Культ животных и фетишизм в древнем Египте

Интернет

Культ животных и фетишизм в древнем Египте Фетишистские верования в древнем Египте мы застаем, Примерно, на том же этапе, что и культ животных, который, как известно, был широко распространен в древнейшем Египте. Животные считались воплощениями богов и как таковые почитались, В культе животных много общего с культом фетишей. Самих животных, содержавшихся при храмах, в этом смысле вполне можно назвать живыми фетишами, т. е. живыми воплощениями богов, их живыми символами.

Храмы располагали, помимо статуй богов, фетишами — предметами, которые считались «символами богов», и животными — живыми символами, инкарнациями богов. Налицо ряд явлений, которые стали как бы пограничными между культом животных и культом фетишей. Приведем конкретный пример. Известно, что бог Анубис являлся древним богом мертвых; таковым он был, видимо, до повсеместного распространения культа Осириса.

Еще ранее он был одним из местных богов, отмеченных характерными чертами культа природы. Этот бог изображался в виде шакала, и естественно, что шакал был ему посвящен. Однако в культе его мы имеем интересный «символ», или «знак», этого божества. Таким «знаком» была палка, воткнутая в землю, с висящей на ней шкурой шакала. 270 Является ли, собственно говоря, такая палка со шкурой (моментом культа животных и не есть ли перед нами древний фетиш?

Не являются ли такими же фетишами рога животных, головы быков и т. д., которые мы видим на изображениях древнейших храмов в качестве предметов культа? Между ними и всякого рода столбами, камнями и т. д. как предметами культа нет, разумеется, никакой принципиальной разницы. Культом животных они не являются, а в приведенном примере фетиша Анубиса шакалья шкура дана в сочетании с палкой.

Коровьи головы встречаются в древнейших изображениях; 272 они присутствуют и в царском орнате. Бычий хвост являлся главным моментом ритуала в «праздник хвоста» — в праздник привязывания хвоста фараону. Среди других фетишей к культу птиц чрезвычайно близко стоит символ запада в виде страусового пера, стоящего на особой полукруглой подставке. Как правильно предположил Ньюберри, это древний культовый предмет, почитавшийся в западных округах Египта, в ливийской части.

Зете заметил, что в иероглифике священные животные изображаются не как живые особи, а как идолы, довольно грубые изображения этих животных. Это замечание основано на точных наблюдениях. Зете склоняется к мысли, что перед нами странный «парадокс»: в древности почитались не идолы, а сами животные, на древнейших же изображениях этих священных животных в иероглифике мы видим идолов, а не самих живот-пых.

Зете вспоминает, что и сами египетские жрецы считали, что сначала почитались в качестве местных богов животные, а затем они были заменены изображением богов, только неясно — зооморфными или антропоморфными. Нам думается, что ссылка на египетских богословов едва ли проясняет дело. Не подлежит сомнению, что при изучении эпохи Древнего царства мы очень мало имеем материала о культе живых особей различных животных, что этот культ нам известен главным образом но памятникам поздней эпохи, а такие предметы культа, как рога, зубы и т. д., нисколько не «моложе», чем почитание самих животных.

Нам думается, что приведенные примеры указывают на связь культа животных и культа фетишей в древнем Египте. Мы не можем здесь разбирать вопрос, в какой мере древнеегипетский культ животных может восходить к тотемизму. Отметим лишь, что большое количество исследователей подчеркивало почти полное отсутствие в египетском культе животных так называемых тотемических черт (ритуальных преданий, легенд о происхождении людей и т. п.).

Надо полагать, что во многих случаях этот культ развился из фетишизма, явился продолжением культа фетишей. Воткнутая в землю палка со шкурой убитого животного, рога, когти того или иного животного, перья птиц вполне могут занять свое место среди древних фетишей, с которыми были соединены колдовские обряды. Позднее вместо этих частей животного могли почитаться особи той или иной породы или изображения их в виде скульптуры, резных фигурок или рисунков.

Рисунки, резные фигурки могли вытеснить рога, головы, кусочки шкур и т. д., бывшие в ходу в колдовских обрядах. Так, для эпохи «додинастики» характерны штандарты— особые подставки на шестах, на которых стояли фигурки волков, впоследствии богов Вепуат, различных зверей и т. д.

Культ животных в Египте, по нашему мнению, будет непонятен, если его отделить от культа фетишей, если не считать, что он является дальнейшим развитием фетишистских верований. Маркс в той же статье, в которой он дал характеристику древнейшего фетишизма, подчеркивал, что культ животных — явление более позднее, чем фетишизм.

Культ живых особей той или иной породы животных как символов божества, как его воплощения непонятен без учета фетишизма, который проделал к тому времени эволюцию, в результате фетиши стали обиталищем духов, а далее обиталищем и одним из воплощений богов. Так, среди древних штандартов эпохи крупных племенных объединений в Нильской долине встречается и гарпун как священный предмет, фетиш богини Нейтщит с перекрещенными стрелами, уже указанные штандарты со стоящими волками и т. д.

Мы никак не можем, анализируя древнеегипетский материал, согласиться с мнением JI. Я. Штернберга, который писал: «Фетишизм, начиная с де Бросса, долгое время считали самой низшей и первобытной религией, но это воззрение явилось лишь результатом неверного представления о фетише, как о мертвом объекте, поклонение которому могло будто бы иметь место только на самой низшей ступени умственного развития.

На самом деле фетишизм появляется лишь в период полного развития анимистического мировоззрения, гораздо позже возникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как, например, поклонение инструментам, орудиям и т. д., являются непосредственным результатом крайнего развития политеизма с его особыми божествами для каждого занятия, для каждого отдельного рода предметов». Па основании анализа религии раннего классового общества, древнейших форм политеизма, особенно там, где фетишистские элементы получили наиболее широкое распространение в религии древнего Египта, мы никак не можем заключить, чтобы возникновение фетишизма относилось к развитому культу природы.

Во-первых, как мы уже указывали, культ фетишей недостаточно тесно связан с культом данного бога. Например, фетиш Джед, несомненно, путешествовал от культа одного бога к другому. Во-вторых, именно развитых анимистических представлений вокруг фетишей мы и не находим. Остается указание, что фетиш является только воплощением бога, его инкарнацией. Первоначальное значение многих фетишей совершенно забыто, а поэтому открывается большой простор для жреческих комбинаций, богословских ухищрений.
http://velsat.net/voprosu.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Культ животных и фетишизм в древнем Египте

Мясоедение

В процессе переваривания красного мяса, то есть говядины, свинины, баранины и...
Журнал

Про инопланетян

"Зеленый человечек" сам невелик, где-то под метр двадцать ростом. Огромная лысая...
Журнал

Депрессия

Люди, одновременно страдающие диабетом и подверженные сильным или слабым...
Журнал

Рекорд Йога

Семидесятилетний индийский гуру Равинда Мишра установил официально...
Журнал

Научиться целоваться

Умеете ли Вы целоваться? Не слюнявить губы, уши и другие места партнера, не...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
Тайна Семи