Жизнь в чаньском монастыре

Жизнь в чаньском монастыре
Что же предписывают чаньские монашеские правила? Прежде всего, они предусматривают два периода затвор­ничества — летний (цзе ся, или цзе чжи) и зимний (цзе дун, или цзе чжи). Летнее затворничество берет свое начало еще с индийской буддийской традиции, оно длится либо с 15 апреля по 15 июля, либо с 15 мая по 15 августа.

Девятинедельное зимнее затворничество представляет собой чисто китайскую традицию, что было новшеством, вве­денным Байчжаном, и длится с 15 октября по 15 января.

Теоретически предусматривалось, что на период затворничества монахи должны прекратить связь с внешним миром, но практически все обстояло несколько иначе. Обычно многие монахи не были привязаны к конкретным монастырям, но бродили по Китаю, — возникала необходимость собирать их для совместных медитаций и чтения проповедей известными учителями.

Таким образом, смысл затворничества заключался лишь в прекращении стран­ствий, и монахи могли свободно выходить за стены монастырей. В эти периоды они медитировали по шесть-восемь часов в день, беседовали с известными наставниками и таким образом обретали смысл Чань.

Обычно в периоды затворничества в монашеских обителях собирались монахи из самых разных мест, неслучай­но все это называлось «собранием [монахов] со всех рек и озер» (цзянхухуэй). Такие собрания способствовали уста­новлению единого чаньского порядка и принципов созерцания, на что и рассчитывал, вероятно, Байчжан, вводя систему монашеского затворничества.

Система затворничества в некоторые периоды могла изменяться, например в ХVII-ХIХ веках отменили летнее затворничество, но затем восстановили. Сегодня, как и предписывал Байчжан, обычно зимнее затворничество посвящено сидячей медитации, а в летний период больше времени уделяется изу­чению сутр и дисциплинарных правил.

Другим новшеством, введенным «Чистыми правилами», была система учета странствующих монахов, называемая «умиротворенные таблички» (аньданъ). Как уже говорилось, многие монахи в основном странствовали (они именовались «монахами-странниками» — даньго сэн) и приходили в монастырь лишь в определенный период, обычно в весеннюю распутицу или зимние холода. Каждый странствующий монах должен был обладать специальной биркой (да, или дань), где было написано его имя (сегодня они заменены особыми удостоверениями).

Придя в обитель и совершив ритуал, монах вешал бирку на отведенное место, что и символизировало его присоединение к общине монастыря. Такие монахи не считались еще полноправными членами общины и не участвовали во всех ее делах, им обычно предоставляли особое помещение для странников, называемое либо «залом странников» (даньго сэнтан), либо «залом облаков и вод» (шаныиуй тан) [1].

Если монашеская бирка уже долго висела на доске, то считалось, что монах узнал основные правила местной общины, и его допускали в медитационный зал (чань тан), — он уже считался членом «чистой паствы» [2].

Традиционно чаньские монастыри принимали таких странствующих монахов с апреля, зимой же странноприютные залы запирались. Община же начинала собираться с 16 января по 15 июля, зимний период жизни общины начинался с 15 октября и продолжался по январь. Кроме того, велся учет монахов по возрасту (суй цзи) (сегодня такая отчетность составляется каждый месяц).

Третьей частью монашеских уложений становится система распределения обязанностей, называемая «обязан­ности с великой просьбой» (да цин чжи). Распределению обязанностей в чаньских монастырях уделяется особое внимание, неслучайно чаньские общины считались самыми организованными монашескими братствами в Китае, причем монастырские обязанности должен нести каждый член «чистой паствы».

Распределение обязанностей возоб­новляется каждый год с 16 августа. Первые полмесяца проверяются монашеские бирки как вновь пришедших, так и постоянно живущих в обители монахов, то есть ведется «переучет» монахов. Затем назначаются помощники настоятеля, отвечающие за соблюдение правил и быт монахов (кит. Вэйна, санскр. Кармадана), а также ответственные за залы монашеских собраний, медитационные залы, странноприютные и другие помещения, называемые ши сянь — «руководители делами».

Особым почетом считается отвечать за медитационные залы — вновь назначенные, вступая в эту должность, совершают сложный ритуал.

15 октября руководители залов и вэйна совершают ритуал передачи табличек с именами монахов руководителю общины или настоятелю (чжу ши). Ритуал называется «вручение бирок», или «приклеивание бирок» (те дань). На бирке в верхней строке пишется должность монаха в монастыре, а внизу — его монашеское, или «дхарменное», имя (фамин).

Старший монах читает проповедь и лично вручает бирку старшему помощнику, «восседающему впереди всех» (шоу цзо), другим же монахам бирки вручает вэйна. Этот ритуал завершает вступление монаха в члены общины конкретного чаньского монастыря.

Как уже отмечалось, чаньские общины большое внимание уделяли практическим делам. В связи с этим особое ритуальное значение приписывалось хозяйственным работам, что символически отражено в самом названии хо­зяйственных работ — пуцин, то есть «всеобщее очищение». Подметание монастырского двора ассоциировалось с очи­щением собственного сердца от мирской пыли.

Начало традиции пуцина было заложено еще в VII веке, такие ра­боты существовали, вероятно, в общинах и Хуэйнэна, и Мацзу. Несомненно, что пуцин практиковался в общинах Байчжана, Линь Цзи и более поздних чаньских братствах.

Сам характер хозяйственных работ мог быть различным: во всех монастырях прибирался двор, собирались опавшие листья, ремонтировались стены и постройки, нередко высаживались некоторые овощи, например морковь и капуста. Монахи собирали дрова для очага, плели корзины, сушили соломенные маты, очищали русло ручьев, что питали монастырь водой. В пуцине должны были участвовать все монахи, кроме больных и стариков.

Традиция пуцина стала едва ли не «визитной карточкой» чаньских общин, поскольку другие буддийские школы решительно не признавали работу на земле, а монахи жили лишь подаянием. Байчжан и его последователи отказались от подаяния как основного источника средств на жизнь, и чаньские общины обычно сами выращивали все необходимое.

Характер пуцина со временем менялся. Если в раннем чань-буддизме пуцин представлял собой действительно серьезную каждодневную работу (здесь достаточно вспомнить знаменитый принцип Байчжана «день без работы — день без еды»), то позже трудовой энтузиазм ослабевает. Пуцин стал ограничиваться лишь нетяжелыми работами по благоустройству монастыря, благо императорский двор делал богатые пожертвования чаньским общинам и надоб­ность в обработке земли сошла на нет.

Впрочем, сегодня чаньские общины вернулись к старым традициям Байчжана, и не только выращивают овощи, но даже открывают при монастырях небольшие ткацкие фабрики и кустарное производство.

Немало внимания «Чистые правила» уделяли системе наказаний провинившихся монахов. Обычно их изгоняли из общины, иногда наносили несколько ритуальных ударов монашеским посохом. Изгнанный должен был выйти не из центральных ворот монастыря, но из небольшой боковой двери, поскольку перед центральными воротами (так называемые «горные врата») всегда ставится статуя Будды, а монах уже не достоин проходить перед ней.

Очевидно, что дисциплина в ранних чаньских общинах была крайне суровой. Ранний вариант правил Байчжана преду­сматривал два типа наказаний: тяжелые и легкие. При суровом наказании община побивала провинившегося и из­гоняла его. В случае легкого наказания монах штрафовался деньгами, благовонными свечами, ароматизированными маслами и т. д.

Устав Байчжана во всех его редакциях подробно расписывал ритуальную жизнь общины, уделяя при этом много внимания, например, системе боя в колокольцы и барабаны. Практически вся жизнь чаньской общины проходит под определенным образом ритмизированные звоны в колокольцы, барабаны, деревянную рыбку, — под такие удары монахи входят в молельный зал, приступают к трапезе, молитве и медитации [168, 348-352].

Несколько упрощается и сам вид чаньских монастырей. Характерной особенностью именно чаньских обителей явилось то, что в них не возводился основной буддийский зал (фо дяо) (обычно огромное сооружение), но существовал лишь «зал дхармы» (фа тин), где помещались изображения Будды, бодхисаттв и архатов, а также читались проповеди. Самым большим помещением дзэнских монастырей является зал для медитации, или «зал размышлений» (чаньтан).

В чаньтане царит дух покоя, какой-то особой внешней медлительности, подчиненной духовному поиску. Обычно монахи восседают на небольшой платформе (тан), приподнятой на несколько сантиметров над общим уровнем пола. Если одни медитационные залы (например зал Шаолиньского монастыря, залы школы Цаодун) бывают заставлены многочисленными древними фигурами буддийских святых, архатов и Будд золотисто-красного цвета, то другие залы (например, школы Линь Цзи) наоборот весьма скромны на вид.

Но всегда в одном конце зала возвышается фигура особо почитаемого святого, в большинстве случаев это Авалокитешвара — бодхисаттва милосердия и внутреннего могущества.

Примечательно, что до IX века никаких сравнительно строгих уложений монастырской жизни не существовало, были лишь общие и довольно разрозненные предписания неких норм поведения для буддистов. Создание устава, по сути, является оформлением общины в отдельную монастырскую школу.

В качестве примера традиционных чаньских правил приведем расписание жизни в современном монастыре Шаолинь: подъем — 5.00, утренняя тренировка — 5.15, утренние лекции — 6.40, завтрак — 7.45, хозяйственные ра­боты — 9.00, обед — 11.30, дневной отдых — 12.40, самоподготовка — 14.00, лекции и проповеди — 17.10, ужин — 18.50, тренировка ушу — 21.00, отход ко сну — 23.10.

Из устава Байчжана вытекают пять основных правил чаньской жизни, которым вплоть до сегодняшнего дня подчинено существование монахов: «жизнь в смирении», «жизнь в труде», «жизнь в служении», «жизнь в молитве и благодарности», «жизнь в медитации».

«Жизнь в труде» предусматривает постоянные физические работы, в частности, пуцин. Каждый чаньский монах помимо общей буддийской практики выполняет четко закрепленные за ним хозяйственные и ритуальные обязан­ности — это и есть «жизнь в служении».

Понятие «жизнь в смирении» означает то основное состояние духа, которое должен иметь всякий монах, независимо от уровня его посвящения или внутреннего совершенства. И новички, и старшие монахи должны быть скромны, смиренны и нестяжательны.

Важнейшим проявлением «жизни в смирении» становится принцип «нищенствующего в духе», эта доктрина нестяжания материальных благ и предельной скромности в жизни зародилась еще в школах наставников Ланкаватары. До сих пор монахи могут иметь лишь два одеяния (одно — повседневное, второе — ритуальное), пару тапочек, четки и другой нехитрый скарб, который можно уложить в монашескую наплечную сумку (впрочем, сегодня этот принцип нередко нарушается).

Первоначально чаньские монахи спали на травяных подстилках или соломенных матах, в современных же монашеских кельях располагаются две кушетки или двухъярусные нары на четырех человек. Напротив входа — небольшой алтарь, где стоят изображения Бодхидхармы и нынешнего настоятеля монастыря, которым монах совершает поклонение утром и вечером.

Считается, что весь скарб в келье — метелки, корзинки и т. д. — принадлежит не самому монаху, но всей монастырской общине.

Скромность и нестяжательство чаньские монахи должны проявлять во всем, и это позволяет обратить их мысли именно на высшую Мудрость, а не на соблазны и блага мира. Но и в этом не следует переусердствовать и сводить дзэнскую жизнь к аскетизму — и здесь первым принципом должна являться естественность и адекватность окружающему миру.

Быть изможденным аскетом, например, также противоестественно, как и человеком, не соблюдающим даже в малой мере дисциплины тела и сознания. В питании следует быть воздержанным: обед обычно включает в себя рис с бобами или ячменем, который подается в больших котлах, и соленые приправы из трав.

Перед приемом пищи все рассаживаются за длинными столами так, чтобы лицо было обращено на статую бодхисаттвы, что возвышается в конце трапезной, затем читают молитвы и лишь после этого приступают к еде.

Обычно чаньские монахи едят два раза в день, что воспроизводит традицию, заложенную еще Буддой, когда он жил в Индии. В любом случае надо уйти от наслаждения вкусом пищи и рассматривать ее лишь как необходимое средство для поддержания сил, чтобы в конечном счете иметь возможность достичь просветления.

Истощение также вредно, как и переедание. Для этого в дзэнских монастырях следует к тому же перед едой медитировать на ряд особых тем, например: «Действительно ли я ценю эти подаяния Будды?», «Я должен серьезно задуматься над своими собственными добродетелями», «Я должен уйти от искушения жадностью и других грехов», «Пища принимается как лечебное средство для того, чтобы сделать мое тело здоровым и сильным», «Я принимаю эту пищу лишь с тем, чтобы иметь возможность превратить себя во вместилище истины».

Практически все эти правила сложились к моменту окончательного формирования чаньской школы, то есть к IX веку, хотя, разумеется, они в дальнейшем значительно трансформировались. Тем не менее очевидно, что Чань, несмотря на свой кажущийся эпатаж и либерализм, придавал колоссальное значение именно дисциплинарным правилам.

Время реального эпатажа, характерное для школы Мацзу и частично Линь Цзи, быстро проходит, и Чань наряду с изяществом форм обретает классическую солидность и строгость традиционных монастырских школ.
Буддизм / Дзен
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Жизнь в чаньском монастыре

Кризис человечества

Состояние цивилизации Автор опускает пространные описания современного кризиса...
Журнал

Код да Винчи

Британское Католическое агентство в поддержку евангелизации (CASE) создало сайт...
Журнал

Степень закалки

Чтобы правильно назначить холодовую нагрузку, нужно знать степень закаленности...
Журнал

Роды. Действия мужа

Сейчас все больше и больше родителей хотят быть вместе во время родов. Прошли те...
Журнал

Масло лимона

Все знают, как выглядит лимон, а вот дерево, на котором растёт и созревает этот...
Журнал

Индийская цивилизация

Два потока: один - чувств, а другой - умственный, один - формы, а другой - мысли...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Интересная мотивация полюбить полезное чтение
Почувствуйте себя хорошими