Языки мира

Интернет

Языки мира Языки мира - языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). К наиболее распространенным Я. М. принадлежат (считая в числе говорящих и тех, для кого данный язык является вторым языком межнационального и международного общения) (млн. чел., 1985): китайский (св.

1000), английский (420), хинди и близкий ему урду (320), испанский (300), русский (250), индонезийский (170), арабский (170), бенгальский (170), португальский (150), японский (120), немецкий (100), французский (100), панджаби (82), итальянский (70), корейский (65), телугу (63), маратхи (57), тамильский (52), украинский (45). Все Я. М. делятся по родственным связям на языковые семьи, каждая из них происходит из группы близких друг к другу диалектов, которые в древности были диалектами одного языка или входили в один языковой союз (группу территориально близких языков, обладающих совокупностью общих черт); см. Генеалогическая классификация языков.

Наиболее изученной является индоевропейская семья языков (см. Индоевропейские языки), происходящая из группы близкородственных диалектов, носители которых в 3-м тыс. до н. э. начали распространяться в Передней Азии к югу Сев. Причерноморья и Прикаспийской обл. По письменным памятникам 2-го тыс. до н. э. известны исчезнувшие позднее индоевропейские языки М. Азии - клинописный хеттский, к которому близок позднейший лидийский (в античное время), и др. анатолийские - палайский н клинописный лувийский, продолжением которого в 1-м тыс. до н. э. был иероглифический лувийский и (в античное время) ликийский.

Со 2-го тыс. до н. э. по письменным текстам известен также один из диалектов древнегреческого языка, на котором были составлены критомикенские тексты линейного письма Б. Носители близких к греческому арийских (индоиранских) индоевропейских диалектов во 2-м тыс. до н. э. уже обитали на Ближнем Востоке, о чем свидетельствуют месопотамские арийские слова и имена в переднеазиатских письменных памятниках.

К древним диалектам арийских племен восходят современные нуристанские (кафирские) языки в Нуристане (область Афганистана), занимающие промежуточное положение между двумя основными группами арийских языков: индоарийской и иранской.

Ранние тексты на др. -инд. Яз. Были сложены еще в кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до в. э. Из др. -индийского, лит. Форма которого - санскрит - до наст, времени используется в Индии, развились ср. -инд. Языки (пракриты), а из этих последних - новоиндийские: хинди, урду, бенгальский, маратхи, панджаби, раджастхани, гуджарати, ория (или одри, уткали) и др. К др. -инд.

Яз. Очень близки др. -иран. Языки 1-го тыс. до н. э. - др. -персидский, известный по небольшому числу слов, мидийский и авестийский (язык "Авесты"), а также позднейшие скифские и сарматские диалекты Сев. Причерноморья. С последними исторически связаны вост. ср. -иран. Языки - согдийский (являвшийся языком общения народов Ср. Азии), хотаносакский, бактрийский, хорезмийский, известные по памятникам на протяжении более чем тысячелетия.

К западным ср. -иран. Языкам относятся ср. -персидский (или пехлеви) и парфянский. К новоиранским языкам принадлежат западные - персидский, или фарси, таджикский, курдский, белуджский, татский, талышский и др., восточные - дари, пушту, или афганский, осетинский (исторически связанный с вост. -иран. Скифским языком), памирские (в т. ч. ваханский, шугнанский и др.), ягнобский (являющийся продолжением согдийского).

Начиная с 1-го тыс. до н. э. известны памятники некоторых западных индоевропейских языков, в т. ч. италийских; этим общим термином объединяют известные по немногочисленным письменным памятникам оскско-умбрские языки и латинский язык, относившийся вместе с фалискским языком к латино-фалискской группе (к этой последней был близок и венетский язык). Латинский язык сохраняется в употреблении как язык католической церкви.

После распада Римской империи из диалектов латинского языка развились романские языки: испанский, португальский и близкий к нему галисийский, каталанский, французский, окситанский, или провансальский, ретороманские, итальянский, сардский (сардинский), вымерший в кон. 19 в. далматинский и румынский, а также другие близкие к нему балканороманские языки и диалекты.

К италийским языкам близки кельтские, включающие галльскую подгруппу (мертвый галльский язык), гойдельскую подгруппу, к которой относится ирландский язык (имеющий древние памятники начиная с раннего средневековья), шотландский язык, мэнский яз. (на о. Мэн), и британскую подгруппу, к которой принадлежит бретонский яз. (известный по глоссам с 8 в. и по лит. Текстам с 14 в.), уэльский, или валлийский, и вымерший корнский; сохранились также немногочисленные древние надписи на иберийском кельтском (кельтиберском) языке в Испании.

К западной группе древних индоевропейских языков помимо италийских и кельтских относятся мертвые языки иллирийской группы (в которой выделяют собственно иллирийский язык и мессапский), а также германские языки, делящиеся на 3 подгруппы: вост. -германскую - мертвый готский язык; сев. -германскую, или скандинавскую, - шведский, датский, норвежский, исландский; зап. -германскую - английский и близкий к нему фризский, фламандский, нидерландский, африкаанс (бурский), немецкий, идиш.

Между западными индоевропейскими языками (кельтские, италийские, германские и иллирийские) и восточными (арийско-греческо-армянская группа), к которым относились арийские, греческий и армянский (известный по древним текстам на грабаре с 5 в. н. э.), промежуточное положение занимали балто-славянские языки. Балто-славянские языки делятся на особенно близкие к зап. -индоевропейским балтийские - зап. -балтийские (мертвый прусский язык и некоторые другие диалекты, известные по отдельным словам) и вост. -балтийские (литовский и латышский) - и славянские.

К славянским относятся вост. -славянские - русский, украинский и белорусский, зап. -славянские - чешский, словацкий, польский, лужицкие и мертвый полабский [в бассейне р. Эльбы (Лабы) ], и юж. -славянские - старославянский (на котором основаны несколько вариантов, или изводов, церковно-славянского языка, остающихся в употреблении в качестве церк. Языка), македонский, болгарский, сербскохорватский, словенский.

К древним индоевропейским языкам, занимавшим некогда промежуточное положение между восточными и западными языками, относились также мертвые тохарские языки (памятники 5-8 вв. н. э., найденные в Центр. Азии), по многим данным объединяющиеся с анатолийскими языками. Многие мертвые индоевропейские языки известны лишь по очень скудным данным: фригийский, известный по надписям, найденным в М. Азии, куда фригийцы ок.

12 в. до н. э. переселились с Балканского п-ова; фракийский на Балканах, связываемый - как и иллирийский - с современным албанским; др. -македонский, близкий к греческому; филистимский, сближаемый с индоевропейским догреческим (или пеласгским); язык лепонтских надписей в Сев. Италии, близкий к кельтским; лигурский язык. И т. п.

К афразийской (афро-азиатской, или семито-хамитской) макросемье языков (см. Афразийские языки) принадлежат семитские, др. -египетский (и его продолжение - коптский), берберо-ливийские, кушитские [сомали, оромо (галла) и др.; часть кушитских языков иногда выделяется в особую омотскую подгруппу афразийских языков], чадские (среди которых наиболее распространенный язык - хауса). Семит ветвь состоит из 5 групп, к-рые можно было бы объединить в 2 осн.

Группы: восточную и западную, в свою очередь подразделяемые на северную и южную группы. Восточные (сев. -восточные, или сев. -периферийные) семитские языки представлены мертвым аккадским языком Аккада, Ассирии и Вавилона. Северная (или сев. -центральная) группа зап. -семитских языков включает ханаанейские языки и арамейские языки (диалекты). К ханаанейской подгруппе относятся мертвые эблаитский, или староханаанский (древнейшие памятники которого, найденные в 1974-1979 на С. Сирии в древнем г. Эбла, относятся ко 2-й пол.

3-го тыс. до н. э. и обнаруживают значит. Сходство с аккадским), финикийский (финикийско-пунический; язык Финикии и финикийских поселений в Средиземном м., в т. ч. Карфагена, где употреблялся финикийско-пунический язык) и моавитский языки, а также древнееврейский язык и его современная форма - иврит. К ханаанейской подгруппе примыкает угаритский язык текстов 15-14 вв. до н. э. из Рас-Шамра (древний Угарит), но этот язык, как отчасти и эблаитский, близкий к угаритскому, занимал особое промежуточное место между западными и восточными семитскими языками.

К арамейской подгруппе принадлежит арамейский язык, бывший в начале н. э. наиболее распространенным языком Ближнего Востока, но позднее почти полностью вытесненный арабским; с вост. -арамейскими диалектами исторически связан ассирийский (айсорский) яз. К юго-западным семитским языкам можно отнести 3 подгруппы: южно-центральную - арабский, южно-аравийскую и близкую к ним эфиосемитскую (наиболее распространенный из эфиосемитских языков - амхарский).

В картвельскую (южно-кавказскую) группу языков (см. Картвельские языки) входят грузинский, мегрельский, объединяемый вместе с лазским (чанским) в занскую подгруппу, и сванский. Предполагалось, что картвельские языки родственны сев. -кавказским и образуют вместе с ними кавказскую (или иберийско-кавказскую) семью, но эта гипотеза не доказана; многие из тех общих слов и форм, на которых она основывается, могут объясняться последующим вхождением в один кавказский языковой союз.

Кавказские (иберийско-кавказские) языки иногда объединяются с баскским языком (в Испании и Южной Франции) в эускаро-кавказскую семью, но родство баскского с кавказскими еще не подтверждено.

Финно-угорские (или угро-финские) языки делятся на 2 основные подгруппы: финскую и угорскую. К угорской подгруппе принадлежат обско-угорские языки Зап. Сибири - хантыйский (остяцкий) и мансийский (вогульский), а также венгерский, носители которого уже в 1-м тыс. н. э. переселились далеко на запад и поэтому оказались отделенными огромным пространством от носителей обско-угорских языков.

Финская подгруппа включает пермские языки - коми-пермяцкий, коми-зырянский и удмуртский (вотяцкий) и прибалтийско-финно-волжские, к которым можно отнести вместе волжские - мордовские (эрзя-мордовский и мокша-мордовский), марийские (луговой марийский и горный марийский), а также саамский (2 диалекта в Мурманской области СССР и скандинавских странах) и прибалтийско-финские - финский, эстонский и ряд менее распространенных языков.

Финно-угорская семья языков родственна самодийским языкам Крайнего Севера СССР (ненецкому, энецкому, исчезающему нганасанскому, или тавгийскому, селькупскому), вместе с которыми она объединяется в уральскую (финно-угро-самодийскую) семью. С уральскими языками сближается исчезающий юкагирский (на С. Сибири).

По мнению некоторых ученых, уральская семья, в свою очередь, входит вместе с алтайскими языками в более обширную урало-алтайскую семью. К алтайской макросемье языков относят тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки; доказывается принадлежность к алтайской семье и корейского языка, а также японского, образующего особо тесное единство с корейским внутри алтайских.

Внутри алтайской макросемьи особенно тесные связи обнаруживаются между тюркскими языками и монгольскими; из тюркских языков к монгольским ближе всего чувашский, в известных отношениях обнаруживающий особую архаичность.

Тюркские языки (в соответствии с уточненной классификацией А. Н. Самойловича) включают группы: 1) булгарскую, к которой принадлежит чувашский язык; 2) юго-западную, включающую турецкий, азербайджанский, туркменский языки и некоторые др.; 3) сев. -западную, к которой относятся татарский, казахский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, каракалпакский языки, а также киргизский, объединяемый вместе с алтайским в особую киргизско-кыпчакскую группу; 4) юго-восточную, включающую узбекский (без некоторых его кыпчакских диалектов, выделяемых и особую группу) и совр.

Уйгурский; 5) сев. -восточную, к которой принадлежит якутский и ряд др. языков Сибири и Алтая, а также мертвые тюркские языки с наиболее древними памятниками [др. -уйгурский (др. -тюркский) и язык енисейско-орхонской письменности]. К совр. Монгольским языкам относятся бурятский, собственно монгольский, могольский в Афганистане, дагурский в Сев. -Вост. Китае, монгорский в Китае (в р-не оз. Кукунор).

К тунгусо-маньчжурским языкам относится постепенно выходящий из употребления маньчжурский язык, эвенкийский, близкий к нему эвенский и ряд др. языков и диалектов Вост. Сибири и Д. Востока.

Японский язык близко родствен рюкюскому (на о-вах Рюкю). Однако место среди семей Я. М. японского и рюкюского языков, имеющих общие черты не только с алтайскими, но также и с малайско-полинезийскими языками, остается еще недостаточно ясным.

Значительная часть населения Индии (гл. обр. На юге страны) говорит на языках дравидийской семьи (см. Дравидийские языки), к которой принадлежат тамильский, близкие к нему малаялам и каннада, а также языки телугу, куй, гонди, брахуи (на С. -З. Индии) и др. Согласно дешифровке текстов коротких надписей протоиндской культуры 3-го тыс. до н. э., осуществленной советскими, финскими и американскими исследователями, они написаны на языке, близком к прадравидийскому (или общедравидийскому).

Убедительно доказывается многократно высказывавшаяся гипотеза о родстве дравидийских языков с уральскими, а также с мертвым эламским языком - одним из древних языков Передней Азии.

Согласно гипотезе, всего детальнее обоснованной В. М. Иллич-Свитычем, индоевропейские, афразийские, картвельские, уральские, алтайские и дравидийские языки вместе образуют одну ностратическую макросемью (см. Ностратические языки). К той же макросемье (иначе называемой "борейской" или "бореальной") некоторые ученые относят и языки чукотско-камчатской семьи (чукотский, корякский, алюторский, ительменский и др.).

Хотя не исключено, что и некоторые до сих пор не вполне ясные по своим генетическим связям языки Евразии (в частности, по гипотезе Дж. Гринберга, нивхский, айнский, эскимосско-алеутский) могут оказаться входящими в ностратическую ("евразийскую", по Гринбергу) макросемью; всего вероятнее, что значительная часть остальных языков Евразии входила в др. языковые семьи.

В качестве остатка некогда значительно более обширной семьи языков ряд исследователей рассматривает сев. -кавказские языки.

К сев. -кавказским языкам относятся абхазско-адыгские (сев. -зап. -кавказские) и нахско-дагестанские (сев. -вост. -кавказские). К абхазско-адыгской группе (см. Абхазско-адыгские языки) принадлежат абхазский и абазинский, которые можно объединить в абхазско-абазинскую.

Подгруппу, адыгейский и кабардино-черкесский, образующие черкесскую, или адыгскую, подгруппу, и убыхский языки, а также мертвый хаттский язык, известный по клинописным памятникам 2-го тыс. до н. э., обнаруживающий особенно значит. Близость к адыгским языкам.

Нахско-дагестанские языки делятся на нахские, или чечено-ингушские (чеченский, ингушский, бацбийский языки), и дагестанские (ок. 30 горских языков Дагестана), которые включают аваро-андо-цезскую подгруппу (наиболее распространенный язык - аварский), лакско-даргинскую подгруппу (даргинский и лакский языки), лезгино-табасаранскую подгруппу (лезгинский, табасаранский и мн.

Др. языки). К сев. -вост. -кавказским языкам (в особенности к их нахской подгруппе) близки мертвые хурритский (тексты 3-2-го тыс. до н. э. из Сев. Месопотамии, М. Азии и Сев. Сирии) и урартский (1-е тыс. до н. э., гос-во Урарту на территории исторической Армении), образующие хуррито-урартскую подгруппу (к ней гипотетически пробуют отнести и этрусский).

Согласно давно высказывавшемуся предположению, получившему серьезные подтверждения, сев. -кавказская семья языков родственна енисейским языкам, с которыми некогда входила в обширное языковое ("енисейско-северокавказское") единство. Кенисейской семье относится кетский (енисейско-остяцкий), на котором говорят жители нескольких селений в бассейне Енисея, и несколько родственных ему мертвых языков Зап. Сибири (коттский, ассанский и др.).

Енисейские (кетские) языки, по мнению ряда ученых, родственны и тибето-бирманским.

В тибето-бирманскую ветвь китайско-тибетской (или сино-тибетской) семьи языков (единство которой некоторыми учеными ставится под сомнение) (см. Китайско-тибетские языки, Тибето-бирманские языки) входит тибетский язык, обладающий ценнейшими средневековыми памятниками письменности (с 8 в. н. э.), близкородственные ему тибетские диалекты, бирманский язык, письменные памятники которого также восходят к средневековью, и др. лоло-бирманские языки (акха, лису и др.), образующие тесное единство с бирманским.

К тибето-бирманским языкам принадлежит также тангутский язык, многочисленные тексты которого, написанные в средние века, недавно прочитаны. К той же ветви примыкают языки качинской [цзинпо, или качин; Мьянма (быв. Бирма) и Ю. -З. Китай] группы. К тибето-бирманским языкам относятся также группа бодо-гаро (бодо, или боро, и др. - в Ассаме и некоторых др. индийских штатах), включающая языки чинской (куки-чинской) подгруппы, и зап. -гималайская группа (к 3.

От Непала). К китайско-тибетским языкам принадлежит также плохо изученная дзоргайская группа (в Сычуани и Ганьсу и окрестных горах). Предполагается, что к китайскому языку относительно наиболее близок из других китайско-тибетских языков язык лепча (в Сиккиме).

Но тем не менее китайский язык (при наличии существенных слов, общих с тибето-бирманскими) занимает особое место среди всех др. языков китайско-тибетской семьи. Китайский язык по своему словарю настолько отличен от других китайско-тибетских языков, что его отделение от общего языка, от которого происходят все языки этой семьи, можно отнести ко времени не позднее 5-го тыс. до н. э. (письменные тексты на нем - гадательные надписи на костях и на черепахах - в сев. части Китая начинаются с кон.

2-го тыс. до н. э.; сравнение позднейших диалектов и ранних заимствований в др. языки позволило восстановить раннее звучание древнекитайского языка, передававшегося иероглификой). Многочисленные китайские диалекты объединяются в 4 основные группы - наиболее многочисленную северную, с которой исторически связан язык дунган в Ср. Азии, и группы диалектов у, юэ и минь (по др. классификации - 7 основных диалектных групп).

Высказывавшееся ранее рядом исследователей предположение о том, что к китайско-тибетской семье примыкают языки на-дене в Сев. Америке, существенно отличающиеся, от других америндских языков этого ареала, переосмысляется в свете попыток построения общей сравнительно-исторической грамматики макросемьи, включающей наряду с большим числом неностратических (условно "яфетических".

См. "Новое учение о языке") языков Евразии (сев. -кавказских и примыкающих к ним др. -восточных языков - хаттского, хурритского и, возможно, связанного с ним этрусского, носители которого рано переселились в Италию из Малой Азии; вероятно, шумерского; енисейских языков; близких к ним по структуре баскского в Испании и бурушаски в Гималаях.

Китайско-тибетских языков) также языки семьи на-дене в Сев. Америке (к ним относят америндские языки атапаскской группы, а также вымирающий эяк и тлингит; принадлежность к той же семье индейского языка хайда в самое последнее время оспаривается).

Очаг распространения на-дене в Сев, Америке располагался южнее Аляски. Эту семью можно было бы считать пришедшей в Новый Свет позднее всех других америндских языков. Согласно этому новому варианту "яфетической"гипотезы, очаг распространения всей этой макросемьи до переселения в Новый Свет группы, позднее давшей на-дене, следует, скорее всего, поместить в Центральной Азии эпохи палеолита (и начала мезолита).

Отсюда носители части диалектов могли переселиться ближе к западу, вступив в ранние контакты с носителями части ностратических языков в ареале Кавказа и примыкающих к нему с юга областей. Др. часть диалектов той же макросемьи распространилась вплоть до запада Европы (в случае, если наличие общих грамматических черт у баскского языка, с одной стороны, с сев. -кавказскими, с другой - с енисейскими и бурушаски, а также наличие общих грамматических черт и в шумерском, позволит включить все эти языки в данную макросемью), что произошло до заселения Европы (в частности, Западной) позднейшими миграционными волнами индоевропейцев, выделившихся из общей массы носителей ностратических диалектов, группировавшихся в Зап. Азии.

Та часть "яфетической"макросемьи, которая более всего сохранилась в Центральной Азии, дала начало раннему населению значит. Части Средней Азии, гидронимы которой свидетельствуют об обитании носителей енисейских языков на территории современного Казахстана (до движения через нее носителей части индоевропейских, тюркских и уральских диалектов, выделившихся из зап. -азиатского ностратического ареала).

Остатками того же раннего центр. -азиатского ареала можно было бы в этом случае призвать бурушаски и часть тибето-бирманских языков, другие ветви которых, как и носители китайского языка и семьи на-дене, уходят достаточно рано на восток и северо-восток. Предполагается, что с 4-3-го тыс. до н. э. прямые предки китайцев уже обитали в области севернее р. Янцзы. Но при обилии фактов, подтверждающих намечаемую картину ранних переселений носителей диалектов этой макросемьи, ее единство в целом и характер миграций ее носителей остается гипотетическим (в большей мере, чем единство ностратической макросемьи, распад которой относился к более позднему времени).

Точная классификация языков Восточной и Юго-Восточной Азии вызывает большие споры.

Из-за значит. Числа заимствований достаточно древней эпохи к тибето-китайской семье языков ранее относили языки мяо-яо (в юго-западном Китае, сев. Таиланде и Вьетнаме), носители которых около рубежа 2-го и 1-го тыс. до н. э. разделились на группы мяо и яо благодаря переселению части отдаленно родственных им тайских языков (их дун-шуйской подгруппы). Как предполагается, мяо-яо, тайские языки, языки кадаи (иногда включавшиеся в тайскую группу в более широком смысле) и австронезийские (или аустронезийские, ранее называвшиеся малайско-полинезийскими) образуют единую "австротайскую" (или аустротайскую) макросемью.

Ее распад следует отнести к эпохе не позднее 5-го тыс. до н. э. (если не ранее). В собственно тайскую подгруппу входят, в частности, близкие друг к другу юго-западные тайские языки (тайский, или сиамский, лаосский, шанский, ахом), на которых в средние века уже создаются первые письменные тексты; сев. -вост. (или сев.) тайские - сев. чжуанские диалекты (в Юж. Китае) и язык буи, и центральные (нунг и южные чжуанские диалекты).

К юго-зап. -тайской ветви ближе дун-шуйская группа, но ее разделение (на основании хронологии заимствованных слов др. -китайского происхождения в юго-зап. -тайском и дун-шуйском) датируется временем до эпох Цинь и Хань. К собственно тайским (или таи-чжуанским, по другой терминологии) языкам примыкает группа кам-сун. Кадайскую группу макросемьи австро-таи образуют языки ли, лакуа, гэлао и др. Проблема вхождения в аустротайскую макросемью австронезийской семьи остается дискуссионной.

Согласно аустротайской гипотезе, особая близость австронезийских языков к языкам мяо-яо, тайским и кадайским подтверждается характером чамских языков (группа австронезийских языков на территории юга Вьетнама, включающая кроме чамского языка, известного на протяжении почти полутора тысяч лет благодаря письменности древнего государства Чампо, язык джараи и др.). Однако некоторые черты общечамского языка и его позднейших диалектов, превратившихся в современные чамские языки, объясняются и позднейшими контактами с языками других семей Ю. -В. Азии.

Кроме чамской ветви к австронезийским языкам относятся сев. -австронезийская ветвь (цоу и ряд др. австронезийских языков Тайваня, весьма архаичных по своей структуре; некоторые из них полностью вымерли, другие малочисленны) и наиболее обширная индонезийская ветвь (малазийский, индонезийский, яванский, батак, даяк и др. языки Индонезии, тагальский и ряд других языков Филиппин, малагасийский на Мадагаскаре и т. п.).

Наличие многих специфических слов, указывающих на обитание у морского берега, в австронезийском исходном словаре делает возможным приурочение первонач. Прародины либо к сев. ареалу (Вост. Китай, Тайвань), либо к одному из больших островов (возможно, к Яве). К индонезийским языкам близки полинезийские и языки Меланезии, распространившиеся в Океании благодаря более поздним миграциям в вост. направлении, осуществившимся, по-видимому, уже к 5-му тыс. до н. э.

Загадочной остается проблема соотношения тех черт японского (и близкого к нему рюкюского) языка, которые явно объединяют его с австронезийскими, и алтайских (ностратических в конечном счете) элементов в японском. Несомненно, что в японский язык (как и в айнский - возможно, через др. -японский) проник ряд австронезийских морфем, но степень и характер их соотношения с морфемами алтайского происхождения подлежит уточнению.

Австронезийские языки в целом при возможности их древнего вхождения в австротайскую семью имеют много общих черт с языками аустроазиатской макросемьи. По аустротайской гипотезе, эти общие черты объясняются наличием древнего аустроазиатского субстрата в австронезийском; в этом случае австронезийские языки распространились из Ю. -В. Азии. По альтернативной гипотезе, австронезийский входит в одну австрическую (аустрийскую) макросемью с аустроазиатскими языками.

К аустроазиатским языкам принадлежат вьет-мыонгские (вьетнамский и несколько родственных ему языков во Вьетнаме), имеющие значительный пласт общей (субстратной?) лексики с тайскими; возможно, языки подгруппы семанг-сакай, точные генеалогические отношения которых, однако, не вполне выяснены; языки мон-кхмер (кхмерский в Камбодже, близкий к бахнарской группе в Лаосе, и языки монской группы), обнаруживающие и определенные связи с мяо-яо (возможно, объясняемые позднейшими контактами); языки палаунг-ва (палаунг, рианг, ва в Мьянме, лава в Таиланде, кха, пхенг и др. горные языки Лаоса и Юж.

Китая); язык кхаси в Бангладеш, давно отделенный от палаунг-ва благодаря миграциям сино-тибетских племен - каренов и чинов, предположительно уже ок. 4-3-го тыс. до н. э.; языки мунда (сантали, мундари и хо, образующие одну группу в Сев. -Вост. и Центр. Индии; кхариа н родств. Языки к 3. От Калькутты; курку далее к 3.; савара, или сора, образующий отдельную ветвь).

Не вполне ясно отношение к этим языкам некоторых др. языков Индии, в частности нагали (в центр. Индии), а также никобарского на Никобарских о-вах (иногда сближаемого с палаунг-ва и мон-кхмерским). Аустроазиатский субстрат выявляется не только в австронезийском, но и в др. -китайском, что иногда приводится и в качестве аргумента против его безусловного объединения в одну семью с тибето-бирманским; однако эти аустроазиатские слова, скорее всего, были заимствованы в др. -китайский в эпоху, когда народы, говорившие на одном из аустроазиатских диалектов, обитали в долине р. Янцзы (самое название которой объясняется из аустроазиатского), тогда как на др. -китайском языке говорили только в более северной области.

Согласно недавно выдвинутой индо-тихоокеанской гипотезе, вымирающий язык Андаманских о-вов (иногда сопоставлявшийся с языком сакай, включаемым в семью аустроазиатских языков) родствен значительной части языков Новой Гвинеи и прилегающих островов, условно называемых папуасскими; возможно, что в индо-тихоокеанскую макросемью входят и некоторые другие языки, которые (как сакай) считаются аустроазиатскими.

Среди остальных "папуасских"языков выделяется несколько групп, пока несводимых друг к другу. Но часть их, возможно, следует объединить с языками Австралии, образующими вместе единую австралийскую семью языков, единство которой не подлежит сомнению.

В Африке, к Ю. от Сахары, основная часть населения, согласно новым опытам классификации, говорит на языках двух макросемей: конго-сахарской ("суданской" в более ранней терминологии), состоящей из нигеро-кордофанской (конго-кордофанской) и нило-сахарской и обособленно стоящей койсанской. Нигеро-кордофанская семья состоит из двух групп - нигер-конго и кордофанской. В составе нигеро-конголезской группы выделяется обширная подгруппа бенуэ-конго, включающая бантоидные языки, к которым относятся и языки банту [важнейшие из них - суахили, руанда, конго, рунди, луба, луганда, лингала, (се) сото, (иси) зулу].

Из вост. -бантоидных языков Судана наиболее распространенным является язык тив. Некоторые ученые предполагают, что языки банту и бантоидные языки Судана, объединяемые в группу нигер-конго, связаны, с одной стороны, с афразийскими языками, с др. стороны, с некоторыми кордофанскими языками Судана (конго-кордофан. Группа). От банту и бантоидных языков отличны след. Группы внутри бенуэ-конго: равнинная, или плато (камбари-реше, пити, биром и др.), группа джукуноидных языков, группа Кросс-Ривер (боки и др.).

К др. подгруппам внутри нигеро-конголезской группы относится адамава (тула-кему, чамба-мумбала, дакатараи, вере-дурру, мумуйс-зинна, дамакари, юнгур-роба, каи, йен-мунта, лонгуда, фели, нимбари, буа-хобе, маса). К вост. языкам нигеро-кордофан. Группы принадлежат гбал-нгбана, банда, нгбаида-екома, занде-памбиа, нгбака ма'бо - бангба, ндого-мангал, мади-донго, мандунга-мба. К нигеро-кордофанской группе относятся также подгруппы зап. -атлантическая (языки фула, волоф, киси и др.), манде (языки малинке, бамбара, соннике, менде и др.), вольтийские (языки моси, или море, груси, лобо и др.) и ква (языки акан, эве, йоруба, ибо и др.).

Некоторые из бантоидных языков (как тив), языки "зап. -нигритской" группы (адамава, убанго, кордофанские), а также ква в последнее время привлекают для обоснования давно предполагавшегося единства всех "суданских" ("конго-сахарских") языков, в которые входят и нило-сахарские. Нило-сахарская семья включает группы шари-нильскую, центр. -суданскую, а также северную (бонго-гбери, сара, вале, бубама; креш, бинча-кара), юго-восточную (мору-мади, кангберу-алуа, мангбуру-эфе, ленду); предполагается отдельность групп сонгаи, сахарской, маба, фур, кома.

В случае если недавно вновь обоснованная гипотеза о единстве всех "конго-сахарских" (суданских) языков будет доказана, это может открыть особую перспективу в исследовании связей языков С. Африки и смежных р-нов Евразии, с одной стороны, которые в основном относятся к афразийской (семито-хамитской) группе ностратической макросемьи, и языков Африки к Ю. от Сахары, с другой. Обнаруживаются определенные черты сходства между афразийскими языками и языками бенуэ-конго (в частности, банту и др. бантоидными), что может быть проявлениями очень отдаленных древних родственных связей (в конечном счете между ностратическими языками и конго-сахарскими), если они не смогут быть объяснены как следствие позднейшего взаимодействия этих языков уже на территории Африки.

Особое место на Ю. Африки занимают готтентотские языки, часто объединяемые вместе с бушменскими в группу койсанских языков, к которым присоединяются некоторые языки Вост. Африки (сандаве, хатса). Возможно, что именно койсанские языки представляют языки древнего населения Африки (в такой же мере, как енисейские и некоторые другие, им родственные, - остаток языков раннего населения значит.

Части Евразии). Очень плохо изучены т. наз. Пигмейские языки Ю. Африки (самый термин остается столь же условным, как "папуасские" языки).

Условным обозначением, не имеющим реального классификационного смысла, является и обозначение части языков С. Сибири и Д. Востока как "палеосибирских", или "палеоазиатских". Зап. "палеосибирскими" языками называли енисейские, родственные связи которых определяются благодаря выявлению их связей с сев. -кавказскими и другими близкими им языками (отдельные сходства между енисейским и "палеоазиатским" юкагирским, близким к уральскому и, следовательно, к ностратическому, вероятно, объясняются позднейшими контактами на территории Сибири и сопредельных областей).

Такие палеоазиатские языки, как чукотско-корякские (чукотский, корякский, ительменский), могут быть включены в ностратическую семью (хотя эта гипотеза принимается только частью исследователей). Сходную гипотезу предлагали и в отношении нивхского (гиляцкого) языка, но речь может идти, по-видимому, лишь о проникновении в него некоторых отдельных заимствований (общих и с другими языками Вост. Азии и Д. Востока).

Изолированно стоит среди других языков Восточной Азии айнский язык (в сев. Японии), сопоставляемый (как и енисейские) с языками американских индейцев. Эскимосский язык, близкородственный алеутскому, или унанганскому, широко распространен по северному морскому побережью С. -В. Азии, С. Америки и Гренландии. Он представляет собой, по-видимому, след одной из последних волн заселения С. Америки волнами пришельцев из Старого Света.

Сопоставления эскимосско-алеутского с индоевропейским и в целом ностратическим в последнее время повторяются все чаще. Кроме эскимосско-алеутского и на-дене, сближаемых с двумя обширными макросемьями языков Ст. Света, к американским языкам коренного населения, сопоставимым с ностратическими, принадлежат языки группы пенути (в частности, винтун на С. Калифорнии и др.). Но в, этом случае характер связей скорее может говорить о том, что эта группа америндских языков до прихода в Северную Америку взаимодействовала (скорее всего, на территории Сибири) с уральско-юкагирской языковой группой (возможно, что речь идет только о следах языковых контактов, а не о языковом родстве); часть общих лексических элементов вместе с тем находит параллели и в енисейском.

Другие предлагавшиеся сопоставления языков Старого Света и америндских (напр., тюркских языков и кечуа в Южной Америке) касались отд. Изолированных групп слов и не позволяют сделать определенных выводов о возможном языковом родстве.

Большинство языков Сев. Америки объединяются в крупные макросемьи, возможно в конечном счете родственные друг другу. К таким макросемьям (кроме изолированно стоящих на-дене языков) относится алгонкино-мосанская, или алгонкино-вакашская, состоящая, по одной из классификаций, из алгонкинских (наиболее детально изученная семья, включающая ритванскую подгруппу - языки юрок и вийот на Тихоокеанском побережье Калифорнии, алгонкинскую группу в Канаде и США, в том числе кри, оджибва, меномини, фоке и др.) и вакашских (нутка, квакиутль и белла-белла на о. Ванкувер и прилегающей части материка), которые объединяются в мосан подгруппу вместе с группой чемакум (частично вымершей) и чрезвычайно архаичными салишскими языками (шусвоп, калиспел и ряд других).

Предполагались также особые связи алгонкино-вакашского (алгонкино-мосанского) с кутенаи (на границе Канады) и языками группы галф (подразделяющимися на муского-натчезскую группу в штатах Луизиана и Миссисипи, с подгруппами натчез и чоктау-алабалая-крик; особняком стоят вымерший туника и два языка той же группы в Луизиане). Большое пространство занимают языки макросемьи хока-сиу, делящиеся на группу хока (с сев. -калифорнийской ветвью, включающей яна и ряд др. языков, группу юма в штатах Аризона и Калифорния, а также отд.

Группы языков в Мексике, Никарагуа и Гондурасе) и сиу (лакота, кроу и нек-рые др. языки сев. прерий, а также вымершая юго-вост. группа), с которыми в последнее время объединены ирокезские и каддайские языки. Макросемья юки-пенути включает юки (ранее относимый ошибочно к хока-сиу) и пенути (винтун, сопоставляемый, как и юки, с уральско-кжагирским; мивок, майду и др. языки центр. Калифорнии); единство всей группы некоторыми американистами подвергается сомнению: ацтеко-таноанская (или тано-юто-ацтекская) макросемья охватывает собственно юто-ацтекские языки (в т. ч. язык древнего ацтекского государства, имевший памятники иероглифического письма в доколумбовой Мексике и длительную позднейшую литературную традицию), а также языки таио (в Нью-Мексико) и киова (в штате Оклахома).

В Центральной Америке особенно существенна макросемья майя-соке, состоящая из семей майя (к ней относится язык майя, представленный значительным числом частично дешифрованных древних надписей и рукописей доколумбового времени, а также ряд других относительно близких друг к другу языков, в Мексике и Гватемале) и михе-соке (несколько вымерших языков, а также языки михе, соке и пополука на п-ове Теуантепек в Мексике).

В ту же макросемью включают также языки хуаве (на Тихоокеанском побережье п-ова Теуантепек) и тотонакскую группу (в т. ч. тотонак и тепехуа в Мексике), но эта гипотеза подвергается сомнению.

Согласно америндской гипотезе, макросемьи алгонкино-мосанская, юки-пенути, тано-юто-ацтекская и майя-соке родственны не только друг другу, но и следующим основным макросемьям языков Южной Америки: аравакской (обширная группа языков Гайяны, Венесуэлы, Боливии и Колумбии), яномано-пано-таканской (включающей семью чибча на пространстве от Никарагуа до Колумбии, а также наиболее распространенный язык индейцев Южной Америки кечуа, бывший основным языком царства инков, а также язык аймара, широко используемый в Перу и Боливии), тукано (в Колумбии, Эквадоре и Бразилии), уитото (отд.

Племенные языки в Колумбии), тупи-гуарани (обширная группа языков Гайяны, Бразилии, Боливии, Аргентины, к которой принадлежит основной язык Парагвая гуарани и тупинамба, широко использовавшийся как основной язык межплеменного и межнационального общения на вост. побережье Бразилии в 16-17 вв. н. э.), же (макросемья, включающая ряд подгрупп индейских языков Бразилии).

Иногда яномано-пано-таканские, аравакские, тупи-гуарани и некоторые др. языки объединяют вместе в андо-экваториальную группу. Открытым остается вопрос о месте карибских языков (в Венесуэле и Гайяне), которые, по одному из вариантов америндской гипотезы, не входят в единую америндскую семью, разделение которой должно было относиться ко времени вскоре после заселения Америки основными пришельцами.

Некоторые из чрезвычайно многочисленных языков юга и центра (отчасти и севера) Америки еще недостаточно исследованы, и их классификация не менее условна, чем классификация "папуасских" и "пигмейских" языков Старого Света. Ранее, выдвигая гипотезу о родстве между собой всех без исключения индейских языков Америки, М. Сводеш предположил, что все современные Я.

М. восходят к диалектам одной языковой семьи, существовавшей в Старом Свете несколько десятков тысячелетий назад (согласно Сводешу, в то время существовали и другие семьи, исчезнувшие бесследно). Однако методы определения времени распада языковой семьи, введенные Сводешом и широко используемые в современной лингвистике (см. Глоттохронология), не дают достоверных результатов применительно к периодам, превышающим 4-5 тысячелетий, и поэтому выводы Сводеша (а до него А. Тромбетти) о моногенезе (едином происхождении) всех языков Америки и Старого Света не являются надежными.

Но вместе с тем исследования последних лет позволили объединить почти все известные ранее основные семьи языков Старого и Нового Света в относительно небольшое число макросемей, между которыми, в свою очередь, замечаются некоторые связи. Поэтому допущение о единстве хотя бы значит. Части известных нам Я. М. представляется более аргументированным, чем до осуществленных за последние годы выдающихся достижений в области генеалогической классификации языков.

Но окончательным выводам о ранней истории Я. М. препятствует недостаточная изученность большого числа языков.

Можно предполагать, что значительное число языковых семей сохранилось лишь в отдельных названиях мест и заимствованиях или исчезло бесследно; сохранившиеся памятники некоторых древнейших языков (в частности, иероглифического языка Крита) остаются нерасшифрованными. Некоторые древнейшие культурные языки человечества (шумерский, этрусский) еще не нашли общепризнанного места в генеалогической классификации языков, хотя и в этом отношении в последние годы достигнут целый ряд выдающихся успехов.

Классификация языков Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, Новой Гвинеи и Океании во многом еще детально не разработана. Поэтому картина языковой истории человечества, рисуемая современной наукой, является весьма приблизительной.
Наука / Филология
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Языки мира

Чем полезна морковь

Морковь – это забытый секрет молодости, красоты и долголетия. Она ценна высоким...
Журнал

Новая наука

В оптимальной планетной системе, где нет больших катаклизмов или помех, есть...
Журнал

Секс правильно

Секс правильно - постельные табу, или то, что не прощается в сексе: ПОТЕТЬ (14...
Журнал

Как сохранить загар

Каждому счастливцу, побывавшему в отпуске, хочется, чтобы друзья и коллеги как...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности