Вошедшим в каббалу (критическое эссе) (часть 4)

Международная академия каббалы

Вошедшим в каббалу (критическое эссе) (часть 4) ВОШЕДШИМ В КАББАЛУ (КРИТИЧЕСКОЕ ЭССЕ)
(ЧАСТЬ 4)

80. И дело здесь вовсе не в том, что где-то там кому-то из нас, видите ли, не нравится то, что некий конкретный народ заговорил когда-то в каких-то книгах о своей исключительности, и что лучше был бы таким вот исключительным народом какой-нибудь другой народ: такой-то или такой-то. Все это, разумеется, было бы лишь очередным бредом, причиной к разделению и вражде.

Заметьте, если сказать, что, к примеру, «все русские – братья» или «все китайцы – братья», «все христиане – братья», «все каббалисты – братья», то, не смотря на то, что это, безусловно, констатация факта, чувствуется в этом уже некий подвох. Дело-то в том, что абсолютно все подобные «истинные» идеи как раз таки в корне противоположны той Истине, что все мы – равные братья.

Еще раз отмечу, что в старом иудейском предании никогда не говорилось о том, что «все мы, люди – братья». Братьями в этом учении считались только представители одного конкретного народа (группы), а все остальные братья-люди на земле считались врагами, на которых известные нам гуманные «заповеди» (к примеру, заповедь «не убивай») уже, как видно из той же «Торы», не распространялись.

Нормально ли это, этично, нравственно? Думаю, опять-таки ответит лишь наш разум.

81. Правда, сейчас каббала утверждает, что это только раньше так считалось, а теперь же все по-другому: «святой народ» – это в настоящее время не конкретный народ, а вся совокупность людей, стремящихся к Творцу, отдаче, любви (остальные, как уже становится из этого понятным, – все те же «чужие»). Тем не менее, принимая участие в каббалистических конгрессах, читая книги и все больше проникаясь духом каббалы, мы уже замечаем, что нам снова начинают внушать (да и даже заявляют прямым текстом), что все-таки есть некий такой, непохожий на всех остальных людей народ.

И что этот особенный народ просто обязан завершить свою божественную (историческую) миссию, что даже «души» людей из этого народа особенные, не такие, как у всех. И что именно этот народ и должен потянуть все Человечество за собой к любви и отдаче. А потом еще нам для чего-то вдруг объявляют, что народ это – вовсе не «народ» и не «нация», а некая «группа» людей, вышедших тогда-то оттуда-то.

Приведу справку из толкового словаря: «нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика». Так зачем же тогда говорить, что народ – не народ, а группа, если это, как вы видите, одно и то же. Неясно и странно.

А ведь с такими, мягко говоря, странностями мы сталкиваемся в каббале на каждом шагу.

82. Отмечу, что относительно «пирамидальной» структуры Человечества каббала также утверждает, что должна быть эта иерархия лишь на этапах так называемого исправления всеобщего эгоизма. А уж после исправления «пирамида» (неравенство) неким образом превратится в «круг» (то есть тогда-то уже точно все люди будут равны между собой и соединятся с Творцом-Богом).

Думаю, тут снова имеет место запутывание невразумительной метафизикой для оправдания все того же неравенства между нами, и рассуждать об этом дальше не вижу смысла.

83. Ведь если кому-то среди нас и хочется стоять, что называется, «у духовного руля Человечества», то уже неважно, кто это, что это за люди, насколько якобы благородны их мотивы, насколько увлекательны их теории и как эти люди себя называют (народом, группой, товариществом, святыми учителями и т. п.). Неважно, потому что люди эти ошибаются в корне. Ведь даже если мы и видим вокруг себя всяческие иерархии, то это – лишь «пережитки» животной природы.

А потому нет и не должно быть среди нас, людей, никаких таких самозваных «рулевых». И правильно говорит каббала (в ней и вправду есть масса полезного), что каждый из нас обязан видеть всех в уже «исправленном состоянии». То есть, по сути, – в состоянии полного и безоговорочного равенства, братства.

84. А «рулевой» у всех нас может быть лишь один. И он не где-то там, за морем или горой, не где-то на небе и не в соседней комнате. Он, этот «рулевой», находится в каждом из нас и всех нас объединяет. Можно его называть как и Истиной, так и Разумом, так и Творцом, так и Машиахом, так и Совестью.

85. Резюмируя вышесказанное, скажу, что первая и, по моему мнению, самая страшная ошибка (ложь) каббалы заключается в следующем. Учение это утверждает, будто есть и должно быть между нами разделение на внутреннюю часть («избранный народ», «святой народ» и т. д.) и внешнюю часть (остальных людей).

Положение это более всего противоречит Истине. И хотя опасность его, казалось бы, так очевидна, преподносится оно сегодня настолько продуманно и умело, что у многих встречающих каббалу людей за довольно короткое время отпадают всякие сомнения в его истинности.

86. Преподносится же это ложное положение, можно сказать, традиционно, то есть так же, как и везде, где требуется что-либо кому-либо внушить (в данном случае – якобы божественную правду). И везде используются для этого, как известно, следующие основные средства: 1) авторитетный учитель (наиболее уважаемый и почитаемый в определенных кругах человек); 2) авторитетные книги (якобы содержащие некое святое, сокровенное, истинное знание); 3) группа (такие же ищущие люди, товарищи, братья).

87. И группа есть самый сильный «посредник» при подобных внушениях. И именно внушение группы – самое опасное. Ибо книгам и учителю мы инстинктивно не доверяем (вдруг ложь?). Группа же подсознательно представляется нам чем-то воистину авторитетным. Ведь мы видим в ней таких же, как и мы, людей – отчаявшихся своих братьев, единомышленников, простых и бескорыстных, сострадательных, правдивых, стремящихся к Истине.

Группе мы уже доверяем, ибо, как правило, не может в голове у нас уложиться, что такое количество добрых и искренних людей может ошибаться или, не приведи бог, обманывать друг друга. «Да и смысл им обманывать друг друга, то есть себя?», – задается вопросом человек, забывающий, что самая распространенная и страшная ложь – это самообман.

88. Именно по причине влияния группы (братьев, товарищей) мы относительно легко и принимаем основную ложь каббалистического учения – ложь «богоизбранности», обособления, объединения, отделения от всех остальных братьев-людей. И эта ложь в каббале возведена в главнейший постулат, догму наивысшего, божественного ранга.

И лежит она в самой основе так называемой «методики духовного продвижения», постоянно подкрепляясь самой же группой, нами, на которых эта ложь направлена (ведь говорит эта ложь непосредственно о группе, людях, нас), и от нас, группы, эта ложь потом же и исходит. И так далее по кругу.

89. «Классические» приемы религиозной лжи будут описаны далее по тексту. А сейчас хотел бы указать на другие серьезные ошибки каббалистического учения.

ЛОЖЬ УБИЙСТВА
90. Итак, ошибка (ложь) вторая. И относится она к той самой заповеди, что, как говорится, высечена на сердце каждого разумного человека. Заповедь эта – «не убей». Если мы ведем речь о том, что смысл жизни заключается только в увеличении любви, то и доказывать никому не надо, что заповедь эта истинна.

Доказывать ее – это уже какое-то глумление, издевательство и над заповедью, и над собственной совестью. И, как ни странно, каббала на эту заповедь «закрывает глаза». И это несмотря на то, что в той же самой «Торе», где тут и там «убей да убей», заповедь эта обозначена весьма четко.

91. Помимо же всех тех убийств, разрешенных в «Торе» (древнем учении), относительно новая каббала продолжает ясно и безо всяких иносказаний говорить: «Пришедшего убить – убей». Кроме того, она утверждает, что в современных условиях каждый, уважающий себя «богоизбранный», живущий в такой-то конкретной местности человек, просто обязан в одной руке держать каббалистическую книгу «Зоар», а в другой – автомат.

В качестве же яркого примера во время таких заявлений приводится, как правило, один древний царь, большую часть своей жизни посвятивший массовым убийствам (якобы ради «всеобщего блага, исправления»).

92. Можно опять-таки до конца света об этом спорить. Дискутировать на так нелюбимую нами тему непротивления злу насилием (ответа злом на зло или упреждения злом зла), тему абсолютного добра, тему запрета на всякое убийство (с любыми, даже «добрейшими» намерениями), тему войн, тему вегетарианства (не убей – так не убей). Можно же снова оправдать все метафизикой, теориями, святыми текстами, пророчествами, чертежами, схемами, тремя линиями, насущной необходимостью и т. д. Вплоть до прямых указаний от самого Творца-Бога, который, надеюсь, представляется нам все же наивысочайшим нравственным идеалом (Абсолютным Добром), а не неким кровожадным злодеем или же «почти идеалом», «идеалом минус один уровень».

Ведь «идеал минус один уровень», как говорит все та же каббала – это уже человек.

93. Так стоит ли нам стремиться к абсолютному добру, к Истине? Или же все-таки нам стоит немного усыпить свой разум придуманными метафизическими схемами о «золотой середине» между добром и злом (средней линии), взять в правую руку «Зоар», а в левую – автомат? Опять-таки: «не убей» или «убей»? Или «не убей напрасно»?

Или «не убей, но, если во имя божье (очень надо), то можно»? И так далее и тому подобное. Думаю, на все эти вопросы ответит лишь разум, то есть – совесть. Но это уже, как говорится, относится к вере (именно той, что по каббале должна быть выше и гуманней любого знания).

ЛОЖЬ НЕПОГРЕШИМОСТИ
94. Ошибка (ложь) третья – признание непогрешимости (святости, истинности, верности) каббалистических текстов: «Торы», «Мишны», «Талмуда», «Зоара» и прочих. Ошибка эта, как и ошибка обособления, присуща практически всем учениям и, по сути, с древнейших времен является одним из основных приемом религиозного внушения («классическим» приемом религиозной лжи).

Ведь без этой лжи всякое учение попросту теряет авторитет божественного откровения.

Примечание: под «божественным откровением», думаю, современному человеку следует понимать не банальную мысль о том, что текст был буквально написан рукой Бога или продиктован Богом, а следует понимать мысль о том, что текст от первой до последней буквы – правда.

То есть, что текст якобы отражает непосредственные духовные переживания какого-то человека, является изложением экспериментального опыта, свидетельством очевидца и т. д.

95. Бытует мнение, что каббала, как она преподносится сегодня, не заявляет, что тексты ее непогрешимы, святы и т. п. Ибо обычно она говорит: «Не верьте ни единому написанному слову! Проверьте все на собственном опыте и тогда узнаете, что это правда». Если вдуматься в сказанное и отбросить уже всеми изъезженный психологический прием – призыв «не верить, а проверить» (добавляется он лишь для того, чтобы еще больше заинтересовать нас и повысить доверие к тому, что будет говориться в дальнейшем), – если отбросить этот прием, то останется лишь утверждение (недвусмысленный намек), что все написанное или сказанное – правда.

96. Если же кто-нибудь просто сообщит нам о том, что, дескать, все, что будет сказано далее – истина (как это практикуется, например, в катехизисах), то тут же возникнет у нас вполне адекватная реакция недоверия.

Ведь если кто-то так говорит, то он, вероятно, лишь усыпляет нашу бдительность, то есть подготавливает нас к внушению лжи. Истина же, очевидно, не нуждается ни в хитрых приемах, ни во внушении.

97. Углубившись в каббалистические книги, несложно проследить, как в них различными способами (намеками и вполне явно) внушается именно то, что тексты непогрешимы – святы, истинны, достойны доверия, написаны уважаемыми каббалистами, почитаемыми святыми, праотцами, святыми мудрецами и т. д. Ведь без доверия или намерения доверять этим текстам уже невозможно, как говорит каббала, «никакое духовное продвижение».

В некоторых, кстати, книжках (в предисловиях к ним) текст буквально называется «волшебным».

98. В каком-то смысле следовало бы отнести ошибку «непогрешимости текстов» к корню всех ошибок. Ведь именно из-за нее из каббалы мало того что не могут исчезнуть другие огрехи, так еще и сумма лжи в учении постоянно растет.

Примечание: говоря об ошибках, имею в виду лишь те положения, что вполне постижимы разумом, а не те метафизические нюансы и сумбурные аллегории, что присутствуют в огромном количестве, к примеру, в «Учении Десяти Сфирот», «Зоаре» и других писаниях. Каббалисты могут веками спорить друг с другом о том, каким же образом происходит подъем «одной сфиры в другую», как взаимодействуют «ступени», как правильно работать в «трех линиях» и т. д. Они могут при этом указывать друг другу на какие-либо «неточности», «промашки», «ошибки», «огрехи».

Могут исправлять эти «неточности» и «ошибки» (развивать «науку каббала»). Всего этого – не касаюсь, ибо считаю, что все это – ненужные, хотя порой и занимательные премудрости, каковых в различных учениях буквально тьма.

ЛОЖЬ ПОСРЕДНИЧЕСТВА
99. Ошибка (ложь) четвертая – признание необходимости «посредников» между человеком и Богом (Творцом, Истиной). Ошибка эта также является повсеместной, и держится на ней, существует за счет нее практически любая религиозная конфессия. Для того чтобы мы поверили в эту ложь, нам внушается, что сам человек не может непосредственно постичь Истину (из-за эгоизма, греховности, противоположности свойств с высшей силой, гордости и т. п.), и потому необходим «посредник» (тоже «классический» прием религиозной лжи).

100. Такими «посредниками» могут вновь выставляться: 1) книга (предание, священный текст, божье слово); 2) неживой предмет (икона, статуя, пещера, могила, памятник, храм); 3) отдельный человек (святой учитель, наставник, лама, гуру); 4) группа людей (церковь, товарищество, братство).

101. В каббале основными средствами такого «посредничества» являются святые книги, почитаемый учитель и группа единомышленников (товарищей), считающаяся самым сильным «посредником».

102. Постулат о «посредничестве» группы введен в каббалистическое учение, во-первых, потому что группа (коллектив, общество) есть самое сильное средство воздействия на личность, внушения. Во-вторых – потому что постулат этот связан с Истиной как никакой другой.

103. Действительно, мы познаем Истину (Бога, Творца) внутри себя, но познаем мы эту Истину лишь через отношение к окружающим нас людям – через любовь, самоотдачу. Каббала, по большому счету, говорит об этом же. Но выставляет в качестве «посредника» перед нами обособленную группу людей (святое собрание), что, несмотря на кажущуюся рациональность, в корне противоположно Истине.

И, надо сказать, проповедуют подобное отделение практически все существующие религиозные учения. С признанием же за Истину того, что все люди – равные братья, единственным «посредником» между человеком и Истиной может быть лишь все Человечество в целом, а не только какая-то его отдельная, «святая» часть.

104. «Но как же связаться в любви и отдаче со всем Человечеством? Разве это возможно? Людей-то много, а я один. Не будет ли гораздо эффективней сконцентрировать все душевное внимание на узкой группе?». Очевидно, вопрос этот разумен.

Но следует понять, что для того, чтобы перенести свои заботы и внимание с личного эгоизма на весь мир, не нужно связываться с каждым без исключения человеком на земле. Достаточно, как говорится, богом данного окружения.

105. Нам следует, что называется, лишь оглядеться, присмотреться и увидеть, что окружают нас вовсе не чужие, не враги, не грешники, не безумцы, не слепцы, не животные и т. п., а братья, товарищи, друзья. Следует увидеть своего ближнего в каждом человеке, безо всякого лицеприятия и заманчивого разделения людей на «святой народ» и «народы мира».

Увидеть, что называется, то самое, истинное «поле, благословенное Творцом», где работы нам еще непочатый край.

106. Но подобный подход каббала, к сожалению, не признает. Она в самой основе своей отрицает его, ссылаясь на писания, заповеди, метафизики, духовные законы, схемы и т. д. Учение это может привести уйму доводов, построить сложнейшую сеть умных научных рассуждений и логических цепочек, которые всегда будут приводить нас только к тому, что мысли об этом, по сути, единственном гуманном подходе диктует наш восставший эгоизм, гордость, духовное падение.

Учение со всей возможной основательностью именно докажет нам, что все это лишь утопические фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью, неверный путь, который лишь увеличит страдания наши и страдания общества и т. п. В общем, каббала сделает все для того, чтобы разубедить нас в этом подходе.

«Но вот только для чего?». Ответ все тот же самый – чтобы спасти древнее предание.

107. И сложно (уж больно привыкли мы доверять всему старому, проверенному, мудрому), очень сложно выпутаться нам из всей этой метафизической «паутины». «Но что же надо сделать, чтобы отличить ложь от Истины?», – спросим мы. И ответ даст, как ни странно, сама же каббала: нужно попросту отбросить все старые представления о действительности, очиститься от них.

Так же, как мы, встретившись когда-то с каббалистическим учением, наконец-то отбросили все старое, суеверное, лживое (каббала весьма помогает в этом), – именно так же (хотя бы на время) отбросить и всю каббалу, но на этот раз уже с ее внутренними суевериями, ошибками и пережитками. Отбросить и постараться посмотреть на это учение незамутненным разумом.

108. Следует пробудить именно разум и задать ему до детскости простой вопрос: «Действительно ли все мы – равные братья?». И если разум на этот вопрос ответит «да», то уже именно с этой позиции пересмотреть, перепроверить, проанализировать заново буквально всю каббалу, все, что она пытается до нас донести. Если же разум ответит «нет» или «не знаю», то, опять же, углубиться в каббалу еще больше и копать, копать, копать.

Но нужно помнить, что раскрыть ложь, находясь «внутри» столь развитого религиозного учения, весьма трудно. Ибо всякое религиозное учение, опирающееся на старое предание, просто вынуждено создавать в самом себе множество «покровов» и «обходных путей», дабы скрыть гнездящиеся в нем противоречия, заблуждения и ложь.

109. В результате этого мы, пытающиеся разобраться в учении и пользующиеся только лишь самим учением, будем все время попадать в тупики и неизбежно ходить кругами. Это подобно тому как если бы мы хотели выяснить некий термин, пользуясь только лишь толковым словарем.

Найдя нужное слово, мы прочли бы его толкование, но тут же наткнулись бы на новое незнакомое понятие, нашли бы и его, но наткнулись бы на следующее, потом на следующее. И так далее, пока не вернулись бы к начальному термину, так ничего и не выяснив.

110. И потому, чтобы обнаружить в каббале ошибки, следует, как бы кощунственно для кого-нибудь это ни прозвучало, приподняться над этим учением, выйти за его пределы. Для этого же нужно лишь осознать, что именно учение создано для нас, а не мы – для учения. И все учения придуманы нами, людьми. Нам же все их и исправлять.

111. Если же мы начнем искать ответы внутри самой каббалы, то мы, в конце концов, придем к тому, что все-таки должны слепо доверять каким-либо людям (святым учителям или их книгам) в ущерб требованиям собственного разума (совести). В качестве доказательства приведу отрывок из интереснейшей, на мой взгляд, каббалистической книги, где мысль эта выражена довольно просто и открыто.

Прошу прощения за то, что выдираю фразу из контекста, но суть здесь, думаю, вполне ясна: «… Разум же работает с правдой и ложью, и тут надо идти верой выше разума, то есть верить мудрецам, потому что сам человек не способен отличить, где правда, а где ложь» («Шамати», статья 148).

Комментарии, считаю, тут излишни, ибо сам разум подскажет, правда здесь написана или ложь, а также кому или чему, все-таки, нужно верить.

Примечание: под «мудрецами» в каббале, насколько мне известно, могут подразумеваться и «мудрые желания (мысли) человека», то есть – желания (мысли), направленные на отдачу ближнему. При таком прочтении текст из статьи «Шамати» приобретает уже, конечно, другой оттенок. Но это, снова-таки, уже опять из области поисков скрытого, надуманного смысла там, где вполне виден смысл открытый.
denis7d@mail.ru
Учения / Каббала
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Вошедшим в каббалу (критическое эссе) (часть 4)

По теме Вошедшим в каббалу (критическое эссе) (часть 4)

Про волосы

Как часто мыть волосы? Мыть волосы рекомендуется через 2-3 дня. Ежедневное мытьё...
Журнал

Изучение общественного мнения

За последние 20 лет, с тех пор, как жители США постепенно пришли к пониманию...
Журнал

Суставы

Проблемы опорно-двигательного аппарата чаще всего проявляются в таких недугах...
Журнал

Фалуньгун

Дети китайских переселенцев стоят перед непростым выбором: остаться в России или...
Журнал

Интервью йога

Дипак Чопра. объявлен Журналом Время как кумир и один из 100 героев столетия...
Журнал

Затерянная Атлантида

Археологические открытия в Греции совершаются с завидной регулярностью и стали...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
Тайна Семи