Сказочные мотивы и религиозные представления

Интернет

Сказочные мотивы и религиозные представления Итак, можно ли сказочные мотивы приравнивать к религиозным представлениям? Буржуазная фольклористика обычно отвечает на этот вопрос утвердительно. Корни сказочных мотивов многие представители буржуазной науки ищут непосредственно в религиозных верованиях. Однако некоторым философам-идеалистам такое объяснение все же кажется упрощенным. Эти ученые утверждают, что сказка и религиозные верования вырастают на одной «общей почве», и в этом утверждении есть доля истины.

Но идеалисты вновь запутывают дело, когда эту «общую почву» ищут в так называемом «мифологическом», «дологическом» мышлении. В конечном итоге это религиозное мышление, и выйти из порочного круга, ими самими созданного, идеалисты не могут.

Только диалектический материализм указывает правильный путь для выхода из того лабиринта, в который завела идеалистическая методология вопрос о возникновении фантастических образов в первобытном мышлении. Религия, ее образы и представления порождены бессилием в борьбе с природой, а затем и в борьбе с социальным гнетом.

Возникает вопрос: можно ли считать, что у сказки те же корни, что и у религии, что, говоря другими словами, пестрый мир чудесных, волшебных мотивов сказки порожден все тем же бессилием человека, вырос как пустоцвет на могучем и здоровом дереве человеческого познания? Мы приближаемся, таким образом, к одному из самых сложных вопросов анализа древнейших ступеней религиозной идеологии.

Разумеется, огульное отождествление сказочных мотивов и религиозных представлений ошибочно. Атеисты XIX в. уже поставили вопрос об отношении образов искусства и образов, порожденных религией. В книге «Гегелевское учение о религии и искусстве», которая, по-видимому, была написана Бруно Бауэром, и, возможно, не без влияния молодого Маркса, развилась мысль о том, что «религия разрешается в искусстве».

Из анализа образов искусства, из сопоставления их с образами религиозной фантастики мы видим, что внешняя объективность, которая присуща религиозным образам, есть лишь создание человеческой мысли. Эта идея развивается и Фейербахом. В. И. Ленин в конспекте «Лекций о сущности религии» Фейербаха записывает следующую его мысль: «Искусство не требует признания его произведений за действительность».
http://velsat.net/k-voprosu-o-razlichii-mezhdu-fantasticheskimi-obrazami-skazki-i-religii.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Сказочные мотивы и религиозные представления

Про Кофеин

Как относиться к кофе? Кажется, что вопрос этот «стар, как мир», ведь...
Журнал

Чтобы не поправиться

Японские ученые сделали интересный вывод о взаимосвязи скорости поглощения еды и...
Журнал

Повод выпить

Потребление алкоголя в умеренных количествах, как выясняется, способно защитить...
Журнал

К вопросу о кризисе культуры

Европейская цивилизация стала ключевой частью современной культуры. На ней...
Журнал

Кофе и секс

Как относиться к кофе? Кофе и секс - есть ли связь между ними? Кажется, что...
Журнал

Волосы уход

Дефицит витаминов, резкие перепады температуры, частое использование фена – зима...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна