По дате | По просмотрам | По алфавиту          
Навигатор / Имя (Название) / Николай Алексеев

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВ

Алексеев Николай Николаевич (1879-1964), русский философ, правовед. Родился 1 мая 1879 в Москве. Окончил в 1906 юридический факультет Московского университета и был оставлен при кафедре философии права для подготовки к профессорскому званию. Его научным руководителем был П.И.Новгородцев. В 1908-1910 стажировался в европейских университетах, слушал лекции Г.Зиммеля, В.Виндельбанда, Г.Когена, А.Бергсона и др. В 1911 защитил магистерскую диссертацию Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. С 1916 - профессор Московского университета. После Февральской революции работал в издательстве при Временном комитете Государственной Думы, участвовал в подготовке к выборам в Учредительное собрание. В 1918 - профессор Таврического университета в Симферополе. В 1922-1931 - профессор Русского юридического института в Праге, позднее - профессор Русского научного института в Берлине. Покинул Германию после прихода к власти нацистов. Преподавал сначала в Сорбонне, а в 1940-1949 - в Белградском университете. С 1950 жил и работал в Женеве. Умер Алексеев в Женеве 2 марта 1964. Алексеев был одним из теоретиков евразийства, разрабатывал в первую очередь государственно-правовую программу этого движения. Критически оценивая европейскую философию права, базирующуюся на концепции "естественного права", Алексеев акцентировал единство правовых и нравственных моментов в жизни государства и апеллировал к соответствующему опыту древнерусской государственности (идеал Святой Руси как "государства - правды"). В России - Евразии, согласно Алексееву, сильная государственная власть предполагает наличие духовной элиты ("духовного ордена"), обладающей безусловным моральным авторитетом в обществе и действующей в интересах большинства. Алексеев считал, что на смену "объективному" (нормативному) праву должно придти право "установочное", гораздо в большей степени укорененное в культурно-историческом опыте народа и в его религиозно- метафизической традиции. В экономическом плане он отстаивал идею "государственно-частной системы хозяйствования", призванной устранить имущественное и сословное расслоение общества и обеспечить определенное регулирование экономических отношений. Предметом философского познания, считал Алексеев, является "мир как целое" и в этом заключается особая роль философского опыта и его отличие от других наук, которые исследуют отдельные элементы действительности.


 
Николай Алексеев: Духовные предпосылки евразийской культуры
Евразийство иногда упрекают в том, что оно дает слишком большой перевес натуралистическому обоснованию своих идей и что в нем материальный момент (география) определяет духовное содержание культуры, которая представляется как бы некоторой "надстройкой" над чисто физической базой. В этом смысле евразийство имеет как будто какой-то привкус марксизма. Нужно со всей силой протестовать против такого толкования евразийской теории культуры и истории. Евразийство всегда подчеркивало огромное значение духовных предпосылок культуры - тех духовных эмоций, которые являются движущими пружинами всякого культурного развития, тех "идей-сил", без наличности которых культура не только не может развиваться, но и существовать. Евразийство противопоставляет себя всем натуралистическим или биологическим теориям культуры, как экономический материализм, расизм и т.п. Но в то же время евразийство не отрывает "идей" от "материи", не впадает в отвлеченный идеализм, противопоставляемый отвлеченному материализму. ... Читать далее


Добавить информацию
© 2002-2018 Информационное агентство Дом Солнца™. Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-44924
Дом Солнца® - является зарегистрированным товарным знаком. Все права на использование товарного знака принадлежат ООО "Дом Солнца".