Старообрядчество

Старообрядчество
1. Предыстория русского раскола

Восстановление московского государства

Семнадцатое столетие вошло в историю русского государства как бунташный век. За эти годы русское государство и Церковь пережили смутное время, которое потрясло все устои русского общества и поставило русское государство на грань гибели. В период смутного времени московское государство подверглось польской и шведской интервенции и пережило состояние длительной гражданской войны.

Сама расшатанность государства и нравственных устоев привела к появлению так называемого самозванчества, которое надолго дестабилизировало экономическую, социальную и политическую жизнь Московской Руси.

Русское общество пережило шок от столкновения с инославными христианами, которые сумели захватить Кремль с его святынями. С помощью изменников бояр польские католики пытались управлять русским народом. Следствием шока было негативное отношение к западным культурам и религиозным влияниям.

После восстановления монархии в 1613 году началось изживание последствий смутного времени. Восстановилась экономика, государственный порядок и нормальная церковная жизнь.

Восстановление государственной и церковной жизни связано с именем патриарха Филарета, который вернулся из польского плена в 1619 году. Иерусалимский патриарх Феофан, посещавший Москву и Литву, поставил патриархом Московским Филарета. Деятельность патриарха Филарета благотворно сказалась на восстановлении церковного книгопечатания.

В это время возникла острая потребность в церковных книгах, так как восстанавливались церкви и монастыри. Церковное книгопечатание потребовало решения очень важной проблемы: реформирования (книжной справы).

Еще в свое время Стоглавый собор РПЦ в 1551 г. указал на то, что в богослужебные книги вкрадываются ошибки и поэтому следует приступить к работе книжного исправления.

К началу 16 века завершилось формирование единого русского государства. Стал вопрос об унификации церковной жизни, так как в чины вкрадывались свои особенности. Ошибки появлялись при переписывании.

Необходимость унификации церковной жизни

Задача унификации облегчалась в связи с созданием единого государства.

В западных окраинах к 13 веку (Псков) крестились тремя перстами.

Собор 1551 г. к исправлениям так и не приступил.. Эта работа развернулась только в 17 веке, когда печатный двор развернул свою деятельность.

Печатный двор – центр книгоиздательской деятельности. Издатели при печатании текста должны были пользоваться единым выверенным текстом. Для этого брались многочисленные рукописи. Так называемые «справщики» (редакторы) выверяли эти рукописные тексты, брали из них один за образец и печатали. Таким редактором был Иван Новедко.

Первые попытки книжной справы оказались тяжелыми для справщиков. Архимандрит Дионисий из Троице-Сергиевой лавры – справщик – заметил ошибку в чине освящения воды: лишний прилог «и огнём», предложил изъять как лишний, богословски не обоснованный. Платонов в «Истории России» пишет, что его братья-монахи написали донос, что архимандрит хочет «огонь из мира извести».

За это Дионисия били палками, морили голодом как злостного еретика. Когда приехал патриарх Феофан Иерусалимский, то внес ясность своим авторитетом в решение этой проблемы. Архимандрит Дионисий был освобожден.

Русские правщики не обладали необходимыми богословскими познаниями для обоснования необходимости исправления тех или иных ошибок.

Печатный двор с каждым годом усиливал свою деятельность.

В 1645 году скончался царь Михаил Федорович, и монархом стал юный Алексей Михайлович, которому было 16 лет. На царя и на государственные дела большое влияние оказывал боярин Морозов – человек благочестивый и ревностный православный христианин. Но влияние боярина Морозова продолжалось недолго.

В 1648 году в Москве вспыхнул бунт, москвичи были не довольны коррупцией в приказах и потребовали казнить двух самых злостных взяточников. Люди потребовали отставки Морозова, и он был удален из Москвы.

На царя стали оказывать влияние боголюбцы. Это были ревнители церковного благочестия. К ним можно отнести священника Ивана Неронова, настоятеля Казанского собора в Кремле; Царского духовника Стефана Вонифатьева; Аввакума Петрова из г. Юрьевца; архимандрита Никона; боярина Федора Артищева.

Боголюбцы влияют на царя с тем, чтобы царь Алексей Михайлович принял меры по оздоровлению и церковной, и светской жизни.

Сторонниками обновления были не иерархия, а люди из белого духовенства и близкие царю.

Проблемы светской жизни – пьянство, тяга к нескромным увеселениями, несоблюдение церковной дисциплины (скоморохи, разгул во время и вне поста и др.). Греховность мирян требовала церковного исцеления. По той причине царь Алексей Михайлович издал указ закрыть все кабаки во время постов, строго соблюдать пост.

Все эти ревнители отстаивали идею: Москва – Третий Рим; что РПЦ призвана Богом к великому служению, поэтому паства и духовенство должны отвечать высокому предназначению.

Сами боголюбцы были очень благочестивы: постники, молитвенники. Примером является «Житие протопопа Аввакума». В молитве он проводил несколько часов в день, и это было естественным. Боголюбцы выступали как проповедники, которые обличали грехи прихожан и призывали к благочестивой жизни. Но реакция была негативной. Их избивали. Аввакум Петров вынужден был бежать в Москву.

Повсеместно проповедь у священников отсутствовала, они отказывались проповедовать, говоря: «мы их исповедуем, зачем еще и проповеди». Но христиане, получалось, не знали основ и принципов христианской морали.

Многогласие и единогласие

В Русской Церкви существовала практика многогласия, поэтому люди нечего не понимая, ругались, дрались, кричали. Епископат не был заинтересован во введении единогласия и поэтому отпугивал прихожан. А о сокращении службы не могли даже и думать.

Боголюбцы считали невозможным изменение или сокращение текста Литургии. Считали, что во время Литургии осуществляется временное Царство Божие на земле. Само вечное Царство Божие представлялось боголюбцам как непрерывная Литургия во вселенском боголепном и прекрасном Храме, во время которой благочестивые души благоговейно общаются с Богом. Поэтому они были противниками многогласия.

Царь Алексей Михайлович этих людей приближал к себе и поддерживал. Патриарх жаловался, что его отстраняют от дел и не советуются с ним.

Возникали конфликты по поводу введения единогласия. Протопоп Иоанн Неронов обвинял иерархию в пренебрежении своим иерархическим долгом: не вводят единогласия из-за отсутствия ревности.

Царь был на стороне боголюбцев.

В 1651 году состоялся собор, на котором было введено единогласие. Все боголюбцы действуют вместе. Из этого кружка царь выделяет Никона, который поставляется митрополитом на Новгородскую кафедру.

2. Поставление Никона на патриаршество

Биография Никона до патриаршества

Никон родился в 1605 году в крестьянской семье в Нижегородской губернии. Там же родился и протопоп Аввакум в 1620 году, его будущий противник. По этническому происхождению Никон был русским на 1/5, 4/5 – мордвин.

Имя при рождении – Кузьма. У него рано умерла мать, детство было тяжелым.

Ушел в Желтоводский Макарьев монастырь послушником, где и выучился. Отец призвал вернуться.

В 20 лет Никон женился и принял сан священника. После смерти детей Никон с матушкой решили постричься в монахи. Никон поехал на Соловки к старцу Елиазару (Анзерский скит). Проявил себя как очень ревностный монах. Вычитывал каждый день Псалтирь и делал 1 тысячу поклонов. Но он не ужился с братией и отправился в Кожееверский монастырь, в котором вскоре стал настоятелем.

Возвышение Никона

Никон прибыл в Москву по делам и был представлен царю. Никон поставляется на Новгородскую митрополию. Проявляет себя как ревностный сторонник единогласия и учреждает благочестие как среди паствы, так и среди духовенства.

В 1649 году состоялся Земский собор, на котом был введен монастырский приказ – первая попытка секуляризации. По этому приказу государство отобрало у Церкви много земель и стало контролировать церковные доходы, вмешивалось в экономические и судебные дела Церкви. Никон всегда был против монастырского приказа, но его подписал. Несмотря на это, в Новгородской митрополии данный приказ не действовал.

В лето 1652 года царь приказал в Успенском соборе положить мощи мученика митрополита Филиппа, которые покаялись в Соловецком монастыре. Отправлен был за мощами митрополит Никон, который зачитал над мощами покаянное письмо Алексея Михайловича за грехи его предка Ивана Грозного. Митрополит Никон отправился в Москву сопровождать мощи Филиппа.

В этом же году умирает патриарх. Был созван собор для избрания нового патриарха. Большинство склонилось к Никону, но он отказался стать патриархом. Но в конечном итоге все же согласился, однако при этом потребовал, чтобы и царь и бояре слушались его во всем.

Патриаршество Никона

Благодаря поддержке царя, положение Никона было необычно прочным. Царь почитал его как духовного отца-наставника. Патриарх Никон был сильной, обаятельной личностью.

Патриарх Никон обратил внимание на то, как идет исправление книг на печатном дворе. Эта сложная работа и особенно необходимость знания греческого языка потребовали специалистов, которых в Москве не было.

Тогда царь в 1649 году попросил Киевского митрополита Сильвестра прислать ученых монахов для редакционных работ и перевода с греческого. Ими стали Епифаний Словинецкий, Дамаскин Птицкий и Арсений Сатановский. Это были монахи латинской выучки.

Появление идеи, что Московская Русь объединит всех православных

В 1649 году приехал патриарх Иерусалимский Паисий, который познакомился с Никоном и внушил ему мысль о том, что русский царь должен освободить православных христиан на Балканах, в Азии от инославного ига и восстановить общеправославную империю с центром в Москве.

Паисий беседовал с царем и Никоном, внушал собеседникам о том, что Москва призвана к великой исторической роли освободить всех православных христиан от власти турок и создать панславянскую империю с центром в Москве.

Эта мысль была воспринята и царем и Никоном. Никон полагал, что в случае успеха Русская Церковь станет первенствующей среди православных Церквей, это приведет к возвышению русского патриарха.

Начинается культивирование византийских традиций в Москве. Царь стремится подражать византийским императорам: Юстиниану в его законотворческой деятельности. Это привело к созыву Земского собора и принятию соборного уложения. Вводятся византийские придворные обычаи.

Москва усваивает наследие Византийской империи, принимает приезжавших греков как носителей этой традиции, оказывает им почет и уважение. Греки часто приезжали в Москву за милостыней, среди них много было жуликов.

Столкновение русского обряда с греческим

Патриарх Иерусалимский Паисий обращает внимание, что существует расхождения между греческим и русским обрядами. Русские привыкли, что греки знают о различиях, но Паисий сформулировал свое отношение: эта разница связана с русскими нововведениями, что Русская Церковь за последние столетия отошла от обрядности греков и исказила подлинный греческий обряд.

Это смутило царя и Никона. Царь послал на Афон монаха Арсения Суханова, где тот узнал, что греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Это известие шокировало русских. Эти разговоры глубоко запали в душу Никона, и он стал считать, что действительно Русская Церковь виновата в том. Что исказила греческий обряд.

Став патриархом, Никон сказал найти в архиве грамоту об учреждении патриаршества, данную восточными патриархами в 1595 году. Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. Собор восточных патриархов признал это законным в 1593 г. В этой грамоте говорилось, что Русская Церковь должна быть единой со вселенским Православием, прежде всего в области вероучения.

Но патриарх Никон истолковал это, как единство и в обряде. Его подталкивал к такому пониманию тот факт, что в 1645 году западно-русская Церковь под водительством митрополита Петра Могилы приняла греческий обряд. Поэтому Московская Церковь оказалась единственной, которая в обрядовом отношении отличалась от всего православного мира.

Различия между русским обрядом и греческим:
- в Русской Церкви Литургия служилась на 7-ми просфорах, а греки – на 5-ти;

- русские крестились двумя перстами, а греки тремя;

- у русских крестный ход совершался по солнцу (солнце как символ Христа, мы идем за Ним), у греков – против солнца (навстречу Христу);

- греки писали Иисус, русские Исус;
- у русских в восьмом члене Символа веры читалось: «и в Духа Святаго Господа Истинного и Животворящаго…»;

Различия в облачении и др.

Русский устав имел элементы древнего греческого студийского устава, о котором греки сами уже забыли.

Патриарх Никон приходил к мысли, что Русская Церковь не может претендовать на первенство, будучи отличной от греков, если ее обряд – искажение подлинного греческого обряда. Эту идею горячо поддерживал царь Алексей Михайлович.

Никон и начал первые шаги по исправлению обрядов Русской Церкви в соответствии с греческим.

3. Реформа патриарха Никона

В Великий пост 1653 году патриарх Никон рассылает по московским церквам указ, в котором предписывается креститься тремя перстами и в в великопостной молитве преподобного Ефрема Сирина класть не 12 земных поклонов, а 4.

У московского духовенства был шок. Реакцию на указ передает протопоп Аввакум в своем житии: «мы видим, что еретическая зима приближается, сердце озябло и ноги задрожали».

Тогда протоиерей Иван Неронов, поддержанный всеми боголюбцами, обратился с челобитной к царь на Никона, что тот отменяет древнерусские церковные обычаи.

Расправа над боголюбцами

Царь вынужден был просить Никона отказаться от обрядовых нововведений, что вызвало озлобление Никона по отношению к своим бывшим друзьям – боголюбцам. А так как Никон в это время находился на вершине своего могущества, имел титул не только великого господина, но и великого государя, то он обрушил репрессии на боголюбцев.

Проявилась натура Никона. Это было как неповиновение высшей церковной власти, поэтому Иван Неронов в цепях был посажен в темницу, быт батогами (палками) и сослан в дальний северный монастырь.

Протопоп Аввакум был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь (Забайкалье), которая продлилась свыше 10 лет.

Патриарх расстриг муромского священника Лонгина и посадил в тюрьму.

Эта расправа, их протест привели Никона к мысли, что продолжение церковных реформ с помощью патриарших указов неизбежно вызовет сопротивление, следовательно вопросы об обрядовых нововведениях необходимо решать на церковных соборах.

Церковные соборы

С этой целью в 1654 году и был созван церковный собор, который должен был принять предложение патриарха о необходимости исправления богослужебных книг или унификации русского обряда с греческим.

Проблема исправления ввиду ее сложности предполагалось будет решена так: необходимо собрать древние хоратейные списки (написанные на пергаменте) богослужебных книг на греческом и русском языках и по древним спискам составить новый вариант служебника.

Эту задачу в тех условиях решить было не возможно, так как не было навыков работы с древними текстами. Они появились только во второй половине 19 века..

В реальности исправление книг происходило так: брали греческое издание, напечатанное в Венеции и в Генуэ в начале 17 века, и с этих греческих изданий делали перевод на русский. Такая практика привела, в конечном итоге, к конфликту между сторонниками русской церковной традиции и патриархом Никоном.

Уже на церковном соборе 1654 году Коломенский епископ Павел высказал несогласие с политикой патриарха Никона (единственный открытый выступ протеста среди епископата). За это Никон сослал епископа Павла на север. Там он был то ли сожжен, то ли заморен голодом. Старообрядцы почитают его как первого мученика.

В 1655 году объектом внимания стало двуперстное крестное знамение. Никон вместе с Иерусалимским патриархом Паисием и Сербским митрополитом Гавриилом торжественно объявляют анафему тем, кто креститься двумя перстами. Двуперстие объявлялось армянским кукишем. Это было невыносимо для сторонником старого обряда.

Церковный собор 1656 года был последним, на котором были приняты решения относительно исправления богослужебных книг. Всего было 3 собора: 1654, 1655, 1656.

Борьба за власть

После 1656 г. Никон остывает к дальнейшему исправлению церковного обряда. Это говорит о том, что не церковная реформа была главным делом патриарха Никона. Главным его делом была борьба за превосходство духовной власти над светской. То есть патриарх стремился поставить свою власть выше царской. Впоследствии он написал труд по этому поводу: «патриарх – наместник Бога на земле».

Никон уже столкнулся с практикой вмешательства государства в дела Церкви, с первой попыткой секуляризации церковного имущества в форме учреждения монастырского приказа. Первый опыт секуляризации настолько потряс Никона, что он стал настойчиво проводить идею не только защиты Церкви от государственного вмешательство, но и о необходимости подчинения государства Церкви.

Это было гарантом от покушений. Но это вызвало конфликт между Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

Царь в 1654-55 гг. уехал на войну в районе Могилева, Вильно. Никон был оставлен на государство, царь поручает патриарху сохранение своей семьи. Никон правит боярами и держит их «в черном теле». Никон был про происхождению крестьянин, а управлял боярской думой.

Для думы это было бесчестием. Никон заставлял бояр ждать по несколько часов, пока он изволит их принять. Когда царь возвращается, бояре настраивают патриарха против царя: «влась у тебя забирае». Царь был мягким и внушительным.

Вспыхивают споры и царь через боярина заявляет Никону, что тот лишается титула великого государя. Это был страшный удар. Возникает еще один конфликт. Который приводит к разрыву отношений.

Уход Никона от патрирших обязанностей

Никон, завершив Литургию в Успенском соборе Кремля, покидает Москву, уезжает в Воскресенский монастырь, надеясь, что царь испугается остаться без патриарха, вернет его и между ними восстановятся прежние дружеские отношения. Но царь уже не желал видеть Никона рядом с собой, он устал от его властолюбия. Царь, повзрослев, сам себя начал осознавать монархом и не собирался делиться властью.

С 1658 г. Русская Церковь остается без патриарха, так как Никон не слагал с себя патриаршего сана, но и не управлял Церковью. Царь оказался в сложной ситуации, так как для решения вопроса о новом патриархе необходимо было добиться того, чтобы Никон либо добровольно снял сан, либо был осужден Собором. Судить Никона можно было только на совместном сборе русских епископов и греческого патриарха.

Царь как церковный реформатор

В это же время царь возвращает из ссылки протопопа Аввакума (1664 г.). Аввакум обретает милость у царя. Он не понимал причину реформ и думал, что царь хочет вернуться к старому обряду. В итоге Аввакум понимает, что истинным инициатором реформ является Алексей Михайлович, что в отсутствие Никона эти богослужебная реформа утверждается благодаря царю.

Царь, чтобы окончательно утвердить новый обряд в Русской Церкви, в апреле 1666 года собирает церковный собор, на котором русские епископы утверждают новый обряд по желанию Алексея Михайловича. На этом соборе были осуждены сторонники старого обряда, они призывались к покаянию, но Аввакум остался при своем убеждении. Упорствующие должны были раскаяться, от Церкви их не отлучили.

Суд над Никоном

Осенью 1666 года в Москву прибывают два греческих патриарха: Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский.

Эти патриархи прибыли по приглашению царя Алексея Михайловича для суда над патриархом Никоном. За это им обещались великие и богатые милости. Вместе с патриархами в свите прибыли и греческие купцы, так как на участников свиты не распространялось налоговое обложение. Остальные православные патриархи отказались участвовать в суде над Никоном.

Константинопольский патриарх написал турецким властям, что Александрийский и Антиохийский патриархи самовольно покинули кафедры для поездки в Москву и были лишены кафедр, приехав в Москву уже безместными.

В декабре 1666 года был созван собор, на котором главную роль играли не русские, а греки. Вместе с греческими патриархами важную роль в осуждении Никона и старообрядцев играл Газский митрополит Паисий Лигарит, который и готовил главное решение собора. По отзывам современников он был беспринципным авантюристом, был отлучен своим патриархом, но оказался в Москве и считался прекрасным богословом.

Именно греки, их позиция привели к тому, что решение собора вызвало такие трагические последствия для Русской Церкви. 3 декабря был осужден патриарх Никон. Его обвинили в самовольном оставлении кафедры, во злоупотреблении властью. Никон был отправлен простым монахом на русский север в Ферапонтов монастырь. Царь потребовал от окрестных монастырей поставлять Никону лучшую трапезу.

Сын Алексея Михайловича – Федор Алексеевич дозволил Никону вернуться в Новый Иерусалим в Вознесенский монастырь в 1681 году как патриарх, но в пути Никон умер. Был похоронен по патриаршему чину.

4. Начало старообрядческого раскола

Анафематствование старообрядцев

После осуждения Никона 13 мая 1667 года собор вынес решение о наложении клятв и анафем на сторонников старого обряда. Старообрядцев приравняли к иудеям, Арию и другим еретикам. Отменялись деяния Стоглавого собора, порицался митрополит Макарий, который якобы не проявил должного мудрствования на этом Стоглавом соборе.

По сути собор 1666-67 гг. в угоду грекам осудил русскую церковную старину. На соборе отлучили протопопа Аввакума, дьякона Феодора, попа Лазаря и инока Епифания. Им урезали языки (кроме Аввакума). Их 4 человек отправили за полярный круг в г. Пустозерск (Архангельская область).

Через Пустозерск шел путь от Урала на Русский север, поэтому там часто были путники. Там их посадили в землянки, в которых они прожили до своей казни в 1682 году.

Решение Собора не только не уничтожило раскола, но наоборот дало толчок к его усилению. Старообрядцы понимали так: если собор принимает столько радикальные решения, следовательно речь идет не просто о наказании непокорных, а в обвинении в ереси, следовательно ересью является русская церковная старина; но этого не может быть.

Если нас гонят и отлучают, значит мы правы, а гонят нас враги, завладевшие Церковью. Навязывается новообрядческая ересь, следовательно сообщество старообрядцев – подлинная Русская Церковь, сохранившая в чистоте церковный обряд, данный ей во время святого князя Владимира.

Оплоты старообрядчества

Центром сопротивления новому обряду становится Соловецкий монастырь. В 1668 году Соловецкие монахи отказались принять игумена, назначенного из Москвы, и новопечатные книги. Соловецкие монахи написали несколько посланий царю Алексею Михайловичу. Но царь послал стрелецкие войска, дабы принудить монахов к покорности.

Они начали осаду монастыря, которая длилась около 8 лет. Войска блокировали монастырь, но не могли изолировать его от мира. Для всей Руси этот монастырь – символ защиты старой веры. Осада может быть бы и продолжалась, но в январе 1676 года предатель из монастыря указал стрельцам тайный ход.

Стрельцы проникли в монастырь и застали защитников в врасплох. Стрельцы устроили расправу над монахами и десятки людей были казнены (утоплены). Через несколько дней умер царь Алексей Михайлович. Старообрядцы говорили, что это Бог расправился с ним.

Сторонники старого обряда были в Москве и оплотом их стал двор боярыни Морозовой, которая была духовным чадом протопопа Аввакума. Боярыня Морозова была вдовой. По закону она была самостоятельна и пользовалась большой властью. Она приняла монашество с именем Феодосия. Морозову поддерживала ее сестра княгиня Урусова.

Они отказали царю в принятии нового обряда. За это были подвергнуты пыткам: на морозе их били плетью. Затем их отправили в город Боровск и там заключили в земляную тюрьму. В тюрьме боярыня Морозова с сестрой пробыли несколько лет, пока не были уморены голодом.

Кроме Москвы оплотом старообрядчества стал русский север: Поморье (район Архангельска и северной Двины). Именно в Поморье бежали оставшиеся в живых соловецкие монахи, авторитет которых как борцов за старую веру был очень велик. Проповедь монахов имела успех.

Там жили люди, не знавшие крепостного права, вольные, которые охотно поддержали старообрядческий раскол. Многие старообрядцы бежали на Дон (вольные земли). Эти земли также стали оплотом старообрядчества.

В итоге очагами старообрядчества стали: Москва, Дон, север, Сибирь, на р. Керженец (кержаки) в Нижегородской губернии и на Черниговщине в Стародубце. Почему именно в этих районах? Так как там жило много вольных людей и царская власть туда практически не достигала.

Что касается Стародубья, то рядом была граница с Речью Посполитой, и старообрядцы туда бежали на Ветку. Там охотно принимали трезвых и трудолюбивых. За счет этих качеств старообрядцы всегда жили богаче.

5. Самосожжения старообрядцев. Раскол старообрядчества

Самоубийства и самосожжения

Распространение старообрядчества сопровождалось и самосожжением. Еще в 30-е гг. 17 века в Вязьниковских лесах Владимирской губернии появился старец Капитон, у которого были свои последователи. Он начал проповедовать идеи добровольного мученичества, смысл которых сводится к тому, что из мира уходит благодать, в официальной Церкви спасения нет.

Значит, для спасения нужно запощевание себя до смерти. Тем самым человек очищается и предстает чистым пред Богом. Один из последователей Капитона, бывший студент Сорбонны начал проповедовать тоже самое. Крестьяне начали этому следовать.

Вскоре об этом узнали власти. Была произведена экспедиция и несколько проповедников было арестовано и казнено.

Несмотря на это, идеи самоуморения были восприняты. В 60-е гг. 17 в. появились сведения о первых гарях - актах добровольного самосожжения.

После собора 1666-67 гг. в старообрядческой среде утверждается мнение о том, что Церковь отступила от Христа, и в мире воцарился антихрист. Слугами антихриста являются священники и представители государственной власти. Чтобы не попасть в руки дьявола, они начали самосжигаться, так как это считалось очистительной смертью.

Человек, пройдя огненное очищение, спасается. Одним из таких проповедников был инок Игнатий, который спасся, бежав из Соловецкого монастыря.

Старообрядцы сжигались по тысяче человек. Они сами отчасти понимали, что это страшный грех, поэтому стали пускаться на хитрости: запирались в большие деревянные избы, брали солому. Когда приходили стрельцы, на засов ставили зажженную свечку; стрельцы выбивали дверь и загоралась солома, а вместе с ней и старообрядцы.

Сам протопоп Аввакум поддерживал и благословлял акты самосожжения. Однако, сам не боялся антихриста (ему было видение), поэтому не самосжигался.

Не всегда самосожжения было результатом пропаганды старообрядческих лидеров, которые собирали толпы для мучительной добровольческой смерти. Бывало, старообрядцы уходили далеко в тайгу, лес и строили деревни так, чтобы их не нашли власти и не заставили молиться по новому обряду.

Когда стрельцы выслеживали их и находили, старообрядцы выбирали огненную смерть.

В самой старообрядческой среде более умеренные, консервативные выступили против самосожжений, доказывая, что самоубийство является тяжким грехом, не спасает, а губит душу.

Раcкол старообрядчества

Инок Евфросин выступил против самоубийств, написав трактат «Против самосожжения».

В 1691 г. состоялся собор старообрядческих старцев, на котором было осуждено самосожжение. Начинается размежевания внутри самого старообрядчества. Сторонники гари считали, что Русская Церковь отступила от Христа, в ней нет благодати.

Следовательно, нет священства и Таинств. Значит, священство уже не нужно, можно спастись и без священства, молясь по старопечатным книгам. Такие старообрядцы-радикалы составили течение в старообрядчества: беспоповцы.

Консервативные старообрядцы считали, что Церковь еще сохраняет благодать, и что антихрист не господствует в мире, следовательно можно принимать священников из Никоновской Церкви по третьему (через покаяние) или второму чину (через миропомазание). Консерваторы сохраняют веру, что христианская полноценная жизнь возможна в этом мире.

Но здесь возникала проблема: если полноценная жизнь возможна, то необходимо восстановить трехчинную иерархию. Однако, у старообрядцев не было своего епископа. Они верили, что найдется такой епископ.

Центром поповщины стала Ветка (Гомельская область)
В Ветке подвизался иеромонах Феодосий, который жил здесь до 1710 года. Он был признан главой старообрядцев всей России. Из Ветки он рассылал свои послания, благословения и запасные Дары.

У поповцев было миро, освященное патриархом Иосифом. Феодосий разбавлял его деревянным маслом и пользовался им при исполнении Таинств.

Феодосий установил прочную практику приема в старообрядчество священников, рукоположенных в патриаршей и, позже, синодальной Церкви. Поэтому Феодосия можно считать первым основателем поповщины.

Когда поповцы принимали священников из осуждаемой ими Церкви, то беспоповцы у них спрашивали: «Как так: эта Церковь - плохая, а попы у нее – хорошие?» Поповцы отвечали: «В правилах святых отцов сказано, что ради нужды в священниках можно от еретиков принимать попов на покаяние с проклятием своей ереси и в своей степени пребывати».

Признавая рукоположение патриаршей и синодальной Церкви действительным, поповцы полагали, что благодать в Церкви сохранилась, так как не все епископы в душе приняли нововведения Никона. А так как силы адовы не одолеют Церкви, а Церковь не может быть без епископа, значит епископ такой существует, его надо просто найти.

Поповцам пришлось ждать больше ста лет, пока они не нашли епископа, который согласился стать главой их движения. В 1734 году этим епископом стал Епифаний, еп. Ясский из Молдавии (Яссы входили в состав Османской империи). Старообрядцы уговорили его стать их епископом. Он согласился и поставил несколько священников.

6. Разорение Ветки. Приезд старообрядцев в Москву

Два разорения Ветки

В 1734 году императрица Анна послала войска в Ветку, в которой проживало примерно сорок тысяч старообрядцев, было два монастыря по 1200 насельников. Войска разорили ветку и ее знаменитые монастыри, а самих старообрядцев насильно вернули в Россию из Речи Посполитой. Епифаний был арестован, приведен в Киев, где и скончался. Это было первое разорение Ветки.

Старообрядцы вновь стали собираться на Ветке. Снова были организованы монастыри. Собралось несколько десятков тысяч старообрядцев со всей России.

Тогда Екатерина II снарядила карательную экспедицию, и в 1764 году состоялось второе разорение Ветки. Снова всех пойманных вывезли в Россию, монастыри и церкви разорили. Ветка пришла в упадок и перестала быть центром старообрядчества.

Старообрядцы в Москве

В 1771 г. в Москве вспыхнула эпидемия чумы, город охватывал ужас и страх, было множество мертвых, погребать которых власти не справлялись. В этой ситуации поповцы предложили свою помощь властям в захоронении мертвых. На Рогожском кладбище им выделили участок для погребения. Туда они свозили зачумленных и хоронили. Получалось, что правительство де факто признала старообрядцев-поповцев.

Правительство и Церковь никогда не называли старообрядцев старообрядцами, но только раскольниками. Для старообрядцев это было оскорбительно, так как до второй половины 19 века для правительства не было отличий между раскольниками.

После того, как эпидемия закончилась, Рогожское кладбище осталось в собственности у старообрядцев. Они устроили там богадельню. При Павле I они построили на Рогожском кладбище свой первый храм. Храм был задуман пятикупольным, но власти запретили строить 4 купола, так как это было вызовам Синодальной Церкви.

Для властей было важно подчеркнуть, что это не Церковь. В православном государстве может быть только одна Церковь, остальные – раскольники.

Старообрядцы стали объектом религиозной нетерпимости в России. Они имели меньше прав, чем евреи и язычники.
Христианство / Православие
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Старообрядчество

Старообрядчество

Совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в...
Религия

Старообрядчество и обрядоверие

Память нации каждому крупному историческому персонажу стре­мится придать цельный...
Религия

Духовные центры старообрядчества

Духовными центрами старообрядчества назывались такие поселения, где...
Религия

Разделения в старообрядчестве

Реформа патриарха Никона и последовавшие затем страшные гонения породили в умах...
Религия

Святой Дух

Это было в четверг. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а...
Религия

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Интересная Турция. Факты о ней