Верованиях американских индейцев

Верованиях американских индейцев
Понятие фетишизма при анализе анимистических представлений религии периода родового строя продолжает употребляться в науке не только по отношению к Африке. Льюис Спенс говорит о широком распространении фетишизма у туземных племен Америки. У индейцев Америки фетиши вплетены в высокоразвитые анимистические представления, связаны с представлениями о магической силе (оренда), наполняющей их.

Спенс приводит огромный перечень предметов, которые считаются фетишами. Среди них интересно, может быть, выделить принадлежности шамана, рассматриваемые туземцами как фетиши, и изображения тотемов, части тотема животного или птицы, которые у целого ряда племен являются фетишами.

Так, уналиты Берингова пролива верят, что стрелы и другое оружие, снабженное изображением тотема, приобретают качества изображенного животного и наделяются особой смертоносностью. Женщины рода волка вплетают в волосы полоски волчьей шкуры, а мальчики носят волчьи хвосты на ремне сзади. Среди племен сиу главными фетишами являются шкуры лисиц и волков.

Любимыми фетишами воинов служат полоски со спины волчьей шкуры вместе с хвостом, свешивающимся с плеч, или шкура волка с отверстием в ней, через которое воин просовывает голову так, что голова волка висит у него на груди.

Интересующая нас связь фетишей с колдовскими церемониями проступает довольно ясно, если мы остановимся на несколько более изученных фетишистских представлениях у омаха. Дор-сей пишет, что фетиши у племени омаха бывают «двух родов — одни, принадлежащие племени или роду, и другие, относящиеся к отдельным членам социальной организации». Такими фетишами племени и родов у омаха являются священный шест и белая шкура бизона.

«Во время публичных благодарений после охоты на буйвола совершаются моления у священного столба»; этот столб хранится в священной палатке, которую никто не смеет осквернить. Дорсей сообщает о священных камнях, а также мешках, в которых хранились камни, и т. д. Он приводит общую характеристику религии этих племен, данную Флетчером: «О религии обычно говорится как о почитании природы и животных.

Этот термин представляется слишком широким и неотчетливым. Тщательные расспросы и наблюдения показывают, что индеец в действительности почитает предметы, которые принимают участие или упоминаются им в его церемониях. Земля, четыре ветра, солнце, месяц и звезды, камни, вода, различные животные являются показателями таинственной жизни и сил, окружающих индейца и наполняющих его страхом и желанием умилостивить и вступить в дружественные отношения с ними.

Последние достигаются не столько при помощи жертвоприношения, сколько при помощи более или менее церемониальных призываний». Эта характеристика имеет несомненный интерес, как попытка подчеркнуть в толще индейского культа природы и стихий наличие чувственных предметов, являющихся центром колдовских церемоний. Обращает на себя внимание, что на основе серьезного изучения религии североамериканских индейцев автор выделяет в их культе природы и стихий не самое колдовство, магию как совокупность действий человека, а именно предметы, с которыми связаны пустые страхи п желания и которые являются центром этих колдовских церемоний.

В этом смысле автор считает необходимым внести уточнения в обычное понимание религиозных верований североамериканских индейцев.

Наблюдения Флетчера не стоят особняком в этнографической литературе, посвященной Америке. Аналогичные мысли встречаются и у других исследователей. Важно указать, что такой крупнейший знаток верований североамериканских индейцев, как Л. Г. Морган, также видит в культе этих племен два различных слоя. В первом случае культ сводится к «средству общения с духами», и тогда производилось воскурение табака духам Во втором случае «они обращались к самому объекту», а не к духам, и тогда это совершалось без ритуального воскурения.

В качестве таких объектов природы, к которым обращаются люди, Морган называет деревья, кустарники, источники и реки, огонь, ветер, луну, звезды, солнце и т. д.

Таким образом, в Америке, как и в Африке, можно наметить особый пласт в почитании природы, также отличающийся предметностью представлений, их чувственным характером.

Этнограф Кэшинг, автор специальной (к сожалению, неоконченной) работы о фетишизме у зуньи, отмечая большую роль фетишей и фетишизма, почитания различных материальных предметов у этого племени, поднимает важный вопрос о характере связи между фетишами и миром анимистических представлений у американских индейцев. Указывая, что религиозные верования сводятся к вере в различные таинственные силы, скрытые в природе, он считает, что фетиши появляются как необходимые посредники для приближения к миру духов.

Чрезвычайно интересно, что большинство фетишей выбирается из предметов природы, имеющих какое-либо внешнее сходство с животными. Установив зооморфный характер духов, исследователь далее хочет найти разгадку фетишизма в том, что первобытный человек «в своей неспособности различать объективное от субъективного должен был установить сродство между предметами природы, которые походили на животных, и самими животными».

Нельзя пройти мимо этой глубокой мысли Кэшинга. Представление о том, что данный камень похож на такого-то зверя, это наблюдение живого ума. Предположение, что такой камень является одновременно и животным, это уже фантазия. В ней заложена возможность отрыва, отлета мысли от действительности и противопоставление мысли и действительности. Предположение, что в камне таится некая «вторая природа», некое «звериное начало», есть уже удвоение чувственного мира, наделение вещи сверхъестественными свойствами, превращение ее в «чувственно-сверхчувственную» вещь.

Фетиши, как указывает Кэшинг, являются центром колдовских церемоний. В этом отношении наиболее интересны церемонии, совершаемые перед отправлением на охоту. Фетиш является центром таких церемоний, как магическое окружение зверя, подражание зверю, колдовское изображение удачной охоты.

По терминологии других исследователей, эти фетиши Кэшинга пришлось бы называть «магическими предметами», — столь тесно связаны они с колдовским ритуалом.

Черты столь прочной связи фетишей с колдовскими церемониями, несомненно, архаичны. Замечательный факт, что фетишами служат главным образом предметы природы, схожие с животными по своему внешнему облику, — также черта достаточно архаичная. Мы, конечно, не должны забывать, что эти черты вплетены в чрезвычайно развитую мифологию, анимистические верования зуньи.

Несомненно, они очень древнего происхождения и никак не могут получить объяснение из этой развитой мифологии, развитого анимизма. Отправляясь на охоту, дикарь брал с собой найденный камешек, показавшийся похожим на того или иного зверя, на того, на которого он охотится, или на какого-либо могущественного дикого зверя (волка, льва и т. д.). Каменное подобие зверя воскрешает в голове ряд представлений, ассоциаций, сулит воплощение этих мелькнувших представлений (охоты, удачи и т. д.) в действительности.

Распаленная бессильным вожделением фантазия вырывала эти предметы из окружающей природы, наделяла их ложными признаками, превращала из чувственных вещей в «чувственно-сверхчувственные», человек ожидал от них помощи в своей борьбе с природой. В этом основа описанных Кэшингом явлений фетишизма у зуньи. Мы видим здесь снова, что анализ анимистических верований, если их не «подчищать» в угоду современным идеалистам, невозможен без учета представлений о «чувственно-сверхчувственных» предметах.

Они помогают выяснить важнейшую сторону анимистических верований.
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Верованиях американских индейцев

Сновидения. Американские индейцы

Вы можете развить ваши способности, используя сны. Можно способствовать росту...
Магия

Тотемный зодиак северо-американских индейцев

Слово «зодиак» переводится с греческого как - «круг зверей». Но зодиакальные...
Магия

Верования. Шаманизм

В каждом явлении культуры есть черты, появившиеся под влиянием текущих событий и...
Магия

Верования индуизма

Индуизм включает в себя целый спектр различных философских позиций – более...
Религия

Верования Золотой Орды. Силы природы

Силы Неба и Земли, занимавшие центральное место в верованиях кочевников...
Религия

Американская улыбка

Еще в давние времена первооткрыватели неизведанных земель обратили внимание, что...
Психология

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Денежные правила из-за кошелька. Кошелёк и удача
Интересная мотивация полюбить полезное чтение