, но и трезво помогал самооценке(не хмелеть от собственных чернил).

Приступая к работе над произведением, желательно видеть в общих чертах образ стихотворения или рассказа. Его идею. Можно ли рассказать прозой о своем стихотворении? На мой взгляд, да. Противоречия здесь нет. Можно написать стихом о сути прозаического романа. Можно выразить в танце даже роман «Война и мир». Можно словами донести образ скульптуры. Правда, если ясен образ ваятеля. Авангардные конструкции не в счет. Мы говорим о классике.

Поэтому важна ясность, если хочешь быть понятым.
Но и это не все. Чтобы стать известным в творчестве – нужно «позволение Бога».( успех в натальной карте). Многие таланты так и не добивались признания, другие лишь через годы..третьи - посмертно…

Так стоит ли стремиться стать настоящим писателем, поэтом? Каждый решает сам. Проще стать «популярным». Для этого тоже нужны способности, но в гораздо меньшей степени. Правда, популярных забывают со временем. Ведь они ориентировались на вкус обывателя своего времени. Популярный угождает среднему читателю, а настоящий – подтягивает к себе, к искусству, развивая человека.

Например можно научиться писать модные сейчас мистические романы( туман, кладбища и прочие ужасы).В ходу – вампирские саги и прочие фэнтези - хоббиты. Также – любовные романы с эротическими сценами, детективы с мордобоем. Для этого тоже нужен литературный вкус. Но и конъюнктурный нюх, умение предвидеть свою выгоду.

В поэзии популярны заумные тексты, где форма явно подавляет содержание. Пишите без знаков препинания, нарушайте ритм, составляйте словесные кроссворды. Может и прослывете «новатором».Называйте черное – белым, а горячее – холодным. Если напишешь о том, что пережил сам и простыми словами, - останешься на обочине читательского внимания…

Итак, формула творчества, магия процесса проста. ТАЛАНТ – УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ – ТРУД - ВЕРНАЯ САМООЦЕНКА. Наливайте в котел ингредиенты, шепчите заговор , варите зелье…

И последнее. Как писать, «для себя» или «для людей»? Те, кто говорят, что им наплевать на чужое мнение, - лукавят. Зачем же тогда публиковать свои стихи? Наслаждайся своим творением в одиночестве. Но и писать только «для людей», без алхимии своего творческого «Я» тоже плохо. Людям в поэзии нужны люди, но через преломление индивидуального взгляда. И для себя и для людей! «И в одиночестве и вместе», как писал английский классик

Мне представляется сей дуализм так: Человек пишет именно то, что его лично волнует, пишет о своих личных переживаниях, ощущениях, излагает свои личные мысли и образы., И в то же время, он ощущает внутреннюю связь с миром, с людьми, думает о том, как его слово отзовется..Уважает читателя. И если эти две стороны медали органично сливаются в душе автора, то и получается медаль.

В астрологии есть такая планета – Хирон. Который и отвечает за способность соединять несоединимое. Сложно все это…Но перекос в ту или другую сторону всегда виден в произведении. Автор, ослепленный субъективным «Я» или автор-конъюнктурщик, как бы ни старались, не попадут в яблочко.

Таковы, на мой взгляд, рецепты начинающему творцу. Счастливых вам творческих мучений!
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Алхимия творчества

  • Николай, Спасибо за комментарий. Но мне кажется, что вопрос в такой редакции, а именно "Как написать статью или стих так, чтобы они понравились другим людям?" слишком общий, расплывчатый и ясного ответа дать невозможно. А каким людям? Всем? но разве так бывает? Даже классики, что годами работали и признаны высокой литературной критикой, нравятся далеко не всем. Даже в среде литературных гурманов свои вкусы, кому нравится Достоевский, кому Платонов или Довлатов. А в поэзии? Одни готовы биться за Есенина, другие его не переносят, хотя и кисло признают за авторитет.
    Хорошо, возьмем обычного среднего человека со средним талантом к писательству. Он учится писать, чтобы понравиться...Кому? какой у него ориентир? Один хорошо пишет поздравительные открытки для коллег, но написать серьезное стихотворение у него не получается...
    Словом, если вопрос поставлен именно так, то я затрудняюсь ответить. Всего доброго!
     
  • Олег, спасибо за статью! Точнее, вопрос был: "Как написать статью или стих так, чтобы они понравились другим людям?"
    Тут не литературный сайт. Поэтому здравомыслящие коллеги, в общем, не замахиваются на то, чтобы непременно стать популярными писателями и поэтами. И Вы львиную часть статьи напоминаете остальным, что "настоящим писателем (поэтом) стать почти невозможно". Да и популярным - не намного легче.
    Полезнее было бы узнать, чего можно добиться отнюдь не гениальному автору. Как по максимуму использовать свои средние таланты? Поэтому просьба к коллегам и читателям по возможности дополнить рецепты начинающему творцу.
    Отличный ингредиент "верная самооценка"! Если бы самооценка была верной, то более нечего и спрашивать. Но верной самооценки как раз и не бывает. Поэтому нетрудно догадаться, какое варево чаще получается. Более того, неверное представление о себе напрочь закрывает вход постороннему мнению.
    Распространено представление, что стихи и мысли приходят свыше, а значит, не могут быть неправильными. Следовательно, нечего и портить, дорабатывать. Либо дорабатывать опять же надо, не глядя на чужой опыт, а погружаясь исключительно в себя. Так что технология творчества остается весьма туманной. Кто может, проясняйте! Николай
     

По теме Алхимия творчества

Творчество, как изотерапия

Попадая в «стрессовую ситуацию», приобретая определённый «потенциал», «напряжение», человек, вдруг начинает рисовать, освобождаясь от своих проблем, проецирует их на плоскость...

Творчество, как Трата времени

…Во Всем Самом Прекрасном Искусственном (Созданным Человеком), Всегда находит Отражение - Естественное (Божественная Красота). В этом случае Мера Красоты Искусственного Творения...

Великая алхимия

Будда умер от пищевого отравления. Случилось это так. Один бедняк много дней ждал, чтобы пригласить его в свой дом. И вот однажды рано утром он пришёл и стал рядом с деревом, под...

Информация. Знание. Творчество

С самого юного возраста человек наделен одним удивительным свойством – это любопытство(1). Это жажда познания окружающего Мира настолько велика, что маленькие дети иногда вовсе не...

Вопросы творчества

О чём думать, писать? Нет тем, идей, сюжетов! С этими вопросами сталкивался не единожды любой пишущий человек. Эти вопросы будут актуальны всегда. Хотя, темы вечны. Вопросы...

Танцы в Доме творчества Из романа Одинокая звезда

Дом творчества находился довольно далеко от поселка — до него пришлось добираться автобусом. В тот день кинозал пансионата не работал, а в концертном зале шла какая-то скучная...

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты