Тотемизм и почитание чувственно-сверхчувственных вещей

Рассмотрение проблемы мана наталкивает на мысль о том, что такая обобщенная «категория» есть результат долгого развития, что для понимания ее необходим анализ более древних представлений об отдельных явлениях и предметах природы, наделяемых сверхъестественными свойствами.
Тотемизм и почитание чувственно-сверхчувственных вещей
Далее мы остановились на проблеме генезиса анимистических идей, как она ставится сторонниками аниматизма, и снова увидели, что наделение отдельных предметов и явлений природы сверхъестественными свойствами предшествует возникновению представлений о духах, отдельных от предметов и явлений природы.

Нам остается выяснить, что дает постановка вопроса о по-читании «чувственно-сверхчувственных» вещей для рассмотрения тотемизма как религиозного явления. Мы, разумеется, не собираемся разбирать в какой-либо мере проблему тотемизма в целом. Нас интересует определение представлений о сверхъестественном в так называемых тотемистических верованиях.

В советской науке тотемизм толкуется часто как явление религиозной идеологии эпохи материнского рода, которое предшествовало анимизму. В расширительном толковании, особенно при анализе пережитков и остатков тотемизма (так как в «чистом» виде он не встречается), к тотемизму относят многочисленные следы почитания животных, растений, различных предметов.

Такие признаки, считавшиеся ранее существенными чертами тотемизма, как наличие табу, экзогамии, системы верований о связи данного рода с тотемом, что выражается в церемониале поедания, в именах, одежде и т. д., наличие веры в протективную силу тотема, — все это отходит на задний план.

Однако религиозное содержание тотемизма часто остается не вскрытым.

У Дюркгейма, Леви-Брюля и других тотемизм фигурировал как конкретизация преанимистических верований, как воплощение мама, оренда, ваканда. Ряд исследователей продолжал видеть в тотемизме анимистическую религиозную основу. Согласно этим теориям, тотемизм — явление либо веры в безликую силу, либо веры в души и духов.

Надо оговориться в отношении такого сложного явления, как тотемизм, что не все обычаи древнего человека эпохи доклассового общества только своей принадлежностью к этой эпохе становятся тем самым религиозными. Например, часто отмечаемый перенос социальной организации людей на животных сам по себе еще религиозным верованием не является.

Представления о некоем родстве человеческого общества и мира животных, о содружестве этих двух миров, как это изложено, например, в сказках, не могут автоматически причисляться к религиозным верованиям. Религия есть фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни, которые из естественных, превращаются в сверхъестественные.

Эти положения не позволяют нам буквально всю фантазию и творческое воображение первобытного человека считать религией.

Как понимать отношение человека к тотему? Если это отношение не анимистическое, не предполагает посредничества духа для почитания животного, то в чем суть этого почитания? Дано ли нам в тотемизме наделение реальной чувственной вещи и явления природы сверхъестественными свойствами?

Несомненно дано, так как сами животные наделяются этими свойствами, нет еще представлений об отделимых сверхъестественных силах. Есть нечто общее, что связывает и тотемизацию животных и олицетворение скал, гор и т. д., когда пет еще мира духов и душ. Есть нечто характерное в этих формах, что позволяет говорить о доанимистическом пласте религиозных верований, о древнейшей форме представлений о сверхъестественном, когда оно неотделимо от чувственного мира.

В этом смысле мы можем говорить о фетишизации предметов и явлений природы.

Что же касается тотемистических религиозных церемоний и обрядов, как например, интичиумы, то они полностью сохраняют колдовской характер, их первоначальное религиозное содержание составляют представления, будто бесчувственные вещи (колдовских церемоний с живым зверем нет и в тотемизме, они развиваются лишь в культе животных) могут изменить свои естественные свойства и удовлетворить желания дикаря.

Следует отметить, что представление о тотеме является уже обобщенным. Мы, таким образом, сталкиваемся с процессом обобщения представлений о «чувственно-сверхчувственных» предметах и явлениях природы. До известной степени процесс этот имеет сходство и с процессом выделения представлений о мана, по есть между ними и существенные отличия.

Представление о тотеме менее общее, чем о мана, оно охватывает лишь определенную группу явлений. Далее, возникновение веры в мана связано с начавшейся социальной дифференциацией в обществе. Представление о тотеме прочно связано с родом.

Первоначальное неупорядоченное многообразие представлений о сверхъестественных вещах в тотемизме сводится к некоторому единообразию; одна их группа выделяется как основная, закрепляется во всем роде, остальные сходят до уровня побочных, вторичных. Первоначальные представления обобщаются и тем, что они относятся ко всему роду животных, ко всей породе.

Такое «упорядочение» представлений о сверхъестественных вещах и явлениях, некоторая систематизация происходит в пределах рода. Дюркгейм и его последователи не без основания подчеркивают, что «тотем клана в полной мере священен лишь для этого клана». В пределах рода «различают вещи священные и мирские».

179 Говоря о возникновении представлений о священном для данного рода, следует вспомнить одно из замечаний Энгельса в связи с изучением трехтомного труда этнографа Банкрофта об американских индейцах. В письме к Марксу от 8 декабря 1882 г. Энгельс пишет: «Любопытно, каким образом — как это можно наблюдать у так называемых первобытных народов — возникало представление о святости.

Священно первоначально то, что мы переняли из животного мира, — животный элемент, наоборот, «человеческие установления» считаются, так же как и в Евангелии, мерзостью в сравнении с божественным законом».

Нетрудно видеть, что Дюркгейм, рассуждая о той же проблеме возникновения представлений о святом, священном, изображает весь процесс в перевернутом виде. Он утверждает, что тотем — это клан, который и есть «подлинный бог». Религия, по Дюркгейму, «связывает» индивидуума и общество. Общественные группы будто бы «обладают всем для того, чтобы породить в сознании людей чувство божественного».

На самом же деле не общественная группа порождает веру в божественное, святое, а бессилие общественного человека в борьбе с природой возбуждает суеверный страх и заставляет наделять окружающую природу сверхъестественными свойствами. Человеческое не возвышается до уровня святого и божественного в тотемических верованиях, как думает Дюркгейм, а оттесняется на второй план как «мирское» во имя выдуманного сверхъестественного, которое и окружается почитанием.

Энгельс правильно отмечает, что тотемистические верования показывают происхождение идеи о святости, о священном в первобытнообщинном строе. С этим связано и возникновение представления о табу. Эти представления о священном, святом обязательны для всего рода, они заменяют многообразное, неупорядоченное почитание отдельных предметов, отдельных явлений.

Такой процесс можно было бы, пожалуй, назвать процессом выделения некоего «фетиша фетишей», этого основного «сверхъестественного» предмета в родовой группе, вытесняющего почти все остальные. Мы видим это также на примере австралийской чуринги или айноского инау.

Подобное выделение одной группы представлений о сверхъестественных предметах особенно ярко сказывается в тотемизме. Самое представление о тотеме содержит в своей основе фетишизацию зверя, но она относится не к отдельному предмету или явлению.

Изменение сказывается прежде всего в обобщении представлений, в распространении их на род, породу зверей. Вокруг этого центрального образа собираются различные колдовские церемонии и предметы, ранее неупорядоченные.

Если говорить о социальных условиях, которые приводят к такой концентрации представлений о сверхъестественном вокруг определенного предмета в данном роде, о выделении обобщенного образа тотема-зверя из всей массы других фетишистских представлений, то следует предположить, что этот процесс именно у данного рода связан с развитием экзогамии.

В нашу задачу, однако, не входит рассмотрение огромной проблемы происхождения тотемизма. Мы хотели лишь указать, что тотемизм является одной из ранних форм, какую принимали древние религиозные верования в своем развитии. В самом тотемизме, известном нам по его пережиткам, содержатся различные религиозные верования и обряды. Изучение тотемизма убеждает, что в основе отношения человека к тотему лежит тот древнейший тип религиозных верований, который связан с представлениями о «чувственно-сверхчувственных» предметах и явлениях природы, тип, который не является еще анимистическим и который можно назвать фетишизацией явлений или предметов природы.

На этот грубо чувственный характер тотемистических представлений не могли не обратить внимания Дюркгейм и его школа. «Что касается священных животных и растений, т. е. тех, которые были превращены в тотемы, то ведь это большей частью ящерицы, гусеницы, крысы, грушевые деревья, кактусы и т. д.; нельзя понять, по каким соображениям человек должен был бы их отделить от мирских вещей, если бы он основывался на том впечатлении, которое он получает от этих предметов в повседневной жизни», — пишет ученик Дюркгейма Морис Гальбвакс и отвечает на этот вопрос словами своего учителя: однако «мы знаем, что существо культа заключается в чем-то другом.

Мы знаем, что главную роль в культе играют фигурные изображения этих растений или животных, тотемические эмблемы и символы всякого рода, которые обладают максимумом святости».

По Гальбваксу, религиозность только «отраженно падает и на реальные объекты, изображаемые этими эмблемами».

Таким образом, Дюркгейм и его сторонники, запутавшись в своем понимании «религиозности», склонны думать, что в тотемизме почитаются не самые животные и растения, а лишь их «изображения», «эмблемы», т. е. разного рода предметы. На самом деле имеет место и то и другое. Человек превращает в «чувственно-сверхчувственные» предметы и зверей, и растения, и вещи. Первоначально эти представления бессистемны и даже неустойчивы.

«Боги на мгновение» — называл их когда-то Узенер. Тотемизм -одна из стадий систематизации таких воззрений в ходе развития родового строя. Возможно, что этот процесс связан с оформлением экзогамных родов. В плане же истории мышления этот процесс — показатель развития прежних отдельных представлений о сверхъестественных вещах в более обобщенные.
http://velsat.net/totemizm.html
Язычество / Тотемизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Тотемизм и почитание чувственно-сверхчувственных вещей

Зубная боль

Исследователи из Университета Рочестера называют клюкву новым средством от...
Журнал

Чтобы не поправиться

Японские ученые сделали интересный вывод о взаимосвязи скорости поглощения еды и...
Журнал

Вещий сон

В прошлый раз мы обещали рассказать о способах управления сновидениями. "Да...
Магия

Вещие сны

В ночь с 9 на 10 ноября 1619 года 23-летний французский ученый Рене Декарт...
Магия

Вещие сны любви

Парапсихологи полагают, что каждый из нас время от времени видит сны, которые...
Магия

Вещий сон

Вещие сны видит каждый из нас. Если с кем-то из близких приключается беда, нас...
Магия

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Женственность глазами мужчин
Подсказки ангела-хранителя на часах: значение цифр