Религиозный вымысел

Интернет

Религиозный вымысел Та же голова, которая создавала примитивные верования, слагала и первые сказки. Есть, однако, качественное отличие религиозного вымысла от художественного, при всей их близости: сказочные образы не опьяняли людей, опиумом для них не служили. В тех случаях, когда образ фантазии давит на сознание людей, когда он служит одурманивающим наркотиком, мы безошибочно можем сказать, что дело идет о религиозной фантастике.

Но сказочная фантастика, как бы близки ни были ее образы к религиозным, этой сущности не имела. Узость общественной практики, примитивность общественных связей, невежество все это создавало мир религиозной фантастики, все это ограничивало, разумеется, и здоровую фантазию человека. Определенный уровень борьбы с природой необходим, чтобы возникла сказка. Образ бабы-яги не мог возникнуть в век телеграфа и паровых машин.

Эта мысль Маркса в его замечаниях о мифологии глубоко справедлива. Неразвитость общества, его детство — несомненно, основа для возникновения сказки. Но сказка не закрепляет бессилия в борьбе с природой, не кладет преграду человеку в виде непобедимой сверхъестественной силы, а отражает мечту о возможном.

Конечно, в сказке есть допущение чудесного. Но если сравнить это допущение с религиозной верой в чудеса, можно увидеть и глубокое отличие. Горький высказал прекрасную мысль: «Сказка как прототип гипотезы». 59 Вернее, пожалуй, было бы говорить здесь не о «гипотезе», а о предположении, допущении.

В этом допущении — важная черта сказочной фантазии, которая не требует обрядов, а религиозные верования требуют культовых действий, без этого нет и веры.

Сказка прорывает слой религиозных представлений, перенося все в сказочный мир, она является свидетельством прорыва пелены религиозной фантастики в мышлении человека, говорит нам о здоровых корнях человеческой фантазии даже на древнейших ступенях развития общества.

Сходство сказочного мотива и религиозного представления путает исследователя, который далек от марксистско-ленинского учения об истоках религии и ее социальной роли. Сходство приводит к полному отождествлению. Но на таком же основании можно отождествить икону и портрет. Сказочный мотив содержал мечту об овладении силами природы, которые еще не были покорены человеком.

В сказке человек выступает как субъект, он переживает те или иные приключения, вступает в борьбу, добивается побед или терпит неудачи. Сказочный герой — человек, хотя и наделенный теми или иными волшебными чертами. Можно ли считать, что рассказ о богах и духах предшествует сказке, утверждать, что сначала не было сказок а были только религиозные сказания?

Я думаю, что у нас нет никаких оснований для подобных утверждений, кроме «привычек» исследователя, оставшихся в наследие от столетий господства идеалистической методологии.
http://velsat.net/kachestvennoe-otlichie-religioznogo-vymysla.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религиозный вымысел

Религиозные психопрактики в истории культуры

В духовной культуре человечества существует целый пласт методов, ставящих целью...
Психология

Религиозная вера

Религиозная вера занимает важнейшее место в религиозной идеологии и в практике...
Психология

Религиозные секты

Под звуки цимбал и барабанов на перекрестках улиц танцуют и поют бритоголовые...
Психология

Религиозный опыт

Конечно, возможна абсолютная субъективная определенность и при ответе на бытовые...
Психология

Религиозная медитация

Люди, занимающиеся религиозной медитацией, способны лучше расслабляться и...
Психология

Религиозное сектанство

Ситуация с отображением вопросов религиозного сектантства, и сугубо...
Религия

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
Тайна Семи