Устранение отвлекающих мыслей

Устранение отвлекающих мыслей
Я слышал, что однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель» - отвечали монахи.
Благословенный сказал: «Когда монах намеревается тренировать возвышенный ум, то есть пять вещей, на которые он должен обращать внимание в должное время. Какие пять?

Бывает, что неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - возникают в уме монаха, когда он уделяет внимание определённой теме. Ему следует уделять внимание другой теме, отдельной от этой, связанной с тем, что умело. Когда он уделяет внимание этой другой теме, связанной с тем, что умело, то тогда эти неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - оставляются и утихают.

С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным. Подобно тому, как умелый плотник или его ученик использовал бы небольшой колышек, чтобы выбить, выдворить, вытащить большой колышек; точно также, когда неблагие, неумелые мысли, насыщенные желанием, отвращением или невежеством - возникают в уме монаха, когда он уделяет внимание определенной теме, ему следует уделять внимание другой теме, отдельной от этой, связанной с тем, что умело.

Когда он уделяет внимание этой другой теме, связанной с тем, что умело, то тогда эти неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - оставляются и утихают. С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным.

Если неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - всё ещё возникают в уме монаха, пока он обращается к этой другой теме, связанной с тем, что умело, то ему нужно пристально рассмотреть изъяны этих мыслей [следующим образом]: «В самом деле, эти мои мысли неумелы, эти мои мысли заслуживают порицания, эти мои мысли приведут к страданию».

И по мере того, как он пристально рассматривает изъяны этих мыслей - неблагих, неумелых - насыщенных желанием, отвращением и невежеством - они оставляются и утихают. С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным. Подобно тому, как молодая девушка - или молодой человек - довольствующиеся украшениями.

Были бы шокированы, унижены и испытали бы отвращение, если бы труп змеи, собаки или человека повесили бы им не шею; точно также, если неблагие, неумелые мысли, насыщенные желанием, отвращением или невежеством, всё ещё возникают в уме монаха, пока он обращается к этой другой теме.

Связанной с тем, что умело, то ему нужно пристально рассмотреть изъяны этих мыслей [следующим образом]: «В самом деле, эти мои мысли неумелы, эти мои мысли заслуживают порицания, эти мои мысли приведут к страданию».

И по мере того, как он пристально рассматривает изъяны этих мыслей - неблагих, неумелых - насыщенных желанием, отвращением и невежеством - они оставляются и утихают. С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным.

Если неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - всё ещё возникают в уме монаха, пока он пристально рассматривает изъяны этих мыслей, ему следует перестать уделять внимание этим мыслям. По мере того, как он перестаёт уделять внимание этим мыслям - неблагим, неумелым - то они оставляются и утихают.

С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным. Подобно тому, как человек с хорошим зрением не хотел бы видеть формы, которые находятся в поле его зрения, закрыл бы глаза или отвернулся; точно также, если неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - всё ещё возникают в уме монаха, пока он пристально рассматривает изъяны этих мыслей, ему следует перестать уделять внимание этим мыслям.

По мере того, как он перестаёт уделять внимание этим мыслям - неблагим, неумелым - то они оставляются и утихают. С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным.

Если неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - всё ещё возникают в уме монаха, в то время как он не уделяет им внимания, ему следует расслабить конструирование мыслей по отношению к этим мыслям. По мере того, как он расслабляет конструирование мыслей по отношению к этим мыслям - неблагим, неумелым - то они оставляются и утихают.

С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным. Подобно тому, как если бы идущий быстрым шагом человек подумал бы: «Зачем я иду быстро? Почему бы мне не пойти медленно?» И вот он идёт медленно. Мысль приходит к нему: «Зачем я иду медленно? Почему бы мне не встать?» И вот он встаёт. Мысль приходит к нему: «Зачем я стою?

Почему бы мне не сесть?» И вот он садится. Мысль приходит к нему: «Зачем я сижу? Почему бы мне не лечь?» И вот он ложится. Таким образом, оставляя более грубую позу, он принимает более лёгкую. Точно также, если неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - всё ещё возникают в уме монаха, в то время как он не уделяет им внимания, ему следует расслабить конструирование мыслей по отношению к этим мыслям.

По мере того, как он расслабляет конструирование мыслей по отношению к этим мыслям - неблагим, неумелым, то они оставляются и утихают. С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным.

Если неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - всё ещё возникают в уме монаха, по мере того, как он расслабляет конструирование мыслей по отношению к этим мыслям, тогда, со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком, ему следует сбить, заставить уйти, сокрушить свой ум своим умом. И по мере того, как он со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком, сбивает, заставляет уйти и сокрушает свой ум своим умом, эти неблагие, неумелые мысли оставляются и утихают.

С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным. Подобно тому, как если бы сильный человек схватил слабого за голову, глотку или плечи, и стал бы бить его, давить и заставлять уйти; точно также, если неблагие, неумелые мысли - насыщенные желанием, отвращением или невежеством - всё ещё возникают в уме монаха, по мере того, как он расслабляет конструирование мыслей по отношению к этим мыслям, тогда, со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком, ему следует сбить, заставить уйти, сокрушить свой ум своим умом.

И по мере того, как он со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком, сбивает, заставляет уйти и сокрушает свой ум своим умом, эти неблагие, неумелые мысли оставляются и утихают. С их оставлением он утверждает ум, делает его собранным, сосредоточенным.

И теперь, когда монах… Уделяет внимание другой теме… Пристально рассматривает изъяны этих мыслей… Перестаёт уделять внимание этим мыслям… Расслабляет конструирование мыслей по отношению к этим мыслям… Сбивает, заставляет уйти, сокрушает ум своим умом… Утверждает свой ум, делает его собранным, сосредоточенным - тогда такого монаха можно назвать хозяином путей, по которым движутся мысли.

Он думает такие мысли, которые хочет думать, и не думает таких мыслей, которых не хочет думать. Он разрубил жажду, отбросил путы, и - за счёт правильного прозрения в самомнение - положил конец страданиям и печали».

Так сказал Благословенный. И монахи, порадовавшись, восхитились его словами.
Буддизм / Тхеравада
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Устранение отвлекающих мыслей

Фитостеролы

Чтобы жить дольше и здоровее, следует знать, что… Эффективнее всего снижают...
Журнал

Про тайский массаж

За 2500 лет тайский массаж превратился в настоящее искусство. Он основан на...
Журнал

Ягодицы

Исследование потребовалось потому, что большинство вкалываемых в ягодицы...
Журнал

Ягоды

Черную смородину, шиповник, виноград, землянику и многие другие ягоды нужно...
Журнал

Борьба со Свидетелями Иеговы

Вдова Джин Гроувс из британского графства Хэмпшир в течение 30 лет держала у...
Журнал

Теория вселенной

В 1982 году произошло замечательное событие. Исследовательская группа под...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Интересная Турция. Факты о ней