Верования народов Сибири

Интернет

Верования народов Сибири Д. К. Зеленин обследовал на материале народов Сибири так называемый культ онгонов. Онгоны, по мнению Д. К. Зеленина, — это разные «материальные святыни», с которыми связываются различные анимистические верования. На основе этой обширной работы можно заключить, что весь анимизм сибирских народов связан с культом предметов, грубо выделанных из дерева, шкур животных, камней и т. д.

В. Г. Богораз, конструируя на материале религии народов Сибири свою особую схему развития религии, приближающуюся к теории аниматизма или, частично, даже преанимизма, не может, однако, не отметить первоначальной твердой связи религиозных представлений с материальными предметами. По его мнению, только «на пятой стадии развития гении постепенно освобождаются от предметов, приобретают независимость и свободу движения и таким образом становятся действительно духами».

Па первой стадии развития В. Г. Богораз отмечает большое значение амулетов, не определяя точнее, что они собой представляют. Он цитирует, например, этнографа начала XIX в., писавшего о жителях острова Кадьяка: «С наступлением весны их охотники за китами отправляются в горы на поиски орлиных перьев, медвежьей шерсти, камней необыкновенного вида, кореньев, птичьих черепов и тому подобных предметов.

Все такие находки употребляются в виде амулетов». С точки зрения боль-шшктиа исследователей, это амулеты, магические предметы. Что вкладывается в это понятие, каково значение этих предметов, обычно не выясняется.

В одной из поздних работ В. Г. Богораз отмечает, что в чукотском языке амулет, шаманский дух-помощник, крест, икона, лекарство обозначаются одинаковым словом. «Это есть указание на то, что шаманские духи-помощники имели некогда форму вполне материальную и являлись амулетами-помощниками».

Это замечание большого знатока религии народов крайнего Севера имеет, конечно, серьезное значение. Амулет-помощник показывает нам на примере шаманства представления о «чувственно-сверхчувственных» вещах как древнейший пласт религиозных верований. Едва ли только есть смысл изгонять термин «фетиш» Как «ненаучный» й вводить понятие амулетов мощников, которое, по сути дела, должно явиться субститутом термина «фетиш».

«У чукоч, — пишет В. Г. Богораз в своей посмертной работе о шаманстве, — амулет и шаманский дух-помощник обозначаются одним термином энэн. В связи с этим, например, русский бог (православный), а также крест, икона тоже обозначаются одним и тем же термином. Самое слово шаман тоже произошло от этого термина и в сущности обозначает „амулетчик»».

Таким образом, и в названии шамана, выделившегося специалиста религиозного культа в эпоху разложения родового строя, существуют отголоски древних представлений о предметах, наделенных сверхъестественными свойствами.

Пример чукоч — неизолированное явление. В религиозных представлениях эвенков останавливает на себе внимание понятие «шингкэн». В настоящее время шингкэн означает счастье, удачу на охоте, а также духа, от которого эта удача зависит, духа-хозяина животных, на которых охотятся. Дух этот представляется зооморфным: шингкэн медведей — в виде огромного лохматого медведя, который и является хозяином медведей тайги; шингкэн соболей — в виде черного лохматого соболя величиной с кошку, который является хозяином всех соболей тайги; шингкэн лисицы — соответственно большая лисица, хозяин всех лисиц тайги и т. д.

Однако эти верования крепко связаны с вещами, с предметами, составляющими костяк культа, его прочную основу. Шинг-кэном является и самый предмет, без которого охота обречена па неудачу. Шипгкэнами могут быть отдельные части тела жи-вотиого: отрезанные мордочки лисиц, соболей, выдр и других терем. Охотник, овладевший этими шингкэнами в их вещественном виде, надеется на удачу во время охоты; для этого он поет их с собой в особом кожаном мешочке.

Мешочек с шинг-к жом является объектом различных колдовских действий. Приговаривая заклинания, охотник зазывает зверя, заставляет его поддаться охотнику и т. д.

Шингкэном являются не только части тела зверей; особым почитанием пользуются клочки шерсти, волосы зверя или перья птиц. Это в том случае, если такие предметы добыты особым путем, найдены при особых обстоятельствах. Найдя в тайге клочок шерсти лисицы или другого какого-нибудь зверя, подбирают его и хранят как шингкэн на того зверя, которому пот клочок шерсти принадлежит.

По сходству могут употребляться и другие предметы в качестве шингкэнов. Так, лохматый черный лишайник заменяет клок шерсти зверя и может служить шингкэном. Точно так же отдельные предметы, напоминающие части тела зверя, служат шингкэнами; например, дерево, напоминающее своими ветвями рога изюбря, сучок, похожий на крыло птицы, камешек, напоминающий лапу лисицы, служат шингкэнами во время охоты на соответствующие породы птиц, зверей и т. д.

Иногда шингкэном становится предмет не из-за его внешнего сходства, а благодаря условиям места и времени, при которых он найден, при минимальном внешнем сходстве или даже без него. Так, камешек, попавший во время рыбной ловли в сеть, когда та находилась в воде, становится шингкэном на рыбу.

Таким образом, мы видим, что шингкэном становятся предметы, так или иначе «замещающие» зверя. Ход мысли человека эпохи первобытнообщинного строя приводит к «удвоению», наделению предметов «второй, звериной природой», как мы пытались показать, пользуясь работой Кэшинга.

Конечно, по установившейся традиции, все эти предметы можно называть амулетами (хотя далеко не все их носят с собой) и отказаться от выяснения характера таких верований. Можно также записать все эти верования в магию, которая якобы «дополняет» анимизм, и снова отказаться от всякого анализа этих верований или вслед за Фрэзером признать, что в таком-то случае мы имеем пример контагиозной магии, а в другом— симпатической и т. д. Но вся эта терминология ничего не объясняет, она лишь классифицирует явления.

Между тем на этом примере легко показать, как искажает действительный характер некоторых религиозных верований попытка разделить их на колдовство (магию) и веру в духа (анимизм), выбросив предметы этого культа. В самом деле, шиигкэны связывают в узел колдовские церемонии и верования в духов, являясь центром того и другого. Весь этот круг верований совершенно необъясним, если не начинать анализа с шингкэнов.

Показать на примере шингкэнов, что первоначальным и основным здесь является вера в духов-хозяев отдельных пород зверей, совершенно невозможно. Шингкэны-предметы — основная часть всех представлений о шингкэнах — духах-хозяевах зверей. Показать, что эта часть является дополнительной и несущественной, со-вершенно невозможно, ибо что остается без шингкэнов-предме-тов в представлениях о шингкэнах-духах?

Эти последние повисают в воздухе, не принимая никакого участия в реальной жизни людей. Но как только они вплетаются в жизнь и труд человека, мы видим именно предметы-шингкэны.

Согласно одному из мифов, сохранившихся у эвенков, все шингкэны находятся у старухи-земли. Она хранит их в особой сумочке, в которой собраны различные шерстинки, перышки всех зверей и птиц тайги. Эта старуха владеет, таким образом, ключами от охотничьей удачи.

Задача заключается в том, чтобы добыть у нее эти шингкэны, и шаман отправляется просить у нее несколько шерстинок для охотников, собирающихся на промысел.

Вера в существование старухи-земли относится к культу природы, сравнительно уже развитому, однако дух здесь выступает как хранитель амулетов, предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами. А. шаман выступает как добытчик этих предметов, умеющий выпросить их у духа. Едва ли можно считать на основании этого мифа представления о «чувственно-сверхчувственных» предметах второстепенным элементом в анимистических верованиях и в представлениях о самом шамане.

Этот миф о духе земли состоит из комбинаций взглядов фетишистского характера и без них, конечно, не существовал бы. Сама идея о духе земли складывается как некое простейшее обобщение представлений о «чувственно-сверхчувственных» вещах. Не только шаман выступает как амулетчик, по выражению В. Г. Богораза, но и сам дух является таким же амулет-чиком.

Его чудодейственная сила сводится к обладанию сверхъестественными предметами. Сбрасывать со счетов при анализе верований в духов такие мифы, сказания, разумеется, нельзя.
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Верования народов Сибири

Японский Новый Год

Новый Год в Японии, о-сегацу, является самым важным праздником для жителей...
Журнал

Депрессия

Люди, одновременно страдающие диабетом и подверженные сильным или слабым...
Журнал

Волосы уход

Дефицит витаминов, резкие перепады температуры, частое использование фена – зима...
Журнал

Женские предпочтения

Полномасштабное исследование 950 тыс. шведских мужчин учеными из Института...
Журнал

Верования. Шаманизм

В каждом явлении культуры есть черты, появившиеся под влиянием текущих событий и...
Магия

Народ и толпа

Даже не будучи экспертом, скажем, в области экономики и политики, психолог может...
Психология

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Как воплотить мечту в реальность силой мысли
Как жить, не уставая