Критика религиозной морали

Критика религиозной морали
Французские просветители уделяли большое внимание критике христианской нравственности. Эта критика ие была оторвана от практической жизни, сочетаясь с антиклерикализмом. Но если в эпоху Возрождения передовые мыслите ли шли от антиклерикализма к критике христианской этики, то в новое время разоблачение морали христианства стало теоретическим обоснованием борьбы с феодализмом.

Разоблачение нравственной несостоятельности христианства Вольтером тесно связано с его политическим выводом, выраженным в известной фразе «Раздавите гадину!», т. е. католическую церковь. В своем романе «Монахиня» Дидро подверг уничтожающей критике институт монашества, показав развращенность служительниц Христа. Гольбах вскрыл порочность христианского учения о морали, исходным пунктом своей критики избрав анализ нравственного облика Иисуса.

Иисус, по мнению Гольбаха, — фанатик и шарлатан, не отличающийся «ни благоразумием, ни мягкостью, ни почтительностью», поэтому и его учение нельзя считать руководством для нравственного поведения. Безнравственны попытки Христа разделить сына с отцом, дочь с матерью, его заявление о том, что он принес не мир на землю, а меч. Гольбах убедительно показал, что религия не может содействовать улучшению нравов и даже твердое убеждение в существовании бога не удерживает человека от дурных поступков.

Критический анализ религиозной морали проделал Фейербах. Прежде всего он отстаивал тезис о самостоятельности морали по отношению к религии. Мораль и религия, писал Фейербах, «не имеют между собой ничего общего, и притом по той простой и очевидной причине, что в морали человек устанавливает отношение к себе и к своим ближним, в религии же — к другому, отличному от человека существу».

Далее, он показал, что подлинная нравственность несовместима с религией. Религиозная мораль лжива и лицемерна и отнюдь не способствует установлению истинно человеческих отношений между людьми. «Мораль и религия, вера и любовь прямо противоречат друг другу. Тот, кто любит бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить бога…».

Фейербах доказывал, что религиозная мораль может оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.

В период буржуазных революций в Западной Европе увеличилось число сторонников атеизма. Дидро писал, что «безбожные книги сыплются дождем. Они беглым огнем продырявливают святилище со всех сторон». Потребность общества в атеизме проявилась в осознании правомерности, нравственной ценности атеизма. Во второй половине XVII в. французский скептик П. Бейль (1647—1706) «возвестил появление атеистического об-у{ества» Он защищал атеистов от обвинений в безнравственности, приводя в пример высоконравственный образ жизни античных атеистов и в то же время показывая, что христианство поощряло аморализм.

Одним из первых. Пейль провозгласил требование свободы совести. Для атеизма того периода вообще характерна борьба за веротерпимость, ведущая начало от Спинозы и Локка.

Английский материалист Джон Антони Коллинз (1676—1729) в сочинении «Рассуждение о свободомыслии» впервые выделил свободомыслие как особое идейное направление, имеющее право на существование. Каждый человек, согласно Коллинзу, имеет право разумно подходить к любой области человеческого знания — искусству, пауке.

Не является исключением в этом отношении и религия, более того, «свободомыслие в вопросах религии является долгом всех людей на земле» 2. Дидро, развивая далее понимание свободы совести, включил в нее и свободу неверия.

Представление о ценности атеизма в конце XVIII в. нашло отражение в радикальных взглядах Марешаля, пришедшего к выводу о том, что «атеисты… — это лучшие люди на свете». Марешаль видел нравственное содержание атеизма в том, что он делает человека свободным от всяких предрассудков, содействует улучшению реальной жизни.

Атеисты, по словам Марешаля, чувствуют, наслаждаются с большей силой. Так как земная жизнь для них — все, они стараются извлечь из нее наибольшую пользу. Атеизм внушает чувство высокой независимости в такой степени, которой нельзя достичь при другом мировоззрении. Даже умирая, атеист будет чувствовать удовлетворение от своей безрелигиозной жизни.

«Гордый своей жизнью, он не сгибал колени ни перед кем, кроме виновника своего существования. Он проходил по земле с высоко поднятой головой, твердым шагом, равный среди других, ничем не обязанный никому, и всем — своей совести» — писал Марешаль.
http://velsat.net/kritika-3.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Критика религиозной морали

Система оплаты труда

Американские психологи утверждают, что понедельная оплата труда является...
Журнал

Хождение босиком

ЛЕТО - самое благоприятное время для применения такой водной процедуры...
Журнал

Ногти и здровье

ЕСЛИ у вас ногти стали слишком тонкими, они быстро ломаются, значит, нужно...
Журнал

Лечение наркомании

Вещество, найденное в крови наркоманов, способно бороться с губительными...
Журнал

Маленький рост

Сколько мальчиков и девочек, юношей и девушек, да и взрослых, страдают от...
Журнал

Недоношенный ребенок

Конечно, современная медицина способна творить чудеса - она способна выходить и...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Почему нельзя держать дома монстеру
Карма как доказательство бессмертия