Я не плачу. Это просто дождь…
Забыла я все давние обиды.
Прошлого уже ты не вернёшь,
Будущего что-то нам не видно.
А сейчас не любишь ты меня,
В прошлом ты любил, но оказалось,
Что игра с огнём – моя стезя.
И любовь на мелкие куски распалась.
Доверял ты мне, но снова я
Надевала маску безразличия.
Вечером ты вспоминал меня,
Искал в лице и маске ты отличия.
Ты нашёл их, понял всё. А я?
Ну, давай забудем всё, не надо.
Прошлого уже ты не вернёшь,
И сейчас с тобою не я рядом.
Забыла я все давние обиды.
Прошлого уже ты не вернёшь,
Будущего что-то нам не видно.
А сейчас не любишь ты меня,
В прошлом ты любил, но оказалось,
Что игра с огнём – моя стезя.
И любовь на мелкие куски распалась.
Доверял ты мне, но снова я
Надевала маску безразличия.
Вечером ты вспоминал меня,
Искал в лице и маске ты отличия.
Ты нашёл их, понял всё. А я?
Ну, давай забудем всё, не надо.
Прошлого уже ты не вернёшь,
И сейчас с тобою не я рядом.
Онлайн рецензия Просто дождь
Рада окунуться в Ваше творчество! Вы представили к разбору дольник, но, увы, он не свершенен и требует доработки. Давайте посмотрим схемку:
Я не плачу. Это просто дождь… 9
Забыла я все давние обиды. 11
Прошлого уже ты не вернёшь, 9
Будущего что-то нам не видно. 10
...
А сейчас не любишь ты меня, 9
В прошлом ты любил, но оказалось, 10
Что игра с огнём – моя стезя. 9
И любовь на мелкие куски распалась. 12
...
Доверял ты мне, но снова я 9
Надевала маску безразличия. 11
Вечером ты вспоминал меня, 9
Искал в лице и маске ты отличия. 12
...
Ты нашёл их, понял всё. А я? 9
Ну, давай забудем всё, не надо. 10
Прошлого уже ты не вернёшь, 9
И сейчас с тобою не я рядом. 10
Как видите, и в строфе, и в катрене нет согласия. Давайте брать за основу ритма и рифмы строфу (2 строки). Согласно Вашему началу, это 9 слогов в нечетных и 11 слогов в четных строках, и нужно бы под этот ритм подгонять остальные строки, но по звучанию гораздо лучше было бы 9 и 10 слогов соответственно. Покажу пример первой строфы:
"Я не лачу. Это просто дождь...
Позабыты давние обиды." - как видите, наладилась и ударность, читать стало легче из-за появившейся ритмичности строки.
"И любовь на мелкие куски распалась." - стопа (2 слога) здесь явно лишние. Нужно искать другие варианты изложения данной сути. Как пример: "на осколки вдруг любовь распалась."
"Доверял ты мне, но снова я 9
Надевала маску безразличия. 11
Вечером ты вспоминал меня, 9
Искал в лице и маске ты отличия. 12 " - первая и явная ошибка в этом катрене - смена женской рифмы на дактиллическую. Это и повлекло за собой увеличение четных строк на 1 и 2 слога соответственно. Можно укоротить слова "безразличия/отличия" до слов "безразличья/отличья", тем самым спасая ритм, размер и рифму, но.. звучит, согласитесь, гораздо хуже. Что же делать в таком случае? Искать нужную связку. Как пример:
"Доверял ты мне, но снова я
Надевала маски безразличий." - здесь мы меняем число
"Вспоминал ты вечером меня -
Между мной и маской сто отличий." - пришлось полностью перефразировать строфу, как видите, суть тоже несколько изменилась, но, согласитесь, строфа стала выглядеть глубже. Конечно, Вы можете полностью переписать строфу или катрен на свой вкус. Но помните о том, что нужно считать слоги и соблюдать ударность, хотя бы приблизительно соответствующую заданному ритму.
"И сейчас с тобою не я рядом" - в этой строке с количеством слогов все хорошо, но вот ритм немного хромает из-за не самой красивой инверсии. Это именно та строка, где инверсия должна быть абсолютно грамотной. Видоизменяем инверсию: "И сейчас не я с тобою рядом", подчеркивая инверсией связку "не я".
Хочу обратить Ваше внимание и на рифму "а я/вернёшь" - вы понимаете, что это вовсе не рифма, нужно подумать над этим моментом.
Напоследок хочу показать Вам, как, при условии нашей с Вами работы, безобразный дольник превращается в отличный ритмически пятистопный хорей:
Я не плачу. Это просто дождь… 9
Позабыты давние обиды. 10
Прошлого уже ты не вернёшь, 9
Будущего что-то нам не видно. 10
...
А сейчас не любишь ты меня, 9
В прошлом ты любил, но оказалось, 10
Что игра с огнём – моя стезя. 9
На осколки вдруг любовь распалась. 10
...
Доверял ты мне, но снова я 9
Надевала маски безразличий. 10
Вспоминал ты вечером меня - 9
Между мной и маской сто отличий. 10
...
Ты нашёл их, понял всё. А я? 9
Ну, давай забудем всё, не надо. 10
Прошлого уже ты не вернёшь, 9
И сейчас не я с тобою рядом. 10
Чувствуете на слух, насколько легче стихотворение теперь воспринимается? Это говорит только о том, что со стихами можно работать, и работа эта направлена на совершенствование, а совершенству, как Вы знаете, нет предела.
На этом я желаю Вам приятной работы над ошибками, терпения в изучении глубочайшей науки - Поэзии и вдохновения для новых совершенных работ!
С уважением,
Елена Ольховик