Наделение предметов сверхъестественными свойствами

Наделение предметов сверхъестественными свойствами
Какое же место занимают в религиозных верованиях представления о «чувственно-сверхчувственных» вещах? Многие этнографы приходили к выводу, что наделение предметов сверхъестественными свойствами — составной элемент всякой религии. Но если это так, возникает вопрос, как и когда появился указанный элемент. Некоторые этнографы считали представления о сверхъестественных свойствах предметов особой формой религии — фетишизмом.

Но и в этом случае спрашивается, как и когда возникла такая форма. Третьи утверждают, что подобные представления — подвид анимистических верований. Если согласиться с таким утверждением, то надо объяснить, как возник этот подвид, какова его роль в развитии и генезисе анимистических воззрений. Существуют ученые, которые придерживаются мнения, что вера в «чувственно-сверхчувственные» предметы — составная часть магии.

Такое мнение все равно не исключает, а даже предполагает решение вопроса о том, как возникли подобные представления о чудесных предметах. Другими словами, вопрос о происхождении верований в «чувственно-сверхчувственные» предметы, о месте этих верований в истории религии поставлен этнографической наукой, и нет оснований уклоняться от попыток его решить.

«Символы богов»

Проблема объяснения предметов культа, религиозных «символов богов», «инсигний» и т. д, — одна из важных проблем современной этнографии. О том, в какое затруднение попадает этнограф при анализе так называемых идолов, материальных объектов культа, можно судить по следующему примеру.

Автор одной из работ о религии полинезийцев, К. Ганди, считает различные палочки, куски дерева, пользующиеся почитанием у полинезийцев, «символами божеств». Как и почему эти «божьи палки» (так они называются на туземном языке) стали почитаться, его мало интересует. «На Таити развился обычай заменять красным пером или связкой красных перьев разные изображения божеств».

Такая «замена» несколько удивляет самого исследователя, но он выходит из затруднения следующим образом: «В этом смысле они являются символами богов, но, вероятно, более точно следует говорить о них, как о талисманах божественной силы» 42. Ганди видит, что эти красные перья, с одной стороны, ничем не отличаются от только что указанных палок, деревяшек или, как он их называет, «резных изображений богов», с другой стороны, красные перья очень мало могут «изобразить» богов, к тому же считают, что «их] присутствие приносит достаточную гарантию помощи, и на море, когда приближается буря, их держат по направлению горизонта, откуда дует буря, и именем божеств, которые они изображают, призывают бурю уйти обратно».

Если так дело обстоит с инкарнацией (воплощением) полинезийских божеств, то не менее ярко проступает значение материальных предметов в культе духов предков; каждый из них имеет свою инкарнацию в виде деревьев, камней и т. д. Далее выясняется, что и «животное является родом материализации» богов. Ганди приводит сказание маори, по которому боги «имеют способность принимать видимость земли, ветра, воздуха, пресмыкающихся, крыс, молний, облаков, собак, людей й многих; Других вёщей. Все это „зародыш богов» (god germs)».

Итак, различные материальные предметы и явления природы, по воззрениям маори, оказываются «зародышами» богов; это некое материальное «зерно» нематериальных духов и богов.

Тот круг явлений в религии, который характерен для поли-пезийских верований, встречается этнографу па каждом шагу. Интересно вспомнить, как подходили к анализу подобных верований такие старые этнографы, как, например, Ф. Ратцель.

В почитании материальных предметов он видел характерную черту африканских религиозных верований. «Бесчисленные предметы могут быть фетишами, — писал Ратцель, — обыкновенная форма фетишей, которую носят, например, странники или путники, есть красный, кругловатый сверточек ткани, к которому пришито жрецом сильное „лекарство», по большей части кусочки растения… Кроме того, это обыкновенные рога антилопы…

Затем шкурки, завязанные самым различным образом, корни, шарики из помета животных, кости, зубы, желчные камни и все, что может им встретиться; всем этим они обвешивают себя. Различные качества этих волшебных предметов соответствуют разнообразным целям». «Кроме деревьев, увешанных черепами, на дворах встречаются древесные ветви, к которым привешено известное число камешков или шлаков на бечевках; стебли тростника с травой и пучками перьев часто также служат „кугурами».

Но и в открытых местах, на всех дорогах, в поле и в лесу попадаются странные вещи, играющие роль „кугуров». Можно подумать, что здесь только что играли дети. Это — старые выдолбленные жернова, скрученные усики растения (issus), травяные жгуты, ветви и пр., сложенные вместе; маленькие возвышения из утоптанной земли, украшенные деревом, соломой и камешками, старые кухонные горшки или простые черепки с продетою в них палкою; ветви и кучки листьев, скрученные или сплетенные в виде венка; куски старых циновок и плетений, приколоченные к земле маленькими колышками».

В хижине на Золотом Берегу, по словам одного путешественника, которого вспоминает Ратцель, «лежит на полу деревянный обрубок или камень или же рыбий скелет, а быть может, и барабан или нечто другое, не имеющее ни ценности, ни смысла… В углах навалены всевозможные глиняные черепки, рядом с ними буйволовы и козьи рога, раковины и птичьи перья, служащие волшебными средствами или охраной от колдовства в качестве амулетов».

Ратцель спрашивает: «Почему все негры в Африке оказывают такое предпочтение рогам, что их колдуны в большом коли честве обвешивают себя ими, а их верховные жрецы, т. е. короли, хранят в них самые страшные средства? Откуда исходит почти комическое поклонение горшкам у даяков и альфуров? Все, кажущееся необычайным, находит себе место в собрании редкостей, которыми обвешаны шея и пояс кафрского колдуна.

Благодаря замечательному совпадению, первый большой алмаз на мысе Доброй Надежды найден был в кожаной сухмке на шее колдуна! Почитание камней широко распространено, но обыкновенно воздается большим стоячим глыбам. Впрочем, фетишем в Африке может сделаться каждый камень, и его, обмотав пестрыми лоскутками, носят па шее.

У музгусов длинные жерди, у сандехов бесформенные чурбаны из дерева, утыканные гвоздями, на горе Камерун базальтовые столбы играют роль идолов».

Ратцель отмечает, что так создаются «самыми запутанными путями отношения между бесчисленными душами и всевозможными предметами, в которых они имеют пребывание». Он ищет объяснения этих запутанных связей между духами и бесчисленными предметами в том, что «воображение, тревожно ищущее опоры в окружающем, с прихотливостью, в которой проявляется возбуждение, хватается за предметы, часто совершенно недостойные того».

«Воображение» и «боязливое возбуждение», как результат бессилии дикаря в борьбе с природой, действительно имеет место в качестве основы этой веры в сверхъестественные свойства предметов.
http://velsat.net/sovremennaya-etnografiya.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Наделение предметов сверхъестественными свойствами

Развитие интеллектуальных способностей

Вы хотите постараться повлиять на развитие интеллектуальных способностей вашего...
Журнал

Сверхъестественное в первобытном мышлении

О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому...
Психология

Сверхъестественная сила

Многие люди сегодня боятся подвергнуться внезапному нападению на улице, и эти...
Магия

Сверхъестественное

Мы живем в особое время и методы прошлого века, больше не работают, мы все...
Религия

Свойство способностей

1) способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у...
Психология

Свойства темперамента

В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие...
Психология

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Почему нельзя держать дома монстеру
Карма как доказательство бессмертия