Жанр фантастика

Фантастическое - древнейший компонент человеческой культуры. С тех пор, как человечество начало осознавать себя, в жизнь людей постоянно вошла фантастика. Еще в древности, когда стали появляться зачатки религии, когда человек начал приписывать окружающему его миру новые качества он призвал на помощь свою фантазию.
Жанр фантастика
Позволю себе еще одну довольно необычную цитату. Фридрих Энгельс писал: “... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внеземных сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных... ”

“Статья «Боги и демоны» в самой на сегодняшний день полной и авторитетной англоязычной «Энциклопедии научной фантастики» (вышедшей в 1979 году. Под редакцией Питера Никколса) открывается примечательной репликой: «Интерес к религии обнаружился у научной фантастики с самого ее зарождения, однако росту числа фантастических произведений о богах способствовал не он.

Причиной была отчасти мания величия. Три основных отличительных качества божества оказались неотвратимо притягательны для писателей-фантастов: всезнание, всемогущество и дар творения жизни, Или даже целых миров. Чем иным, как не последним, пусть только на словах, занимались фантасты все это время?»

Впрочем, не только эта, но и многие другие энциклопедии и справочники начинают разговор об интересующем нас сюжете с такого приблизительно пассажа; нет ничего более отдаленного от научной фантастики, нежели религия — но это только на первый взгляд...

И далее обычно следует убедительная обойма примеров, долженствующих свидетельствовать как раз об обратном: нет ничего ближе. ” (В. Гаков, “Мудрая ересь фантастики”)

Во времена язычества, например, люди наделяли части природы и окружающие их предметы быта качествами, которые как-бы оживляли эти предметы, делали их одухотворенными, живыми. В те времена люди “оживляли” все подряд: молнию, огонь, лес, озеро, реку и т. д. Именно тогда, когда несуществующие духи завладели умами и воображением людей, и появилась фантастика.

Вернее, ее зачатки. Это была еще не фантастика, а религия, пантеизм, язычество. Люди начали думать о загробной жизни, о будущем...

В Древнем Египте вся культура была основана на том фантастическом допущении, что земное существование человека — это всего лишь подготовка к будущей жизни после смерти. Египтяне считали, что душа человека, во время сна отделяется от тела и летает по миру. После смерти человека его душа некоторое время живет в его посмертном портрете.

Чтобы душа не ошиблась и не промахнулась, портрет должен быть обязательно точной копией оригинала. Именно так появился знаменитый портрет царицы Нефертити. Портреты изготовлялись из мягкого песчаника, а в глаза вставляли кусочки слюды. Портрет выглядел как живой.

Мифология Древней Греции по сути своей — фантастика. Судите сами.

“Вначале существовал вечный безграничный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли — Гея... ” (А. Кун “Мифы и легенды Древней Греции”).

Кентавр Харон и трехглавый пес Цербер, Медуза Горгона и козлоногий Пан — вот только некоторые фантастические персонажи, населяющие древнегреческие мифы. Горгульи и химеры — постоянные жители экстерьера средневековых соборов.

Мифология и религия, неся в себе элементы фантастического, явились основой для создания таких великих произведений искусства, как пирамиды в долине Гизе, храм Парфенон в Афинах и собор Парижской Богоматери в Париже.

Народное творчество всех стран кишит фантастическими персонажами и существами: тролли и валькирии, драконы и русалки, гномы и орки, ведьмы и колдуны населяют сказочные истории народов мира.

У нас, русских, тоже немало добрых сказок со множеством загадочных персонажей, даже домовые по сей день “живут” в наших квартирах и водят дружбу с кошками.

Все эти легенды и поверья наряду с техническими и научными чудесами создали, наконец, фантастику.

Так что же такое фантастика?
Фантастика — в переводе с греческого означает “искусство воображать, форма отображения действительности, окружающего мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ним картина Вселенной. Может выражать своеобразное миросозерцание художника и целой эпохи”.

Научная фантастика как жанр в искусстве появилась в начале XX века. Литературоведы считают, что полное оформление научной фантастики как литературного жанра нужно относить к 20-м годам XX столетия, хотя, конечно, фэны скажут: “Погодите, а Жюль Верн, а Герберт Уэллс?

” Не только они. Были еще Мэри Шелли, Роберт Стивенсон, Марк Твен, Джонатан Свифт, Франсуа Рабле, Льюис Кэрролл, Брэм Стокер, Артур Конан Дойль и Эдгар По.

То были первые ласточки выделения научной фантастики в особое направление в литературе, в отдельный жанр.

Кстати, сам по себе термин "фантастика" ввел французский критик Шарль Нодье в 1830г в статье "О фантастическом в литературе".

Окончательное оформление жанра действительно приходится на двадцатые годы двадцатого века, когда Хьюго Гернсбек впервые начал выпускать специализированные журналы, публиковавшие только фантастические и мистические истории. Кроме того, его постоянная колонка, посвященная читательским письмам, сыграла чуть ли не решающую роль в становлении фэндома в США.

Немец-эмигрант, изобретатель и издатель, Гернсбек начал свою издательскую деятельность в фантастике с основания журнала “Amazing Stories”, который, впрочем, просуществовал совсем недолго. Потом он выпускал другие журналы, и по сей день Хьюго Гернсбек считается отцом-основателем жанра НФ (премия “Хьюго” названа в его честь).

В 1937 году в одном из фантастичесих журналов появился новый редактор - Джон Кэмпбелл. Именно он стал той личностью, которая, оставаясь в тени, направляла, помогала и поучала молодых авторов только что рожденного жанра. Он открыл многие имена, теперь сияющие на фантастическом Олимпе. Говорят, он даже дарил свои идеи таким авторам, как Роберт Хайнлайн, Альфред Ван-Вогт и Айзек Азимов.

Джон Кэмпбелл был редактором журнала “Astouding Science Fiction” (“Analog”) 35 лет. И это время известно нам как “Золотой век” фантастики. За эти годы он и сам написал немало хороших произведений, как под своим именем, так и под псевдонимом.

Когда Человечество, наконец, взглянуло в сторону космоса и ученые начали вести космические исследования, фантастика тоже обратила свое внимание в звездные дали. Именно тогда появились “Марсианские хроники” Рэя Брэдбери, “Гражданин Галактики” и “Имею скафандр - готов путешествовать” Роберта Хайнлайна, “Пресадочная станция” Клиффорда Саймака, “Врата” Фредерика Пола и многие другие известные произведения.

Постепенно люди поняли, что космос — это не место для человечества, что путь к звездам не будет легким и просто так, на прогулку, мы туда вряд ли сможем отправиться. Космическая тема постепенно перестала занимать умы писателей и читателей. В это время в Европе появилась литература экзистенциализма, которая повлияла и на тематику фантастических произведений.

И в 60-х годах на фантастический Олимп пришла “новая волна”.

“Когда-то кто-то сказал, что приход каждого нового поколения чем-то напоминает вторжение орды варваров. К научной фантастике это применимо не в последнюю очередь, ибо в ее радиоактивной теплице чуть ли не через каждые пять лет вызревают новые поколения, с порога заявляющие, что только они знают, как и о чем стоит писать.

Старательный исследователь может проследить эти волны вплоть до положившей всему начало банды Хьюго Гернсбека из ученых и инженеров... ” (М. Суэнвик).

Если раньше писатели не интересовались психологией своих героев, представляя, например, телепата, совершенно не отличающимся психологически от обычного человека, то теперь фантастическая литература рассматривала того же телепата, как человека с совершенно иной психикой и мировоззрением.

Появились такие авторы, как Альфред Бестер, Самюэл Дилени, Харлан Эллисон и многие другие. Они ломали табу на описание сексуальных сцен, расизм, жестокость.

В восьмидесятых годах появилось новое поколение писателей, которых условно назвали постмодернистами. Но их лагерь был неоднороден. Постмодернисты:

гуманисты — Конни Уиллис, К. С. Робинсон, Джон Кессел, Скотт Рассел Сандерс, Картер Шольц, Джеймс Патрик Келли; “Пишут грамотно, порой даже черезчур литературно, внимание свое сосредотачивают на психологии персонажей — почему-то сплошь рефлексирующих и склонных к ошибкам, возможности же фантастики используют для исследования больших философских проблем, иногда религиозных по своей природе”. (Майкл Суэнвик)

киберпанки — Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Грег Бир, Руди Ракер, Пат Кэдиган. “Для их фантастики характерны описания мира будущего, основанного на высоких технологиях и широком применении компьютеров, чрезвычайно плотная, “сбитая” проза и близость к панковским взглядам, включая антагонизм к любым властям и яркие, изобретательные детали. ” (М. Суэнвик)

С возникновением компьютеров и глобальной сети интернет возникло новое направление и в фантастике — киберпанк. Как всегда, литература опередила науку.

Само слово киберпанк изобрел писатель Брюс Бетке, он назвал так свой рассказ 1983 года, опубликованный в альманахе “Amazing Stories”.

В 1984 году вышел роман Уильяма Гибсона “Нейромант”, который считается классическим произведением киберпанка и основополагающим произведение, а сам Уильям Гибсон - это гуру киберпанка. Киберпанк - это произведение о будущем, в котором царит всеобщая информационная сеть. Человеческое тело в этих условиях изменяется, причем разными способами - механическими, с помощью наркотиков и генной инженерии.

Центральная концепция любого произведения в жанре киберпанка - это концепция виртуальной реальности. Сознание в этом мире может существовать отдельно от тела и сама реальность может предствалять собой порождение какого-либо сознания. Слово “киберпанк” состоит из двух корней - первая половина - “кибер” - понятна, а “панк” - это слово происходит из молодежной рок-н-ролльной культуры 70х годов и означает все молодое, агрессивное, враждебное эстаблешменту.

Панк это отказ от иллюзий и срывание масок, отказ от иллюзий и срывание масок - основа сюжета большинства произведений киберпанка если говорить о фильмах, то это и “Блейд раннер”, в котором Рик Декард мучительно избавляется от иллюзий, и “Матрица” - один из последних произведений этого жанра.

Современная же фантастика вернулась, как и все, на круги своя. Научные достижения последних лет позволили ученым и медикам гораздо больше узнать о человеке, его теле и его возможностях. Это вернуло фантастику с заоблачных высот на Землю. До сих пор творят такие авторы-гуманисты, как Джордж Мартин и Конни Уиллис.

Все штампы уже написаны, все технические открытия сделаны, остается только идти в глубь человека, в глубь человеческого общества. Психология. Отслось только использовать открытия “Золотого века” и “новой волны”.

Авторы экспериментируют в области лингвистики, стиля, смешивают все направления, темы, сюжеты. Ничего нового не открывают в технике, науке, но экспериментируют в психологии, этике, философии.

Н. Макралова

Отечественная НФ.

Фантастическая проза XIX века существовала в берегах общего литературного процесса. "Прикладной статус" сохраняется за НФ очень долго, вплоть до первых десятилетий XX века. И только в 1920-х гг. отечественная НФ переживает бурный взлет.

В этот период фантастику рассматривали в основном в рамках популяризации научных знаний. Подобный взгляд был распространён и в 50-60-е гг., когда в НФ-произведениях оценивалась в первую очередь оригинальность научной гипотезы.

В 1930-е гг. начинают закручивать гайки. Фантастика надолго исчезает из нашей литературы, подменяемая производственным романом о "фантастических" достижениях советского государства в области сельского хозяйства и повествованиями о сокрушительных победах Красной Армии в грядущей войне.

Складывается сюрреалистическая ситуация: НФ-романы не издаются (за исключением отд. Произв. А. Беляева и пухлых романов Г. Адамова), зато продолжают публиковаться критические статьи о перспективах фантастической литературы в условиях социалистического строительства.

В 40-50-х гг. правит бал концепция т. н. "ближнего прицела". Фантастику в очередной раз пытаются загнать в рамки соцреалистической идеологии. НФ - в упадке (в отл. От англо-американской - А. Н.)

Однако настал и на нашей улице праздник. Появление з 1957-м романа И. А. Ефремова "Туманность Андромеды" символизировало наступление оттепели в отечественной НФ. Уже в следующем, 1958 году состоялось I Всесоюзное совещание писателей-фантастов.

НФ берёт курс на человековедение (здесь вновь, как в 20-е гг., хорошо выдерживается аналогия с развитием заокеанской фантастики, где "новая волна" набирает силу примерно в это же время - А. Н.)

В отечественной фантастике не было новой волны, здесь царил застой - тиражировались старые штампы человека коммунистического. Но тем не менее можно отметить такие имена, как Стругацкие, Булычев, Колупаев, Биленкин, Щербаков, Грешнов, Гансовский, Панасенко, Крапивин, Гуревич, Корабельников.

В 1970-е гг. происходит искусственно вызванный упадок НФ, порождённый не внутренними причинами, а политикой Госкомиздата. А в начале 1980-х годов в отечественной фантастике складывается ''ситуация 37-го года" - её, фантастику, в очередной раз пытаются запретить. Невесёлое время...

Закрываются КЛФ, разгоняются редакции НФ, начинаются бесконечные разбирательства по линии КГБ, ЦК ВЛКСМ и обкомов партии... Но не бывает вечных кризисов, и этот тоже благополучно скончался - правда, предварительно попортив любителям фантастики немало крови.

С падением "железного занавеса" и развалом СССР произошли новые перемены - сначала в издании переводной фантастики, а затем фантастики отечественной - которым мы были свидетелями лично. Как сказано у Б. Олдисса (совершенно по другому поводу): мы - "поколение, достигшее цели".

А. Нейтак
Литература / Фантастика
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Жанр фантастика

Кабала - Тело и душа

ТРИ ТЕОРИИ ТЕЛА И ДУШИ Все теории тела и души, распространенные в мире, можно...
Журнал

Ашрам Ошо

Последний раз я сдавала анализы на СПИД в Багдаде согласно приказу Саддама...
Журнал

Махаяна. Хинаяна. Пять Накоплений Захваченностей

Прежде всего я показал вам, что процесс духовной йогической практики в Махаяне...
Журнал

Карма. Хорошая и плохая карма. Методы очищения кармы

"Четыре правильных усилия". Сегодня я расскажу о системе практики под названием...
Журнал

Фантастика и эзотерика

Художественная литература, в частности фантастика и фентези, считается вымыслом...
Магия

Комедия или драма? Выбираем жанр своей жизни

«В жизни нужно играть только главные роли!» – именно это высказывание...
Психология

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Три основания честной философии
Душа. Как войти в ее пространство?