Материалисты прошлого о происхождении религии

Интернет

Материалисты прошлого о происхождении религии Проблема происхождения религии занимает большое место в истории материализма и атеизма. Маркс и Энгельс писали, что материалисты должны были дать ответ на вопрос о возникновении религиозных верований, показать, «как случилось, что люди «вбили себе в голову» эти иллюзии» 1. Анализ проблемы происхождения религии тесно связан с разработкой теории познания, с борьбой материализма против идеализма.

Еще сейчас распространено мнение, что эту проблему будто бы изучали не философы, а лишь этнографы и археологи, причем материалисты и идеалисты действовали здесь, так сказать, сообща. Это, разумеется, неверно. В исследованиях; генезиса религии шла и идет ожесточенная борьба науки, материализма против фидеизма.

В умении разрешить проблему возникновения религии проявляется сила научного мировоззрения, которое не только отрицает религию как иллюзию, но и показывает, почему возникла эта иллюзия, объясняет ее происхождение. Материалистическая мысль, начиная с эпохи античности, внесла в разрешение этой проблемы большой вклад.

История разработки этой проблемы материалистами прошлого —• славная страница в истории прогрессивной человеческой мысли. Но вместе с тем при анализе этого вопроса появляется и слабость, ограниченность материализма и атеизма, предшествующего марксизму-ленинизму.

Полностью и со всей глубиной разрешить эту проблему мог только марксизм-ленинизм, до конца последовательное мировоззрение рабочего класса, его партии, ведущей трудящихся к победе над эксплуататорами, к строительству нового общественного строя.

Ленин отмечал, что главнейшим недостатком буржуазного атеизма является неумение вскрыть социальные корни религиозности масс, что в первую очередь и отделяет пролетарский атеизм от теорий буржуазного атеизма. Именно это мешало буржуазным атеистам создать полную и глубокую теорию происхождения религии.

У них было идеалистическое понимание общественной жизни. Проблема же происхождения религии — это проблема, требующая для своего разрешения применения материалистической философии к социологии.

Механистический материализм, лежащий в основе буржуазного атеизма, не мог объяснить, как создается в человеческой голове представление о сверхъестественных силах. Домарксистский материализм с его неумением применить диалектику к теории отражения не мог вскрыть гносеологические корпи религии, показать, как совершается в сознании людей отлет фантазии от действительности.

Этот анализ можно было дать только с позиции диалектического материализма.

Буржуазный материализм в силу своей классовой ограниченности не мог показать, каким образом бессилие человека перед природой и перед эксплуататорами отражается в сознании в виде фантастических представлений о духах и богах.

Вскрывая основу религиозных представлений, В. И. Ленин писал: «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей„ порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом…»

Именно эту сущность религиозных верований и не мог вскрыть домарксистский атеизм, хотя передовые мыслители человечества изучали проблему происхождения религии. Опираясь на те научные данные, которые были доступны в их время, они подготавливали своими поисками тот ответ, который дал на этот вопрос диалектический материализм.

В противоположность ложным утверждениям фидеистов, что религия есть врожденное чувство, материалисты доказывали, что религия представляет собой историческое явление, возникшее в определенных условиях жизни людей. Материалисты нанесли сокрушительный удар по богословским сказкам о том, что религия возникла в результате «откровения», данного богом человеку, что распространенность религии, самое существование религиозных верований якобы свидетельствуют о существовании бога.

Такое «доказательство» в пользу бытия бога было полностью уничтожено материалистами, показавшими, что религия — явление историческое, а потому объяснения причин возникновения в умах людей религиозных верований необходимо искать с помощью научного анализа. Материалисты опровергли утверждения идеалистов о том, что религия якобы является неким «возвышенным» чувством, «облагораживающим» человека.

Передовые мыслители доказали, что первых в мире богов создал страх; именно страху, чувству приниженности и забитости обязана своим происхождением религия. Прогрессивные ученые, начиная с отдаленнейших времен, показывали, что религиозное мировоззрение основано на невежестве, а поэтому глубоко противоположно научному мировоззрению.

Классики марксизма-ленинизма всегда отмечали, какое важное значение имеют труды материалистов прошлого, посвященные критике религиозных представлений. Победа научного мировоззрения в условиях социализма подготавливалась в длительной борьбе науки против религии. Выяснение с позиций научного мировоззрения проблемы происхождения религии — важная сторона этой славной борьбы.

Дав блестящий анализ корней религиозности у масс в период капитализма, В. И. Ленин упоминает о взглядах на религию Фейербаха, французских мыслителей XVIII в., античных материалистов, утверждавших, что первых богов создал страх.
http://velsat.net/category/nauchnyj-ateizm/page/25
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Материалисты прошлого о происхождении религии

Профилактика кариеса

Японские исследователи обнаружили, что одна из традиционных приправ к суши...
Журнал

Альтернативное топливо

Специалисты из Американской организации по исследованиям в сельском хозяйстве...
Журнал

Сезоны года

Сезоны года из-за изменения дневного и ночного промежутков времени (т. е...
Журнал

Собачье сердце

В стенах больничного управления ГУЛАГа был выведен экземпляр новой расы, который...
Журнал

Крав мага

Крав-мага (в переводе с иврита – «контактный бой», по другим версиям...
Журнал

Психология ревности

Уколы ревности.... Эта боль знакома нам с детства, если не с самой колыбели...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна