Критика религии в буржуазном свободомыслии

Критика религии в буржуазном свободомыслии
Современная буржуазная критика религии утратила воинствующий характер атеизма французских просветителей и Фейербаха. Это выразилось прежде всего в том, что ее представители отказались от борьбы с идеалистической философией как идейным союзником религии. Та борьба, которая ведется многочисленными школками идеалистической философии, не ставит целью выявление и разоблачение связи идеализма и религии.

Общей целью этих школок является борьба с философской основой научного атеизма — диалектическим и историческим материализмом.

Современное свободомыслие отказалось от глубокого и всестороннего анализа происхождения и функционирования религии в обществе. В своих рассуждениях свободомыслящие остаются на позициях домарксовского буржуазного атеизма. Они игнорируют социальные корни религии, видя ее причины в чувстве страха, зависимости от природы, в недостатке знаний, в традициях и воспитании.

Б. Рассел, например, считал, что «большинство людей верит в бога просто потому, что эту веру в них вдалбливали с младенческих лет, и это главная причина». Вопрос о происхождении религии, следовательно, решается идеалистически. Исходя из этого, современные буржуазные критики религии полагают, что ее можно устранить путем просвещения.

Рассел считал средством преодоления религии реформы в области воспитания, а также развитие науки: «Наука лишь может помочь нам преодолеть тот малодушный страх, во власти которого человечество пребывало в продолжение жизни столь многих поколений»

Некоторые буржуазные свободомыслящие, не видя классовых корней религии, связывают распространение свободомыслия с общественными изменениями, не носящими, однако, характера социального переворота. «Только распространение индустриальной революции способно сделать атеизм массовым явлением» 2, — пишет М. Ридли.

Современные буржуазные свободомыслящие стоят на позициях просветительства, считая главной задачей не освобождение людей от классового неравенства, а освобождение сознания от власти религии.

Объектом критики современного буржуазного свободомыслия является в основном христианство как в его традиционной, так и модернизированной форме, а также церковь. Так, Рассел уделял большое внимание логической критике традиционных доказательств бытия бога, и других попыток оправдать существование сверхъестественного.

При этом он полагал, что научные аргументы бессильны против религии. «Лично я не считаю, что философия может доказать или опровергнуть истинность религиозных догм» 3. Такой подход к религии связан с неопозитивистскими взглядами Рассела.

Особое внимание буржуазное свободомыслие обратило на критику нравственного учения религии. Это связано с модернизацией религии, придающей этическим вопросам сегодня большое значение. Религиозным нравственным принципам противопоставляются светские, абстрактные, как правило, прищипы добра, человечности и справедливости. Этическая критика религии отражена, например, в книгах Р. Робинсона и М. Найт.

Неоправданно большое место с точки зрения интересов современной борьбы с религией занимают в буржуазном свободомыслии антидогматизм и антиавторитаризм, сыгравшие свою роль в расшатывании религиозного мировоззрения в средние века. Антидогматизм и антиавторитаризм буржуазных свободомыслящих включает абстрактные требования свободы мысли, терпимости, гуманности, которые фактически не могут быть осуществлены в услошшх капиталистического общества.

Поскольку современное буржуазное свободомыслие есть не что иное, как разновидность буржуазной идеологии в светской форме, он нередко под флагом борьбы с догматизмом религии делает выпады против марксизма. «Я не желаю подчиняться никаким доктринам и догмам и ненавижу коммунистическую нетерпимость так же, как христианскую.

Это положение должно быть само собой разумеющимся для каждого свободомыслящего» — писал В. Онемус.

Борьба с авторитаризмом приводит буржуазных критиков религии к забвению материалистических традиций прошлого. Проблемы закономерностей развития ате-п. ша, истории атеизма выпали из их поля зрения. Свидетельством этого является тот факт, что даже Рассел в своей «Истории западной философии» исключил из рассматриваемых течений материалистические учения некоторых философов (например, Бруно, Толанда, французских материалистов, Фейербаха).

Антиавторитаризм буржуазных свободомыслящих в то же время не исключает признания авторитетов иного рода: ссылки на Ницше, Фрейда, Канта, Юма, Спенсера присутствуют в их сочинениях.

Современные буржуазные свободомыслящие одной из главных задач считают борьбу против церкви, за ее отделение от государства, за светское школьное воспитание, разоблачение связей Ватикана с фашизмом, а ныне с крупными монополиями. Однако выдвижение антиклерикализма на передний план, сосредоточение внимания на борьбе с институтом церкви по существу не связано с подлинной борьбой против религии, с развитием атеизма.

Если для французских просветителей антиклерикализм был неразрывно связан с борьбой против феодализма, то современные антиклерикалы не ставят задачу борьбы с существующим общественным строем. Так, западногерманский автор ряда книг, разоблачающих роль католической церкви в, истории, К. Дешнер пишет: «Церковь преследовала и уничтожала миллионы людей не только в средние века, но и до сих пор остается, по-видимому, величайшим преступником всех времен» 2.

Следовательно, борьба против условий, порождающих религию, подменяется буржуазными свободомыслящими борьбой против церкви.

Следует отметить еще один недостаток современной буржуазной критики религии: религия рассматривается как единственная преграда на пути к всеобщему счастью. «Христианская религия, — писал Рассел, — все еще продолжает оставаться главным врагом прогресса» Согласно Расселу, религия — это дракон, охраняющий врата в «золотой век» человечества, которого нужно убить, чтобы врата открылись.

Такое преувеличение роли религии в обществе создает иллюзию возможности добиться улучшения жизни не в ходе классовой борьбы, а просветительской деятельностью интеллектуальной элиты.

Таким образом, на смену буржуазному атеизму XVIII—XIX вв. пришел псевдоатеизм, утративший позитивные достижения буржуазного атеизма нового времени. Непоследовательность современной буржуазной критики религии не позволяет ее представителям вести действенную борьбу с религией.

Продолжателем прогрессивных традиций французских просветителей и Фейербаха стал по праву марксистско-ленинский атеизм.
http://velsat.net/kritika-religii.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Критика религии в буржуазном свободомыслии

Индийские божества

Этнические индусы Малайзии приняли участие в церемонии открытия самой высокой в...
Журнал

Система оплаты труда

Американские психологи утверждают, что понедельная оплата труда является...
Журнал

Хождение босиком

ЛЕТО - самое благоприятное время для применения такой водной процедуры...
Журнал

Ногти и здровье

ЕСЛИ у вас ногти стали слишком тонкими, они быстро ломаются, значит, нужно...
Журнал

Лечение наркомании

Вещество, найденное в крови наркоманов, способно бороться с губительными...
Журнал

Недоношенный ребенок

Конечно, современная медицина способна творить чудеса - она способна выходить и...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Интересная мотивация полюбить полезное чтение
Почувствуйте себя хорошими