Религиозные верования и анимизм

Интернет

Религиозные верования и анимизм Итак, представления о сверхъестественных предметах, тесно связанные в современных религиозных верованиях с анимизмом, не всегда можно вывести из этой веры в духов и души. Сами сторонники анимистической гипотезы признают наличие верований в то, что душа неотделима от предмета, что почитается сам предмет, наделенный душой (Штернберг), или вообще отказываются видеть в почитании некоторых предметов представление о душе и духах (Тэйлор).

Где же следует искать корни такого рода верований? Конечно, как и все другие верования, они являются фантастическим отражением в головах людей их бытия, их бессилия. Современный немецкий историк первобытной культуры Г. Эйльдерман, который пытается анализировать и проблемы первобытной религии, считает, что корни анимизма и фетишизма следует искать в разделении труда. Но такая постановка вопроса грешит механицизмом.

Вопрос о древнейших формах религиозных верований неотделим от вопроса о развитии мышления, сознания человека в ходе его трудовой деятельности, общественной практики. Без разрешения вопросов, связанных с первобытным мышлением, разобраться в характере древнейших религиозных верований нельзя.

Однако именно в вопросе о первобытном мышлении современные философские идеалистические школы создали, пожалуй, наибольшую путаницу. Как мы уже упоминали, сторонники новейших идеалистических школ утверждают, что мышление первобытного человека коренным образом отличается от мышления современного человека будто бы своим «иррационализмом», своей «мистической ориентированностью».

Это, разумеется, неверно. Вся история труда, вся деятельность человека опровергают этот нелепый тезис.

Вопреки идеалистическим предположениям Леви-Брюля, первобытное мышление не было иррациональным. «Человек, — говорит В. И. Ленин, — в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». Но это, разумеется, не значит, что первобытное мышление ничем не отличается от мышления современною человека.

Впадая в грубый антиисторизм, сторонники анимистической гипотезы утверждают, что мышление первобытного человека качественно ничем не отличается от мышления современного человека. Развитие мышления они толкуют лишь как цепь количественных изменений: у первобытного человека невежество преобладает, у современного — господствует научный взгляд.

Сторонники преанимизма, утверждая, что мышление первобытного человека «иррационально», конструируют различные «мистические категории» и «законы» этого мышления, вырывая непроходимую пропасть между «первобытным» и «современным» мышлением. Между тем правильное понимание развития первобытного мышления опровергает идеалистические вымыслы и анимистов, и преанимистов.

В процессе становления человеческого общества развитие труда идет от полуживотных, полуинстинктивных форм деятельности к производству общественного человека; в процессе труда развивается и сознание. Маркс говорит, что человечество начало сиоп путь с первых «животнообразных инстинктивных форм груда». Этим формам соответствовали и зачаточные формы «мышления в действии», как говорил И. П. Павлов.

Совершенно очевидно, что у примитивного, «инстинктивного человека» мы не можем предположить существование мышления понятиями. Энгельс указывает, с чего началось развитие сознания человека: «Но вместе с развитием руки шаг за шагом развивалась и голова, возникало сознание — сперва условий отдельных практических полезных результатов, а впоследствии, па основе этого, у народов, находившихся в более благоприятном положении, — понимание законов природы, обусловливающих эти полезные результаты».

Совершенно ясно, что образование понятий предполагает развитие общественной практики, развитие воздействия человека на природу. Образование понятий есть историческая ступень мышления общественного человека. Вначале был долгий период осознания практических, полезных действий. Отвлеченные понятия — результат долгой работы мысли, развивающейся в труде, на основе обогащающейся общественной практики человека.

Не с появления отвлеченных понятий началась история мысли. Наглядные, образные представления отнюдь не сразу превратились в отвлеченные понятия.

История языка показывает нам следы процесса развития мышления от представлений к понятиям. Идеалистические установки Леви-Брюля не помешали ему собрать прекрасный материал примитивных языков, характеризующий их первоначальную конкретность, образность. 142 Эти свойства языка отражают наиболее древнюю стадию мышления — мышление представлениями.

Результатом этой наглядности, образности языка и мышления является не раз отмеченное нами ранее отсутствие обобщенных, родовых понятий —слов для обозначения понятий «рыба», «птица», «дерево», «цвет» и пр., при множестве слов, точно обозначающих свойства какого-либо предмета.

Леви-Брюль думает даже, что при переходе к развитым языковым формам, связанным с появлением обобщающей работы мысли, под влиянием этого нового фактора исчезает красочность, образность языка, уступая место схематическим, обобщенным формам.

Многочисленные исследователи подчеркивают превалирующую роль наглядных представлений в мышлении современных первобытных народов. Все эти наблюдения указывают, что вначале мы должны предположить мышление наглядными живыми представлениями, отражающими многокачественный мир, который познает человек в труде.

Первобытное мышление конкретными представлениями вместо абстрактных понятий отмечали многие исследователи задолго до Леви-Брюля и Кассирера. Так, например, в XVIII в. обосновывая свою теорию фетишизма, де Бросс отмечал, чт ( развитие мышления состоит в «переходе от чувственных пред метов к отвлеченному мышлению». К этой мысли приходил и ряд исследователей XIX в.

И при всем этом нельзя забывать, что развитие сознания человека — это процесс развития отвлеченного мышления. Уже на первых этапах речь как бы подытоживает сумму конкретных, живых представлений, которые отражаются в голове человека. Объединение чувственных образов достигается в процессе самой практики, создается некоторая «отвлеченность образа», явившаяся первым шагом абстракции, отлагается устойчивый образ из разновременных восприятий.

Этот процесс нельзя сбрасывать со счета, нельзя забывать, что происходит обобщение образов, представлений.

Припомним, как Ленин характеризует начальный этап раз-питии сознания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества (определения нощи или явления) и количества». Только затем, отмечает Ленин, «изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, — причинности etc».

Эта характеристика начального этапа познания дает ключ к истории мышления, к проблемам так называемого первобытного мышления. Не так ли развивалось и сознание человечества? В результате долгой работы мысли, развившейся в труде, появилась категория качества. Умение же отличать сущность от явления появилось сначала лишь в зародышевой стадии, в ходе создания некоторой отвлеченности образов, как понимание некоторой качественной устойчивости предметов, явлений природы.

Ленин указывает на исторический характер категорий, моря, что они появляются не вдруг, что эти категории суть ступени развития мышления. Ленин показывает путь развития мышлении «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктив-ныП человек, дикарь, не выделяет себя из природы. В труде развивается сознание первобытного человека.

Сначала мелькали впечатления, затем выделилось нечто, человек в процессе труда познавал все больше и глубже многокачественный мир, его окружающий. Категории качества и количества, определение вещи или явления — первая важнейшая ступень познания и овладения миром.

Этим характеризуется развитие сознания на ранних ступенях. «Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами…». «… Животное не,, относится» ни к чему и вообще не,, относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».

Маркс указывает далее, что вначале происходит «чисто животное осознание природы». Затем в труде инстинкт животного заменяется сознанием человека. Переход от «инстинктивного человека» к «сознательному человеку» — длительный процесс. С развитием труда появляются наглядные конкретные представления, которые дают «определения вещи или явления». Энгельс так характеризует этот процесс: «Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека.

В предметах природы on постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства». Такова основная характерная черта мышления, познания первобытного человека. Он обнаруживал новые свойства вещей и явлений природы, его сознание в форме наглядных конкретных представлений отражало этот многокачественный мир, открывающийся человеку в труде, в практике. С развитием сознания появляется речь, «формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу.

Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась…» В этом медленном процессе преобразования неразвитой глотки обезьяны животный выкрик становился словом, развивалась, согласно учению И. П. Павлова, вторая сигнальная система. Потребность что-то сказать друг другу явилась результатом длительного процесса труда и развития общественных связей.

Энгельс считает, что выработка этой потребности явилась главнейшим результатом периода низшей ступени дикости, периода первобытного человеческого стада.

Приведенные соображения относительно первобытного мышления, таким образом, показывают, что принятие анимизма как древнейшего этапа в развитии религиозных верований совершенно обходит проблему развития познания и сознания общественного человека эпохи дикости, его переход от чувственных представлений к образованию понятий.
Язычество / Анимизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религиозные верования и анимизм

Женские предпочтения

Полномасштабное исследование 950 тыс. шведских мужчин учеными из Института...
Журнал

Чтобы не поправиться

Японские ученые сделали интересный вывод о взаимосвязи скорости поглощения еды и...
Журнал

Японский Новый Год

Новый Год в Японии, о-сегацу, является самым важным праздником для жителей...
Журнал

Возникновение вселенной

Подлинное смятение в мировые научные круги внесли новейшие данные, полученные с...
Журнал

Депрессия

Люди, одновременно страдающие диабетом и подверженные сильным или слабым...
Журнал

Повод выпить

Потребление алкоголя в умеренных количествах, как выясняется, способно защитить...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности