Приключенческий роман

Приключенческий роман
Приключенческая литература играет в мировом литературном процессе роль Золушки. Читаемая взахлеб, издаваемая миллионными тиражами, она считается второсортной, недостойной внимания исследователей. Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с "серьезной", более низкий эстетический уровень, критика чаще всего не пыталась разобраться в специфике этой литературы, объяснить ее популярность среди читателей.

Долгое время необычайную популярность приключенческой литературы объясняли лишь испорченным или неразвитым читательским вкусом. Но многие взыскательные читатели относились с любовью к приключенческим произведениям.

Из воспоминаний Лафарга известно, с каким удовольствием читались книги Ф. Марриэта, П. де Кока, Ч. Левера, А. Дюма в семье Карла Маркса, который проявлял особый интерес к рассказам, богатым приключениями.

М. Горький, вспоминая свое детское увлечение романами Густава Эмара, писал жене:"Это, знаешь, вакцина была - вакцина против обломовщины". Именно в романах А. Дюма-отца великий писатель встретил - в противовес мещанству - людей "сильной воли, резко очерченного характера... Которые живут иными радостями, страдают иначе, враждуют из-за несогласий крупных.

Но если читатель достаточно единодушен в своем признании приключенческой литературы, то в литературоведении сложилось пренебрежительное отношение к ней. Критика связывает распространение приключенческих жанров в середине XIX века с появлением массового неприхотливого читателя» Установка многих произведений этого жанра на развлекательность, некоторую облегченнооть характеров, которая делала их часто похожими на лубочные картинки, привлекала нового читателя.

Нельзя не признать, что некоторые представители этой литературы так и остались лишь развлекателями, тем самым выведя свои произведения за рамки искусства. Именно благодаря им приключенческая литература стала в целом тоже восприниматься как второсортная. Критика, отметив раз и навсегда эту второеортность приключенческой литературы, отказалась рассматривать ее специфику, законы, по которым строятся ее произведения.

Любое удачное произведение исследователи "дотягивали" до большой литературы и оценивали его по законам этой литературы. Само противопоставление "большая", "серьезная" литература и какая-то другая, на наш взгляд, является искусственным. Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием. Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.

Несмотря на сложившуюся традицию не замечать приключенческой литературы, писатели, критики не раз подходили вплотную к проблемам ее специфики.

Антонио Грамши, сам пройдя через увлечение приключенческой литературой, пытался понять, что привлекает читателя в ней,

Бертольт Брехт, оценивая жанр детектива, призывал "учитывать тягу читателя к необычным приключениям, к напряженности и т. п., которой этот роман удовлетворяети.

А. В.Луначарский объяснял приверженность читателя к подобной литературе романтизмом народных масс, их тягой к сильным чувствам,

Б. Грифцов в работе "Теория романа" ратует за необходимость изучения специфических законов приключенческого жанра, так как "без них совсем были бы неверно истолковываемы некоторые явно серьезные произведения и таким образом не делалась бы понятной природа романа вообще. Он пишет о расхождении мнений читателей и критиков: "Так не было согласия между исследователями и читателями.

Одни произведения обследовались, чтились, были окружены всяческим почетом, входили в круг обязательных для образованности предметов, и нередко потом оставались на полках в полной неприкосновенности их великолепных изданий, другие просто читались и зачитывались до дар на их страницах".

Приключенческая литература является бесспорно фактом литературы, но теоретические проблемы, связанные с нею, настолько не разработаны, что ее природа, история, специфика до сих пор еще не выяснены и требуют историко-литературного анализа.

Сложность расрнтия термина "приключенческая литература" заключается в том, что не совсем ясно, с жанром или явлением приходится иметь дело. Б литературоведении довольно часто можно встретить выражение - "жанр приключенческой литературы", "приключенческие жанры".

Долгое время в качестве синонима определен нию "приключенческая" использовались слова "авантюрная литература", что неизбежно усложняло уяснение содержания терминов*

А. Цейтлин в статье "К социологии литературного жанра", размышляя о природе жанра, отказывается признать единым монолитным жанром авантюрный роман, который "бытовал в Древней Греции, был характерен для средневековья, широко развернулся в ХУШ в. и достиг высокого развития во французской бульварной литературе".

А. Цейтлин перечисляет несколько исторически сложившихся типов романа, которые несмотря на большую функциональную роль приключений в них, остаются отдельными, самостоятельными жанрами и не могут быть объединены одним определением.

Но отказавшись от термина "авантюрный" в значении "приключенческий", литературоведение не уточнило нового определения,

А. Наркевич в статье, помещенной в КЛЭ, дает такое объяснение: "Приключенческая литература - понятие, не имеющее строго очерченных границ, применяемо для обозначения многих литературных жанров, объединяемых лишь приключенческой тематикой, фабулой /сюжетом/ или мотивами.

Интерес к необычным ситуациям, приключениям героя характерен для всей мировой литературы. Уже при рождении литературы приключения становятся постоянным ее компонентом.

Датировку приключенческой литературы можно условно начинать с "Одиссеи" и сказок "Тысячи и одной ночи".

Обязательны приключения в греческом романе. Приключения в нем играют столь важную роль, что Г. Поспелов называет их любовно-приключенческими, а Н. Гуляев - авантюрно-приключенческими.

Рыцарский, авантюрный, плутовской романы строились во многом как романы приключений героев. Приключения являлись в них своеобразной проверкой качеств рыцаря, позволяли пикаро получить богатство и положение в обществе.

Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле.

Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью, В этих произведениях сложно переплетались вымысел и реалистические детали, создавая прихотливую литературную мозаику, Романы-путешествия, расширяя географию повествования, рассказывали о путешествиях и приключениях героев.

В "Путешествиях Гулливера" Свифта даже больше приключений, чем в "Приключениях Робинзона Крузо" Дефо, Роман 18 века в значительной мере был приключенческим. Герои Смоллета, Филдинга волею судьбы, "логикой случайности' /М. Бахтин/ оказывались в самых удивительных ситуациях, с ними все время что-то "приключалось".

В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.

Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.

Реалистический роман Ч. Диккенса 40-х годов также в какой-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.

Литература XX века с ее углубленным, преимущественным вниманием к внутренней жизни человека, а не внешней событийности в то же время достаточно широко использует приключения героев, т. е. заостренность обстоятельств для раскрытия характеров.

Итак, приключения являются постоянным элементом поэтики романа на всем протяжении его развития. Но приключенческим его можно назвать далеко не всегда. Чем же отличается приключение в разных видах литературы? Чтобы разобраться в этом, обратимся к толкованию самого слова "приключение".

Словари В. Даля, С. Ожегова, Д. Ушакова определяют; "приключение" - это то, что произошло; то, что случилось. В этом значении слово "приключение" воспринимается как синоним слова "событие". Но если "событие" еще и значительное явление в общественной или личной жизни, то "приключение" - ряд неожиданных, часто занимательных происшествий с кем-либо, положений, в которые попадает кто-то.

У Д. Ушакова "приключение" - это случай, авантюрное похождение.

На наш взгляд, оттенки в значении слов "событие" и "приключение" могут стать определяющими в понимании специфики приключенческой литературы.

Большую литературу интересует прежде всего событие* Именно значительное событие обнаруживает различные типы связей в жизни человека, отражает внутренние, устойчивые отношения действительности, раскрывает и определяет характер человека*

В приключенческой же литературе случайные, необязательные приключения не становятся событиями, т. е., не становятся значительными явлениями в общественной или личной жизни* Человек проходит через эти приключения почти не изменяясь, они мало влияют на его дальнейшую судьбу, не определяют ее.

Приключения отражают в основном внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, они случайны в жизни человека.

Безусловно, очень часто простая случайность в жизни становится переломной, определяющей дальнейшую судьбу, тогда эта случайность становится событием, переставая быть лишь приключением в жизни человека. Но приключение, ставшее событием, редко бывает предметом изображения в приключенческой литературе. В ее основе лежат не события» влияющие на судьбы людей, изменяющие героев, определяющие внутренние развитие характеров, а лишь те случайности, которое оставляют заранее заданный характер без видимых изменений.

Приключения, даже порой очень драматичные, не становятся событиями, что, на наш взгляд, является главным признаком приключенческой литературы. Эта литература, делая предметом изображения случайность предлагает читателю своеобразную игру, правила которой определены ее поэтикой.

В свою очередь условность, игровое начало в приключенческой литературе определяют ее воздействие на читателей. Высказывание академика А. Микулина позволяет уточнить его специфику;"Когда я очень устаю, когда голова нуждается в полном переключении от концентрированного, напряженного творческого мышления, я стараюсь всегда найти книжку приключенческого содержания или детективную.

В десятый раз я перечитываю Жюля Верна, Майна Рида. Эта же особенность приключенческой литературы объясняет огромную тягу к ней детского читателя.

Особое пристрастие к приключенческому роману, детективным произведениям наблюдается в наши дни, что объясняется некоторыми психологами потребностью "в компенсации недостаточной эмоциональности повседневной жизни".

Существующее понятие "приключенческая литература" начинает складываться в середине XIX века.

Достижения реализма XIX века способствовали выдвижению на первый план в повествовании образа "маленького человека" с его бедами, горестями и радостями* Середина XIX века отмечена в литературе, например Англии, появлением целого ряда значительных художественных произведений, изображающих острые классовые противоречия, столкновения борющихся общественных сил /Диккенс, Теккерей/.

В то же время анализ литературной жизни 50-60-х годов позволяет Ю. Кондратьеву, исследователю английской литературы, определить основной ее призрак этих лет как кризис социального романа.

Он подчеркивает, что ученики Диккенса и Теккерея не смогли "выйти за рамки умильного описания повседневной жизни поэтизируемого мещанского захолустья". В литературе Англии появляются произведения, в которых романтика необыкновенных приключений оказалась вытесненной будничной, серой жизнью обывателя.

"Если для прежнего романа был характерен заголовок "Жизнь и приключения", то роман второй половины XIX века можно было озаглавить "Жизнь без приключений", - пишет другой исследователь - Б. Кузьмин.

Но существовала тяга и к другой литературе, литературе высокого эмоционального накала, богатой сильными чувствами, необыкновенными героями, которые с успехом и сказочной легкостью проходили через все, выпавшие на их долю, испытания.

Эта литература была близка к романтической, так как ее отличительной чертой стала романтика как особая идейно-эмоциональная направленность повествования» Романтика, присущая романтическому искусству, возможна и за его рамками как отражение определенного мироощущения.

Приподнятость чувств, героичность поступков, обязательная вера в благородство человека, торжество добра над злом - вот те черты, которые свойственны литературе, проникнутой романтикой.

Как ответная реакция на литературу приземленную, которую интересовали только будни обыденной жизни, возникли произведения, предлагающие читателю удивительный, таинственный, захватывающий мир приключений, в котором действовали сильные и красивые люди.

В различные периоды истории человечества мироощущение, соответствующее природе приключенческого романа яли выступало на передний план, или отодвигалось назад* Наиболее ярким был его путь в английской литературе, который привел этот жанр к расцвету в середине XIX века. Это было связано как с социальными факторами (развитие географических исследований, усиление колониальной политики Англии), так и влиянием романтизма, усилившего значение критерия сюжетной увлекательности.

Немаловажную роль в бурном развитии приключенческой литературы сыграло и появление массового читателя, который во многом только начинал приобщаться к литературе. Непритязательный вкус требовал несколько облегченной формы, определенности в обрисовке характеров, яркой сюжетности повествования, четкой ориентации симпатий и антипатий автора.

Именно приключенческая книга оказалась наиболее доступной для восприятия новым читателем.

Приключенческий роман бурно развивается в XIX веке в различных национальных литературах. Во Франции романы Александра Дюма предлагали читателю фейерверк искрометных похождений блистательного гасконца, младший современник Дюма Густав Змар продолжал традиции своего предшественника. В Италии на рубеже веков появляются произведения Сальгари.

В литературе Англии, отличавшейся "емкостью и разнообразием", приключенческий роман бурно развивается в творчестве Ф. Марриэта, Ч. Левера, Майна Рида, А. Конан Дойля, У. Коллинза, позже - Р. Хаггарда, Р. Сабатини.

Многие произведения приключенческой литературы прошли испытание временем и стали бесспорно фактом истории литературы, поставив исследователей перед необходимостью изучения ее своеобразия.

Олейникова О. Н. Жанр приключенческого романа
Литература / Художественная литература
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Приключенческий роман

Роман

Юле было 22 года. Она заочно училась на юрфаке МГУ и работала секретарем...
Психология

Роман в жестах

Внимание женщины и мужчины возможно завоевать с помощью обычных жестов. Итак...
Психология

Роман без брака

- Боясь остаться “у разбитого корыта”, ты готова выйти замуж за Него. Не...
Психология

Один на двоих или под каким знаком зодиака родился ваш роман

За точку отсчёта можно принять первое свидание или момент, когда вы...
Магия

Один на двоих или Под каким знаком зодиака родился ваш роман

За точку отсчёта можно принять первое свидание или момент, когда вы...
Магия

Один на двоих или Под каким знаком зодиака родился ваш роман

За точку отсчёта можно принять первое свидание или момент, когда вы...
Магия

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Интересная мотивация полюбить полезное чтение
Почувствуйте себя хорошими