Религиозные культы в Африке

Религиозные культы в Африке
В XX в. изгнание термина «фетишизм» из этнографии повело к тому, что стали игнорироваться представления о «чувственно-сверхчувственных» предметах в религии многих народов. Если старые этнографические работы, например по Африке, пестрели указаниями на фетишизм, то теперь даже в новейшем труде советских африканистов, описывающих религиозные культы этой части света, вообще не упоминается фетишизм.

А между тем у коренных жителей Западной Африки различные почитаемые предметы встречаются на каждой тропинке, у каждого брода, на каждой двери; они висят в виде амулетов на шее у многих людей. Известны такие дома, в которых были собраны тысячи самых различных предметов, как, например горшок с красной глиной и петушиным пером, деревянные колья, обмотанные шерстью, перья попугая, человеческие полосы и т. д. Многие люди уверены, что фетиши предохраняют от болезни или причиняют ее, приносят дождь, наполняют моря рыбами, наказывают вора, придают храбрость, приводят в смятение неприятелей.

Современная клерикально-буржуазная этнография пытается по-своему истолковать данные о почитании материальных предметов, наблюдаемые у народов Африки. Так, например, миссионер Нассау написал книгу о фетишизме в Западной Африке специально, как он сам признается, в опровержение теории Мен-зиса, согласно которой примитивный человек, поклоняясь дереву, змее или идолу, почитает их самих, самые эти предметы.

Нассау стремится доказать, что в действительности почитание этих вещей будто бы есть отсвет веры в верховное существо.

С этой точки зрения подбирая материал и подтасовывая факты применительно к Библии и «откровению», он все же не может скрыть существование представлений о «чувственно-сверхчувствениых» предметах в Западной Африке. И как ни хочется этого миссионеру, невозможно вывести все эти представления из веры в духов, объяснить верой в нематериальных духов.

«Охотник или охотники начинают охоту, каждый со своим собственным фетишем, висящим у его пояса или спадающим с его плеча… Ни одно значительное путешествие не обходится без приготовления фетиша, чему уделяется больше внимания, времени и забот, чем приготовлению пищи, одежды и т. п. в дорогу».

Говоря о приготовлениях к войне, Нассау должен отметить, что «когда вождь отправляется на войну, победа зависит не просто от силы и храбрости, как мы бы предположили, а от фетиша». Для того чтобы удача была в рыбной ловле, рано утром идут искать водяные растения, водяных пауков и т. д.

Несомненно, что древние религиозные представления претерпели в Западной Африке большие изменения. Из старых обрядов вырабатываются новые, отражающие не только бессилие человека в борьбе с природой, но и бессилие перед эксплуататорами, перед колониальным гнетом. Так, Нассау сообщает о специальном обряде, связанном с торговлей или, вернее, долженствующем предохранить туземца от грабежа под видом торговли колониальных скупщиков.

«Его отец был в тесной связи с белыми людьми, торгуя исключительно слоновой костью. Чтобы увеличить свои шансы, он решил сделать новый фетиш», — пишет Нассау об одном туземце. Вот каким образом был произведен этот обряд: «Он позвал своего сына сопровождать его в лес. Они осматривали деревья, пока не нашли два дерева, выросшие близко друг от друга, но согнувшиеся по направлению друг к другу, так что их стволы скрестились и были гладко стерты, а во время бури при сильном трении издавали скрипящий звук.

В этом таинственном звучании скрывалась фетишистская сила. Он выбрал деревья не из-за какой-либо ценности их породы, но из-за удивительного сочетания колдовских звуков. Он содрал кору с этих деревьев». Далее, по возвращении в деревню, кора этих деревьев играет главную роль в церемонии. Обряд заканчивается чтением заклинания, кстати сказать, адресованного не к какому-либо божеству или духу, а к самому предмету: «Не дай никому, никакому человеку из рода Мабена мешать мне в благоволении белого человека.

Когда я обращаюсь с просьбой к белому человеку, заставь его согласиться».

Бессильные перед армией колониальных чиновников, скупщиков и других грабителей, туземцы в глухих деревушках пробуют обороняться от них «чудесными» предметами и заклинаниями над этими предметами. Конечно, такого рода обряд, показывающий, как денежные отношения разъедают в условиях колониального рабства старые родовые отношения, далек от примитивности.

Усложнились и связи представлений о «чудесных» предметах с верованиями в духов и души.

Нассау стремится показать, что фетиш становится фетишем лишь после того, как колдун вселяет в него духов. Однако в описанных выше церемониях он не указывает этого особого акта одухотворения фетиша или призвания духов. Миссионер делит духов на две категории: локализированных, по его выражению, в фетишах и нелокализированных (spirits ot the fetish, not localised spirits), т. е. Нассау различает культ духов, потерявших ясную, четкую связь с фетишами, и культ фетишей, но уже одухотворенных, рассматриваемых как вместилища духов.

К этому надо добавить еще предметы, непосредственно с духами не связанные.

Эта же классификация сохраняет свой смысл и на примере религии ашанти. По указанию Раттрея, сами ашанти различают suman, термин, который Раттрей передает словом фетиш, и obosorn — термин, передаваемый Раттреем словами бог, дух. Правда, из материала Раттрея видно, что и боги obosorn имеют сини» ( материальными предметами.

Так, храмы у ашантн мрел*’|ли. Чиют собой главным образом место хранения различных фетишей, но жрецы, по крайней мере храма бога реки, гоипрят, что боги «не нуждаются в помощи обычных suman» (фгтншей). Жрец этого бога жаловался на других колдунов, что они продолжают употреблять фетиши в культе богов. При wcvм этом в культе самого божества реки проступает весьма примитивная основа.

Ашантн приносят ему жертвы, бросая их и реку, берут куски глины из реки в качестве священных предметов и т. д. Таким образом, и культ obosom еще сохраняет отчасти свой предметный) чувственный характер.

Из перечисленных примеров явствует, что, по представлениям коренных жителей Африки, значительная часть духов, определенный слой анимистических верований тесно связаны с почитанием материальных предметов. «Фетиш, висящий на ограде огорода или на ветвях растений в саду, предупреждает воровство или причиняет болезнь вору; висящий над дверью дома — загораживает вход несчастью; висящий на лодке — обеспечивает успешное путешествие; носимый на руке на охоте — обеспечивает точный прицел; носимый на той или иной части тела, он обеспечивает удачу в любви или ненависти, удачу в земледелии, рыбной ловле, торговле и так далее через всю цепь ежедневной работы и интересов».

Перечисляя огромное количество различных фетишей, Нассау указывает, что наиболее излюбленными являются «кожа и особенно хвост дикой кошки, рога антилопы, скорлупа ореха, раковина улитки, кости какого-либо животного, но особенно человеческие кости, а среди костей особенно почитаются частицы костей людей и зубы и кости леопарда. Но буквально каждая вещь может оказаться пригодной: какая-либо палка, какой-либо камень, какая-нибудь тряпка».

Как установилась эта связь почитания материальных предметов с верованиями в духов? Нассау пробует вывести это огромное количество фетишей из бесчисленного множества духов, но он должен признать некое желание, некую потребность «локализировать» этих духов, как он выражается, в каких-либо предметах.

Как же и почему появилось это «стремление», если первоначально возникли представления именно о нематериальных духах? В силу чего появилась затем некая «потребность» их материализовать? На этот вопрос не может ответить Нассау, ибо на такой вопрос и не может быть ответа.

Вместе с тем Нассау не может скрыть, что в ряде случаев культ фетишей существует вне связи с какими-либо определен ными духами. Нассау приводит слова исследователя Арнот, который пишет: «Африканцы широко верят в предохраняющие средства, и их колдовство, связанное с фетишами, главным образом этого порядка. Проходя через страну, где обитают леопарды и львы, они тщательно запасаются когтями, зубами, губами, усами этих животных и вешают их на шею, чтобы помочь себе против их нападения.

Точно так же кончик хобота слона предохраняет охотников на слонов». Эти воображаемые свойства вещей (а не вещи как сосуды или вместилища духов) заметил уже Э. Тэйлор. Приводя эти наблюдения, Нассау попадает в большое затруднение: с одной стороны, фетиш есть лишь неизвестно как возникшее дополнение к культу духов и душ, целиком подчиненное этому культу, а с другой стороны, объяснение культа фетишей возможно и непосредственно без культа духов и душ.

Как говорит Нассау, в каждом отдельном случае в выборе того или иного фетиша, куда вселяются духи, «имеется своя особая причина, хотя и не всегда понятная чужестранцу». 118 Что же это за особые причины? Не сводятся ли они в конечном счете к представлению о том, будто бесчувственная вещь может изменить свои естественные свойства? На этот вопрос Нассау не отвечает, ибо представления о материальных предметах его не интересуют.

Но вследствие такой точки зрения важный слой древних верований остается неисследованным, а когда вопрос о почитании предметов и о представлениях, связанных с этим почитанием, попадает в поле зрения ученого, то изобретаются различные взаимопротиворечивые гипотезы.

Так, Вильгельм Шнейдер фетишами в Западной Африке считает предметы (естественные или искусственно изготовленные), которые находятся под защитой какого-либо духа, подвержены влиянию этого духа или служат местопребыванием этого духа119. Ряд этнографов конца XIX в., как Леббок и многие другие, считали, что фетиш — это колдовское средство, что культ фетишей равнозначен колдовству и ничего иного не включает в себя.

В первой половине XX в. патер Шмидт старался все те фетиши, которые связаны с колдовским обрядом, объявить амулетами, талисманами, «магическими средствами», «колдовскими предметами» и т. д. Нетрудно заметить, что при таких операциях анализ представлений о «чувственно-сверхчувственных» вещах автоматически отпадает, так как часть предметов идет по линии магии, часть же — по линии анимизма, как двух сосуществующих систем примитивной религии.

Однако па деле это не так. Нельзя не вспомнть в этой свя-П1 слон;! Одного старого исследователя, которого цитирует. Когда они, — пишет этот исследователь о неграх, приносят жертву своему ложному богу или хотят от него у шли. Что-либо, они говорят: «Мы хотим помолиться нашему гни у, посмотреть и послушать, что он говорит».

Бастиан тмгчает, что фетишизм «обозначает здесь всякое культовое действие, при помощи которого (при господствующем мифологическом мировоззрении) пытаются установить удовлетворительную сделку с невидимым миром». Действительно, как только «стараются установить связь» с миром духов, перед нами появляются различные предметы.

Если «очистить» религиозные представления сами по себе от культа, от культовых действий, могут исчезнуть и сверхъестественные предметы, но если брать религиозные верования, включая туда и действенную сторону религии, то представления об этих предметах становятся важнейшей составной частью этих религиозных верований.

Сторонники анимистической, преанимистической и т. д. теорий считают различного рода религиозные действия магией, но при их толковании колдовства исчезает из поля зрения центр этих действий, их объект, исчезает самый предмет, вокруг которого развертываются эти магические действия. Искусственно воссоздается придуманная Гегелем стадия «колдовства без магических предметов».

Но такой стадии нет. На самом же деле колдовские действия так тесно связаны с почитанием предметов, чувственных вещей, которые и заполняют собой весь культ, что разбор самих действий, без всякого анализа, на что направлены эти действия, не дает полной картины магии.

Без изучения предметов колдовства неполна и картина анимизма. Необходимо указать, что вера в духов, которые находятся в той или иной вещи, столь прочно связана в большинстве случаев с ее почитанием, что в ряде случаев весь культ того или иного духа сводится к почитанию определенной вещи.

Это почитание превращает чувственные вещи в «чувственно-сверхъестественные», наделяет их различными ложными представлениями; оно проступает как особый слой в анимистических верованиях и имеет место также в колдовских обрядах.
http://velsat.net/nekotorye-dannye.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религиозные культы в Африке

Повод выпить

Потребление алкоголя в умеренных количествах, как выясняется, способно защитить...
Журнал

К вопросу о кризисе культуры

Европейская цивилизация стала ключевой частью современной культуры. На ней...
Журнал

Волосы уход

Дефицит витаминов, резкие перепады температуры, частое использование фена – зима...
Журнал

Кофе и секс

Как относиться к кофе? Кофе и секс - есть ли связь между ними? Кажется, что...
Журнал

Про Кофеин

Как относиться к кофе? Кажется, что вопрос этот «стар, как мир», ведь...
Журнал

Женские предпочтения

Полномасштабное исследование 950 тыс. шведских мужчин учеными из Института...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Интересная мотивация полюбить полезное чтение
Почувствуйте себя хорошими