Религиозное понимание человека

Религиозное понимание человека
Религиозное понимание человека возникло еще в доклассовом обществе, эволюционировало, усложнялось и получило завершение в идеологии мировых религий. Христианское понимание содержит в развитой форме все характерные для религии идеи о природе человека.

Религиозные представления о человеке, отражая подавленность людей внешними природными и социальными силами, фантастически искажают реальное соотношение материальных и духовных факторов.

Как уже говорилось, религия считает человека главным творением бога, предназначенным для служения ему. Однако природа человека в религиозном понимании двойственна: человек имеет материальное тело, потребности которого связывают его с окружающим миром, и духовное начало, сверхъестественное по своей природе, соединяющее человека с богом.

В христианстве библейский тезис о творении человека понимается так, что «образ и подобие божье» в человеке связываются именно с духовным началом. Оно провозглашается бессмертным. Бессмертие души считается одним из проявлений богоподобия человека.

Другое проявление «образа и подобия божьего» в человеке — свобода воли, понимаемая как выбор между влечением к богу и отходом от него. С помощью идеи свободы воли теологи стремятся снять с бога ответственность за зло в мире и возложить на человека; бог призывает человека к добру, но человек вопреки этому призыву часто добровольно поступает иначе и тем самым совершает зло.

С существованием души религия связывает и наличие у человека моральных качеств: чувства долга, ответственности, совести. Благодаря душе проявляются якобы творческие способности, способность к познанию, главная цель которого — постижение воли божьей. Таким образом, все высшие проявления человека религия объясняет деятельностью его бессмертной души.

Возвышая духовную сторону, теологи стремятся принизить значение и ценность материальных потребностей человека. Следование им ведет якобы человека к гибели. Презрение к телесным, материальным нуждам является обязательным элементом праведного поведения. Религия прославляет аскетизм, нищенство, восхваляет якобы «благодетельную для духа» очистительную роль страданий.

Духовенство, проповедуя идеалы аскетизма, бедности, умерщвления плоти, как правило, никогда не следовало им.

Для оправдания образа жизни богатых религиозными идеологами изобретались дополнения о спасающей силе благотворительности, которая якобы упраздняет развращающее влияние богатства.

Помимо противопоставления материального и духовного начал в человеке для религии характерно также противопоставление личного, индивидуального — социальному. В религиозном понимании каждый человек представляет собой самостоятельную, самодовлеющую единицу. Он может и в одиночку выполнять свою главную обязанность — служение богу. Не случайно религиозные идеологи широко пропагандируют образ жизни отшельников, пустынников, покинувших людей во имя общения с богом.

Представление о достижении загробного блаженства предусматривает, что каждый человек должен иметь для спасения достаточно личных заслуг перед богом или быть персонально избранным богом к спасению. Все человеческие сообщества вторичны, производны, и ценность их определена свойствами и стремлениями людей, вступающих в общение. «Общество не обладает в самом себе ни бытием, ни рациональностью, ни духовностью иначе, как через составляющих его индивидов…

Если бы не было индивидов, никакого общества вообще не было бы», — выражает общую религиозную позицию современный католический идеолог.

Общение с другими людьми верующему нужно в той мере, в какой оно помогает служить богу и идти к жизни вечной. Высшая форма общения людей — общение при посредстве церкви во имя единения с богом. Чем люди ближе к богу, тем они ближе друг к другу.

Религиозные идеологи пытались и пытаются давать рецепты организации человеческих отношений (семейных, бытовых, социально-политических и др.). При этом спасительной и приближающей к богу представляется такая система человеческих отношений, которая не только способствует религиозной активизации человека, но и отвечает интересам церкви. В условиях эксплуататорского общества религиозные идеологи особое внимание уделяют обоснованию идей неравенства, защите частной собственности.

Освящая семейные отношения, они провозглашают главной целью семейного союза религиозную взаимопомощь, в отношениях родителей с детьми требуют обращать особое внимание на воспитание детей в религиозном духе.
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религиозное понимание человека

Техника ходьбы

Большинство людей куда–то ходят пешком. Но, если придать этим прогулкам...
Журнал

Какие витамины

Чтобы справиться с авитаминозом, нужно принимать витамины. Но какие и сколько...
Журнал

Подарок ко дню Святого Валентина

Британские ученые вывели вполне серьезную математическую формулу, по которой...
Журнал

Богатые женихи

Михаил Прохоров, 40 лет, $4,7 млрд Совладелец ГМК «Норильский никель». Несмотря...
Журнал

Социальный статус

Группа биологов из Великобритании и США под руководством профессора Тима...
Журнал

Доши

Характеристки трёх дош: Доша Вата Качества движение и текучесть Основа в...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Работа канала-подъёмника