Махавира

Махавира
ДЖИНА МАХАВИРА (санскр.), основатель джайнизма и джайнской философии, проповедовавший в 5 в. до н. э., старший современник Будды. Согласно Вияхапаннати - и Айяранга-сутре, другим текстам джайнского канона, сочиненим Хемачандры, Махавира был сыном Сиддхартхи - правителя племени личчхавов, владевшего их столицей Вайшали, и уже в материнской утробе начал практиковать основной обет джайнов - ахимсу ( невреждение), воздерживаясь от причинения матери боли при движениях.

Махавира получил блестящее образование, подобавшее царевичу, проявлял особые способности, а также невероятную смелость. Согласно шветамбарской традиции, он женился на царевне Яшодхаре, имел дочь. После кончины родителей Махавира испросил у старшего брата разрешение уйти из мира и в 30 лет начал аскетические странствования, отдав даже свои волосы богу Индре. Двенадцать лет вел жизнь аскета.

Как и его родители, следовал предписаниям ордена Паршвы, соблюдая четыре его основных обета: ахимсу, воздержание от присвоения чужого, от нарушения целомудрия и от лжи. Спустя шесть лет присоединился к будущему лидеру адживиков Маккхали Госале. К обетам Паршвы добавил отказ от одежды, бодрствование, систематические голодовки и медитации. Еще через шесть лет Махавира разошелся с Госалой.

Однажды - летней ночью, у дерева на берегу речки Риджупалика - Махавира достиг того всеведения (кевала-джняна), которое, как выражаются джайны, бесконечно, превосходно, не имеет препятствий и полно..., узрел все состояния всех живых существ в мире - что они думали, говорили и делали в каждый момент своего бытия. На следующий день после обретения всеведения Махавира дошел до селения Модхьям Пава и остановился в саду, где 11 жрецов собирались совершить жертвоприношение.

Из этих первых учеников-ганадхаров ( руководители общин) наиболее знаменитыми стали Индрабхути и Судхарма; ученицей стала Чанданабала, возглавившая позднее джайнских монахинь. На четырнадцатый год после достижения им всеведения среди последователей Джины Махавиры произошел раскол: его зять Джамали подверг критике его учение и увел с собой 500 монахов. Тревожили общину и последователи Госалы.

Но она выдержала проверку временем, и сам Джина Махавира заложил основы ее четырехчастной структуры, составив уставы, а также правила исповеди для монахов и монахинь, мирян и мирянок, и сделал Индрабхути хранителем учения. Последние два года своей жизни Махавира усердно постился и проповедовал. Скончался он (по джайнскому выражению, ушел в нирвану) за полтора часа до рассвета в городке Папа (близ совр.

Патны) недалеко от берега Ганга. Сведения о Махавире сохранились и в палийских текстах, где он именуется Натапутта.

Выделить собственное учение Джины Махавиры из доктринального наследия джайнизма трудно, ибо и в тех текстах джайнского канона, которые излагаются от его имени, весьма значителен удельный вес позднейшей традиции. Достоверно можно сказать, что Махавира испытал влияние Госалы, признавая воздействие на индивида среды существования (сангати) и собственной природы (свабхава), но решительно отверг детерминизм адживиков, отстаивая сферу свободного выбора и результативность человеческих действий (крия-вада).

По Сутра-кританге, он полемизировал с фаталистически настроенными учениками Госалы. Согласно Махавире, существование индивида в мире характеризуется полным одиночеством перед лицом и жизни и смерти. Нет сомнения, что Джина Махавира участвовал в разработке общеиндийского учения о карме. Идеал Махавиры - мудрец, устранившийся от всех и всего, рассчитывающий последствия своих действий и стремящийся блокировать кармические результаты последних.
Учения / Духовные учителя
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Махавира

Джайнизм. Махавира

Название джайнизм происходит от слова Джина ("Победитель") - прозвища...
Религия

Жизнь Махавиры

Вардхамана, он же Махавира, 24-й и последний тиртханкара джайнов, является самой...
Религия

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Денежные правила из-за кошелька. Кошелёк и удача
Интересная мотивация полюбить полезное чтение