Существа славянской мифологии

Интернет

Существа славянской мифологии АЛКОНОСТ

Алконост (алконос) — сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях птица грусти и печали. Изображалась на лубочных картинках с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращённой богами в зимородка.

Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы, забывает обо всём на свете.

АМАЗОНЫ

Амазоны — фантастические персонажи, которые изображались на русских лубочных картинках, обычно с тёмными как у арапов лицами. Особого распространения в мифах н преданиях эти персонажи не получили. Скорее всего, так представлялись нашим предкам жители дальних неведомых земель. Лик их был свиреп и воинственен, атрибутом было копьё или лук со стрелами.

АНЧУТКА

Анчуткэ — в восточнославянской мифологии злой дух. Бесёнок, обитающий в болоте, имеет крылья. Помощник водяных н болотных. Ещё его называют «беспятым», «беспалым»; хромота — одна из основных примет нечистой силы.

Анчутка — происходит, по-видимому от балтийского утка (маленькая утка). В более позднее время — одно из русских названий чертенят. В сказках он беспятый, потому, что волк ему пятку откусил.

АСИЛКИ

Асилки (осплкп, велеты) — богатыри-великаны. В мифах восточных славян упоминаются жившие в древние времена великаны, которые создавали реки, воздвигали горы. Когда же они сердились, вырывали с корнями деревья, сбрасывали камни с гор, устраивали бури и штормы.

Играючи, бросали в небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись своей силой, великаны стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими уничтожены.

АУКА

Аука — дух леса, который в отличие от леших и прочих из нежити, не спит ни зимой ни летом. Зимой ему раздолье. Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Маленький, пузатенький, щёки надутые. Как крикнешь в морозном воздухе — со всех сторон «аукнет», заведёт в глушь. Вселит надежду, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснёт сладким морозным сном, обо всём забыв.

Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живёт, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки.... Аука затейный: знает много мудрёных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернётся и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать.

БАБАЙ

Бабай — злой ночной дух, старик с котомкой или с большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под окна и сторожит.

Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал и унёс ребёнка, он только путает, скорее всего, им путают детей.

БАЕЧНИК

Баечник (перебаечник) — злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй можно слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий голос. Желательно не заговаривать с этими духами — добра не будет: можно опасно заболеть.

Представляется баечник старичком, маленьким, неповоротливым.... Ходит босым, чтоб не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наспится и человек не проснётся в холодном поту.

Ьсли в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В доме их четыре-пять. Самый страшный — усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.

БАННИК

Банник (баенник, лазннк бай-ник) — дух, живущий в бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго. Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух.

Особенно не любит выпивох. Умелые люди выгоняют его банным веником. Банник моется вместе с чертями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время — запарят. Если уж случилось — убегать надо задом наперёд. Заискивают расположение баинника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посьтанного крупной солью.

А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу...

БЕЛУН

Белун — по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.

За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку.

БЕСИЦЫ-ТРЯСАВЙЦЫ

Бесицы-трясавицы — духи болезней. Вначале так называли лихорадку, а затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще всего 12 болезней. Бесицы-трясавицы — серьёзные заболевания, они считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям: Трясея, Ог-нея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и утробу), Гры-нуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем), Глухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит), Пухнея, Желтея (насылаетжелтуху), Корку-ша (насылает корчи), Глядея (спать не даёт, ума лишает), Невея (поймает человека — не жить ему).

В Сильвестров день (15 января) заговаривают лихоманку Селиверстов день гонит лихоманок - сестер за 77 верст. Для изгнания лихоманок, лихорадок прибегали к помощи заговоров, главной особенностью которых и силой в глазах крестьян был перечень всех имён демонов-лихорадок «Тря-сея, огнея, глядел, авкаркуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немея, глухея, каркуша», — из заговора XVIII века; «Хрипуша, ломея, пухлея, дряхлея, дремлея, ветрея, смутница, зябуха», — из заговора XIX века.

Названные поимен-но, «окаянные дьяволицы» — трясовицы —«дщери царя Ирода», предназначеннные для того, чтобы «мучить род человеческий», — должны были отступиться от больного.

БОГИНКИ

Богинки — мифологические персонажи западных славян. Страшные обликом: старые безобразные хромые женщины с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми зубами; по поверьям, похищают и подменяют детей. Могут появляться в виде лягушек, собак, кошек, показываться как тень, но чаще всего для людей они невидимы.

Ботиками становятся умершие роженицы, женщины-самоубийцы, девушки, избавившиеся от плода, убийцы детей. Обитают в пещерах, болотах, прудах, оврагах. Появляются ночью в ненастье. Богинки подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей.

Богинки опасны также для скота; они пугают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают гривы.

БОГИНКИ

Богинки — мифологические персонажи западных славян. Страшные обликом: старые безобразные хромые женщины с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми зубами; по поверьям, похищают и подменяют детей. Могут появляться в виде лягушек, собак, кошек, показываться как тень, но чаще всего для людей они невидимы.

Ботиками становятся умершие роженицы, женщины-самоубийцы, девушки, избавившиеся от плода, убийцы детей. Обитают в пещерах, болотах, прудах, оврагах. Появляются ночью в ненастье. Богинки подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей.

Богинки опасны также для скота; они пугают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают гривы.

БОЛОТНЯНИК

Болотняник (болотяник, баг-ник) — дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. В родственных связях с водяным и лешим. Болотняник — седой старик с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину.

Любит гулять по берегу. Пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух пузырями, громко причмокивает. Подстраивает ловушки для несведущих — зелёную траву или корягу, бревно, а под ними — трясина, глубокая топь.

БОСОРКУН

Босоркун (внтряник) — горный дух, который поднимает сильный ветер и летает с этим ветром невидимым. Кто его задерживает, того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, насылает на людей и животных болезни, недомогания. У венгров есть похожий мифологический персонаж — босор-кань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных, которая также вредит посевам, людям и скоту.

Босоркуны вредят людям преимущественно ночью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота.

ВЕДОГОНЬ

Ведогонь — дух спящего человека или зверя. После смерти ведогонь превращается в навь (навь, навьё — дух мёртвого человека). Появляется чаще всего ведогонь осенью, когда летают паутинки (а может он и есть паутинка). Управляет ведогоня-ми Посвист — бог ветра. Ведого-ни во время сна помогают людям творить, сочинять.

Но они драчливы, если заденут друг друга, устроят потасовку — погибнет ведогонь и человек во сне умрёт. Ведогони дружны с дрёмой, насылающей на человека сон. Вот, ты счастливый, заснул, а твой Ведогонь вышел мышью, бродит по свету. И куда-куда не заходит, на какие горы, на какие звёзды!

Погуляет, всего наглядится, вернётся к тебе. И ты встанешь утром счастливый после такого сна: сказочник сказку сложит, песенник песню споёт. Это всё Ведогонь тебе насказал и напел — и сказку и песню

Вилы

Вилы (самовилы) — женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами в легких одеждах, проживающие в горах. Вилы имеют крылья, они летают как птицы, владеют колодцами и озерами, способны «запирать» их. Если отнять у Вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами.

Кто отнимет одежды у Вил, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывать будущее.

ВОДЯНИЦА

Водяница — жена водяного, но утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Ещё называют — шутиха, шутовка. Водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы.

Под мельничными колесами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредни-чают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова.

Водяной

Водяной (водяник водыльник) - дух рек и озер, всем духам из нечисти только «дедушко», как привычно зовут его, но и подлинный "пращур". Всегда голый, в чёрной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой в шапке из куги. Лапы вместо рук с перепонками, хвост рыбий горящие раскаленными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде.

Рассердится — плотины рвет, мельницы подмывает, животных и людей в воду тащит. Ему приносят жертву рыбаки, мельники, пчеловоды. На Никиту (16 апреля) водяной просыпается от зимней спячки. Рыбаки угощают водяного, утопляя (чужую) лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!» Он (водяной) уносит в свои подземные комнаты на безвозвратное житьё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь.

Под водою он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д.

ГАМАЮН
Гамаюн — сказочная райская птица, упоминаемая в апокрифах и духовных стихах как «птица вещая», как сирин и каган. Летает в поднебесье, живёт в море. Изображали птицу-гамаюн с женским лицом и грудь-ю; иногда просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица-гамаюн — счастье пророчит.

ГЕРМАН

Герман (Джерман) — Мифологический персонаж божество плодородия у южных 'славян Во время обряда вызывания дождя у болгар представлялся глиняной куклой с подчеркнутыми мужскими признаками В заклинаниях говорится, что Герман умер от засухи, женщины хоронят его на песчаном берегу реки, после чего должен пойти плодоносный дождь....

Познание бога не заложено в нас рукою природы... Из чего же возникает эта идея?.. Человек видел поразительные явления природы, урожаи и засухи, ясные дни и бури, блага и бедствия, и ощущал хозяина.... Таковы были первые шаги, и вот почему каждая маленькая община имела своего бога.

ГОРГОНИЯ

Горгония (девица Горгония) — в славянских книжных легендах дева с волосами в виде змей, происходящая от античной Медузы-горгоны. Лик Горго-нии прекрасен, но смертоносен, она знает язык всех живых существ. Герои стараются добыть голову Горгонии, дабы получить чудесное средство, дающее победу над любым врагом, но удаётся это только самому сильному и отважному.

Иконография головы Горгонии — характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков». Дорогою мысли его кружились нестройными роями. Образ Любови носился перед ним попеременно то в виде приманчивого, пленительного создания, то в чертах прекрасной, но мрачной Горгоны, ослепляющей и отменяющей сердца неопытные и неосторожные.

ДВОРОВОЙ

Дворовой - покровитель двора, помошник домового. По характеру отношений с хозяином двора — злой дух Онв дружбе (всегда) только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность.

Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. Дворовой порядочный колоброд: нередко домовладельцы терпят от ссор соседних дворовых, не в силах вмешаться. Злой дворовушко позавидовал своему соседу, доброму дворовушке, в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится.

Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь воду с реки. Лил потом добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сравняется с краями, да так и не дождался: и с горя на месте повис под нижней губой лошадки сосулькой в виде «маленького человечка в шерсти».

ДЕДЫ

Деды (диды, дзяды) — общеславянские духи предков. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу — седьмой день после пасхи (пасха усопших, семуха), или осенью. Угощали дедов и на Рождество, под Новый год. Души умерших родственников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая её под стол или выставляя за окно.

Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола, совершая окуривание душ умерших.

Див

Див — демонический персонаж восточных славян, обитающий в лесу на верхушках деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими криками. Можно предположить, что название персонажа связано со словом «диво» — чудо, с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами «дикий», «дивий».

Близко по значению слово «дый» — бог. По смыслу во многих источниках Див — божество страха и смерти. У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь. Собственно 'див,, означает: светлый, блестящий и принималось арийскими племенами за название небесного свода; но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими последними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то словодив,, стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.

ДОЛЯ

Доля — дух-покровитель Человека; даёт богатство и удачу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нету: болото, река, лес, горы — доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых выпивох и всяких плохих людей Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдётМать пресвятая, принеси в колыбель ребятам хорошие сны, — они с колыбели хиреют, кожа да кости, галчата, и кому они нужны, уродцы?

А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси. И посмотри, Вон там молодая прекрасная Лада, Счастливая Доля, в свете зари словно говорящая солнцу: «Не выходи солнце, я уже вышла!» — она нам бросает свою золотую нить.

ГЕРМАН

Герман (Джерман) — Мифологический персонаж божество плодородия у южных 'славян Во время обряда вызывания дождя у болгар представлялся глиняной куклой с подчеркнутыми мужскими признаками В заклинаниях говорится, что Герман умер от засухи, женщины хоронят его на песчаном берегу реки, после чего должен пойти плодоносный дождь....

Познание бога не заложено в нас рукою природы... Из чего же возникает эта идея?.. Человек видел поразительные явления природы, урожаи и засухи, ясные дни и бури, блага и бедствия, и ощущал хозяина.... Таковы были первые шаги, и вот почему каждая маленькая община имела своего бога.

ГОРГОНИЯ

Горгония (девица Горгония) — в славянских книжных легендах дева с волосами в виде змей, происходящая от античной Медузы-горгоны. Лик Горго-нии прекрасен, но смертоносен, она знает язык всех живых существ. Герои стараются добыть голову Горгонии, дабы получить чудесное средство, дающее победу над любым врагом, но удаётся это только самому сильному и отважному.

Иконография головы Горгонии — характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков». Дорогою мысли его кружились нестройными роями. Образ Любови носился перед ним попеременно то в виде приманчивого, пленительного создания, то в чертах прекрасной, но мрачной Горгоны, ослепляющей и отменяющей сердца неопытные и неосторожные.

ДВОРОВОЙ

Дворовой - покровитель двора, помошник домового. По характеру отношений с хозяином двора — злой дух Онв дружбе (всегда) только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность.

Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. Дворовой порядочный колоброд: нередко домовладельцы терпят от ссор соседних дворовых, не в силах вмешаться. Злой дворовушко позавидовал своему соседу, доброму дворовушке, в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится.

Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь воду с реки. Лил потом добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сравняется с краями, да так и не дождался: и с горя на месте повис под нижней губой лошадки сосулькой в виде «маленького человечка в шерсти».

ДЕДЫ

Деды (диды, дзяды) — общеславянские духи предков. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу — седьмой день после пасхи (пасха усопших, семуха), или осенью. Угощали дедов и на Рождество, под Новый год. Души умерших родственников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая её под стол или выставляя за окно.

Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола, совершая окуривание душ умерших.

Див

Див — демонический персонаж восточных славян, обитающий в лесу на верхушках деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими криками. Можно предположить, что название персонажа связано со словом «диво» — чудо, с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами «дикий», «дивий».

Близко по значению слово «дый» — бог. По смыслу во многих источниках Див — божество страха и смерти. У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь. Собственно 'див,, означает: светлый, блестящий и принималось арийскими племенами за название небесного свода; но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими последними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то словодив,, стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.

ДОЛЯ

Доля — дух-покровитель Человека; даёт богатство и удачу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нету: болото, река, лес, горы — доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых выпивох и всяких плохих людей Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдётМать пресвятая, принеси в колыбель ребятам хорошие сны, — они с колыбели хиреют, кожа да кости, галчата, и кому они нужны, уродцы?

А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси. И посмотри, Вон там молодая прекрасная Лада, Счастливая Доля, в свете зари словно говорящая солнцу: «Не выходи солнце, я уже вышла!» — она нам бросает свою золотую нить.

КАГАН

Каган — вещая птица, приносящая счастье. Живёт в поднебесье, поймать её невозможно, да и увидеть редко кому удаётся. А ловить-искать её и не надо — зря всё — сама она осчастливит того, кто этого заслуживает.

Какая она — никто не знает. Известно лишь, что тем кто трудится в поте лица, пестует ниву свою, птица каган обязательно принесёт счастье. Кто же виде её — молчать должен, иначе счастья ему не видать.

КАРАКОНДЖАЛЫ

Караконджалы (караконджу-лы, караконджо) — ночные водяные демоны у южных славян. Выходят из воды или из пещер на время Рождества, иногда до Крещения. Выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, лохматых красных или чёрных бесов с хвостами и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду, в облике собаки, овцы, телёнка или косматого, рогатого и хвостатого человека.

Считалось, что Караконджалы после полуночи нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла, гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки. Караконджалы боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т. п.

КИКИМОРА

Кикимора — злой и вредный домашний и дворовой дух. Делает пакости домовому, его антипод. В доме стучит, старается выжить людей. На Святки, особенно в ночь под Рождество Христово треплет и сжигает ку-делю, оставленную у прялок без крестного благословления.

Во дворе вредит домашней птице. Насылает на кур «вертун», когда они кружатся до изнеможения и падают околевшими; выстригает у овец почти всю шерсть. Кикимора — малая гадкая бабёнка в плохонькой одежёнке, сморщенная, с киками.

КИТОВРАС

Китоврас - персонаж нерусских книжных Упоминается в XIV век копченых текстах как ще - кентавриногда с крыльями. В большинстве случаев Китоврас по желанию помогает царю Соломону строить храм, состязается с ним в мудрости. В некоторых вариантах легенд Китоврас наделен чертами оборотня — днём он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царём зверей.

КЛЕТНИК

Клетник — дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит. Если осерчает на хозяина — мешки с мукой порвёт, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам, принося убытки.

Росгу. Как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днём клетник обычно отсыпается, выходит ночью. Бесчисленные духи и мелкие божества народного пантеона не исчезли и даже не переменили своих свойств, только некоторые стали казаться враждебными человеку, потому что последний перестал кормить их.

КЛИКУША

Кликуши — люди, одержимые особого рода падучей болезнью, в припадках которой теряется сознание. Кликуша корчится, в судорогах икает кричит звериными голосами ругается, богохульствует. Народ приписывает эту болезнь напуску от злых колдунов. Сами кликуши зачастую в припадке выкликают, что такой-то их испортил.

Иногда верующие (хлысты, веденцы) своими действиями во время сборов доводят себя до кликушества. Злой дух смущает молящихся нечеловеческими воплями и разными выкриками на голоса всех домашних животных: собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и тому подобным.

Кроме ладана и богоявленской воды, признаётся ещё целебною и даже имеющею решающее действие на перелом болезни и изгнание беса крещенская вода, освящаемая в прорубях рек и озёр, а за неимением таковых — в колодцах и чащах.
Язычество / Славянское язычество
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Существа славянской мифологии

Секс правильно

Секс правильно - постельные табу, или то, что не прощается в сексе: ПОТЕТЬ (14...
Журнал

Деревня расслабления

Целль-ам-Зее (Zell am See), крепкая, бодрая и поджарая австрийская деревня...
Журнал

Секрет любви

Итальянские ученые разобрались в химии любви. Они выяснили, что состояние...
Журнал

Славянская мифология

Арысь-поле - сказочное, быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась...
Религия

Мифология славянская

Арбуй - волхв, кудесник-иноземец. Название Арбуй, сохранившееся на Псковщине в...
Религия

Славянский зодиак

Медведь (10 декабря — 10 января) Медведь — хозяин леса, но не царь зверей, не...
Психология

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Подготовка события смерти