Социальная роль религии

Интернет

Социальная роль религии Большинство атеистов нового времени пришло к выводу, что религия — тормоз социального пр0гресса. Как писал Фейербах, «каждому новшеству, каждому изменению… Каждому прогрессу религия оказывалась враждебной». Религия, по мнению атеистов этого времени, противоречит требованиям разума, препятствует развитию науки, здоровой «естественной нравственности».

Заслугой французских материалистов было установление связи между религией и интересами угнетателей. Наиболее четко эту связь понимали представители революционно-демократического атеизма. Meлье и Марешаль подошли к раскрытию эксплуататорской роли религии. Так, Мелье, призывавший народ к революции, обвинял религию в поддержке социального неравенства и угнетения, называя ее и политику двумя ворами-карманниками, «которые защищают и поддерживают друг друга» Уничтожение религии он связывал с идеями утопического коммунизма.

Революционные традиции Мелье были продолжены Марешалем, призывавшим свергнуть строй, несущий социальное зло. У него религия — это опиум для народа, прописываемый угнетателями: «Семью восьмыми человечества можно управлять только при помощи опиума». Религия, утверждал Марешаль, является идейным средством порабощения народа.

Некоторые атеисты наряду с пониманием религии « как средства духовного порабощения были близки к пониманию ее иллюзорно-компеисаторной функции. Так, Гольбах считал, что духовенство сознательно старалось отвлечь народ от страданий, «помешать людям подумать об истинных причинах их бедствий и тем самым увековечить их страдания». Заслуживает внимания сравнение Гольбахом служителей религии с нищими матерями, которые стараются убаюкать голодных детей песенками или отвлекают безделушками, чтобы заставить их забыть о мучительном голоде.

В рассуждениях Вольнея выражен взгляд на религию как иллюзорную компенсацию бессилия угнетенных в борьбе- с угнетателями: «Слабый и угнетенный нашел в нем (боге) надежду на возмездие и утешение будущим отмщением…». Еще более близко к правильному пониманию иллюзорно-компеисаторной функции религии подошел Фейербах. Возражая теологам, утверждавшим, будто религия утешает людей в несчастье, он писал, что утешение заставляет переносить зло, но не пытается устранить его.

Кто утешается тем, что он раб, тот никогда не разобьет рабских цепей.

Положительно оценивая усилия домарксовских атеистов в решении рассматриваемой проблемы, следует, однако, отметить, что они не связывали преодоление религии с уничтожением частной собственности и классово антагонистического общества. Их критика религии носила скорее политический, чем социальный характер. Другим недостатком было преувеличение роли религии в истории общества.

Она объявлялась главным препятствием на пути человечества к прогрессу, что было связано с идеалистическим подходом к обществу. Уничтожение религии рассматривалось не как результат коренного преобразования мира, а как следствие просвещения.

Суть этих взглядов ныражена Марешалем. Он считал, что «полное и окончательное уничтожение этого долголетнего, окруженного почетом заблуждения изменит облик мира».

Домарксовские атеисты полагали, что освобождение от религии — дело не самих народных масс, а интеллектуальной элиты, которая возьмет на себя все тяготы борьбы с социальным злом, отождествляемым по существу с религией. В этом плане буржуазный атеизм носил элитарный характер. Более того, многие мыслители считали религию необходимой для народных масс.

Атеизм революционной буржуазии имеет историческое значение. Прежде всего он выявил земные корни религии, показав роль страха, невежества, обмана, а также некоторых социальных явлений (среды, воспитания) в возникновении религиозных представлений. В лице Фейербаха буржуазный атеизм дал анализ гносеологических корней религии.

Буржуазный атеизм вскрыл идейное родство религии и идеализма, что имело большое значение для критики идеалистической философии, прикрывающей свою фидеистическую сущность наукообразными рассуждениями.

Рассматривая религию как оправдание существующего строя, буржуазный атеизм внес определенный вклад в решение вопроса о социальных функциях религии. Он дал философское и естественнонаучное обоснование атеизма с позиций материализма, подверг критике христианство и другие мировые религии, вскрыв противоречия в их учениях.

Вместе с тем буржуазный атеизм имел недостатки, обусловленные классовой ограниченностью его представителей. Они не смогли вскрыть социальных, классовых корней религии и наметить пути ее преодоления. Просветительство, а не социальная борьба трудящихся масс считалось средством преодоления религии. Это связано с идеалистическим подходом домарксовского материализма к человеку и обществу.

Буржуазный атеизм созерцателен, он ограничивается теоретической критикой религии. Считая религию орудием порабощения людей, он вместе с тем был далек от классового подхода к оценке религии.
http://velsat.net/burzhuaznyj-ateizm-3.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Социальная роль религии

Великий маг

Великий Мерлин, наверное, именно та фигура, с которой списаны портреты всех...
Журнал

Собачье сердце

В стенах больничного управления ГУЛАГа был выведен экземпляр новой расы, который...
Журнал

Психология ревности

Уколы ревности.... Эта боль знакома нам с детства, если не с самой колыбели...
Журнал

Крав мага

Крав-мага (в переводе с иврита – «контактный бой», по другим версиям...
Журнал

Эффект плацебо

Говорят, что вера способна творить чудеса. Как иначе объяснить тот факт, что...
Журнал

Рецепт диет

Людям, которым не нравится употреблять в пищу некоторые сырые овощи и фрукты...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна