Причины существования религии

Причины существования религии
Хотя буржуазные атеисты высказали отдельные догадки о причинах происхождения и существования религии, в целом они стояли на идеалистических позициях.

Революционные демократы в значительной мере преодолели такой ограниченный подход и внесли вклад в объяснение причин возникновения и существования религии. Разделяя положение о том, что не бог создал человека, а человек создал бога, они существенно обогатили это положение, рассматривая человека не только как природное, биологическое, но и как социальное существо.

«Создает человека, — писал Белинский, — природа, но развивает и образует его общество». Общественного человека нельзя понять из его биологической природы. У революционных демократов религия не изобретение абстрактного человека, а «миросозерцание, соответствующее различным ступеням умственного развития различных народов» Это миросозерцание вырабатывается и разделяется людьми в силу господства над человеком внешних сил, как природных, так и социальных.

Первые зачатки религиозных представлений, по словам Писарева, вырабатывались «с напряжением и с болью» в ходе борьбы многих поколений за существование.

Говоря о причинах существования религии, революционные демократы не ограничились указанием на беспомощность людей перед силами природы. Они указали на снизь религии с условиями общественной жизни. «В религиозном завете, — отмечал Белинский, — предстают ярко л выпукло те положения общественной жизни, с которыми люди никогда не могли примириться, но которым те же люди покорялись, — положения, которые нельзя не признать за факты.

Поэтому критика религиозного законодательства многих народов есть в то же время и критика общественного устройства: в нем лежит залог, причина многих неразрешимых, анормальных явлений общественной жизни».

Особенно близки были русские атеисты к научному пониманию природы религии, к выявлению социальных корней ее существования в эксплуататорском обществе тогда, когда они говорили о причинах религиозности угнетенных масс. Герцен писал, что народу свойственны суеверия и предрассудки, надежды на «помощь божью», ибо неоткуда ждать ему помощи в бедствиях.

Крестьянин-бедняк, обворованный чиновниками, уставший от каторжной работы, страдающий от «безвыходной нищеты», может поверить чудесам: «он слишком задавлен, слишком несчастен, чтобы не быть суеверным» 4. Трудящиеся пребывают в религиозном сне потому, что «весь мир, их окружающий, не позволяет им проснуться» 5.

Глубже своих предшественников революционные демократы вскрыли социальную роль религии. Они подошли к выяснению роли религии с позиций интересов угнетенных масс. По их мнению, церковь является проводником политики господствующих классов, помогая им держать трудящихся в повиновении.

«Религия… — писал Герцен, — это только крепкая узда для масс, самое страшное пугало для простаков, высокая ширма, которая мешает народу ясно видеть то, что происходит на земле, заставляя его возводить взор к небесам».

Разоблачая социальную позицию духовенства, Герцен писал, обращаясь к крестьянству: «Под платьями, которые ты привык уважать по преданию, скрыты клевреты враждебного правительства, такие же генералы, такие же помещики; их зачерствелое, постное сердце не болеет о тебе» 2. Герцен, высказал мысль о родстве функций палача и попа: «Палач гораздо ближе к священнику, нежели думают».

Революционные демократы глубже буржуазных атеистов видели те методы, с помощью которых религиозные идеологи пытаются держать народ в повиновении. Если энциклопедисты делали упор на обмане людей со стороны духовенства, то русские атеисты увидели в религии не только обман, но и самообман нуждающихся в религиозном утешении обездоленных масс.

Они близко подошли к пониманию религии как опиума народа, духовной сивухи. «Пьянство вредно, в этом спору нет, — говорил Писарев, — но народное суеверие, исключающее всякую возможность разумного и здорового миросозерцания, составляет не меньшее зло, и притом такое зло, против которого может и должна бороться литература». Утешая иллюзией загробного блаженства, религия примиряет угнетенных с их тяжелой участью.

Она, по словам Огарева, поддерживает в народе «косность, рабскую робость, уничтожает самостоятельность человека, мешает пользоваться изучением сил природы, а все нравственные понятия сводит на жалкий формализм церковных постановлений».

Революцибнные демократы сделали шаг вперед и в решении вопроса о путях преодоления религии, в значительной мере отказались от узкопросветительского подхода к нему, характерного для французских материалистов и Фейербаха.

Увидев источник всех бедствий народных масс в существующем социальном строе, они все свои усилия направили на борьбу за свержение самодержавия, уничтожение крепостничества и установление социализма. Они страстно желали переворота и призывали народ к рево-л юции.

«Чтобы, при теперешнем положении дел, не желать революции, — писал Писарев, — надо быть или совершенно ограниченным, или совершенно подкупленным и пользу царствующего зла. Посмотрите, русские люди, что делается вокруг нас, и подумайте, можем ли мы дольше терпеть насилие, прикрывающееся устарелою фирмою божественного права»

Не отрицая роли просвещения, борясь за распространение знаний в народе, революционные демократы в то же время понимали, что при существующем строе одним просвещением религию преодолеть нельзя, так как эксплуатируемые массы не имеют ни времени, ни средств для образования. Кроме того, правящие классы, заинтересованные в том, чтобы держать массы в темноте и невежестве, «не допустят, — по словам Чернышевского, — серьезных забот о просвещении «парий»» 2.

По убеждению революционных демократов, просвещение не станет эффективным средством преодоления религии до тех пор, «пока переворот не покончит со всем этим миром лжи и притворства».

Большую роль в преодолении религии русские революционные демократы отводили науке. При этом они видели ее роль не только в вооружении людей правильными представлениями о мире, но и в преобразовании условий их жизни.

«Не пропагандой, — писал Герцен, — а химией, а механикой, технологией, железными дорогами она (наука. — Авт.) может поправить мозг, который веками сжимали физически и нравственно».

В преодолении религии наряду с социальными преобразованиями, улучшением материальных условий жизни людей революционные демократы большое значение придавали обеспечению политических свобод для народа: свободы слова, печати, собраний.

Ратуя за обеспечение свободы совести, они требовали отделения церкви от государства и школы от церкви, конфискации и передачи крестьянам церковных и монастырских земель.
http://velsat.net/ponimanie.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Причины существования религии

Производство аллергенов

Производство аллергенов... Было подсчитано, что за 150 лет промышленного...
Журнал

Лечение головной боли

Еще в 1600 году английский физиотерапевт Томас Виллис предположил, что причиной...
Журнал

Сексизм

Мексиканский Национальный Институт Женщин запустил национальную компанию по...
Журнал

Психология ревности

Уколы ревности.... Эта боль знакома нам с детства, если не с самой колыбели...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Почему нельзя держать дома монстеру
Карма как доказательство бессмертия