Религиозная философия и теология

Интернет

Религиозная философия и теология Проблема соотношения теологии и философии возникла в первые века существования христианства и не утратила своей актуальности в наши дни. Это обусловлено тем, что, во-первыхг христианское догматическое и нравственное богословие непосредственно связано в своих наиболее существенных чертах с неоплатонизмом и стоицизмом; во-вторых, христианская теология и философия складывались одновременно и решали различными методами одни и те же задачи; в-третьих, религиозная философия выполняла и выполняет по отношению к богословию апологетические функции.

Первые христианские апологеты не разграничивали область философии, теологии и религиозной догматики. Юстин полагал, что у философии и христианства общий корень — божественный Логос. Климент рассматривал их как две ветви одного и того же ствола, где философская ветвь служит пропедевтикой религиозной ветви. Оригеи считал христианство завершением развития античной философии.

В средние века общность религиозной философии и теологии проявилась в разработке одних и тех же богословских проблем. Фома Аквинский полагал, что такие истины, как бессмертие души, существование бога, сотворение мира, предопределение, являются правомерными и для философии, и для богословия. К этому периоду относятся и попытки разграничить области философского и теологического исследования. Философия объявляется источником «естественного света», теология — «сверхъестественного света».

Причем теологии придается определяющая роль по отношению ко всем наукам. Ее исходные положения содержатся в откровении, и она ставит задачей раскрыть «богооткровенные истины» ограниченному человеческому разуму. Что же касается философии, то ее функция сводится к облегчению понимания теологических разъяснений.

Отличие теологии от философии Аквинат видит также в том, что последняя не в состоянии постигнуть истины откровения, недоступные человеческому разуму. Воскресение, трехипостасность бога выходят за пределы компетенции философии. Только в сфере теологии становится бесспорной истинность данных основополагающих догматов.

А раз это так, то теологии принадлежит первенствующая роль в обосновании «высших истин». Все остальные науки, в том числе и философия, должны служить ей, выполняя вспомогательную функцию.

Религиозная философия и сегодня остается служанкой богословия. Томизм, неоавгустинизм, неопротестантизм, «метафизика всеединства» целиком опираются на религию, объявляя христианство метафилософией. Их онтология, гносеология, социальные воззрения сориентированы на истолкование религиозной догматики и подтверждение незыблемости ее основополагающих положений.

13 отлична от других разновидностей современного идеализма религиозная философия непосредственно связана с теологией и в ряде случаев, как, например, томизм, превращается в официальную идеологию церкви.

Если по своим целям и назначению религиозная философия и теология идентичны, то по содержанию, характеру и способам обоснования религии они не тождественны.

Теология подразделяется на систематическую (апологетика, догматика, нравственное богословие), историческую (патрология, история священного писания, история церкви) и практическую (литургика, гомилетика, катехетика). Проблемы систематической теологии во многом совпадают с проблематикой религиозной философии.

Что же касается исторического и особенно практического богословия, то эта проблематика является внутренним делом церкви и, как правило, находится за пределами религиозно-философских изысканий.

Богословие исходит только из данных откровения и в этом отношении представляет общецерковную доктрину. Религиозная философия не имеет подобного статуса обязательности, и ее различные течения могут признаваться в большей или меньшей степени полезными для формирования «правильного религиозного сознания». Религиозная философия выражает в системе понятий то, что богословие считает достоянием веры.

В этом случае она даже корректирует апофатическое (отрицательное) богословие, отвергающее любую возможность познания бога как недоступную разуму тайну бытия. Религиозная философия стремится раскрыть и придать большую, чем в богословии, «форму разумности» основным концепциям веры.

Религиозная философия и богословие совместными усилиями решают единую задачу защиты религии от атеистической критики, приспособляют вероучение к изменяющемуся сознанию людей конкретной эпохи, изыскивают способы упрочения позиций религии и церкви.
http://velsat.net/sxodstvo.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религиозная философия и теология

Паровая баня

Кожа - зеркало здоровья. Это очень верное мнение. Хорошо известно, что только...
Журнал

Свойства воды

У воды есть очень важное сообщение для нас. Вода предлагает заглянуть нам...
Журнал

Психическое здоровье человека

Психическое здоровье человека - специальный доклад, обнародованном в конце 2005...
Журнал

Электронные игрушки

Звуки, издаваемые электронными игрушками, что бы привлечь внимание малыша, могут...
Журнал

Отбеливание зубов

"Кто чистит зубы по утрам, тот поступает мудро" - эта фраза известна еще с...
Журнал

Современная Индия

Пробуждение политического самосознания. Середина 19 в. стала поворотным пунктом...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности