Вирд в суфизме

Вирд в суфизме
Вирдом в суфизме называются определенные зикры, совершаемые после утренней молитвы и вечерней молитвы ежедневно. Вирд суфиев содержит три выражения.

Первое выражение — покаяние («астагфируЛлах») сто раз после отчитывания своей души за ее проступки, чтобы страницы поступков стали чистыми и белыми:

أ س ت غ ف ر ا ل ل ه ا ل ذ ي ل ا ا ل ه ا ل ا ه و ا ل ح ي ا ل ق ي و م و أ ت و ب ا ل ي ه

Аллах повелевает нам это в следующем аяте:

{و م ا ت ُ ق َ د ّ ِ م ُ و ا ل أ ن ْ ف ُ س ِ ك ُ م م ِ ن ْ خ ي ر ت ج ِ د ُ و ه ع ن د ا ل ل ه ِ ه و َ خ ي ر ا ً و أ ع ظ َ م َ أ ج ر ا ً و ا س ت غ ف ر و ا ا ل ل ه َ إ ن ّ َ ا ل ل ه َ غ ف و ر ٌ ر ح ي م }

«То, что предварили вы для себя деяниями добрыми, обретете у Всевышнего, получите вы от Него лучшим и большим вознаграждением. Просите же у Него прощения, ведь Прощающий Он и Всемилосердный» (73:20).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покаяние часто и ежедневно. Он говорил: «Клянусь Аллахом я прошу прощения у Аллаха и обращаюсь к Нему в день больше семидесяти раз» (Бухари). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Радость тому, кто найдет в своем свитке много покаяния» (Ибн Маджа).

Второе выражение — салават: «О Аллах! Благослови нашего господина Мухаммада, Твоего раба, и Твоего пророка, и Твоего посланника, неграмотного Пророка, и его семью, и сподвижников — и ниспошли им мир»:

ا ل ل ه م ص ل ع ل ى س ي د ن ا م ح م د ع ب د ك و ن ب ي ك و ر س و ل ك ا ل ن ب ي ا ل أ م ي و ع ل ى آ ل ه و س ح ب ه و س ل م

Совершая салават, нужно представлять величие Пророка (мир ему и благословение), его высокие качества. Великий Аллах повелевает нам это в Коране:

{إ ن ّ َ ا ل ل ه َ و م ل ا ئ ك َ ت َ ه ُ ي ُ ص ل ّ ُ و ن َ ع ل ى ا ل ن ب ي ّ ِ ي ا أ ي ّ ُ ه ا ا ل ذ ي ن آ م ن و ا ص َ ل ّ ُ و ا ع ل ي ه ِ و س ل ّ ِ م ُ و ا ت س ل ي م ا ً }

«Воистину, благословляют Пророка Аллах и ангелы Его. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (33:56).

Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призывал к приумножению салаватов: «Кто благословит меня один раз, того Аллах благословит десять раз» (Муслим, ан-Насаи), «Кто благословит меня один раз, Аллах благословит его десять раз, и смоет с него десять проступков, и возвысит его на десять степеней».

Также он сказал: «Наиближайшие ко мне в Судный день — те, кто больше благословляет меня» (Aт-Тирмизи, от Анаса ибн Малика, достоверный.).

Третье выражение — произнесение слов Единобожия («Нет Бога, кроме Аллаха, один Он, нет у Него сотоварищей, Ему принадлежит власть, и Ему хвала, и Он над всякой вещью мощен»)

ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و ح د ه ل ا ش ر ي ك ل ه ل ه ا ل م ل ك و ل ه ا ل ح م د و ه و ع ل ى ك ل س ي ئ ق د ي ر

или же только слов «Ля иляха илля Ллах» вместе с осмыслением, что нет Творца, дарующего удел, приносящего пользу, наносящего вред, лишающего, кроме Него, Единственного, и вместе со стремлением удалить из сердца то, что занимает его из тяги к мирскому, наслаждениям, чтобы сердце принадлежало одному Аллаху и никому другому. Поэтому Аллах призвал нас к этому чистому, искреннему Единобожию:

{ف ا ع ل ّ م ْ أ ن ّ َ ه ُ ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه ُ }

«Ты знай, воистину, нет божества, кроме Аллаха» (47:19).

Пророк (мир ему и благословение) много говорил о приумножении этих слов. Он сказал: «Наилучшее из поминаний — «Ля иляха илля Ллах»» (Aт-Тирмизи, достоверный). Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы возобновляйте вашу веру», «Как возобновить нам нашу веру?» — спросили сподвижники.

«Вы приумножайте слова: «Ля иляха илля Ллах»» (Ахмад). Он также сказал: «Кто скажет «Ля иляха илля Ллах вавдаху ля шарика ля, ля хуль-мульку ва ля хуль-хамду ва хува ‘аля кулли шайин кадир» сто раз в день, это будет для него подобно освобождению десяти рабов, и будет ему записано сто добрых поступков, и будет стерто сто плохих поступков, и будет это для него защитой от шайтана в течение этого дня до вечера, и никто не сделает лучшее, чем сделанное им, кроме того, кто прочтет больше» ( Аль Бухари).

Обратите внимание, что человек, взявший на себя обязательство вирда, начинает свой день с поминания Аллаха и заканчивает тем же. У него есть надежда быть в числе тех, о которых Всевышний сказал:

{و ا ل ذ ا ك ر ي ن َ ا ل ل ه َ ك ث ي ر ا ً و ا ل ذ ا ك ر ا ت ِ أ ع د ّ َ ا ل ل ه ُ ل ه م م غ ف ِ ر َ ة ً و أ ج ر ا ً ع ظ ي م ا ً }

«Для поминающих часто Аллаха мужчин и женщин уготовил Он прощение и великую награду» (33:35).

Так мы получили это от нашего шейха моего господина Мухаммада аль-Хашими, так же как он получил это от своего предшественника. И сказано также:

إ ل ه ي أ ن ت م ق ص و د ي و ر ض ا ك م ط ل و ب ي

(что означает «Боже, лишь Ты моя цель, а стремление мое — чтобы Ты был доволен мной»).

Конечно же, мюриду, идущему по пути Аллаха, не следует ограничиваться определенным количеством зикра, а следует стремиться приумножать его, потому что сердце мюрида в начале его пути подобно малолетнему ребенку: как ребенку по мере роста требуется увеличение количества пищи, так и мюриду по мере продвижения его по пути к Аллаху должно увеличивать поминание им Аллаха, поскольку поминание Аллаха — это пища его сердца и залог его жизни.

И на этом пути первым врагом мюрида является шайтан, который стремится оградить его от поминания Аллаха, приводя различные причины, по которым мюрид откладывает свой вирд и даже пропускает его. Но суфии строго предупреждают мюридов о недопустимости пренебрежения и откладывания вирда.

Для того чтобы получить настоящие плоды, мюриду следует бороться со своими плотью и страстью, ведь жизнь быстротечна.

Сказал Ибн Атаилла в своем «Аль-хикам»: «Откладывание поступков на свободное время — из глупостей души». Также толкователь Ибн Уджайба сказал: «Долгом человека является прерывание своих забот и занятий, и противоречие своим страстям, и торопливость в служении своему Господу, не откладывая этого на другое время поскольку бедняк (суфий) — сын своего времени».

Порой шайтан внушает некоторым мюридам отказываться от поминания Аллаха, объясняя это тем, что они не могут при этом полностью освободиться от наущений, а поминание Аллаха бесполезно, если сердце поминающего не с Аллахом, однако наставники суфиев предостерегли мюридов от этой опасной уловки шайтана.

Ибн Атаиллах аль-Искандари сказал: «Не оставляй твой зикр по той причине, что ты не присутствуешь вместе с Аллахом в нем, ибо твое забвение в Его не поминании хуже, чем твое забвение в Его поминании. Когда поминаешь ты Его даже с забвением, есть надежда на то, что Аллах возвысит тебя из этого состоянии в состояние поминания Его с осознанием, и от состояния поминания Его с осознанием к степени поминания Его с сосредоточением сердца, и от поминания с сосредоточением сердца к степени поминания Аллаха с полным отрешением от всего помимо поминуемого — ведь это для Аллаха дело нетрудное».

А иногда некоторые мюриды прекращают свои вирды удовлетворяясь своими душевными состояниями, но они не знают, что вирды требуются для приближения к Аллаху Всевышнему. Воистину, господа суфиев не прекращают свои вирды, каких бы степеней совершенства они ни достигли. Абу аль-Хасан ад-Дарадж сказал: «Джунайд рассказал о познавших Аллаха и о соблюдении ими вирдов и богослужений после того, как Аллах отличил их чудесами, и сказал Джунайд: «Поклонение украшает познавших Аллаха лучше, чем короны украшают головы царей»».

Как-то раз некто увидел Джунайда, когда тот держал в руках четки, и сказал ему: «Ты при всем твоем благочестии держишь в руках четки?» Тот ответил: «Да! Это средство, которое привело нас к тому, до чего мы дошли, и мы его никогда не бросим».

И тем, которые упускают выполнение вир да по каким-либо причинам, не следует отчаиваться в милости Аллаха — таким подобает просить у Аллаха прощения и восполнять упущенное из вирдов, ведь они возмещаемы подобно остальным поклонениям.

Имам ан-Навави сказал: «Тому, кто придерживается определенного зикра днем, или ночью, или после молитвы, следует возместить и повторить его, если пропустит» (Аль-азкар).

В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Умара ибн алъ-Хаттаба, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто проспит свой вирд и прочтет его между утренней и обеденной молитвой, тому зачтется это, как будто он прочитал его ночью» (Муслим).
Ислам / Суфизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Вирд в суфизме

Игроманы

Потенциальная зависимость от азартных игр угрожает примерно 5 процентам россиян...
Журнал

Суфизм - путь сердца

Хотя я одиннадцать лет изучал суфизм и жил в его традициях, я не чувствую себя...
Религия

Суфизм. Религия. Вера

Является ли суфизм религией? Люди напрасно лома­ют копья вокруг имен и...
Религия

Суфизм о вере

Первыми суфиями считают носивших шерстяные власяницы аскетов, живших в Ираке и...
Религия

Суфизм

Слово "Суфизм" в соответствие с греческой и арабской этимо-логией означает...
Религия

Суфизм. Музыка суфиев

Всем, кто хоть немного знаком с суфиями и суфизмом, хорошо известно, что музыка...
Религия

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Денежные правила из-за кошелька. Кошелёк и удача
Интересная мотивация полюбить полезное чтение