Сказания о рождении духов

Сказания о рождении духов
Мифология малокультурных племен, изобилующая рассказами о жизни духов, очень часто, однако, не знает сказаний об их рождении. Духи существуют изначально. Мифы не интересуются их происхождением. Однако все же известны и такие мифы, которые рассказывают о рождении духов. Чаще всего такие мифы повествуют об особой группе сверхъестественных существ: это духи, наиболее тесно связанные с данным племенем, мифические родоначальники племен.

Так, в пантеоне, например, бороро появляются, наряду с ягуарами и другими зверями, также чудесно родившиеся духи человеческого вида. По мнению известного ученого XIX в. Штейнена, здесь можно заметить и некоторую связь с культом природы: духи, родившиеся чудесным образом, связаны с солнцем и луной. С такого рода фигурами первобытного пантеона иной раз связываются и мифы о происхождении огня, с них часто начинается и фантастическая «история племени».

Таким образом, антропоморфизм и является характерной чертой такого рода сказаний с самого их появления.

Из материала, собранного учеными, мы видим, что почетное мест мифу о рождении богов отводится в раннеклассовом обществе, в тесной связи с развивающимся культом природы. Здесь рождение богов входит неразрывной составной частью в праздничный ритуальный календарь; мифы о рождении солнца, растительности крайне обильны.

Классическую картину таких рождений богов может представить религия древнего Египта в ее древнейших пластах. Жители долины Пила праздновали рождение «бога зерна», «бога лупы». Древние египтяне верили, что солнце каждый день рождается от большой небесной коровы в виде теленка, оно же родится и каждый год в виде «солнца-младенца», «маленького солнца».

В религии древневосточного общества эти мифологические представления были тесно связаны со сказаниями о воскресающих духах и богах. Мифы о воскресении старого, недавно умершею бога и мифы о новом, молодом, только что родившемся боге часто смешивались. Столице к концу года стареет, умирает, его труп помещается в столбе Джед; в таком же столбе помещается и труп умершею Осириса.

Но это же самое солнце будет фигурировать в дальнейшем обряде не как воскресшее, а как снова родившееся солнце. Картина усложняется еще больше тем, что одновременно по календарю идут и другие близкие празднества и обряды. По одному циклу мифов, солнце рождается весной; по другому мифу, весной солнечная богиня после долгой отлучки возвращается обратно в Египет. Столкновения мифов и обрядов в позднюю пору в Египте приводили к забавным случаям, когда, например, египтянин, подгулявший на веселом празднике в честь вернувшейся в Египет солнечной богини, позволил себе петь песни и шуметь около священной рощи Осириса, еще оплакиваемого и не воскресшего; на этом основании затеялось целое судебное разбирательство, изложенное в демотическом папирусе.

Бог-младенец занимает определенное положение в древней мифологии, он входит как необходимый элемент в божественную семью, состоящую из бога-отца, богини-матери и бога-сына (например, в Египте, в Фивах — Амон, Мут и бог-младенец Хонсу). Новорожденные боги как бы застывают в своем младенчестве, изображаются только как младенцы, они — необходимые члены божественной семьи.

Само рождение бога-мла-денца есть не только оживление природы, появление маленького солнышка и т. д., а важнейший момент установления всех земных и небесных порядков.

Богиня-мать с новорожденным ребенком становится покровительницей семьи, олицетворением женской верности, мифологическим образом, закрепляющим женское бесправие и рабство; миф с особенной силой будет внушать, что жизнь богини — это терпеливое участие во всех злоключениях мужа, непрерывный поток «слез горючих» и мытарств.

Так дело обстоит с богиней Исидой, проделавшей долгий путь от коровьей богини, культ которой первоначально был связан с религией какого-то клана в северной дельте Нила, до образа «богини-матери». Исследователи школы Фрэзера обычно обращали внимание на момент оплакивания Исидой своего супруга Осириса только как на «мифологическое выражение» дождей, которые шли в Египте перед весенним разливом Нила.

Эти ученые не видели, что здесь, в религиозном сказании, отражается и женская доля, полная скорби и слез.

Однако в такого рода мифах нет еще представления о богочеловеке, представления, которое является центральным для христианской мифологии. Эта мифология зиждется на представлении, согласно которому бог является в облике человека, родившегося чудесным образом, от богов.
http://velsat.net/skazaniya-o-rozhdenii-duxov.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Сказания о рождении духов

Русские бани

Пожалуй, самый известный поход в баню в истории - помывка Жени Лукашина, которая...
Журнал

Драгоценные камни

Драгоценности во все времена считались символом Любви. И в великом множестве...
Журнал

Про Кофеин

Как относиться к кофе? Кажется, что вопрос этот «стар, как мир», ведь...
Журнал

Дух спиритизма приди...но только помочь...

Спиритизм — в широком смысле — практики вызывания и общения с духами, в узком...
Магия

Духи огня

Поклонение огню началось в незапамятные времена. Старинная легенда гласит, что...
Магия

Дух любви. Как вызвать и чего опасаться

Любовь является самой частой причиной обращения человека за помощью к магическим...
Магия

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Эзотерика и планета Земля