По дате | По просмотрам | По алфавиту          
Навигатор / Имя (Название) / Международное общество сознания Кришны

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Международное общество сознания Кришны (англ. International Society for Krishna Consciousness, ISKCON, ИСККОН, МОСК) также известное как Движение Харе Кришна, или Движение сознания Кришны - индуистская вайшнавская религиозная организация, основанная в 1966 году в Нью-Йорке Бхактиведантой Свами Прабхупадой с целью проповеди санатана-дхармы по всему миру. По своему вероучению и духовным практикам ИСККОН принадлежит к монотеистической индуистской традиции гаудия-вайшнавизма, которая является одной из ветвей вайшнавизма - преобладающего направления в индуизме. Последователи гаудия-вайшнавизма считают Кришну верховной ипостасью Бога и известны как кришнаиты или вайшнавы. Философия и богословие гаудия-вайшнавизма базируется на таких пуранических и ведических писаниях, как «Бхагавад-гита», «Бхагавата-пурана» и Упанишады, которые, согласно религиозной традиции индуизма, были написаны более 5000 лет назад. Основоположником гаудия-вайшнавизма был индуистский религиозный проповедник и реформатор Чайтанья Махапрабху (1486-1534), который провозглашал, что универсальным духовным путём для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является бхакти, «путь любви и преданности Богу». Первые последователи гаудия-вайшнавизма на Западе появились в 1930-х годах. На территории России деятельность Международного общества сознания Кришны началась с визита Бхактиведанты Свами Прабхупады в СССР в 1971 году. В 1980-е годы советские кришнаиты подверглись репрессиям, которые объяснялись политикой государственного преследования религии и верующих в СССР. После полного оправдания всех кришнаитов ИСККОН в судебном порядке, в 1988 году ИСККОН был признан законопослушной религиозной организацией и легализован, став первой религиозной организацией в СССР, получившей официальную регистрацию. В настоящее время в России Международное общество сознания Кришны официально зарегистрировано и действует в рамках законов РФ. На сегодняшний день, ИСККОН имеет более 400-т центров и храмов по всему миру, а также 60 сельскохозяйственных общин, 50 школ и 60 вегетарианских ресторанов. За последние два десятилетия, ИСККОН испытал наибольший рост и приобрёл много последователей в странах Восточной Европы и в Индии. На протяжении своей истории, ИСККОН часто выступал объектом академических исследований. На сегодняшний день учёные характеризуют ИСККОН как «самое истинно индуистское из всех многочисленных индийских движений на Западе» и утверждают, что «ИСККОН с полным правом считает себя наследником подлинной ведической традиции». Как в Индии, так и за её пределами, ИСККОН пользуется поддержкой индуистских культурных и общественных организаций, которые рассматривают ИСККОН как индуистское религиозное движение, представляющее традицию вайшнавизма и занятое распространением ведической культуры. Похвальные отзывы ИСККОН также получил от лидеров Республики Индия. По мнению девятого президента Индии Шанкара Даял Шармы ИСККОН внёс значительный вклад в «распространение послания бхакти по всему миру», а «деятельность ИСККОН сосредоточена на возрождении утраченного знания и осознания нашими людьми своего великого духовного и культурного наследия…». Согласно Ш. Д. Шарме, основатель ИСККОН Бхактиведанта Свами Прабхупада «следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху с решимостью и преданностью проповедовал послание мира и гармонии…» и его труд принёс новый смысл в жизни тысяч людей. С критикой ИСККОН выступают деятели антикультового движения на Западе и в России. ИСККОН имеет сложные отношения с Русской православной церковью, некоторые представители которой называют Движение сознания Кришны «псевдоиндуистской тоталитарной сектой». Философия и основные принципы Кришнаиты ИСККОН принадлежат к индуистской традиции гаудия-вайшнавизма или бенгальского вайшнавизма, одного из основных течений вайшнавизма. Вайшнавизм (вишнуизм) - это одно из двух главных направлений индуизма наряду с шиваизмом. Хотя обе эти традиции произошли от одного корня, каждая из них имеет собственное представление о сущем, и, соответственно, собственный объект поклонения. Главная черта вайшнавизма - это почитание Вишну в качестве верховного личностного Бога. Гаудия-вайшнавизм, или бенгальский вайшнавизм - это религиозная традиция и одновременно религиозно-философская школа, представляющая собой ветвь вайшнавизма, зародившуюся и получившую первоначальное распространение в Бенгалии. Последователи гаудия-вайшнавизма, в отличие от других родственных ему течений, признают верховной ипостасью Бога не Вишну, а Кришну, считая Вишну одним из воплощений Кришны, из-за чего гаудия-вайшнавов называют также кришнаитами. Кришнаиты часто называют Кришну Верховной Личностью Бога, понятием, введённым в употребление основателем ИСККОН Бхактиведантой Свами Прабхупадой в своих книгах. Кришнаиты почитают Радху как вечную возлюбленную Кришны, как его женскую ипостась, и поклоняются им как божественной чете Радха-Кришне - Богу в Его мужской и женской ипостасях. Одним из важных аспектов вайшнавской философии является вера в вечность души и её вечную индивидуальность: душа, после достижения освобождения, не растворяется в безличном Брахмане, как учат монистические (адвайта) школы индуизма, а возвращается в духовный мир Голоку в общество Радхи, Кришны и их вечных спутников. Основоположник бенгальского вайшнавизма Чайтанья Махапрабху (1486-1534), которого кришнаиты почитают как совместное воплощение Радхи и Кришны (Радха-Кришны), провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путём для всех людей, независимо от их касты, этнической и религиозной принадлежности, является бхакти, путь любви и преданности Богу. Гаудия-вайшнавизм - это монотеистическая традиция, уходящая своими корнями в теистические традиции веданты. Она восходит к великому вайшнавскому ачарье Мадхве, жившему в XIII веке, и, как гласит сама традиция, к творцу этой вселенной Брахме и, в дальнейшем, к Кришне. В религиозном отношении гаудия-вайшнавизм является наиболее поздним крупным самобытным течением в вайшнавизме. В философско-богословском отношении это наиболее поздняя самостоятельная школа теистической веданты, завершающая ряд, начало которому положила основанная Рамануджей школа вишишта-адвайты. Основным каноном кришнаитов являются такие священные тексты индуизма, как «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», а также «Чайтанья-чаритамрита». В 1960-е - 1970-е годы Бхактиведанта Свами Прабхупада перевёл эти священные писания с санскрита и бенгали на английский язык и написал к ним комментарии. Эти книги в настоящее время переведены более чем на 70 языков мира и находятся в свободном доступе в сети на английском, русском и других языках. По мнению исследователей, в духовности ИСККОН, выражающей глубинные ценности индийской духовной традиции, нет ничего особо чуждого для российской и русской культуры. Некоторые исследователи также утверждают, что существуют серьёзные доводы в пользу того, что, следуя монотеистической традиции в рамках гаудия-вайшнавизма, ИСККОН выражает одну из основных тенденций в ортодоксальном индуизме, которая созвучна духовно-нравственным озарениям библейских пророков. По мнению некоторых учёных, одной из причин популярности ИСККОН за пределами Индии является именно эта близость монотеистического вайшнавизма, к которому принадлежит ИСККОН, к авраамическим религиям - иудаизму, христианству и исламу.


 
Международное общество сознания Кришны: Гармонизация общества
Взаимодействие классов Как ни покажется странным, но взаимодействие классов людей — это самая простая наука. Она проста для простых, независтливых людей. Нужно просто дать возможность каждому человеку сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. Существуют два вида обязанностей: перед Богом и перед людьми. Может показаться, что обязанности перед человеческим обществом имеют первостепенное значение, но это не так. Важнее, прежде всего, выполнять обязанности перед Богом. Почему? Потому что люди могут понимать другу друга, только общаясь на божественном языке. Это язык счастья и знания. Тогда все классы людей смогут достичь истинного сотрудничества и единства. Другими словами, сначала человеку нужно обрести знание и счастье, а затем войти в человеческое общество для служения. Но если сосредоточиться на выполнении обязанностей перед человеком или даже всем человечеством в целом, а лишь затем перед Богом, тогда сотрудничать будет сложно, а порой, и совсем невозможно. Прежде вс ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Правда и ложь
Счастье в борьбе? Как бы ни боролись классы людей или ненавидели других, но они не могут обойтись друг без друга, потому что являются одним телом. Если один класс угнетает или истребляет другой в войнах, то страдать будут все. Сколько бы ни раскулачивали зажиточных людей, богатые все равно будут существовать. При свержении или смене правителей принцип власти все равно остается неизменным и должен кому-то принадлежать. Оспаривая одну концепцию и утверждая другую, мы не можем установить окончательную истину. Отрубив ногу общества, мы не можем обойтись без ее функции и должны восполнить ее с помощью других частей тела. То же самое и с удалением руки. Но опаснее всего удалять голову, потому что эта потеря необратима. Без головы общество будет заниматься самоистязанием, провозгласив, что счастье в борьбе. Но когда люди утверждают, что счастье в борьбе, тогда они устанавливают насилие, ложь и безверие. Правда и ложь Работая ради выгоды, человек вынужден применять ложь, и если он ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Семья Бога
Не человек создает семью, а Бог. Человек лишь повинуется голосу природы, стремясь к противоположному полу. Но лишь когда отношения мужчины и женщины освящены, тогда можно считать, что они находятся в законном браке. Основа священного союза — это полная ответственность и верность. Когда мужчина и женщина принимают ответственность за создание и поддержание семьи, тогда их любовь можно считать полноценной. Ответственность принимается перед Богом и перед людьми. Если же их любовь всего лишь будоражит чувства, то она поверхностна. Настоящая любовь в семье выражается в уважении ко всем людям. Например, в древней ведической культуре ко всем классам обращались так, чтобы они получали вдохновение следовать своей природе. К брахману обращались — Пандит джи, что означает, ученый. К кшатрию — тхакур джи, что означает уважаемый лидер, вождь. К вайшье обращались — сетха джи, что значит богатый, успешный. А шудру, самого простого человека называли махаджан, что означает великий человек. В этих сло ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Гармония мира
Согласно наставлениям преемственности духовных учителей ведической традиции каждый человек, который хочет жить мирно и развивать любовь ко всем, должен участвовать в дружеском, любовном обмене. Люди должны обмениваться дарами. Это значит, что каждый человек должен делать что-то бескорыстно для других. Материальная ценность дара не имеет первостепенного значения, более всего важно с каким чувством проходит обмен. Откуда взять это чувство, если человек не может всех любить одинаково, и к нему тоже все относятся по-разному? Бхагавад-гита говорит, что все дары, предназначенные для людей, должны сначала с любовью предлагаться Богу, а затем эта же любовь поможет нам раздавать эти дары для всех без исключения. Желая добра, нравственности, успеха и процветания, нам нужно обратить внимание на самый главный общественный закон успеха – это сотрудничество на основе знания и бескорыстия. Существует шесть принципов дадати, или способности давать и принимать — три пары отношений. Первая пара от ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Совершенная Игра - Братство Смерти
Смерть становится любовью Давным-давно, около 4 тыс. лет назад, на Землю низошёл посланник царства мёртвых. Это был не юноша и не старик, а муж в зрелом возрасте. Его звали Третий Лу. И получил он это имя не случайно, поскольку его явление произошло глубокой ночью в полнолуние, когда дул сильный ветер и раздавался гул по всем окрестностям. Третий Лу родился не из лона матери, а из лона Земли. Огромная трещина с грохотом появилась вдоль ущелья, из глубины вспыхнул яркий свет, который исходил, подобно озарению, из бушующего пламени извергающегося вулкана. Раздавались крики и стоны, будто от тысяч мучеников ада. Эту картину можно было сравнить с концом света, но это был не конец. Так пришёл воплощённый в человека дух Ямараджа, Царя смерти. Сияющая багровая волна магмы выплеснула его наружу, земной свод сомкнулся, и всё утихло, став на свои места. Ветер и гул прекратились, и наступила безмолвная тишина. Лишь где-то в долине в глухих джунглях кричала неугомонная ночная птица и тихо журча ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Вайдхи Бхакти и Рагануга Бхакти, в чем разница?
Вторая глава 1 песни Шримад Бхагаватам очень насыщена важными духовными постулатами. Ее можно назвать сжатой формой всей науки преданного служения, предназначенного для людей нынешней эпохи. Это и не удивительно, ведь Шрила Сута Госвами в этой главе отвечает на вопросы великих мудрецов об абсолютной истине и способах ее достижения. Разбирая предыдущие стихи из второй главы, мы коснулись очень важной темы, т.е. того механизма, благодаря которому живое существо может навсегда сбросить с себя путы кармической деятельности, освободиться от реакций на свои прошлые неправедные поступки и, в конечном итоге, достичь полного удовлетворения души. Этот механизм сам по себе является таким простым, что многие серьезные люди не могут поверить в его могущество. Суть его заключается в искреннем и внимательном слушании Шримад Бхагаватам из уст Бхагаваты. Это единственное условие, единственный шаг, который требуется от человека в наше время, все остальное делает Кришна со своими невероятно могуществе ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Семинар практические и научные основы сознания Кришны
С вашего позволения, я попытаюсь сегодня рассказать немного о последствиях намапарадхи. Мы привыкли слышать формулу, которую Шрила Прабхупада любил повторять: «Бхакти — очень простая». Это факт. Бхакти — очень простой метод, все другие методы духовной практики гораздо сложнее. Все другие способы духовной практики требуют каких-то приспособлений, большого напряжения, труда. Йога. Те, кто пытался заниматься йогой, знают, что это значит. В йоге рассказывают такую историю про Патанджали Муни, который является автором йога-сутр, что однажды Шива стал заниматься йогой. Когда Шива стал заниматься йогой, Ананта Шеша вдруг почувствовал, что Вишну стал бесконечно тяжелым, и Он не мог Его просто держать, а потом Шива перестал заниматься йогой, и Вишну стал легкий как пушинка. Поэтому Ананта Шеша решил воплотиться как Патанджали Муни, чтобы научить людей становиться тяжелым и легким, те, кто занимался йогой, знают, что имеется в виду (смех). Сложный процесс, сложный. Карма-йога. Если взять в ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Спасение Господа Шивы
Будучи великим преданным Господа Кришны, царь Парикшит уже обрел освобождение, и все же, чтобы не оставалось неясностей, он продолжал задавать вопросы Шукадеве Госвами. Как мы помним из предыдущей главы, царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: "Какова, согласно Ведам, высшая цель жизни?" И Шукадева Госвами в ответ привел авторитетные свидетельства, полученные по цепи духовных учителей от Сананданы, Нараяны Риши, Нарады и Вьясадевы. Из его ответа явствовало, что высшая цель жизни — это преданное служение, бхакти. Неофит может спросить: "Если высшая цель жизни, согласно Ведам, состоит в том, чтобы приобщиться к преданному служению, то почему же преданные Господа Вишну, как правило, не обладают большим достатком, а преданные Господа Шивы процветают?" Чтобы выяснить это, Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами: "Досточтимый Шукадева Госвами, обычно люди, демоны или полубоги, которые поклоняются Господу Шиве, благоденствуют, хотя сам Господь Шива живет точно последний бедняк. С другой ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: История о Кунти деви, поведанная Е.С. Радханатхом Свами
(*Из лекции лекции по «Шримад-Бхагаватам» (4.22.50) 1 сентября 1998 г., Москва Это история одной моей духовной сестры. Она была простой американской женщиной, у нее была маленькая дочка. Она присоединилась к Движению сознанию Кришны в 1971 году. Она поселилась в каком-то храме, но там ей сказали: «Мы не можем заботиться о незамужней женщине с ребенком», — и предложили отправиться в Новый Вриндаван. Когда я впервые приехал в Новый Вриндаван в июле 1972 года, она уже жила там. Она была очень непритязательна и исполняла самое простое служение: занималась уборкой, мыла котлы, сажала овощи и цветы, пропалывала сорняки. Также она заботилась о своей маленькой дочке. Затем, в августе 1972 года, приехал Шрила Прабхупада и дал ей посвящение. Он дал ей имя Кунти деви даси. Когда она получила это имя, все преданные закричали: «Хари бол!» Шрила Прабхупада очень хорошо понимал людей, видел их качества, поэтому он дал ей такое имя. И вы это поймете по мере того, как история будет разво ... Читать далее


 
Международное общество сознания Кришны: Необходимо плакать в душе (из Шри гуру-вандана)
Итак, есть гуру-крипа, беспричинная милость гуру, и шишья, или садхака, должен постоянно молить об этой милости. Вы не сможете обрести ее, если не будете плакать о ней. Так, когда ребенок плачет, мать тотчас же бежит к нему, думая: «О, мое дитя плачет». Ребенка ничто не может успокоить, если с ним рядом нет матери. Мать, занятая домашними делами, обычно дает ребенку игрушку или куклу, но ребенок бросает игрушку на пол и заливается плачем. Итак, как вы обретете милость гуру, если не будете плакать в душе? Необходимо плакать внутренне — каруна на хоиле, кандийа кандийа, прана наракхибо ара. Понятно, почему мы поем эту песню? Мы должны день и ночь плакать и плакать, умоляя о милости. Как иначе вы сможете обрести ее? Поэтому так необходимо плакать в душе. Все молившие таким образом о милости снискали ее. гурудев! крипа-бинду дийа, коро эй дасе тринапекша ати хина сакала сахане, бала дийа коро', ниджа-мане сприха-хина сакале самана, корите шакати, дехо' натха! джатхаджатха табе т ... Читать далее


Добавить информацию
© 2002-2018 Информационное агентство Дом Солнца™. Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-44924
Дом Солнца® - является зарегистрированным товарным знаком. Все права на использование товарного знака принадлежат ООО "Дом Солнца".