Познание Истины

Познание Истины
"Как для приготовления пищи не обойтись без огня, так без джняны (знания) недостижима мокша (Освобождение). Только знание, ничто иное, есть та садхана (духовная практика), что напрямую приводит Свободе", – провозглашает Шанкара в своём знаменитом тексте "Атмабодха" (стих 2). И далее, в четвёртом стихе, добавляет: "Из одного лишь неведенья Я мнит себя несвободным".

Чтобы возвышенные слова древних трактатов обрели для сегодняшнего человека смысл, он должен воспитать в себе внутреннюю самостоятельность и живой интерес к Истине, к тому, что скрыто за будничным покровом жизни. Открытость и живость сознания невозможны, пока не успокоены примитивные страсти и навязчивый ум, зацикленный на земном. Пока ум и эмоции удовлетворены своей животной жизнью, бессмысленно цепляясь за всё, что бы ни появилось перед носом, ни о какой философии, ни о какой метафизике не может быть и речи.

Необходимо волевая внутренняя работа по предварительному очищению ума и полному принятию на себя ответственности за всё, происходящее в помыслах, в сфере эмоций и во взаимоотношениях с людьми.

В качестве исходного условия учителя джняна-йоги – йоги познания Истины – требуют сознательного растождествления с животными импульсами: камини (беспорядочные половые влечения), канчана (страсть к богатству и успеху), кирти (желание славы и похвалы от людей). Следовать йоге не может ни виттадхина (раб денег), ни саттадхина (раб власти), ни шастрадхина (раб догм, фарисей).

Знание, исходящее из ума и оседающее в уме, также не имеет отношения к джняна-йоге. Пока наша "мудрость" состоит лишь из той информации, которую мы накопили в уме, мы не сможем сделать ни одного самостоятельного шага на пути джняна-йоги. Возможно, мы готовы интеллектуально, но мы пока лишены внутренней силы, необходимой для принятия решений и осуществления тех скачков сознания, которые и составляют весь "путь".

В "Ману-смрити" утверждается: хридайена-бхьяну-джнято… (истинное знание, окончательное, несомненное подтверждение – исходит из сердца).

Джняна-йога или Веданта начинается сознательного принятия того факта, что всё происходящее с нами происходит не само по себе – случайно или волею каких-то неведомых нам сил. Всё, что случается с нами, делаем мы сами – каждым своим помыслом, словом и поступком, теми решениями или нежеланием принимать решения, которые исходят из того Центра, что находится где-то внутри нас.

Путь начинается с того момента, когда человек не может больше оправдывать себя наличием любых внешних сил и обстоятельств, когда он начинает видеть себя одиноким, цельным, единым, ответственным за всё, произошедшее с ним в прошлом, и за всё то, что может произойти. Практика джняна-йоги требует отвергнуть "психологический" взгляд на самого себя, который представляет человека совокупностью множества противоречивых "я".

Ученик джняна-йоги должен опознать внутри то единое Я, где воспринимается, наблюдается и собирается воедино весь опыт бытия. Джняна-йога обращает или, точнее, возвращает внимание от разнообразия "внешнего и внутреннего мира" туда, в этот один-единственный Центр, последовательно разоблачая всё воспринимаемое вовне: Я – не это, не это, не это.

Neti, neti, neti… Ученик учится быть тут, в этом абсолютном Центре, как Я – сознавая себя в повседневности, принимая решения, медитативно созерцая поток мыслей и то неизменное, неподвижное, вездесущее, что сокрыто за ним.

Все внешние и внутренние объекты, неживые сами по себе, в том числе тело, эмоции и чувства, мыслящий ум, аналитический разум – являются переменчивыми и "погодозависимыми", они рождаются, страдают и радуются, увядают, а затем мучительно уходят из жизни. Первостепенной задачей джняна-йоги является обнаружение внутри этих "сфер" личности той сокровенной сердцевины, ядра, средоточия, которая остаётся неизменной всегда, безначально и бесконечно, при любых обстоятельствах, чтобы, пребывая в этом Центре, взирать на всё бытие только оттуда.

Джняна-йог должен на собственном опыте убедиться в том, что, как утверждают его учитель и все учителя древности, оставившие нам веды, упанишады, сутры и позднейшие философские тексты, этот Центр существует, это реальность, это источник всё объясняющего знания, исходящего изнутри, и неиссякаемого блаженства.

Для джняна-йоги, для Веданты – этот Центр вовсе не эго, взращиваемое, исцеляемое от пороков, совершенствующееся, не пустота или ничто, не душа, безвольно ожидающая спасения, не жалкий, несчастный грешник. Центр, Я, Атман – это самобытие, один без иного, единственно существующий, совершенный, изначально свободный, всеведущий и блаженный Абсолют, один и тот же – всегда и повсюду, для каждого живого существа, для каждой страны, нации, планеты, вселенной.

Джняна-йога (Веданта) заключается в сознательном восприятии этой реальности и в пребывании, в "стоянии" в этом. Пребывание где бы то ни было ещё, всякий иной тип самосознания или восприятия – полностью отвергается джняна-йогой как абсурдный, безумный, коренящийся в "неведении". Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием.

Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.

Майкл Момот "Джнянавакья"
Йога / Джняна-йога
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Познание Истины

Температура солнца

Голландский астрофизик доктор Пирс Ван дер Меер, эксперт Европейского...
Журнал

Свобода интернет

Именно такая последовательность может стать суровой реальностью для многих...
Журнал

Эротическая поэзия Далай ламы

Новый перевод эротической поэзии шестого Далай-ламы Цанъяна Гьяцо (1683 – 1706...
Журнал

Познание себя - смысл эволюции

Человек приходит в воплощение и неоднократно - зачем? Пройдя через множество...
Религия

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Денежные правила из-за кошелька. Кошелёк и удача
Интересная мотивация полюбить полезное чтение