Спорт или духовность в йоге и в традиции Брахмачарьи

Спорт или духовность в йоге и в традиции Брахмачарьи
Оглавление:
Часть 1. Вступление. Противопоставление “спорт - духовность и йога”

Часть 2. Спорт - очередная ступень или тупик духовного развития

Часть 3. Фитнес-йога и йога-спорт
Часть 4. Йога - духовность и эзотерика
Часть 5. Спорт и духовность в традиции Брахмачарьи
Часть 6. Заключение

Часть 1. Вступление. Противопоставление "спорт - духовность и йога"

Наверное, многие слышали или задумывались сами о некоем противопоставлении йоги и спорта. Под последним понимается и большой спорт, и любительский, и различные виды фитнеса, в т. ч. берущие свое происхождение из йоги, такие как пилатес, стречинг, всяческие микс-программы mind & smart body и, конечно же, популярные нынче занятия так называемой фитнес-йогой.

Действительно, название йоги в нашем постсоветском пространстве, а в Европе и Америке – так и подавно, чаще всего эксплуатируют в коммерческих целях. А под его прикрытием предлагают различные виды гимнастики, внешней работы с телом, формой, нагрузочные и динамические тренинги.

С одной стороны - йога нынче используется как магнит для клиентуры в фитнес-залы – притягивает широкую общественность, желающих немного оздоровиться, потренировать тело, порастягиваться.

С другой стороны – она манит к себе людей, ищущих нечто большее, чем физкультура. Среди таких, конечно же, больше мнимых эзотериков и сочувствующих псевдо-духовным поискам, но которых в той или иной степени удовлетворяют такие фитнес-занятия йогой, позволяют почувствовать свою приобщенность к древней йогической традиции, к «эзотерике» и «духовности» в целом.

Примерно то же происходит и с восточными боевыми школами на Западе, которые претендуют на продолжение уникальных традиций Востока, но зачастую использующих лишь внешнюю форму, оболочку от древних учений. И эти школы тоже весьма полезны для формирования ощущения у занимающихся, что они таки причастны к боевому Искусству (айки-до, таэквон-до, карате, джиу-джицу, ушу, кунг-фу, тайский бокс и т. д. и т. п.).

Это весьма эффективно снижает тревожность и невротизм, порожденные, на самом деле, своим бездействием в реальном саморазвитии.

Можно ли говорить, что такие фитнес-занятия обманывают людей, не содержат элементов духовности и даже вредят, сбивая с толку и уводя от «пути истинного»? Ведь не попадись на пути у ищущего такого предложения, продолжил ли он поиски? Хотя, скорее всего, в наше-то время, нашел бы другое, такое же поверхностное и красиво упакованное.

А может для тех, у кого хватило «ума» (осознанности, желания развиваться) это будет лишь ступенька на их дальнейшем пути в «духовность» и в йогу? Ведь сложно сделать свои личные выводы, не пережив, не попробовав на своем опыте..

Для оживления темы, приведем некоторые расхожие взгляды на проблематику противопоставления йоги и спорта.

«йога - не спорт, и гуру - не тренер, которого можно выделить среди прочих количеством медалек и занятых первых мест, здесь все гораздо глубже» Источник

«Меня несколько смущает тенденция, которая появилась в мире йоги, при которой акцент делается все-таки на совершенствование тела, оттачивание асан, похудение, но при этом забывается, что главная цель йоги - несколько другое. Наверное, предполагается, что чем больше будешь напрягать тело, остальное само собой приложится.

Все таки йога это гораздо глубже чем спорт...... Йога затрагивает более глубокие процессы сознания)

Спасибо, Павел, за открытие темы. Ребята, я начала этот разговор, потому что, как вижу, европейская йога все больше отдаляется от классической, Делая бОльший упор на внешний результат. Начиная от здоровья и красоты тела (в общем, похвально) и заканчивая жизненным успехом (будешь заниматься, чистить карму-и пойдет тебе жизненный успех).

Как правило, занятия проводят бывшие спортсмены, прошедшие ускоренный курс обучения в школе инструкторов. В лучшем случае, в курсе анатомии и техник массажа. Их уверенность в себе, прекрасные тела так и призывают следовать "делай как я". Но... Не есть ли это тупиковый путь?» Источник

«Механическое комбинирование техник в угоду интеллектуальному, западному пониманию "прогресса" (сделать больше разных техник за более короткий срок) — это спортивный подход, когда количество и скорость кажутся важнее качества и состояния.

В большом спорте важно как можно быстрее получить максимальный результат, а потом хоть инвалидом оставайся. Это эго-мотивация, «асурическая», йога работает по-другому.» Источник

«Занятия в спорт-клубах дают первичное знакомство с йогой. Йога раскрывается с позиций спорта. И подход соответствующий - внешний, не глубокий, популярный. Для лёгкого знакомства с йогой, организации себя и первичной подготовки это вполне подходит. И инструктора йоги, если и прошли подготовку, то это ускоренные курсы, которые не могут дать всей глубины и сути йоги и высокую квалификацию. Для этого нужны годы, десятки лет...

Впрочем, растущую популярность йоги они хорошо закрывают. И помещения, как правило, уютны и современны. Занятия длятся недолго - час-полтора. Это как раз то, что привлекает многих. Полгода-год занятий вполне достаточен, чтобы освоить программу начинающему. Далее появляется подлинный интерес к йоге и люди ищут что-то более серьёзное и интересное в этом плане...

И приходят в школу йоги. Здесь уже и время подготовки другое - до 4-х лет, специализация в йоге высокая и знания шире и очень важны для жизни. Методика преподавания иная - индивидуальная в небольших по численности группах.» Источник

«Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует понятие – внутренняя работа. Помимо прочего, это определённая направленность внимания в процессе практики и веками продуманное поколениями мастеров омолаживающее воздействие на все связки и группы мышц физического тела.

Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от спорта. Поэтому практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье на протяжении всей жизни (насколько позволяют усердие и карма: -), а у профессиональных гимнастов или циркачей уже в 20-30 лет позвоночник просто-напросто "убит".» Источник

Из приведенного видно, что проблема противопоставления йоги и спорта есть, она существует, и мало того, нагнетается. Все больше людей сталкиваются с такого рода вопросами, с подменами понятий, приходят на одни занятия, получают другое. Все больше из этого количества накапливается людей недовольных, критикующих, гораздо меньше мыслящих и более взвешенно высказывающихся на эту тему.

Но действительно ли корректно сравнивать эти понятия? И по каким критериям, в какой плоскости? Может быть, одно не исключает другого?..

А чем мерить духовность?
Ведь кто-то, работая пастухом, находит в этом занятии больше духовности, чем другой, будучи монахом в монастыре.

Попробуем же подойти к этим вопросам более последовательно и корректнее.

Для начала, в следующей части статей данного цикла, определим: что же мы понимаем под спортом, в частности, большим спортом. А что под любительским, в т. ч. фитнесом, бодибилдингом и т. п.

В части 3 "разберемся" с фитнес-йогой.
А уж после, в четвертой коснемся вопросов «духовности» и «эзотерики».

В пятой части рассмотрим духовное содержание в традиции йоги Дхирендры Брахмачарьи.

И резюмируем в шестой части - заключении.

Итак, начнем (смотрите Часть 2)…

Часть 2. Спорт - очередная ступень или тупик духовного развития.

Действительно ли корректно сравнивать понятия спорта и духовности? И по каким критериям, в какой плоскости? Может быть, одно не исключает другого?..

А чем мерить духовность?
Ведь кто-то, работая пастухом, находит в этом занятии больше духовности, чем другой, будучи монахом в монастыре.

Попробуем же подойти к этим вопросам более последовательно, точнее и корректнее.

В этой части статей данного цикла определим: что же мы понимаем под спортом, в частности, большим спортом. А что под любительским, в т. ч. фитнесом, бодибилдингом и т. п.

С большим или профессиональным спортом более-менее понятно – речь идет о достижении максимальных результатов типа «быстрее-выше-сильнее» в самые сжатые сроки, зачастую в каком-то одном, отдельно взятом виде спорта, о завоевании наград и побед в соревнованиях, а также о продвижении в спортивной иерархии и отстаивании титулов.

Организм здесь используется на максимум силовых способностей, энергия зачерпываются из всех доступных «резервов» тела и воли (психики).

Спортсмен большую часть своего активного времени тратит на спортивную подготовку, рассматривает спорт как форму самореализации и как свою профессиональную деятельность, зарабатывает этим деньги (основной источник дохода).

Возникает феномен однобокости развития по достижению определенных спортивных качеств, усиливать сильное, вместо гармонизации. Сверхнагрузки и использование резерва организма для показа спортивных результатов, как самоцель.

В этой связи особенно интересно узнать взгляды некоторых известных спортсменов на йогу, которые начали заниматься йогой.

Статья французской атлетки Даниэль Айрин (выдержки):

«Йога и спорт часто противопоставляются друг другу: в йоге отсутствует элемент соревнования, в йоге мы говорим о практике, в спорте – о тренировке. Но еще более значимой точкой отличия является отношение к развитию и достижению целей.

Как бывшая легкоатлетка, выступающая за Францию, я была нацелена на победу. Когда, спустя тридцать лет, я пришла в йогу, это стремление превзойти пределы возможностей тела по-прежнему жило во мне. И только через несколько лет занятий йогой я поняла разницу между тренировкой и практикой: тренировка – для будущего, практика – для этого момента.

На протяжении многих лет мне часто доводилось наблюдать среди спортсменов и занимающихся йогой определенную степень агрессии и жажды достижений, что неминуемо заставляло их наказывать свое тело и терзать душу. В результате появлялась тугоподвижность суставов, укорачивание мускулов и дисгармония внутреннего и внешнего.

В любом виде спорта есть элемент соревновательности. Я наблюдала подобное и среди тех, кто занимается йогой. Нет ничего дурного в соревновании, при условии, что оно способствует здоровью и соответствует этическим нормам. Но как только оно вызывает стресс и внутреннюю агрессию, оно теряет очень ценные качества.

Однажды меня пригласили дать мастер-класс для олимпийских гимнастов. Что интересно, передать форму многих поз удавалось им гораздо лучше чем мне, но жажда результата была их слабым местом. Они использовали повторяющиеся усилия вместо постепенного расслабления. Они ощущали фрустрацию там, где я видела плодотворное препятствие.

Большинство физических упражнений созданы для укрепления тела. Йога способствует общему укреплению в неагрессивной манере. Она освобождает энергию без использования напряжения, переутомления, что способствует сохранению драгоценной внутренней силы. Именно эта энергия, а не гипертрофированная воля, вдохновляет тело практиковать позы». Источник

В сюжете ТСН «Особливе» – мнение олимпийской чемпионки Лилии Подкопаевой:

«Уже полгода как олимпийская чемпионка Лилия Подкопаева не признает активные занятия спортом. Теперь она все чаще становится на голову и расслабляет мышцы. Без йоги гимнастка не может прожить и дня, говорится в сюжете. "Одно упражнение вытекает в другое, все неразрывно связано.

Это не фитнес, в котором ты встал в позу, потом встал в другую". Гимнастка, танцовщица и тренер Подкопаева настолько увлеклась йогой, что даже решила заниматься ею постоянно.

По ее мнении, йога и поправить здоровье помогает, и внутренне успокаивает, а еще - гармонизирует личную жизнь. Подкопаева уверена - в занятиях йогой нашла себя.» Источник

Интересна также статья Руслана Кулешова «Йога и соревновательность» [1], в которой автор освещает вопросы профессионализма в спорте и соревновательности, как основного (эллинического, а позже - европейского) мотива движения в спортивной иерархии. Хотя тут же справедливо замечает: “.. Чтобы привлечь к себе учеников, мастера (йоги) устраивали демонстрации – именно так основатель школы Йоги аштанга-виньяса, Паттабхи Джойс, обрел своего учителя Кришнамачарью.

Однако внешнее в этом случае является лишь первым шагом к внутреннему – показательные выступления должны были пробудить тот интерес, что даст импульс искать сущностную составляющую йогической практики. ”

Чем же можно зацепить массы, чтобы из них выделились отдельные спорстмены, из которых, в свою очередь, кто-то осознАет следующие вехи и мотивы (ценности, смыслы), использует свои наработки в спорте, как физическую основу для дальнейшего духовного роста?

И на сколько это более или менее духовно и корректно по сравнению с современными методами массового и безразборного привлечения адептов в йогу? Вспомните весь тот спам в соцсетях о наборе на курсы йоги, рекламу йога-сайтов, платные ссылки в Google и Yandex, платные рассылки, поклейки объявлений на заборах и пр. Чтобы из всей той массы приходящих остались те, кому это действительно нужно и интересно, кто уже созрел для нечто большего, для большой йоги.

Некоторые интересные исторические аналогии популяризации йоги через спорт, показательные выступления, гимнастику и даже цирк приведены в материале Археология асаны (Алексей Константинов, Красноярск, статья для журнала «Ной», 2012 г.). Показаны исторические примеры развития (ренессанса) йоги в Индии - Кришнамачарья и восстановление йогической гимнастики, как своей, индийской альтернативы английскому бодибилдингу (гимнастике).

Сложно удержаться и не привести хотя бы выдержку из данного исследования:

«Асана как политика.
20-30 годы для хатха-йоги в Индии – время, когда она была предметом для осмеяния и презрения (Айенгар, Аштадала йогамала, т. 1., 2000). Именно в этой обстановке начал работу Кришнамачарья, и реформа образа йоги в глазах общественности, а также создание ее удобной для массовой трансляции версии стояло для него главной задачей.

В этом смысле интересно постоянное сравнение йоги и бодибилдинга в Йога-макаранде. Собственно последний-основной объект критики со стороны Кришнамачарьи, но не по причине внешнего сходства и внутренней разнице (как сейчас в мифе о превосходстве «классической» йоги над «современной»), а по причине массовой популярности бодибилдинга в среде среднего и высшего классов индийского общества и его незаинтересованности и незнании хатха-йоги.

При этом любопытно сравнить отличие в критике бодибилдинга в 30е г. г. от той критики «фитнес-йоги», которая популярна в наши дни среди западных йогов.

Кришнамачарья не считает йогу более духовной, глубокой и т. д., по сравнению с западными системами телесного развития. Как йога, так и эти системы анализируются им с совершенно иных позиций.

Первое, чем недоволен автор Йога-макаранды и что, собственно, является основной мишенью для него — это восприятие им бодибилдинга, как живого воплощения колониализма, превосходства «иностранного» над «индийским». Именно по этой причине бодибилдинг быстро завоевал популярность среди высших секуляризированных классов индийского общества, для которых «англия/запад» стали синонимом «качество/истина».

Как сам он эмоционально пишет: «В наше время мы следуем методологии Запада в физической культуре и думаем, что это легко: тратим много денег, заказываем дорогое оборудование из-за границы… Но…. Сколько бы денег у нас не было, в Индии есть много места, где их можно применить. Иностранцы украли множество знаний и ценностей матери Индии прямо перед нашим лицом или скрыто». Подобные тексты — привычная политическая риторика и частый мем для мощной антиколониальной волны, одним из проявлений которой стало возвращение интереса ко всему национальному, в том числе к йоге.

С этой точки зрения, удачно совпало искреннее желание самого Кришнамачарьи донести йогу до масс с выполнением им социального заказа на пропаганду йоги от раджи Майсора.

При этом, понимая недостаточность идеологической критики бодибилдинга, Кришнамачарья пытается анализировать его с позиций эффективности/правильности, как системы физкультуры. Среди основных недостатков он приводит следующее:

- зависимость занимающегося от станков и их дороговизна («нужно тратить деньги нашей страны на заказ заморского оборудования»)

- неадекватность для индийских условий («физические упражнения, которые противоположны нашим национальным ахара гунне (пищевому режиму), джала гунне (питьевому режиму) и вайю гунне (климатические условия».)

- методические ошибки тренировочного режима («такие упражнения дают действительно хорошую циркуляцию крови в одних частях тела и, в то же время, уменьшают поток крови в других»)

- особенности дыхательного режима («они издают громкие звуки во время практики и дышат через рот. Это очень опасно, поскольку наша жизнь длится ровно столько, сколько прана вайю существует в теле»)

Более того, он открыто включает йогу в массовый оздоровительный спорт, поскольку для него «есть только три вида физической культуры, которые дают равную силу суставам и сосудам нашего тела: йогабхъяса, каради садхана (фехтование или упражнения с использованием холодного оружия) и стрельба из лука». Обратите внимание на неслучайность их индийского происхождения, а также объединение всех в одном смысловом поле.

Таким образом, Кришнамачарья прямо заявляет, что асаны йоги могут полноправно, на уровне массового потребления, рассматриваться как одна из систем физического развития, что «физическое упражнение, которым является йога, эта асана крия, которая есть у нас – этого нам вполне достаточно». Надо заметить, что в то время прогрессивный преподаватель хатха-йоги (именно преподаватель, а не гуру) питался мифом не элитарности йоги, как «духовной системы для избранных», как это наблюдается сейчас, а прямо противоположным ему мифом эгалитарности – равных возможностей для всех заниматься йогой, как действительно национальным «физическим упражнением».

То есть, сравнивая плюсы и минусы западной системы бодибилдинга, популярной в его время в Индии, и практики йоги, Кришнамачарья невольно поставил их на один уровень. Йога, в рамках работы с асанами, и бодибилдинг, как интенсивный тренинг – для него системы физического воспитания, одна из которых более адекватна, удобна, недорога, терапевтична, является подлинно индийской, а вторая менее.

И все. И сложные зажигательные быстрые последовательности того, что позже станет известно как «аштанга йога в традиции Паттабхи Джойса» были для их создателя, Кришнамачарьи, эффективными и броскими рекламными роликами для пропаганды йоги, как «тренинга тела для молодежи». Именно для этой цели и нужны были «средние и продвинутые» асаны, поскольку шоу-демонстрации с ними, с одной стороны, являясь просто развлечением для высшего класса, с другой, были мощным агитсредством для популяризации йоги.

Практически как в наше время, многочисленные фото и видео со сложными асанами. Как об этом скажет поздний студент Кришнамачарьи А. В. Баласубраманиам: «в 30-40е годы, когда он чувствовал, что йога и интерес к ней на низком уровне, Кришнамачарья хотел вселить энтузиазм и веру в людей, и тогда он делал эту цирковую работу, чтобы привлечь внимание масс». (Десаи и Десаи, 2004).

Не поднимаясь выше в йоге, чем работа с телом, асаны, их отсройка и подсчет виньяс, что предполагается самыми популярными стилями современной йоги, дорогой читатель рискует всю жизнь посвятить адекватному, удобному, недорогому и подлинно индийскому, но всего лишь «тренингу тела для индийской молодежи 30х годов».

Более того, не столько ему, сколько его рекламному варианту. Это может звучать абсурдно. Все мы транслируем какие-то ценности. Но если проследить их историю, часто оказывается, что когда-то они имели совсем другое значение… И сейчас это может быть не более, чем мифологизация «цирка Кришнамачарьи».

До 20-30х годов ХХ века асана всегда была традиционным йогическим методом подготовки тела к пранаяме и улучшения физического здоровья.

Йога-Макаранда, написанная в 1934 году, – важнейшее свидетельство того необычного периода, когда асана приобрела еще один смысл, который уже навсегда останется запечатанным в ее теле – асана, как пропаганда.

Интересно, что «Сущность йоги» имеет две части. Первая в деталях объясняет яму-нияму, а также полезные эффекты и технику выполнения асан. Показательно, что именно эта, ориентированная на технологию асан, с красочными фотографиями часть и была опубликована в 1934 году, являясь своего рода рекламной брошюрой-методичкой.

Вторая часть, которая должна была быть посвящена пранаяме и последующим ступеням аштанга-йоги, так никогда и не увидит свет. На тот момент в ней не было никакого смысла, и более того, со своими медитативными техниками и религиозной браминской лексикой она, напротив, могла бы оттолкнуть от йоги зарождающийся секуляризированный средний класс, с его идеалами того, что «человеческое тело без хорошо развитого рельефа мышц не стоит того, чтобы на него смотреть» (Сундарам, 1989 (переиздание 1928)).

Позже, выполнив задачу популяризации йоги, или, если сказать точнее, «делегировав» ее своим ученикам Джойсу и Айенгару, сам Кришнамачарья с момента смерти Раджи и потери интереса у правительства Майсора к развитию национальной массовой физкультуры (йоги в частности), после официального закрытия Йога-шалы переезжает в Ченнай.

Этот переезд географический станет для него одновременно и концептуальным: он сосредоточится на двух аспектах изучения и практики йоги.

Во-первых, йоге, как терапии, что будет соответствовать нуждам его клиентов ченнайского периода. И неслучайно Йога-рахасья, как, возможно, первый учебник по йогатерапии, будет передана им Десикачару именно тогда.

И во-вторых, йоге, как средстве работы с вниманием для достижения освобождения/бессмертия, что согласовывалось с задачами его возраста и необходимостью передачи накопленной им информации своим детям и последним ученикам. Основным текстом этого периода станет Дхьяна-малика – учебник по медитации.

И это уже будет совершенно иная йога. Без элементов шоу.

И, самое важное, — великий гуруджи последним из йогинов сохранит в своем учении основную цель средневековой хатха-йоги, - тот самый unio mistica, -мистический союз души и бога, который был для него практически достижим и реализация которого имела под собой четкую методологию.

Союз, который позднее, в работах его учеников, станет все больше психотерапевтической одеждой, надетой на новое высокостатусное откормленное тело асаны.»

Великолепное исследование, с грамотными попытками рассмотреть эволюцию йоги в тесной связке с культурой и обычаями того времени. Многое из сказанного резонирует с ощущениями и вполне логично объясняет некоторые закономерности в развитии йоги через спорт, в частности Аштанга-йоги - с тех времен и поныне.

[1] На чемпионате мира по йога-спорту в США конечно же не оценивают духовную составляющую, смотрят на технику, пластику выполнения асан. Видео

Часть 3. Фитнес-йога и йога-спорт.

Рассмотрим же теперь современный феномен микса йоги с фитнесом, которую принято называть фитнес-йогой или йога-спортом.

Фитнес-йогу зачастую практикуют в спорт- и фитнес-центрах, клубах, иногда в отдельных студиях и классах.

Материал из Википедии:
«Йога-спорт — вид спорта на основе ритмической гимнастики и аэробики, в котором основными элементами являются асаны. Распространён в Индии и Южной Америке.

Также йога-спортом называется направление йоги, разработанное на основе Аштанга-йоги, где практикуются асаны в потоках.

Йога-спорт создан под эгидой различных федераций йоги Индии в целях популяризации йоги.

Каждый участник выполняет несколько асан под музыкальный аккомпанемент сначала в обязательной программе, затем в произвольной. Выступление оценивается жюри по системе 10-балльных оценок.

Иногда в программу соревнований включается теоретическая часть, которая также оценивается 10-балльными оценками.»

Сюда же можно отнести различные занятия «аштанга-виньяса-йогой», хатха-йогой в гимнастическом приложении и т. п.

Зачастую такие занятия открыты для всех желающих, купивших абонемент (абонемент в фитнес-центрах обычно дает право посещать любые открытые групповые занятия, в т. ч. фитнес-йогу) или право разового посещения.

Контингент посетителей таких занятий различный и по возрасту, и по навыкам работы с телом. Иногда группы занимающихся условно делят на уровни сложности (продвинутости), исходя из количества прошлых посещений занимающегося и внешних форм выполнения им асан.

Даже только в силу такого режима посещения выстроить последовательный, преемственный курс йоги от простого к сложному (нюансам, глубинному, тонкому – как кому ощущается) для постоянно меняющихся посетителей представляется затруднительным.

В фитнес-йоге не практикуют даже пранаям (ни малых, ни больших). Мудры используют только пальцевые (пару-тройку), и в основном для пущего художественного эффекта.

Тем более тут не приходится говорить о глубинной работе с психическими структурами (сознанием, подсознанием, сверхсознанием, субличностями и т. п.), об энергетических практиках и т. д. Ведь все это требует специальной и системной подготовки каждого отдельно взятого ученика, в идеале – индивидуально, с рефлективно точно подобранными техниками и практиками, под личным наставничеством инструктора.

Не говоря уже об уровне развития самих тренеров, точнее инструкторов йоги, и о готовности, желании ученика «с головой» посвятить себя сознательному решению конкретных духовных задач.

Можно ли это называть «йогой», даже с различными приставками типа «фитнес-» или «спорт-»? И есть ли в таких занятиях элементы «духовности»?..

Когда-то и автор данной статьи палко дискутировал на эту тему, типа того: фитнес йога - бывает ли такое? Это существующее в реальности понятие или ему соответствует, в лучшем случае, смесь гимнастики и аэробики? И почему бы не рассматривать эту "фитнес"-йогу как часть, маааленькую часть Большооой Йоги. Как условно разделяют Йогу на хатха-йогу, аштанга-йога, джнана-йогу и т. д.

Для кого-то и в фитнес-зал сходить - уже изменение состояния сознания и качественный скачок в развитии. А какое волевое усилие!.. Возможно, он и дальше пойдет, если интерес проснется..

А кто-то по нужде без волевого усилия сходить не может, ему бы как раз "по-легкому", плавности и поточности добавить.

Каждому свое, и у каждого свой путь, потенциал и скорость развития, как и первоначальная мотивация.

Кришнамачарья ведь тоже начинал восстанавливать йогу с гимнастики и шоу для богатой знати. Та же реклама и PR, да еще и в государственных масштабах!.. По заказу Раджи. Тот же индийский фитнес, как альтернатива модному английскому бодибилдингу, увлечению знати. И уж потом начал нанизывать идеологию, психопрактики. Из первоисточников по Раджа-йоге - один Патанжали со своими Йога-сутрами многозначной трактовки.

Пришлось самому становиться источником, на который смогли опереться последователи. Каждый из которых делал одни и те же асаны по-своему и трактовал тоже иначе. Так традиция йоги росла и развивалась, в т. ч. прорастала через спорт и благодаря спорту - живая традиция йоги.

Часть 4. Йога - духовность и эзотерика.

Вернемся к нашему последовательному освещению, т. е. подойдем теперь к понятиям «йога» и «духовность».

Для начала попытаемся дать более-менее четкое определение такого широчайшего понятия как «йога», использую кибернетический дискурс и минимизировав уход в еще более непонятные определяющие термины.

Итак, Йога – это система сознательно воспроизводимых прикладных физических, психических и энергетических техник (исторически берущая свое начало в древней Индии), используемых для достижения требуемых измененных состояний сознания и направленных на повышение онтологического статуса практикующего в мире.

Очевидно, что природа йоги лежит в ее эзотерической традиции и базируется на мистическом (трансперсональном) личном опыте носителей йоги (практикующих вышеуказанные техники). Дабы не замыливать наше понимание уже избитым термином «эзотерика», уточним и его.

Автору наиболее близко определение Андрея Сафронова. По его словам, во всех культурах и религиозных (экзотерических) традициях существовали системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются эзотерическими. К ним принято относить суфизм (внутри ислама), исихазм Григория Палламы (внутри православия), нейдан (в даосизме), духовные упражнения Игнатия Лойолы (в католицизме).

Особенность эзотерических систем и одновременно причина их «закрытости» состоит в том, что в отличии от собственно экзотерических (религиозных, общедоступных, догматических, традиционно распространенных), эзотерические системы в высшей степени практичны и прагматичны, они предполагают осознанное самоизменение личности с помощью конкретного воспроизводимого набора методов для такого изменения.

Причем изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый и сознательно управляемый адептом характер.

Для формирования ощущения эзотеризма (духовности) и отделения его от обыденности, профанности и догматичности приведем яркую цитату из книги Сафронова Андрея «Йога, физиология, психосоматика и биоэнергетика»:

«Идея пути, духовного развития – архетипична.

Существует ли прямая непрерывная преемственность йоги? Правомерно ли говорить о «классической» йоге? Думаю, нет. От такой постановки вопроса так и веет детством, верой в мудрых взрослых дядь, которые старше и поэтому мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить…

Не говоря уже о философской несостоятельности такой точки зрения. Откуда это знание взяли «дяди»? Опять позовем на помощь внеземные цивилизации (К. Ю. - заменено автором статьи)? Они-то как придумали йогу?

Нет, в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые, совершив невероятный акт духовного прозрения, взглянули выше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей, забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ. Многие великие учения выродились в религию. Увы, поклоняться проще, чем думать и творить…

Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является «скрытым» не только потому, что его скрывают, но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой последующей ступени возможно только после прохождения предыдущей и является не актом знания, а личным мистическим опытом (авт. - осознанием).

Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание: «Нет стиля – есть личная техника Мастера». Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: «Нет классической йоги – есть личная йога Учителя».

Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную Йогу. Которая перестает быть йогой-методом, будучи канонизированной. Эзотерическое учение неотделимо от своего носителя или Учителя.»

Теперь вернемся к понятию «духовности». Очевидна его взаимосвязь с эзотерикой. Безусловно, духовность отражает некоторый набор культурно-ценностных качеств, которыми обладает (разделяет, ценит) человек.

Но в обыденном понимании зачастую покрыта некоторым налетом религиозности (дух, душа, богобоязненность, следование религиозным нормам и постулатам), морали и этических норм определенного общества. Сюда же часто относят такие неоднозначные качества как благодетель, сострадание [1], переживательность [2], тревожность (« я переживаю за… Или о…», «я беспокоюсь о…»), ранимость [3].

Попытки определить эти понятия неумолимо приведут нас к некоторой двойственности и противоречивости их содержания, и выйдут далеко за пределы данной статьи. Скажем лишь, что по итогу анализа (разбора, медитации) природа их лежит преимущественно в сценарно-религиозном способе восприятия мира. Что это не есть энергии (желания), а скорее наоборот - их противофаза (отсутствие активных энергий на соответствующих чакрах), или же это некоторые наборы неосознанных состояний (под влиянием сверхсознательных установок и вытесненных в подсознание болезненных ситуаций), зачастую носящих деструктивный для их носителя характер и характеризующиеся отсутствием психо-энергетической целостности индивида, невротическим диссонансом.

Интересно, что религии немного приоткрывают путь к духовности, и могут быть полезны на определенном этапе для молодой души: структурируют поведение человека, указывают на то, что есть что-то бОльшее, чем он и его страсти с физиологическими желаниями. Т. е. дает первичное ощущение духовности. Но затем религиозность сама же и перекрывает этот путь дальше, подменяя действительное ощущение человеком духовности догматическими установками “веры”, конечными и “понятными” образами церковных ценностей, символов и атрибутики.

Т. е. происходит замещение собственно личного переживания человеком ощущения духовности созданной для него иллюзией “духовности” в религиозном дискурсе.

Таким образом, если очистить понятие духовности от невротических, привнесенных и сверхсознательных религиозно-этических наслоений, а оставить его квинтэссенцию, то под духовностью следует понимать открытость на что-то большее, сакральное, смыслообразующее, способность к обучению, к самоизменению, наработке навыков управления своим духом (состоянием, сознанием, психикой, волей, телом) с целью саморазвития вполне конкретных недостающих личностных качеств, для гармонизации личности (развивать слабые стороны, а не усиливать итак сильные).

Под духовностью также понимают уровень развития этих навыков и объем (ширина, глубина) сознания. В эту канву хорошо ложится простроенность мировоззрения (логичность, гармоничность, непротиворечивость его составных частей) и способа мышления.

Хотя, если предельно усушить определение духовности, то это, прежде всего, открытость на нечто большее, чем ты сам, и способность учиться.

Духовности соответствует состояние «открытых» (работающих, активных и более-менее развитых) верхних лепестков чакр, прежде всего – анахаты, вишудхи и вся сахасрара. Хотя сюда включаются и верхние лепестки манипуры и так называемая “Сурья-чакра”, отвечающая за ощущение Пути, Дхармы.

Отсюда следует более плотная взаимосвязь и общность понятий духовности, эзотерики и йоги, как духовной эзотерической системы.

Место же физических упражнений в йоге хорошо раскрывает отрывок из той же книги Сафронова Андрея:

«Кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога (Хатха-йога) – система методов, направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, напротив, она его абсолютно необходимый элемент.


Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их дополнительным отличием от религий. Можно вспомнить гимнастику Гермеса, ушу, цигун, суфийские кружения и зикры, зыонг-шинь – гимнастику вьетнамских монахов, дыхательные упражнения исихастов и т. д. Однако наиболее развитой и изощренной, а возможно, и самой древней в это ряду, была хатха-йога.

В чем же смысл работы с физическим телом в рамках эзотерических (авт.: читай – духовных) традиций? Желание просто укрепить тело, подготовив его для более сложных психических упражнений? Обычная примитивная гимнастика, придуманная греками, дает прекрасные результаты для укрепления тела. Оздоровление?

Да, йоготерапия существует, но не является основной целью йоги. Еще в древности было сказано, что йога предназначена для сильных и здоровых людей.… Может быть, цель – добиться феноменальных качеств тела: силы, гибкости, выносливости? Абсурд, если, конечно, не готовить себя для выступления в цирке…

Что же самое главное, в чем смысл хатха-йоги?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что йога – это система, навправленная на осознанное изменение человека, изменение самого себя, осознанное переструктурирование психики и «тонких» тел (авт.: имеется ввиду эфирное, астральное, ментальное и пр. тела). Однако психику человека, а тем более его тонкие тела, трудно изучить, тем более – с ними трудно работать, т. к. они не видны для обычного человека.

И здесь на помощь приходит связь тонких тел и психики с физическим телом человека, которое становится ключом к тем процессам, которые идут на более тонких телах.

Действительно, физическое тело является отражением наших тонких тел. Внешняя и внутренняя формы связаны. Но в отличии от тонких тел, физическое можно пощупать, его видно. Процессы, происходящие на тонких телах, имеют отражение на физическом теле. Так, всевозможные психологические проблемы, проблемы эфирного и астрального тел отражаются в выстройке физического тела в виде зажимов тела – контрактур, искривлений позвоночника, отражающих состояние чакральной системы человека, а в пределе – и заболеваний.

Верно и обратное: воздействуя на тело, можно оказывать влияние на психику. Именно это и составляет основу хатха-йоги, объясняет ее существование и место в системе йоги.»

[1] Вместе с благодетелю (помощью “нуждающимся”) в религиозном преломлении отражает основные ценности Христианства и Буддизма, базирующиеся на определенном сценарном мироощущении.

[2] Это не эмпатичность или чуткость - качества развитой анахаты. Скорее это неосознанный “отстег” энергии (“берущий хвост”) без активного действия на гармонизацию состояния, ситуации. Берн называл частные случаи подобного эффектами перегорания и инерцией. Первое - это “канализация” энергии еще до наступления ситуации (часто ярко проявляется у спортсменов, артистов перед началом особо важных для них состязаний, выступлений).

Инерция - “слив” энергии после негармонично пройденной ситуации (внутренние диалоги, объяснения, как бы надо было сделать, что сказать и т. п.)

[3] Одно из состояний, указывающих на психо-энергетическую неустойчивость, не целостность.

Часть 5. Спорт и духовность в традиции Брахмачарьи.

Йога Брахмачарьи, как условно называют вклад Дхирендры Брахмачарьи и его учеников [1] в развитие, а прежде всего - в реконструкцию архаичной йогической традиции, оказала некоторое влияние на советский спорт и гимнастику. Традицию Дхиренды Брахмачарьи мы знаем больше по утренней гимнастике, которая преподавалась в советских школах и вузах в период индийско-советской дружбы.

Так называемая утренняя зарядка во многом основана на методике, очень схожей с системой упражнений Дхиренды Брахмачарьи. Хотя еще до 60-х годов [2] физические упражнения, гимнастика, любительский и профессиональный спорт базировался на традиционной греческой (впоследствии английской или европейской) системе.

По неподтвержденным сведениям, практики школы Брахмачарьи использовались и в подготовке военных, подводников, спецслужб и даже космонавтов.

В Европе основными распространителями традиции были ученики Брахмачарьи Марианна Штроер и Рейнхард Гамментхаллер. Хотя преемственность последнего вызывает некоторые сомнения (многое базируется лишь на лирических [3] душещипательных высказываниях самого Рейнхарда. Да и качество выполнения им асан весьма сомнительное).

Так, упражнения традиционной нынче разминки, которая используется и в спорте, и в йоге, в части заимствованы из практик, которые изложены в книге Дхирендры «Йога Сукшма-Вьяяма» (в переводе «тонкие упражнения») — это своеобразные интенсивные махи руками, движения кистями и стопами, вращения головой и наклоны в разные стороны, синхронизированные с дыханием, задержками дыхания и специальными замками, бандхами.

Они хорошо разогревают мышцы для последующей работы в асанах, разрабатывают суставы и развивают дыхательную мускулатуру, энергетизируют тело.

Более полно здесь изложены и реализованы также очистительные практики (Шаткармы), которые в какой-то степени присутствуют во всех школах йоги, но тут им придается особое значение.

Схожие во многом практики даны в школе Шиванандны (Ришикеш, Индия). То, что в нашей традиции принято называть малыми пранаямами, крийями и бандхами, заимствовано в большей части оттуда.

Относятся ли данные упражнения, а также целый комплекс асан, мудр и пр. лишь к гимнастике и спорту, или преследуются более дальновидные цели?

Из работ Брахмачарьи (прежде всего, его книг «Йога-Сукшма Вьяяма» и «Йогасана Виджньяяна») видно, что автор стремился передать навыки и техники для последующей более глубокой духовной работы над собой.

Из «Йога-Сукшма Вьяяма»:
«Это упражнение пранаямы - необходимый подготовительный этап в практике Пратьяхары (освобождение ума от власти чувств) и Дхараны (состояние сверхсознания в результате углубленной медитации), которые являются последующими ступенями йоги.»

Интересен тот факт, что в основных школах Аштанга-йоги Майсора (Сарасвати, Читтананда, Айенгар Б. Н.С., Шешандра) разминки вообще не практикуются на занятиях, даже базового уровня. Сразу включаются разогревающие “колеса” из различных комплексов аштанги-виньяса (только жаркий климат тому причиной? В Украине в студиях Аштанга-йоги ведь тоже самое..).

В этих школах на широкий показ тоже никто не дает практики работы с энергией, не объясняет и не рассказывает. Предпочтение отдается форме.

Для их формата обучения приезжих, наверное, это в самый раз. Ибо в противном случае, более “тонкие” техники окажутся понятыми лишь единицами, а неверно понятыми, неосознанными и искаженными - остальным абсолютным большинством, что нанесет гораздо больший вред этим людям и их отношению к этим школам.

Что, в свою очередь, повлияет на уменьшение всеобщего интереса к йоге, как таковой. И усложнит отбор (возможность для них) более продвинутых из приходящей массы занимающихся хатхой.

Оттуда же («Йога-Сукшма Вьяяма») о духовности, сакральности и отношении к Учителю (Шри Махариши Картикейя [4]):

«Вся его святая жизнь была идеальным примером и источником вдохновения для всех, с кем он сталкивался. Он был необыкновенной личностью, способной зажигать своими идеями энтузиастов и духовных последователей. Им иногда было достаточно одних размышлений о нем, чтобы добиться исполнения всех своих желаний.

О чем бы он ни говорил — иногда это было даже выше человеческого понимания, — во всем чувствовалось величие его души. Его послания,

речи и даже просто его голос были настолько мелодичны и настолько убедительны и созвучны с сокровенными струнами внимавшей ему человеческой души, что слушавший не мог не испытать Космического Блаженства. Столь необычные свойства этой личности как сильный магнит воздействовали на окружающих, вызывая у них непреодолимое чувство волшебного очарования.

Автору этих строк посчастливилось встретиться с этим необыкновеннейшим человеком в одной деревне в индийском штате Бихар. Душевная экзальтация, восторженность чувств и экстаз, которые я испытал при этом, не поддаются описанию. В тот момент я понял, что чувства, испытанные мной, с этих пор будут для меня основными при встречах с ним.

Чтобы увидеть его хотя бы мельком, отовсюду стекались многочисленные толпы народа. И все без исключения были при этом покорены его вдохновенными речами. При этом его личность настолько сильно захватывала окружающих, что всем начинало казаться, будто сам Великий Господь Рама или величайший из йогов Господь Кришна воплощен в нем.»

О Бхадрасане из «Йогасана Виджньяана»:
«Эта асанa является очень полезной для развития способности к концентрации, поскольку

простая практика концентрации взгляда на кончике носа успокаивает ум. «Сиддхасана – в высшей степени полезна для развития физических, умственных и духовных способностей, потому как находясь в ней с помощью медитации, молитвы, поклонения, пранаямы возможно достигнуть самореализации (Самадхи).»

О Муткасане:
«Эта асана подобна Сиддхасане. Следовательно, Гхеранда описал её достоинства одним единственным словом "Siddhidam", то есть "дающая совершенства и сверхспособности". Это может также означать, что это даёт те же преимущества, как Сиддхасана.

Только йогин высоких достижений может сидеть в этой асане. Практика её повышает и разрабатывает духовные способности, а также возможность концентрироваться. Посредством этого можно достичь мира и отдохновения.»

О Титибхасане:
«Точно так же практика этой асаны дарует огромную власть над йогой. Помимо того, что физические, умственные, так же как духовные способности изменяются к лучшему, эффект практики Титибхасаны имеет и своё собственное, уникальное значение.»

Из этой же книги:
«… Йогические асаны не предназначены для развития красивой формы и незаурядной силы. Их цель - в однородной, взаимосвязанной системе нейромышечных движений, в которой сжатие мышц всегда сопровождается последующим их расслаблением. Каждое физическое движение выполняется осознанно. В результате, для достижения превосходной физической формы тела высвобождаются неизмеримые силы и резервы психики.

В некоторых асанах используется Пранаяма или контроль дыхания, как неотъемлемая часть процесса. Но даже для всех остальных асан, до или после их выполнения, используются упражнения контроля дыхания, как часть целостной системы, называемой восьмиступенчатая йога или аштанга йога. Также можно легко увидеть преимущества с точки зрения обмена веществ.

Обильный свежий воздух делается доступным в количестве, достаточном не только для упражнений, но и для тела в целом. Упражнения позволяют установить связь между различными отделами нервной системы и органами тела, восстанавливая регулирование физиологических функций организма. Так как здоровье тела, главным образом, складывается из здоровья органов и внутренней среды, то очевидно превосходство системы, позволяющей генерировать способность осознанной адаптации к изменениям внешней среды.»

Мнение Индиры Ганди, которое сформировалось при практике йоги под наставничеством Дхирендры Брахмачарьи:

«Современная наука, сфера исследований которой – большее понимание природы человека и окружающего мира, постоянно приходит к новым умозаключениям. Одно из наиболее важных - идея интегрированности духовного и материального. Это новое открытие, на самом деле, одно из самых старых человеческих знаний. По крайней мере, в нашей стране философы древности имели глубокое понимание тонкой взаимосвязи физического и ментального.

Эта мудрость воплощена в Йога-Шастрах. Хатха- йога - дисциплина, которая может обеспечить человеку физическое и умственное здоровье. Эффективность Хатха- йоги общеизвестна и не требует новых подтверждений.» Нью Дели, 29 декабря, 1966г.

И об эзотеризме традиции из вышеназванной книги Дхирендры (отследите тонкое соответствие данному нами ранее определению эзотерики и способа передачи Учителем знаний ученику):

«Сейчас всеми признано, что ум и тело, психика и соматика взаимодействуют и влияют друг на друга. Йога утверждает, что сила ума может влиять не только на физическое здоровье тела, но также может переходить в состояния, выходящие далеко за пределы обычного среднестатистического опыта. В этом нет ничего сверхъестественного или ненормального.

Это означает, что настоящий предел "нормальности" лежит намного дальше того, что представляет себе большинство людей. Из поколения в поколение большая часть человечества усвоила усредненный уровень бытия и бессознательно приняла уродливое и искалеченное существование, как норму. Йога предлагает решительно отклониться от такой ограниченности.

Однако надо осознать, что требуется исключительная точность и осторожность в йогической практике, имеющей такое далеко идущее и жизненное значение. Поэтому нежелательно зависеть от книги при изучении этих упражнений. Важно, чтобы учитель ввел ученика в таинство йоги для получения от этого максимальной пользы.»

Понятно, что Брахмачарья в книгах не давал дальнейших ключей к психо-, духовным практикам, как и положено в эзотерической традиции. В последнем отрывке он частично объясняет почему. Но нельзя отрицать тот факт, что Брахмачарья сумел восстановить йогические техники наиболее приближенным образом к древнеиндийским литературным источникам по йоге.

На занятиях его основного ученика - Бал Мукунд Сингха, особо “вкусно” ощущается его “подключка” к архаичной индийской йоге.

В качестве взгляда со стороны на эту Школу приведем отрывок из книги известного исследователя йоги и других восточных эзотерических традиций, Марии Николаевой, «Философские основания современных школ хатха-йоги» (издано в 2007 г. в серии Мир Востока).

«Понимая йогу как единство, он (Брахмачарья) считает, что ее можно использовать в разных направлениях: и как философию, и как терапию, и как спорт. Изданные им несколько книг содержать мало текста, а представляют собой скорее альбомы с фотографиями в асанах. Тем не менее, он не забывает об основной цели йоги, утверждая: «Если вы будете выполнять асану правильно, вы сможете достичь самадхи».

Мнение Николаевой о традиции Брахмачарьи (из этой же книги):

«Шри Дхирендра Брахмачари считал, что йога предназначена для обычных людей, ведущих нормальный образ жизни, и никогда не претендовал на объяснение конечного смысла жизни.

Цель йоги состоит лишь в совершенствовании разума, способного постичь действительность и познать самого себя, используя восемь ступеней, изложенных в сутрах Патанджали. Таким образом, самадхи в подобном истолковании предстает лишь некоей ментальной функцией, и даже молитва о благоденствии мира содержит прошение: «О Верховный Господь!

Своей милостью ниспошли нам дар правильного мышления». Хотя пранаяме придается большое значение, как способу воздействия на тонкие тела. Все они в целом названы «астральным» телом в дополнение к физическому...

Однако практика сукшма-вьяяма имеет и более глубокий смысл: при правильном подходе она

оказывает глубинное воздействие на тонкие тела…»

Если убрать из вышеприведенного отрывка некоторые противоречия (ментальное – астральное) и сделать поправку либо на недостаточное владение автором энергетическими практиками (личного мистического опыта), либо на разночтения терминов [5] - в следствии чего - попытки редуцировать самадхи «всего лишь к некоей ментальной функции», то даже из этого отрывка следует нечто большее, стоЯщее за физическими упражнениями.

Каково же отношение к йога-спорту у основного последователя Школы Гуруджи - Бал Мукунд Сингха – ведущего преподавателя Национального института йоги Морарджи Десаи в Дели, продолжателя традиции Дхиренды Брахмачарьи, бессменного тренера индийской сборной по йога-спорту?

Из интервью с Б. М.С.:
(Источник (С Мастером беседовали Илья Журавлев и Марина Райкис (Аштанга Йога Центр - Москва)

И.: Что вы думаете о йога-спорте? Некоторые думают, что это только лишь шоу-бизнес.

Б.: Это не так. Асана, Пранаяма, Мудра, Медитация - все это части Йоги. Йога - это Единство. Асана тоже Йога. Она может быть и спортом для достижения хорошего здоровья. Спортсмены часто получают разные травмы конечностей, проблемы с сердцем, головную боль и так далее.

Но йога никогда не принесет такие проблемы. Так что йога может использоваться как спорт. Йога может использоваться в разных направлениях - и как философия, и как терапия для больных людей, как спорт, как тренировка для детей - везде.

Приведем также показательную (для темы нашей статьи) выдержку из интервью с Гуруджи, взятого Борисом Пахолем в рамках проекта «ЙОГА ОБЪЕДИНЯЕТ», Дели, 2012 г.:

Б. П.: В чем различие Вашего института от других школ йоги, кроме законной регистрации?

Г.: Преподавание в нашем Институте очень систематично, практика Свами Дхиренды Брахмачарьи традиционна, сначала шат карма, очистка желудка, потом, согласно Сукшма Вьяяме, асаны, пранаямы, мудры, многие частные школы практикуют то Сурью Намаскар, то пранаямы, мудры, медитации, но бессистемно. У нас же методология, рассчитана на разные курсы, терапевтический, потом интеллектуальный этапы...

Б. П.: Какое Ваше отношение к йога спорту?
Г.: Хорошее отношение, люди инвестируют деньги в мероприятие и распространяют знания о йоге.

Б. П.: Получается йога как спорт?
Г.: Йога не спорт. Скорее спорт в йоге, гимнастика в йоге, образование в йоге.

Б. П.: Гуруджи, в чем суть йоги с вашей точки зрения?

Г.: В древние времена йоги практиковали, чтобы освободить свой разум и достичь самадхи, они уходили в горы, чтобы практиковать хатха йогу, раджа йогу, тантра йогу, мантра -, джнана -, бхакти -, кунлалини йогу, все для того, чтобы достичь самадхи. На сегодняшний день, в бешеном ритме жизни, люди в стрессе, у них перепады давления, мигрень, поэтому медитации, асаны, пранаямы являются мощным инструментом для контроля разума и тела, йога очень полезна для общества, для здоровья, образования, йога подходит для всех.

Сегодня йога особенно актуальна для хорошего здоровья.

Б. П.: Гимнастика тоже полезна для здоровья, в чем разница?

Г.: Йогу можно практиковать и шестьдесят лет, а сколько лет гимнаст прозанимается, будучи здоровым? Лет 20-30 максимум. Потом начинаются проблемы со спиной, с суставами, занятия йогой же - для здоровья и долголетия. Все люди могут заниматься йогой: и взрослые, и дети, и даже больные, йога исцеляет, наполняет силой, раскрывает потенциал.

Б. П.: В Шиванандовской Школе Ниранджананда ученик Сатьянанда Сарасвати написал книгу "Прана Видья", существует ли в традиции Дхиренды Брахмачарьи практики работы с энергией?

Г.: Безусловно да, но на старших курсах, студенты приезжают очень молодыми, без базовых знаниях о йоге, и пройдет еще немало времени перед тем, как они отправятся в горы развивать свою личность и духовную силу.

Гуруджи Бал Мукунд Сингх не многословен об энергетических аспектах йоги, хотя явно дает понять, что именно это стоит за обычными занятиями хатхой. Довольно мало удалось у него узнать и из личных бесед с ним об эзотеризме йоги. Немного устаревшей выглядит его риторика о горах и самадхи.

Очевидно, сказывается некая кастовая его принадлежность - скорее к кшатриям, нежели к брахманам. Тот же Брахмачарья стал известен миру благодаря своей реализации в социуме, успешности в бизнесе и даже в политике. Что подтверждает его достаточно высокий уровень соц. Адаптивности и соц.

Развития, многие социальные наработки и навыки. Но показательным в духовном плане есть отношение Гуруджи к своей деятельности, как к миссии, к задаче донести до большого мира свою йогическую традицию, традицию Школы Дхиренды Брахмачарьи.

[1] В первую очередь - Бал Мукунд Сингх, который несколько раз посещал Россию с семинарами и программами популяризации йоги, а также подготовил более тысячи инструкторов йоги – выходцев из бывшего СССР в Национальном институте йоги им. Морарджи Десаи в Дели. Посещал с семинарами более чем 64 страны мира.

[2] Т. е. до заинтересованности советской верхушки в йогических техниках и в Брахмачарье лично, который, по некоторым высказываниям приближенных к большой политике людей, имел колоссальное влияние на лидеров Индии тех времен – Джавахарлара Неру (был его советником), Индира Ганди (наставником и советником).

А последней, по некоторым версиям, он помог придти к власти и справляться со сложной ситуацией в политике Индии тех времен. А затем сыграл решающую роль в налаживании дружеских отношений Индии с СССР, что определило геополитику в регионе (США тогда особо сближались с Пакистаном).

[3] Подлинные события, как правило, не настолько приукрашиваются, не стягивают на себя излишнюю энергию (не настолько втягивают слушателя), что характерно для мифов.

[4] Был ли в действительности такой человек – доподлинно неизвестно. По ощущениям, скорее он был создан в виде мифа для старта традиции Брахмачарьи. Как элемент мифотворчества - достойно внимания.

[5] По сути, ментальное тело не есть астральное. Оба термина европейские по происхождению. В различных индийских йогических традициях называли до восьми тел (кош). В некоторых - 3-4 тела, в каждом из которых выделяли коши (оболочки). Получалось, опять же, около 8 тел.

Часть 6. Заключение.

Надеемся, что данная статья дала возможность сложить свое личное мнение и понимание йоги, как духовной традиции, и йоги Брахмачарьи, в частности.

Содержит ли спорт духовный аспект? Скорее да, в определенной мере и до определенной степени.

Возможно ли сознательное саморазвитие через спорт? Тоже да, чему есть большое количество исторических жизненных подтверждений духовного пути успешных спортсменов.

Гармонизация тела, как отражения психики, ведет к гармонизации психики - что есть необходимое, но недостаточное условие духовного развития. Необходимое в том плане, что расти “вверх” (духовно) можно лишь укрепляя “корни” (физический базис, достаточное заземление). Известна метафора Ошо с ростом дерева вверх и корнями вниз – чем выше дерево, тем крепче должно быть его основание (корни).

Развитие тела есть часть духовного развития. Хотя бы потому, что наш “дух” материально реализован в виде нашего тела. А через укрепление мышечного корсета, позвоночника, суставов, сердечно-сосудистой системы, очистку энергетических каналов происходит повышение саморефлексии. Что открывает дальнейшую возможность работы с психикой, истинными желаниями, личными дхармическими задачами.

Тело можно рассматривать как чуть ли не единственный физический инструмент и камертон настройки, как базис для дальнейших более утонченных энергетических (духовных) практик. И многое зависит от того, как практикующий использует этот инструмент, какие задачи ставит и насколько осознанно и тотально ими занимается.

Материал данной статьи может быть полезен практикам йоги в их дальнейшем развитии.

Возможно, статья несколько разочарует тех читателей, которые ищут простые ответы на сложные вопросы, как многие ищут легкие и простые рецепты счастья по жизни:) Собственно, для такой аудитории она тоже будет полезна. Так как даст пищу для размышлений, а главное - для практики, и поможет наконец-то самим вникнуть и сделать свои собственные выводы на эту тему.

Что есть намного ценнее чужих и, зачастую, чуждых их личному опыту готовых рецептов.

Константин Юрьев
Константин Юрьев
Йога / Хатха-Йога
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Спорт или духовность в йоге и в традиции Брахмачарьи

Санта Клаус

Шотландские ученые подсчитали, что за время рождественского "забега" Санта...
Журнал

SMS День Святого Валентина

В День Святого Валентина мобильные операторы во многих странах работают с...
Журнал

Компьютерная безопасность

На первый взгляд, уходящий 2005 год был достаточно спокойным на вирусные...
Журнал

Салат Оливье. История Салата Оливье

Салат "Оливье" изобрел в 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье...
Журнал

Теги HTML

Язык символов становится необходим при использовании любых материалов, требующих...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Эзотерика и планета Земля