Религиозные социальные доктрины

Религиозные социальные доктрины
Религиозные социальные доктрины всегда видоизменялись применительно к конкретному социальному и политическому строю. В эксплуататорском обществе религия придавала своим социальным принципам такую форму, чтобы они, с одной стороны, служили защите социально-экономических и политических порядков, с другой — соответствовали уровню сознания масс, давали ответы на самые животрепещущие проблемы.

Без учета настроений народных масс религиозные организации не в состоянии сохранять свое влияние на них. Рост социальной активности пролетариата, распространение идей социализма поставили перед католической церковью проблему сохранения влияния на рабочий класс. Выполнению этой задачи были посвящены многие энциклики, начиная с апостольского послания папы Льва XIII «Рерум новарум».

Заложенные в этой энциклике идеи развивались применительно к меняющейся социально-политической ситуации в последующих папских посланиях.

Во всех папских энцикликах, начиная с «Рерум новарум», отражена озабоченность церкви падением своею влияния на рабочий класс. Распространение социалистических идей, усиливающееся влияние политических организаций рабочего класса. Явилось той силой, которая толкала религиозные организации к обновлению своих социальных доктрин. Это обстоятельство определило п основные направления модернизации.

В условиях острой классовой борьбы в капиталистическом обществе религия предпочитает выступать в роли «третьей силы». В энцикликах осуждаются крайности капиталистической эксплуатации, неномерное стремление к прибыли и роскоши, выражается сочувствие тяжелому положению трудящихся. Но одновременно осуждаются и требования трудящихся, которых призывают к проявлению большего терпения.

Социалистическое, учение во всех первых энцикликах осуждалось как противоречащее христианскому вероучению. Церковь выступала с претензией на роль миротворца, призванного регулировать отношения между классами. Но поскольку основа капитализма — частная собственность на средства производства объявлялась священным установлением, то смысл религиозной проповеди сводился к защите капитализма.

Модернизация социальной доктрины церкви идет также по линии проявления внимания к материальным условиям жизни людей. На соборе католической церкви в 1870 г. предавался осуждению всякий, кто осмелится утверждать, что человек собственными усилиями может обеспечить себе обладание истиной и благом. Но в условиях классовой борьбы трудящихся за улучшение своей жизни стала невозможной для церкви проповедь презрения к земным благам, терпению и покорности.

В энциклике «Матер эт магистра» содержатся высказывания по поводу того, что трудящиеся многих стран получают заработную плату, обрекающую их на недостойные человека жизненные условия, что положение тружеников в сельском хозяйстве хуже, чем в промышленности. Энциклика давала также и рекомендации, направленные и а улучшение материального положения трудящихся.

Но они сводились к благим пожеланиям вроде призыва устанавливать заработную плату не на основе законов рынка, а по справедливости.

Внимание, проявленное религиозными организациями к условиям материальной жизни людей, не означает, что церковь стала рассматривать их в качестве определяющих по отношению к духовной жизни. Как и прежде, первоосновой всех человеческих отношений объявляется религиозная мораль.

Новая социальная обстановка вынудила религиозные организации пересматривать свои позиции и в отношении прав человека на социальную активность, на борьбу за лучшую жизнь. В папских эицикликах можно проследить, как церковь, пачав с осуждения даже вступления рабочих в профсоюзы, постепенно со всевозможными ого ворками согласилась с правом трудящихся на забастовки. В религиозной литературе выдвигается тезис, оправдывающий согласие церкви признать право людей на борьбу за улучшение жизни, состоящий в том, что бог творит через людей свою волю.

Этот тезис сопровождается многочисленными оговорками, которые сводятся к тому, что деятельность людей выступает выражением божьей воли только в том случае, если они руководствуются религиозными принципами.

В последних энцикликах много говорится о правах человека: о праве на достойный уровень жизни, на образование, на участие в политической жизни, на проведение собраний и создание ассоциаций. Все это свидетельствует о том, что религиозным организациям пришлось отказаться от традиционной проповеди презрения к мирским заботам и благам и хотя бы на словах признать право людей на улучшение своей жизни..

Но поскольку каких-либо реальных путей к осуществлению этих прав не указывается, кроме призыва к нравственному самоусовершенствованию, то разговоры о них носят демагогический характер.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, появление социалистических государств в странах Европы и Азии оказали сильное влияние на религиозные социальные доктрины. Некоторые буржуазные теологи (Э. Фукс, X. Джонсон), реально оценившие огромное значение социальных преобразований в СССР, пытались доказать, что социализм является реализацией христианских идеалов и что между научным социализмом и учением Христа нет расхождений.

Отдавая должное их искреннему уважению к социалистическим преобразованиям, следует вместе с тем подчеркнуть, что научный коммунизм по своей сути атеистичен и победа социализма свидетельствует о несостоятельности любых религиозно-идеалистических концепций общественной жизни.

В условиях национально-освободительного и революционного движения представители наиболее демократической части духовенства все чаще призывают к сотрудничеству с марксистами, участвуют в борьбе за изменение социальных условий жизни трудящихся, против расовой дискриминации. Некоторые из них выступают за осуществление демократических преобразований. Так, «левые католики» резко критикуют официальную доктрину католической церкви.

Они предпринимают попытки дать такую интерпретацию социальным принципам религии, которые, по их мнению, способствуют развитию творческой, преобразующей деятельности людей, помогают им в их борьбе за лучшее будущее. Однако эти попытки приукрасить религию несостоятельны.

Наибольшие усилия по изменению своих социальных принципов вынуждены предпринять религиозные организации, существующие в социалистических странах. Новые условия жизни изменили облик современного верующего, нормы социалистической жизни стали для него привычными и близкими. Религиозные организации оказались перед необходимостью дать религиозную интерпретацию социалистическим преобразованиям, в результате чего начало активно разрабатываться «богословие революции», Для него характерно стремление сблизить идеалы христианства и коммунизма, представить коммунизм как проявление и развитие истинного христианства.

В этой интерпретации все положительное в практике коммунизма представляется реализацией истинного учения Христа. Капиталистическая система эксплуатации и неравенства, войны и насилия подвергаются осуждению как противоречащие христианству. Данная концепция, адресованная верующим, поддерживающим программу коммунистического строительства и активно в нем участвующим, содержит и призывы к социальной активности.

Прежняя проповедь, призывавшая верующих к полному отчуждению от мира и отвлечению от жгучих социальных проблем, объявляется современными религиозными идеологами псевдохристианской, воспитывавшей «узких фанатиков с изуродованными представлениями о христианстве» Для «богословия революции» характерна резкая критика социальной ориентации церкви прошлого, согласно которой все новое, развивающееся она объявляла делом человеческим, не имеющим связи с божественной волей.

Признание справедливости и гуманности социалистических преобразований не означает, что «богословие революции» допускает возможность сближения научно-материалистического и религиозного мировоззрений. Его представители заявляют, что в противоположность историческому материализму они понимают историю как область «руководительства Христова и животворной деятельности духа святого», как «промысли-тельного процесса спасения» 1.

Предпринятое «богословием революции» осмысление в религиозном духе социалистических преобразований представляет собой попытку представить этот сознательно совершаемый процесс в про-ызденциалистском плане.

Под влиянием изменений, происходящих в сознании верующих, богословы дают иную трактовку и идеи о «царстве божьем» как идеале общественной жизни. Если ранее оно рассматривалось исключительно как небесное царство, куда души праведников попадают после смерти, то теперь акцент делается па возможность построения «царства божьего» на земле. При этом оно часто ассоциируется с коммунистическим переустройством общества.

Современные богословы в СССР заявляют, что построение коммунистического общества есть реализация евангельских идеалов. При этом они упорно не замечают, что успехи социалистического строительства подтверждают истинность материалистического понимания общественного развития.

Модернизация религиозных социальных концепций, призывы современных богословов к социальной активности, к участию верующих в переустройстве общества на началах справедливости, равенства, братства свидетельствуют о стремлении религиозных организаций приспособиться к новым общественно-историческим условиям, к современному уровню сознания людей.

Активное участие советских людей в коммунистическом строительстве имеет большое воспитательное значение. В. И. Ленин отмечал, что «классовая борьба рабочих масс, всесторонне втягивая самые широкие слои пролетариата в сознательную и революционную общественную практику, в состоянии на деле освободить угнетенные массы от гнета религии» 2.

Участие верующих в коммунистическом строительстве, в целеустремленном и планомерном преобразовании жизни на благо человечества способствует их освобождению от религиозных представлений.
http://velsat.net/modernizaciya.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религиозные социальные доктрины

Нарушение авторских прав

На днях группа, состоящая из более чем восьми тысяч авторов, подала в суд на...
Журнал

Оральный секс

Уроки орального секса. Британские школы рекомендуют ученикам оральный секс, как...
Журнал

Повод выпить

Потребление алкоголя в умеренных количествах, как выясняется, способно защитить...
Журнал

К вопросу о кризисе культуры

Европейская цивилизация стала ключевой частью современной культуры. На ней...
Журнал

Волосы уход

Дефицит витаминов, резкие перепады температуры, частое использование фена – зима...
Журнал

Модный макияж

Модный макияж. История модного макияжа. К началу французской революции 1789 года...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Эзотерика и планета Земля
Абсолют и жизненная энергия в абсолютно голом виде