Мудры в буддизме

Интернет

Мудры в буддизме МУДРЫ («печать», «знак»), в тантрическом буддизме и индуизме магические жесты в виде особых положений пальцев, ладоней и рук, сопровождающие и «подтверждающие» произнесение мантр и одновременно моделирующие сакральные действа. Материализуя обращение адепта к божеству, мудры приписываются и самим объектам почитания, составляя, например, непременный элемент «иконографии» будд и бодхисаттв.

Истоки сакральных жестов в индийских религиях восходят еще к ведийскому периоду (по мнению некоторых ученых, конкретно к жестам рецитаторов ведийских текстов, позволявшим запоминать ударения и т. д.), к дискуссиям жрецов на состязаниях, завершавших новогодний ритуал (брахмодья), и к древним ритуальным танцам, что подтверждается обучением символическим значениям сложений пальцев и рук в современных школах индийского танца.

В качестве динамических жестов мудры «мудра» противопоставляются статическим – тем, которые изображаются в скульптуре и других произведениях культового искусства. В мудры, как и в мантры, адепт посвящается учителем, и они должны осуществляться точно по правилам – совершаемые неправильно, они, согласно ваджраянистам, обесценивают магический акт. Составляя одну из «мистерий» ваджраянского буддизма, мудры стали отдельным предметом специальных учебных и «теоретических» пособий как один из трех компонентов культового действа – действие телом, наряду с действием словом (мантра) и действием мыслью (созерцательная практика – дхьяна).

Учение о мудрах излагается в специальных ритуаловедческих текстах ваджраяны (Садханах) и в таких известных произведениях, как Манджушримахакальпа.

Единой классификации мудр «мудры» в буддизме ваджраяны, по-видимому, не существует, однако имеются определенные классификационные принципы. Наиболее «прозрачны» те из них, которые опираются на символическое истолкование «действий телом». Так, в жесте созерцания (дхьяна-мудра) большие пальцы рук могут образовывать треугольник, символизирующий «три драгоценности» буддизма – Будду, учение (дхарма) и общину (сангха).

Данный жест моделирует прозрение Буддой четырех «благородных истин» (к другому классу относится в смысловом отношении близкий жест размышления – чинмудра). Жест прикосновения к земле (бхумиспарша-мудра), совершаемый правой рукой, ассоциируется с победой Будды над царем демонов Марой, препятствовавшим достижению им «просветления» и призыванию земли в свидетельство о его победе.

Жест бесстрашия (абхая-мудра), один из наиболее популярных в тибетской традиции, при котором поднимается правая рука с ладонью вперед, воспроизводит усмирение Буддой бешеного слона, выпущенного на него его кузеном-соперником Дэвадаттой. Жест проповеди (вьякхьяна-мудра), при котором указательный и большой палец образуют кольцо (указательный палец может быть замещен другим), ассоциируется с Буддой, проповедовавшим дхарму.

Жест поворота колеса учения (дхармачакраправартана-мудра) – комбинация последнего и жеста знания (джняна-мудра). Он, как следует из его названия, моделирует первую проповедь Будды о страдании в Оленьем парке Бенареса. Очевидно, что все эти жесты образуют единую смысловую группу. Еще одну смысловую единицу составляет жест угрозы или атаки (тарджани-мудра), при котором вытянутые пальцы направляются вверх или в сторону «врага».

Под «врагом» подразумеваются состояние аффектированности, обусловленное доминированием в сознании трех корневых «ядов» (доши) – заблуждения, вожделения и ненависти. К другим группам относятся жесты поклонения Будде (буддхашрамана-мудра), возлияния или насыщения (тарпана-мудра), совершаемые во время поминания предков, а также жест поклонения (анджали-мудра), которым выказывают почтение божеству или уважаемому лицу, который обычно в тибетских изображениях совершает будда Вайрочана (по-видимому, из «педагогических» соображений, поскольку сам он занимает центральное место в ваджраянских мандалах и, согласно Махавайрочана-сутре, датируемой 7 в., является первым среди будд).

Границы между различными группами мудр не жесткие: та мудра, которая по одной классификации принадлежит группе А, по другой может быть подклассом группы В.

Понятие мудры получило в ламаизме столь значительную генерализацию, что термин «махамудра» («великая мудра») маркирует здесь буддийский путь в целом, всю буддийскую стратегию достижения «освобождения». Мудры трактуются также как символы шести основных буддийских совершенств (парамиты): шесть мудр (шадмудра) – диадема, браслет, серьги, пояс, колесо и пепел – символизируют реализацию

щедрости (дана), нравственного поведения в целом (шила), терпения (кшанти), усердия (вирья), медитативной практики (дхьяна) и мудрости (праджня). Мудры получили и другие интерпретации, например, как обобщения кардинальных достижений буддийской практики вроде очищенности тела, речи, ума и приобретения оккультных «сверхсил».

Применение мудр в индуизме значительно более ограниченно. Их используют в ритуальном танце, оккультном символизме и в скульптуре, однако не играют столь же важной роли в тантристской практики, как это имеет место в ваджраяне. Поэтому основную географию мудры следует связывать не с Индией, а с регионами Тибета, Бурятии и Японии.
Буддизм / Ваджраяна
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Мудры в буддизме

Про Гарри Поттера

Исполнитель роли Гарри Поттера Дэниел Рэдклифф благодаря успеху фильмов...
Журнал

Рамадан и Лунный календарь

Рамадан - девятый месяц мусульманского лунного календаря, месяц поста. Во время...
Журнал

Занятия медитацией

Постоянные занятия медитацией приводят к тому, что отдельные части мозга...
Журнал

Инь — Юнь

Некоторые скажут без сомнения: “Руководства по живописи и другие художественные...
Журнал

Новогодний стол

Виноградную лозу во многих странах считают символом изобилия, счастливого...
Журнал

Человек рентген

Экстрасенс Наталья Демкина вернулась из Японии с полной победой О 19-летней...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Как воплотить мечту в реальность силой мысли
Как жить, не уставая