Забытая Родина

Забытая Родина
Ещё живы вы, рощи и степи!
Сердце в ком под рубахою сжалось.
Куй прогресс мне вериги и цепи,
Чтоб молиться за то, что осталось…

За траву в придорожном покое.
За туман по утрам у крылечка.
За страну, где тепло вековое,
Подарила нам русская печка…

То раздолье… Тот гомон прогонный…
Те колхозы, дома и усадьбы,
Где как раньше, под спирт самогонный
В них справляют весёлые свадьбы.

…Но всё меньше дворов на деревнях.
И бурьяном дома зарастают.
Только ветер, как схимник смиренный
По забытым хозяйствам гуляет.

Неужели всё нынче в давнишнем?
Неужели всё кануло в лету?
На тебя уповаю, Всевышний!
Почему ты не молвишь про это…

Пусть же с радостью, хоть и туго,
Пусть мне вериться, что не иначе,
Где-то пашут сохою и плугом,
Запрягая послушную клячу.

Пусть не рожь, а хотя бы картошку,
На участках крестьяне сажают.
А на зорьках вечерних гармошка
К пятачку молодежь созывает.

Нет. Не так уж и много осталось.
Видно как-то не так мы сказали…
Лишь в глазах затаилась усталость
Бесполезностью сельской печали.

И дома с перебитой макушкой,
И заброшенных ферм скелеты,
Заставляют гостей равнодушно
Ухмыляться в ненужности этой.

Много их, и судьба не считает
Сколь на бренной земле пережито!
Только с атласных карт исчезает
Вся история русского быта.

И всё реже уже молодые
Здесь справляют весёлые свадьбы.
И всё чаще колхозы пустые.
И всё ниже пустые усадьбы.

Разрастаются только могилы.
Расширяются только погосты.
Лишь представить, как раньше тут было…
А теперь до банального просто.

Городские забыли закваску.
Сельский дух безвозвратно утрачен.
Начертили себе по участку
И деревню охаяли дачей.

А посмотришь, и вдруг оживает
С полумёртвой весны ощущенье;
Ива иволге веткой кивает,
Как бы радуясь возвращенью…

Да. Всё меньше той старой закалки,
Кто живёт здесь и лютой зимою.
Кто в мороз ставит фляги на санки
И в колодец идёт за водою.

Ест что есть. Держит скот, не меняя
Тот уклад, что им сызмальства дорог…
Ну, а может нужда заставляет
Не менять деревеньку на город?

Любят быт свой жильцы коренные…
Без условий, указов, обетов –
Это маленькая их Россия.
Это маленькая их планета.

Жизнь уймётся, без стука, без спроса…
Власть закрыла широкие двери.
Камни в спины… Палки в колёса…
А народ… до последнего… верит.

Больно мне… Эта боль не утихнет.
Городэ ль свои корни забыли?
Как бы дать по прогрессам, по ихним!
Погубили!!! Себя ж погубили…

Помолитесь жильцы седые.
Каждый сам для себя выбирает.
Коль с села начиналась Россия,
То не с ним ли она умирает?

Онлайн рецензия Забытая Родина

Здравствуйте, Александр!
Рада познакомиться с Вашим творчеством. Сначала я была немного обескуражена, думая, что меня приглашают рецензировать стихотворение писателя, поэта и драматурга Александра Мелентьевича Волкова, но выяснила, что у Вас с ним не только одна фамилия, но и одно имя, а вот отчества разные. Очень интересный факт.
Что ж, приступим к детальному изучению Вашего стихотворения. Предполагаю, что это – трехстопный анапест, но в некоторых местах есть ритмические и ударные ошибки, что несколько затрудняет прочтение.
Ещё живы вы, рощи и степи! 10
Сердце в ком под рубахою сжалось. 10
Куй прогресс мне вериги и цепи, 10
Чтоб молиться за то, что осталось… 10
В первой строке ударность третьего слога нарушена тем, что вторым слогом идет «ё», а подобные слоги тянут на себя ударность. Хорошо бы подобрать аккуратно замену, ибо об этот момент спотыкаешься, машинально хочется перенести ударность на первый слог, чтобы все же немного выделить третий. «Куй прогресс мне вериги и цепи» - предполагаю, что здесь идет обращение к прогрессу, следовательно, нужно выделять обращение с двух сторон запятыми.
За траву в придорожном покое. 10
За туман по утрам у крылечка. 10
За страну, где тепло вековое, 10
Подарила нам русская печка… 10
В этом катрене все замечательно, кроме одной лишней запятой в конце третьей строки. В связке с первым катреном хорошо бы смотрелось двоеточие в конце первого катрена, т.к. этот катрен является его продолжением, но это на Ваше усмотрение.
То раздолье… Тот гомон прогонный… 10
Те колхозы, дома и усадьбы, 10
Где как раньше, под спирт самогонный 10
В них справляют весёлые свадьбы. 10
Первое, что смущает, слово «прогонный» в связке с «гомоном». Словарь Ушакова: прогонный - -Перегоняемый или сплавляемый через какое-н. место. Гомон - Неясный шум множества голосов, глухой говор, гам. Гомон нельзя перегнать или сплавить, связка требует продумывания. «Где, как раньше,» - при условии того, что связка сравнительная, она окружается с двух сторон запятыми. В связке второстепенного предложения наличествует «где» и «в них». Стилистически это не очень красиво, т.к. второстепенное предложение уже связано с домами и усадьбами, поясняя, что там происходит. «В них» нужно убрать, подобрав подходящую замену. Как пример: «Те колхозы, дома и усадьбы, где, как раньше, под спирт самогонный отмечают веселые свадьбы». Подумайте над разными вариантами.

…Но всё меньше дворов на деревнях. 10
И бурьяном дома зарастают. 10
Только ветер, как схимник смиренный 10
По забытым хозяйствам гуляет. 10
Первое, что бросается здесь в глаза – «на деревнях». Понимаю, что такая связка может быть исторически сложившейся для Вашего региона, однако считаю такое употребление не верным. «Первый парень на деревне» - исторически сложившееся устойчивое выражение, однако жить, быть, работать, находиться «в деревне, в деревнях» Соответственно, неверное употребление предлога привело и к неверному употреблению ударности. Рифма подразумевает «дере'внях», а правильно «деревня'х», но тогда на что рифмуется третья строка? Эту связку надо тщательно продумывать, ибо первое предложение – одна большая стилистическая ошибка, повлекшая нарушение ударности и рифмовки. Понравилось здесь сравнение ветра со схимником, однако сама сравнительная связка «как схимник смиренный» должна быть окружена запятыми.
Неужели всё нынче в давнишнем? 10
Неужели всё кануло в лету? 10
На тебя уповаю, Всевышний! 10
Почему ты не молвишь про это… 10
Первая строчка этого катрена по смыслу подразумевает настоящее в прошлом, издревле существующем, но второй вопрос катрена сбивает с толку, т.к. автор предполагает, что все кануло в лету. «лету» все же хорошо бы употребить с заглавной буквы.
Пусть же с радостью, хоть и туго, 9
Пусть мне вериться, что не иначе, 10
Где-то пашут сохою и плугом, 10
Запрягая послушную клячу. 10
Первая строка на слог короче, что сбивает ритм, нужно придумать, как удлинить на слог эту строку. Как пример: «Пусть же с радостью, но очень туго,». Два раза употребляете «пусть», ни к чему это здесь, заменив, можно углубить суть. Синтаксический разбор предложения дает так же понять и то, что «не иначе» - оборот, который обязательно окружается запятыми с обеих сторон.
Пусть не рожь, а хотя бы картошку, 10
На участках крестьяне сажают. 10
А на зорьках вечерних гармошка 10
К пятачку молодежь созывает. 10
В этом катрене все замечательно.
Нет. Не так уж и много осталось. 10
Видно как-то не так мы сказали… 10
Лишь в глазах затаилась усталость 10
Бесполезностью сельской печали. 10
Этот катрен будто не из этой оперы. До сего момента катрены связывались единым смыслом и плавным повествованием, а этот катрен выглядит как некая мыслишка автора, которая промелькнула, вроде по теме, но бессвязна. После «видно» должна стоять запятая.
И дома с перебитой макушкой, 10
И заброшенных ферм скелеты, 9
Заставляют гостей равнодушно 10
Ухмыляться в ненужности этой. 10
Вторая строка на слог короче, нужно удлинять по смыслу, подгоняя ударность. По смыслу союз «и», с которого начинаются первые две строки. Для того, чтобы хоть немного связать с предыдущим катреном, первый союз можно заменить на «где». Запятая, стоящая в конце второй строки, лишняя, разобраться с этим помогает синтаксический разбор предложения.
Много их, и судьба не считает 10
Сколь на бренной земле пережито! 10
Только с атласных карт исчезает 10
Вся история русского быта. 10
«атласных карт» - Вас эта связка не смущает? Словарь Ушакова: Атласные карты (сорт дорогих игральных карт), т.е. сорт карт, сделанных из атласной ткани. Т.к. Вы имели ввиду атлас – карту, употребление этих двух слов вместе называется тавтологией.
всё реже уже молодые 10
Здесь справляют весёлые свадьбы. 10
И всё чаще колхозы пустые. 10
И всё ниже пустые усадьбы. 10
...
Разрастаются только могилы. 10
Расширяются только погосты. 10
Лишь представить, как раньше тут было… 10
А теперь до банального просто. 10
...
Городские забыли закваску. 10
Сельский дух безвозвратно утрачен. 10
Начертили себе по участку 10
И деревню охаяли дачей. 10
Эти три катрена написаны хорошо, пропускаем их разбор.
А посмотришь, и вдруг оживает 10
С полумёртвой весны ощущенье; 10
Ива иволге веткой кивает, 10
Как бы радуясь возвращенью… 9
Четвертая строка на слог короче, необходимо продумать, как ее удлинить. Самый быстрый и легкий способ: «как бы радуется возвращенью». Не очень понятна связка «С полумертвой весны ощущенье». Если это ощущение весны, то зачем предлог «с»?
Да. Всё меньше той старой закалки, 10
Кто живёт здесь и лютой зимою. 10
Кто в мороз ставит фляги на санки 10
И в колодец идёт за водою. 10
«Все меньше той старой закалки, кто живет здесь и лютой зимою.» - закалка – некое действие, совершаемое с человеком или предметом, но она не может отвечать на вопрос «кто?», следовательно, речь должна идти о людях (каких?) «ТЕХ, старой закалки,» при учете того, что вторая часть катрена – перечисление действий, что совершают те самые люди, гораздо уместнее смотрится запятая в конце первой строфы.
Ест что есть. Держит скот, не меняя 10
Тот уклад, что им сызмальства дорог… 10
Ну, а может нужда заставляет 10
Не менять деревеньку на город? 10
При учете того, что речь здесь идет о тех людях, старой закваски, о которых автор говорит в предыдущем катрене, желательно предыдущий катрен закончить запятой, дабы читатель не сбивался с прочтения, задавая себе вопрос, о ком же тут речь, а так же продолжить все перечисления действий, разделяя их запятой или точкой с запятой. Вопрос употребления в контексте местоимения «им»… В начале предыдущего катрена мы говорили о тех людях, их много, далее образно употребляется «тех, кто», где глагол употребляется в единственном числе: кто живет, кто идет и т.д. Тогда местоимение «им» не вписывается в контекст никак, т.е. нужно писать либо: «Держит скот, не меняя тот уклад, что ЕМУ сызмальства дорог», либо менять, начиная с предыдущего катрена «тех, что» и далее действие во множественном лице, т.е. тех, что живут, что идут, что едят, что держат скот. Но это сильно собьет ударность, нужно очень тщательно продумать все моменты. Еще хочу обратить Ваше внимание на то, что в тексте присутствует оборот « а может», который является сокращенной частью придаточного оборота «а может быть», следовательно, оборот нужно отделить от главного предложения запятой.
Любят быт свой жильцы коренные… 10
Без условий, указов, обетов – 10
Это маленькая их Россия. 10
Это маленькая их планета. 10
Здесь сбой ударности во второй части катрена из-за не самой красивой инверсии. Вернув на место местоимение – «это - их…» , Вам нужно продумать замену прилагательного, желательно, чтобы во второй строке оно не дублировалось, т.к. русский язык очень богат, не стоит его обеднять повторами слов.
Жизнь уймётся, без стука, без спроса… 10
Власть закрыла широкие двери. 10
Камни в спины… Палки в колёса… 9
А народ… до последнего… верит. 10
Третья строфа на слог короче, сбоит. Добавьте союз «и», будет замечательно.
Больно мне… Эта боль не утихнет. 10
Городэ ль свои корни забыли? 10
Как бы дать по прогрессам, по ихним! 10
Погубили!!! Себя ж погубили… 10
Что такое «городэ»??? Опечатка? «по ихним» - такого слова в русском языке нет. Продумайте замену.
Помолитесь жильцы седые. 9
Каждый сам для себя выбирает. 10
Коль с села начиналась Россия, 10
То не с ним ли она умирает? 10
Первая строка на слог короче, нужно подправить этот сбой. Продумайте.
Теперь я представлю, что автор произвел всю необходимую работу со стихотворением и в конце позволю себе немного о нем порассуждать. Вполне понятна гражданская позиция автора, где он в достаточно жесткой форме указывает на то, что Россия начинается с деревни, всевозможно описывая деревенский уклад, противопоставляя город деревне. Мне лично понятны глубокие переживания автора на тему прогресса страны и регресса деревни, однако… Александр, зачем так длинно? Я не являюсь противницей длинных стихотворений, но, согласитесь, 5-6 катренов на данную тему могут быть гораздо глубже, могут дать гораздо больше информации, ибо читатель, увидевший обозначенную проблему, вложит в нее и свои мысли на этот счет. А длинное произведение интересно читать, когда там есть сюжетность, действие, а не только размышления автора. Но это – сугубо авторское дело, только Вам решать, какой длины будет Ваше произведение. Просто здесь количество явно конкурирует с качеством… Напомню Вам о том, что обилие глагольной рифмы является показателем того, что автор не сильно вкладывался в это произведение, глагольная рифма – рифма лентяев. Не очень мне понятен и вопрос, замыкающий сие творение. Я бы сказала несколько по-другому «Коль с села начиналась Россия, то не в нем ли она умирает?», т.е. умирает село – умирает Россия, которая с этого села начиналась.

На этом я хочу пожелать Вам приятной работы над ошибками и вдохновения для новых стихотворений!

С уважением,
Елена.
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты