У истоков свободы совести

Интернет

У истоков свободы совести Обращение к истокам свободы совести, как и к ее генезису, показывает, что она выступает следствием социально-экономических преобразований и органически связана с классовой борьбой, с прогрессом культуры, накоплением научных знаний о природе и обществе. Формирование свободы совести осуществлялось в борьбе выдающихся мыслителей прошлого за право на свободу мысли.

Для античной эпохи характерно признание терпимости к разным вероисповеданиям. В то же время каждый гражданин был обязан принимать участие в общегосударственном культе. Уклонение считалось преступлением. В Древней Греции мы встречаем первые формы критики религии, попытки осмыслить явления окружающего мира с позиций здравого смысла.

Так, Левкипп и Демокрит смело выступили против вмешательства богов в действия людей, отрицали религиозное объяснение природных явлений, веру в чудеса, утверждали активность человеческой мысли.

Разум, а не "чудо", знание, а не вера в сверхъестественное руководят человеком, говорили они. Прогрессивный характер атеизма присущ и философии Эпикура, также прославлявшего могущество человеческого разума. "Глупо просить у богов то, что человек способен сам по себе доставить", - писал Эпикур.

Позже эти идеи развил в Древнем Риме Лукреций Кар. "Эпикурейцы высказывались в том смысле, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - что мир должен быть освобожден от обмана, т. е. от страха перед богами, ибо мир - мой друг".

На основе учения материалистов античного мира возникали зачатки научной критики религии, впервые родилась мысль о том, что не человек - создание божественных сил, а, наоборот, боги созданы человеческой фантазией по "образу и подобию" самого человека. Утверждение могущества человеческого разума, независимого от богов существования индивида было большим достижением античной материалистической философии.

Оно способствовало формированию представления об исключении насилия над убеждениями людей и утверждало свободомыслие.

Естественно, что "научного материала" тогда было недостаточно для последовательного материалистического обоснования идеи свободы и свободы совести. На том уровне человеческого знания совесть выступала еще не в форме демократического принципа, а лишь как нравственный долг.

Здесь важно подчеркнуть: понятие совести возникает не как следствие страха людей перед наказанием богов, а как осознание несоответствия религиозной интерпретации явлений природы нравственному убеждению людей.

Античный атеизм - закономерное явление в истории общественной мысли и общественной практики. Возникнув как протест против религиозного гнета, он смело отвергал сверхъестественное объяснение явлений природы, стоявшее на пути прогресса общества. Античный атеизм способствовал социальному прогрессу, был составной частью материалистической философии.

Отталкиваясь от него, критика религии и оппозиционная мысль в последующие века приближались к понятию "естественного права" - природного равенства людей (и рабов, и свободных) независимо от вероисповедного признака.

Становление христианства как государственной религии сопровождалось преследованием инаковерующих. Религиозная нетерпимость сделалась одним из факторов подавления всякого свободомыслия, ибо она основывалась на догматах "исключительного спасения", на положении, что спасти себя может только тот, кто поклоняется христианскому богу.

Этот духовный диктат церкви стал доминирующим в жизни средневековой Западной Европы.

Эпоха Средневековья - это период религиозного гнета, безраздельного господства церкви, но и в этих условиях не прекращалась борьба за освобождение сознания от интеллектуального рабства. Одной из форм борьбы с религиозным абсолютизмом явился скептицизм, выступавший против официального учения церкви в виде тех или иных еретических движений. Церковь преследовала еретиков, подвергала жестокой пытке тех, кто отрицал основные догматы господствующего вероучения.

Огромное влияние на развитие свободомыслия оказало творческое освоение атеистического наследия Античности. Именно осознание рационалистических идей материалистов античной древности способствовало тому, что еретические движения приобрели массовый и организованный характер.

Эпоха Возрождения принесла с собой ослабление духовного гнета религии. Связано это было с дальнейшим развитием общества, науки, культуры, искусства, философии. В трудах передовых ученых того времени подверглись критике средневековая схоластика, представление о божественной природе власти, устаревшие правовые нормы, догматы церкви, религиозная мораль.

Философия начинала видеть свою главную задачу в разработке принципов активного участия человека в преобразовании действительности.

Эпоха Возрождения формировала новое мировоззрение, которое на практике выразилось в требовании свободы разума, знания и творчества.
http://www.a-theism.com/2011/12/blog-post_24.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме У истоков свободы совести

Вечные светильники

На Земле неоднократно появлялись высокоразвитые цивилизации. Об этом сообщается...
Журнал

Рождение мальчика

Теперь вам полезно будет узнать, что по оценкам британских медиков в семьях, где...
Журнал

Природа воды

Последние открытия разрушают миф о кажущейся "простоте" устройства обычной воды...
Журнал

VII. Свобода совести в опасности

В настоящее время протестанты куда более благосклонно относятся к Римско...
Религия

Свобода воли и свобода выбора

Тема предрешённости в судьбе, свободы воли и выбора издревле волновала лучшие...
Религия

Совесть. Почему мы её слышим и что мы о ней знаем?

В каждом из нас есть скрытый внутренний голос, который предостерегает нас от...
Психология

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Как воплотить мечту в реальность силой мысли
Как жить, не уставая