Магические рисунки эпохи палеолита

Интернет

Магические рисунки эпохи палеолита Столь же сложен вопрос о различных палеолитических изображениях человеческих фигур, маскированных в виде животных (Альтамира и др.). Некоторые предполагают, что это лишь изображения способа охоты, во время которой замаскировавшиеся охотники подкрадываются к зверю. Такие рисунки бытуют еще у примитивных народов. Другие относят все эти изображения к категории магических, колдовских обрядов, ссылаясь на широко известные ритуалы первобытных народов.

Наконец, третьи усматривают в замаскированных фигурах веру в сверхъестественные существа полуживотных-полулюдей, так называемых мифических предков, в честь которых и рядились доисторические люди.

Нет сомнения, что у ряда пародов подобные обряды объяснялись тем, что так рядился некогда предок или таков был вид некоего мифического существа, жившего когда-то на земле. Но из этого вряд ли можно заключить о наличии таких же объяснений в голове человека эпохи палеолита.

Кроме того, можно ли без натяжки предположить на основе этих рисунков, что человек эпохи палеолита верил в неких мифических предков?

В чем же религиозная суть этих обрядов с переодеванием? Обычно в этом усматривают подражание зверям. Но если задать вопрос, что обеспечивает такое «перевоплощение» участника обряда, то ответ может быть один — это костюм. Костюм магически изменяет участника обряда. Это хорошо показал Леви-Брюль.

Все согласны, что ношение амулетов есть явление, возникающее из фетишистского отношения к вещам. Но ношение шкуры животного, надевание этой шкуры в целях совершения колдовской церемонии — явление того же порядка, а не простой маскарад, переодевание.

Конечно, впоследствии, с развитием анимистических представлений, ряженый колдун воспринимается как дух, и колдуны сознательно поддерживают в массе веру, что перед людьми появляются подлинные духи. Но это не начальное представление.

Маша гипотеза о чувственном характере представлений о сверхъестественном в древнейших религиозных верованиях от-шо и, не опровергается наличием древних колдовских церемоний и масках. В данном случае в обряде выступают такие предметы, как шкура животного, его рога и т. д.

Однако эти замечания относятся к содержанию некоторых рисунков, а не к тем из них, которые сами имели, по-видимому, колдовское предназначение. На этих рисунках и их отношении к древнейшим представлениям о сверхъестественном следует остановиться. Исследователями изучен большой круг так называемых магических рисунков эпохи палеолита. Таковы наскальные изображения раненых зверей: медведя в Труа Фрер, бизона из пещеры Нио с копьями в боку и т. д. К ним же относятся изображения, на которых представлен момент самого обряда, например на костяной пластинке из Раймондена, где, по мнению одних, изображена церемония поедания бизона, по мнению других — процессия с костями, наконец, рельефные изображения вроде глиняных бизонов из пещеры, найденные Бегуэпом, или Лоссельские рельефы.

Все как будто согласны, что дикарь приписывал магическое значение таким рисункам. Это значит, что дикарь, наделяя рисунок сверхъестественными свойствами, надеялся, что он поможет удовлетворить его желания. Рисунок превращался в «чувственно сверхчувственный» предмет. Нам думается, что пет никакой мропмсти между так называемыми магическими предметами, и магическими рисунками.

Бес-i нлыюе вожделение — основа и тех и других. Однако если предположить, что существовало такое извращенное отношение чело-иска к созданному его руками предмету, то следует предположит!» сначала появление такого отношения вообще к предметам и явлениям природы. Затем это извращенное отношение переносится и на продукты собственного творчества, искусства.

Знакомясь с мустьерскими погребениями, древними культоными камнями и даже магическими рисунками и обрядами, мы и г порываем с представлениями о «чувственно-сверхчувственных вещах, которые сквозят во всех этих формах древних верований.

Лишь в дальнейшем, в эпоху неолита, по-видимому, появ-Iик) гея отвлеченные представления о духах и душах. Тогда проис ходит осознание мышления, что сопровождается отрывом но шикающего понятия от действительности.

Всякие ссылки сторонников анимистической теории на сны, более раннего появления представлений о духах и душах, совершенно несостоятельны. Ставя вопрос о роли сновидений в формировании представлений о душе, Энгельс говорит о том времени, когда впервые был поставлен вопрос об: отношении мышления к бытию, и указывает, что люди пришли к постановке этого возвышенного вопроса всей философии в полном неведении относительно их собственного тела и побуждаемые сновидениями.

Сами по себе сны ни к чему не ведут, так как их видят и животные. Только проделав большой путь развития, человек сталкивается со сновидениями как определенным видом «отделения» психической деятельности от бытия, от действительности. Он рассуждает, что тело его действительно спало, а какая-то отдельная от тела сущность, его «вторая природа» — душа уходила, скажем, на охоту, т. е. человек толкует свое мышление: как отдельную от тела силу, считает, что его мышление порождается не телом, а отдельной от тела душой.

«Согласно психологии букау, душа [katu] оставляет тело во время сна вести независимое существование»; «когда человек пробуждается от сна или обморока, душа возвращается обратно». 221

Это отделение мышления от действительности — главное,, характерное в представлениях о душе, отделимой от тела, противопоставляемой телу. «Совершенно подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые: боги…». Как от тела силой воображения отделяется какая-то особая душа, так от предметов и явлений природы отделяются особые духи, которые олицетворяют силы природы.

Возникновение представлений о душе неотделимо от представления о духах, — это единый процесс. Энгельс показывает, как человек открывает в себе самом некую «вторую природу», раскалывает себя, считая свое мышление и ощущения особой от тела силой. Подобным же образом дикарь свои мысли, свое воображение отделяет от других предметов, ища в них «вторую природу»,, толкует природу как существо, порожденное мыслью, «сущность природы как отличную от природы», по выражению Фейербаха.

Собственные мысли, собственная фантазия принимаются за особую «вторую природу» вещей.

Мы уже указывали, что начальной стадией этого процесса является наделение предметов сверхъестественными свойствами, превращение их в «чувственно-сверхчувственные» вещи. В фантазии, превращающей камень в полукамень-полузверя, по существу уже имеется в зародыше представление о некой «второй природе» вещей. На новой ступени развития мышления, в результате бессилия людей в борьбе с природой, за предметами, явлениями природы вырастают воображаемые двойники — олицетворения воображаемых качеств, свойств предметов.

Камень, скала, облако, помимо действительной природы, приобретают «вторую природу», созданную человеческим воображением.

»тот процесс изменения религиозных верований, по нашему мнению, хорошо описал В. Г. Богораз в своем исследовании «Чукчи». Материал его монографии показывает, как развиваются религиозные верования от почитания предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами, к почитанию духов.

Разумеется, элементы представлений о «чувственно-сверхчувственных» вещах остаются и в дальнейшем. Появляется та особая форма верований, которая носит название фетишизма. Оттесняемые на второй план прежние представления все больше сосредоточиваются вокруг второстепенных предметов — всякого рода талисманов, амулетов и т. д. Эти представления продолжают существовать и в колдовских обрядах, но здесь они все более оттесняются на второй план магией слова, заклина-тельной формулой.

Было бы, однако, неправильно из этой картины фетишизма делать вывод, что и в отдаленнейшие эпохи представления о «чувственно-сверхчувственных» вещах играли лишь второстепенную, подчиненную роль.

С развитием отвлеченного мышления, с появлением более отвлеченных образов религиозной фантастики все же остается и чувственный, предметный элемент этой фантастики, который ранее занимал доминирующее положение. Вера в духов, несомненно, изменяет прежние представления. Эта вера в духов, в богов неизбежно ведет к тому, что природа, ее предметы, ее явления считаются проявлением «силы божьей», что предметы, которые становятся объектом культа, считаются «вместилищем», «символом», далее просто «изображением» божества (в христианстве — икона).

«Чувственно-сверхчувственные» предметы продолжают играть свою роль в представлении о чуде и чудесном.

Очень важное замечание о значении «чудес» в религиозной идеологии имеется в раннем произведении К. Маркса и Ф. Энгельса — в «Немецкой идеологии». Основоположники марксизма показывают, что «чудеса» как бы связывают мир религиозных идей и мир практики, жизни, что без этих элементов не может обойтись религиозное мировоззрение.

«Стоит только этому идеалистическому безумию сделаться практическим, как тотчас же выявляется его зловредный характер: его поповское, религиозный фанатизм, шарлатанство, пиетистское лицемерием, благочестивый обман. Чудо, это — предназначенный для ослов мостик из царства идеи в царство практики».[/katu]

[katu]

Поскольку («Идеалистическое безумие» находит свое выражение в культе, оно неизбежно связано с чувственным, зримым моментом религиозной фантастики, рассчитанным па впечатляемость верующих. В любой религии классового общества имеются элементы фетишизма. Уже со становлением единого племенного культа, а далее государственной религии древние фетиши разбиваются на предметы культа, принадлежности колдовского обряда, изображения богов, с одной стороны, и предметы так называемого «частного культа», которые обычно носят названия амулетов, талисманов и т. д., — с другой.

Предметы как вместилища духов претерпевают изменения в сторону антропо-морфизации, превращаются в идолов. Впрочем, надо отметить, что этот процесс несколько запаздывает по сравнению с антро-поморфизацией самих представлений о богах, духах, а также не охватывает всех предметов. Боги уже представляются в человеческом образе, по человекоподобных изображений еще нет, в культе продолжают употребляться различные камни, палки и т. д.[/katu]
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Магические рисунки эпохи палеолита

Три гуны

Пракрути состоит из трех основополагающих качеств, трех главных характеристик (в...
Журнал

Конституции по аюрведе

Индивидуальнапя конституция обретается в момент рождения и остается постоянной...
Журнал

Тибетский Буддизм

До шестидесятых годов минувшего столетия на Западе о религиозно-философском...
Журнал

Гробница святого Петра

10 февраля 1939 года скончался папа Пий XI. В огромном соборе святого Петра в...
Журнал

Золотое сечение

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Как воплотить мечту в реальность силой мысли
Как жить, не уставая