Вайдхи Бхакти и Рагануга Бхакти, в чем разница?

Международное общество сознания Кришны

Вайдхи Бхакти и Рагануга Бхакти, в чем разница? Вторая глава 1 песни Шримад Бхагаватам очень насыщена важными духовными постулатами. Ее можно назвать сжатой формой всей науки преданного служения, предназначенного для людей нынешней эпохи. Это и не удивительно, ведь Шрила Сута Госвами в этой главе отвечает на вопросы великих мудрецов об абсолютной истине и способах ее достижения.

Разбирая предыдущие стихи из второй главы, мы коснулись очень важной темы, т. е. того механизма, благодаря которому живое существо может навсегда сбросить с себя путы кармической деятельности, освободиться от реакций на свои прошлые неправедные поступки и, в конечном итоге, достичь полного удовлетворения души. Этот механизм сам по себе является таким простым, что многие серьезные люди не могут поверить в его могущество.

Суть его заключается в искреннем и внимательном слушании Шримад Бхагаватам из уст Бхагаваты. Это единственное условие, единственный шаг, который требуется от человека в наше время, все остальное делает Кришна со своими невероятно могущественными энергиями. И этот процесс действительно работает, в чем я сам убедился на личном опыте.

Однако отвечая на вопросы мудрецов далее, Сута Госвами затрагивает и еще одну очень важную тему, и было бы не совсем правильным пропустить ее и не прокомментировать на страницах нашего сайта. Эта тема касается того, как, каким именно способом, душа покидает этот материальный мир, занимаясь практикой преданного служения.

Да, нужно четко определиться с той задачей, которую ставит перед собой истинная духовная жизнь. Сегодня, возможно, не все правильно могут понять, что вкладывается в это понятие. Для кого-то духовная жизнь это подать милостыню или поставить свечку, для других — пять раз в день совершать намаз или еще что-то. Однако в сознании Кришны под понятием духовной жизни подразумевают процесс выхода души за пределы материального мира.

Духовная жизнь это то, что должно в конечном итоге обеспечить нам возвращение в мир духовного разнообразия, в мир вечности и блаженства. Но когда мы говорим о том, что есть задача и цель оставить этот материальный мир, мы все время сталкиваемся с тем, что большинство обитающих в этом мире живых существ этот мир оставлять не хотят:

Махараджа Прахлада говорит: Так же как обитатели вод всегда хотят оставаться в большом водоеме, всем обусловленным живым существам от природы присуще стремление оставаться в бескрайних просторах бытия Верховного Господа. ШБ 5.18.13

Обусловленная душа хочет наслаждаться материальной энергией Кришны и поэтому привязывается к этому миру. Когда такой душе говорят о том, что необходимо покинуть этот мир и развить отречение к нему, эта тема для нее звучит весьма болезненной, потому что сама она покидать этот мир не хочет, и тем более не хочет отрекаться от него. Тема отречения для нее всегда будет темой тяжелой и неприятной.

И здесь мы должны обратить свое внимание, что не в пример обусловленным душам материального мира, освобожденные личности покидают этот мир не с болью лишения, а с радостью. Их отречение от этого мира подобно освобождению из сумасшедшего дома, в который они были заключены внешней энергией Кришны.

А когда пробудившаяся душа осознает что все время пребывания в этом материальном мире, она словно была погружена в сон, и даже более того, в бредовый сон, то освободиться от этого сна и вновь ощутить свою истинную природу для нее — это и есть истинное счастье. Вот почему духовная жизнь и сам Шримад Бхагаватам, заявивший в первых своих стихах, что не имеет дел с иллюзорными объектами этого материального мира — все они заинтересованы в том, чтобы не продолжать наш бредовый сон, а освободить нас от этого сумасшествия.

И вот стихи с 14 по 18 второй главы Шримад Бхагаватам раскрывают одну из самых интересных и важных тем в практике преданного служения, они делятся с нами тем, как нужно отрекаться и выходить из этого материального мира правильно, т. е. без чувства боли, обиды или лишения. Эти пять стихов на самом деле описывают процесс регламентированного преданного служения, т. е. процесс вайдхи-бхакти (стихи 14-15), и процесс спонтанного преданного служения, т. е. процесс рагануга-бхакти (стихи 16-17), а также могущество и силу этих двух процессов (стих 18).

Принципы вайдхи-бхакти:

Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушать повествования о Личности Бога, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему — защитнику преданных. Разумные люди памятованием о Личности Бога, как мечом, разрубают запутанные узлы кармы [деятельности, влекущей за собой последствия]. А потому найдется ли кто-нибудь, кто останется равнодушен к Его посланию? ШБ. 1.2.14-15

Принципы рагануга-бхакти:

О дваждырожденные мудрецы, служить преданным, полностью свободным от всех пороков, — великое благо. Благодаря этому служению человек обретает склонность слушать послания Васудевы. Шри Кришна, Личность Бога — Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного — очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. ШБ. 1.2.16-17

Могущество этих процессов:

Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. ШБ. 1.2.18

Вайдхи и Рагануга, в чем разница?

Есть две категории преданных. К первой категории относятся души, которые уже с прошлых жизней имеют большие наработки, пунью, тот фундамент, который сегодня обеспечивает их легкое и стремительное движение по лестнице процесса практики преданного служения. С прошлых жизней они развили в себе влечение, привязанность и желание углубляться в процесс бхакти-йоги спонтанно, т. е. не заставляя себя.

Поэтому их преданное служение уже не нуждается в регламентированном процессе, они и так привязаны к Кришне. Такой путь называется рагануга бхакти и он свидетельствует прежде всего о том, что человек, его практикующий, уже прошел значительную часть пути преданного служения.

Ко второй категории относятся преданные, которые на уровне своего разума поняли, что процесс преданного служения является правильным и ему нужно следовать. Однако на уровне ума, каких-то своих чувств, они могут быть еще сильно привязаны к материальным чувственным наслаждениям. В такой ситуации, практика преданного служения для них будет содержать в себе такой компонент, как некоторое насилие над собой и своей природой, т. е. им приходится в чем-то заставлять себя что-то совершать в преданном служении.

Этот путь называется вайдхи-бхакти и самым главным отличием между обоими этими путями является отношение практикующего к отречению от материального мира.

Практикующий рагануга-бхакти отрекается от материального мира очень легко и с радостью. Это происходит потому, что в процессе преданного служения он обретает позитивную привязанность к Кришне и уже на этом уровне начинает получать удовольствие, истинное духовное наслаждение от практики преданного служения.

Мы должны хорошо с вами понимать природу привязанности вообще. Привязанность подразумевает наше желание получать наслаждение от того или иного объекта в духовном или материальном мире. Под каждой привязанностью скрываются желания души наслаждаться. И если духовный мир для такой души остается неизведанным и скрытым, то совершенно логично, что она будет иметь привязанность и желания наслаждаться объектами в материальном мире.

Но за каждой привязанностью стоят конкретные желания. И у тех, кто практикует преданное служение на пути рагануги, — начинают формироваться позитивные желания и привязанности к объектам духовной реальности, да и сама эта привязанность со временем замещает привязанность к объектам более низкого порядка, т. е. к материальным желаниям.

Кстати это очень важная особенность именно философии Сознания Кришны. Ни одна другая религия мира не предоставляет практикующему позитивных объектов для развития привязанности более высокого уровня, за место тех объектов, от которых нужно отказаться, а ведь психология души устроена так, что она всегда будет стремиться к наслаждениям.

Таким образом все эти религии запрещают развивать привязанности к миру материальному, вводя свои заповеди, но вместе с этим не дают человеку других объектов, развивая привязанность к которым он смог бы безболезненно отказаться от материальных наслаждений. Однако Сознание Кришны и главным образом Шримад Бхагаватам восполняют этот «пробел».

Сам Шримад Бхагаватам представляет из себя описание того, к чему наша истинная природа души должна по-настоящему привязаться, и что она делает с превеликим удовольствием, ведь эти объекты привязанности и наслаждения, также вечны и реальны, как и она сама.

Практикующий же вайдхи-бхакти отрекается от этого мира с трудом и болью, потому что для него отречение от материального мира означает лишение себя наслаждений в этом мире. Он все еще привязан к таким наслаждениям, поэтому до тех пор, пока он не развил в себе привязанности более высокого порядка, отречься от этого мира, значит для него похоронить все свои надежды на наслаждение и счастье, которые все еще живут в его сердце.

Для такого человека не только отречение представляется болезненным, для него и весь процесс практики бхакти-йоги может стать путем — аскезы.

Вот откуда рождаются эти искаженные представления о природе бхакти (что путь анартха-нивритти это аскеза и это очень тяжелый путь). Они рождаются из сердец тех обусловленных душ, которые еще не смогли развить в себе привязанности к объектам духовного мира и потому для них необходимость выхода из материального мира сопряжена с болью и лишением.

Когда мы имеем такую картину в сердце живого существа, то видим как из нее рождается неудовлетворенность, которая может привести практикующего сначала в области материального знания, например в попытке решить свои проблемы через психологию, астрологию или аюрведу, а в конечном счете, эта неудовлетворенность может и вовсе побудить его оставить практику бхакти с чувством обиды на Кришну за то, что тот не исполнил его материальных желаний.

Так сначала в жизнь такого преданного приходит угрюмость, а затем он может покинуть преданное служение и оставить практику бхакти-йоги. Иногда Кришна специально обманывает таких джив. Он пребывает в сердце каждого и видит, когда преданные лелеют в своем сердце надежду на исполнение какого-то материального желания, прикрываясь при этом внешним процессом полной отдачи себя Кришне и служению Ему.

В этой ситуации Он может не исполнить того самого заветного желания дживы, и тогда такая душа, если она действительно была не искренна с Ним, обижается на него и оставляет практику.

Отличия на пути рагануга и вайдхи

Итак, принцип вайдхи-бхакти подразумевает нашу собственную инициативу в преданном служении и здесь 80% зависит от наших усилий и решимости.

Но чтобы не было неправильного понимания, нужно сразу оговориться что именно понимается под этими усилиями и решимостью. Здесь имеется ввиду всего лишь мое желание, решение, вступить в контакт с бхакти. По большому счету всем нам бывает трудно сделать только этот незначительный шаг — просто поставить себя в контакт с бхакти.

Это не значит, что нужно реально заставлять себя делать какие-то сложные и невероятные вещи, все что требуется от нас в этот век Кали — просто решимость начать внимательно слушать Бхагаватам.

Однако бывает что даже такую простую вещь многие делают с неохотой. Именно поэтому здесь 80% зависит от нашей инициативы.

В принципе рагануга-бхакти все совершенно наоборот: 80% процентов результата зависят не от нас, а от того, сможем ли мы удовлетворить чистого преданного — бхагавату. Мы находим такую личность, в сердце которой живет Бхагаватам и начинаем искренне служить ей. Если эта личность довольна нами, она дает нам свою милость в форме милости Шри Кришны. И что особенно важно, и на что также следует обратить свое внимание — в этих стихах Бхагаватам Шрила Прабхупада особо подчеркивает, что очищает наше сердце не сама эта личность Бхагавата, а Кришна, который находится в его и в нашем сердце.

Этот процесс очищения производит Кришна в форме Параматмы, своего всепроникающего аспекта (см. стих 17).

Однако и здесь есть несколько нюансов. Дело в том, что сегодня в нашем обществе очень много шарлатанов, которые могут выдавать себя за таких личностей и занимать преданных вайшнавов персональным служением себе. Возможно, многие не совсем хорошо понимают, но когда Шрила Прабхупада пишет о профессиональных чтецах Бхагаватам, он имеет ввиду личностей, которые могут знать это произведение чуть ли не наизусть.

Эти преданные могут выдавать себя за великих святых, но в отличие от истинной личности Бхагаваты, в их сердце нет Кришны, поэтому они не способны Его дать. Такое служение и слушание подобных лицемеров не поможет преданному обрести вкус к Кришне. Чтобы определить, кто на самом деле находится перед нами, нужно всегда помнить то одно единственное, что способно доставить удовольствие именно чистому преданному Бхагавате.

Такой искренней душе не нужны ваши деньги, ему не нужна слава или почет, ему не нужно иметь тысячи учеников по всему свету, все что ему нужно — увидеть в вас искреннее желание пойти за ним из этого материального мира. Когда такая личность видит в нас искреннее желание слушать о Кришне и смирение, она с радостью берет нас за руку и уводит за собой, и большей ей ничего от нас не нужно.

Как обрести вкус?

Итак, чтобы процесс отречения от мира не превращался в болезненный процесс аскезы, нам нужно всегда следить за тем, чтобы в преданном служении мы именно ОТРЕКАЛИСЬ от материального мира, а не ЛИШАЛИ себя его.

Лишение происходит тогда, когда этот мир все еще представляет для нас ценность. И чтобы этот мир не представлял для нас больше такой ценности, мы должны быть постоянно погружены в процесс слушания. Те, кто развил в себе такое желание из прошлых жизней заняты процессом рагануга-бхакти. Нужно помнить, что произошло это благодаря тому, что за свою деятельность в служении, в практическом служении Кришне, они смогли набрать достаточно пуньи, т. е. благочестия.

На эту пунью, добродетель указывает 17 стих этой главы, когда говорит, что повествования о Кришне добродетельны сами по себе. Это значит, что постоянно слушая такие повествования человек очень быстро эту добродетель набирает и тогда его планка, уровень пуньи переходит невидимую грань, после которой вся его практика вайдхи обращается в процесс рагануги.

В этом и заключается главный секрет бхакти — она пытается внести в процесс вайдхи элементы рагануги, которые затем делают практику преданного служения необратимой.

Точно также как мы набираем пунью, слушая Бхагаватам, мы можем и растратить ее. Это происходит, когда мы не правильно контактируем с любым из элементов бхакти — вайшнавами, атрибутами бхакти, и т. д. Нужно всегда помнить, что любая положительная мелочь от соприкосновения с такими атрибутами (хорошее слово, хороший поступок, просто хорошая мысль) — увеличивает нашу пунью, и в то же самое время любое отрицательное взаимодействие с ними может эту пунью растратить.

Поэтому никогда не забывайте об исключительном положении всех вайшнавов и других атрибутов бхакти и будьте внимательны при контактировании с ними.

Харе Кришна!
Индуизм / Вайшнавизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Вайдхи Бхакти и Рагануга Бхакти, в чем разница?

Секреты ДНК

Выводы, которые напрашивались послe серии экспериментов над аппаратом...
Журнал

Мнение

Отделившись от общей массы сознания словно каплей дождя упав на землю дух...
Журнал

Сну поможет пифагор

Когда ученики гениального математика и мистика Пифагора готовились ко сну, они...
Журнал

Оральный секс Джона Леннона

В Великобритании обнародован документ по одному из самых громких скандалов 1970...
Журнал

Разница в энергиях смерти праведника и грешника

Существует ли разница в энергиях, получаемых Высшими от смерти человека...
Религия

Бхакти Вигьяна Госвами. Рагануга-садхана-бхакти

Чистота человека определяется чистотой цели. Что такое шраддха? Служа Кришне, я...
Религия

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Болезни тела человека как средство баланса