Как кошка стала богом

Интернет

Как кошка стала богом Кошки из домашних животных, пожалуй, больше всех других окружены ореолом загадочности и таинственности. Множество суеверий, преданий и легенд связано с этим зверьком у разных народов. Нередко суеверие, бытующее у одного народа, противоположно представлениям, существующим у других.

Своей красотой и ловкостью кошка давно привлекла внимание людей. Современные художники, как и их предшественники, имена которых затерялись в дали веков, изображают кошку со всеми присущими ей характерными повадками. Вот кошка, поймавшая птицу, на картине Пабло Пикассо.

Тот же сюжет в начале нашей эры был использован неизвестным мастером, сложившим мозаику, обнаруженную во время раскопок древнеримского города Помпеи. В свою очередь эта мозаика как бы перекликается с древнеегипетской росписью, созданной почти 35 столетий тому назад.

Жители древнего Египта воздавали кошке божественные почести, считая, что она воплощает в себе сверхъестественные силы и обладает магическими качествами. Кошка с непревзойденной ловкостью охотится на мелких птиц и грызунов. Уничтожая мышей, кошки помогали египтянам сохранять значительную часть их урожаев.

Возможно, в этом и кроется одна из причин ее почитания. Нередко египтяне выделяли участок земли, весь доход от которого шел на содержание кошек.

В густых зарослях дельты Нила египетские охотники использовали дрессированных кошек, которые отыскивали и приносили им птиц и рыб. Сцена такого рода изображена на барельефе из гробницы Ти в Саккара: охотник, отталкиваясь длинной палкой, плывет по реке, а рядом, в густых зарослях папируса, видны кошки, коварно подкрадывающиеся к птичьим гнездам.

В Египте кошку можно было встретить и во дворце фараона, и в хижинах простых людей. Ее распространенность и популярность доказывают найденные археологами детские игрушки в виде кошек, у них были искусно сделаны движущиеся челюсти.

Обожествление животных — закономерное и объяснимое явление в древнеегипетской религии. Используя в хозяйстве и быту различных животных, в том числе и кошек египтяне постепенно наделяли их необыкновенными качествами, которыми, по их мнению, могли обладать только боги. Культ животных был известен и в других странах древнего мира, но именно в Египте он получил наиболее яркое выражение.

Во II веке нашей эры начальник канцелярии римского наместника в Египте, известный писатель Лукиан в своих сатирических произведениях высмеивал невежество египтян, поклонявшихся животным: «В Египте храм — здание больших размеров, и притом великолепное, украшенное драгоценными каменьями, золотом и надписями, но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку».

Известно, что именно такой храм находился в городе Бубастисе, столице XVIII нижнеегипетского нома. Он был широко известен в древности. Там происходили красочные и многолюдные праздники, во время которых жрецы разыгрывали целые представления. Они надевали маски священных животных и выступали перед зрителями в роли живых богов.

Многочисленные паломники, толпами прибывавшие в Бубастис со всех концов страны, приносили в дар храму небольшие изображения кошек из золота, серебра или бронзы. Геродот в своей «Истории» оставил описание этого святилища. Оно было расположено в центре города и ограждено высокой стеной, украшенной рельефами. Внутри росла тенистая роща с могучими деревьями, которыми было окружено пышное храмовое здание со статуей богини.

Хозяйка храма — богиня Баст представала перед глазами паломников в образе женщины с головой кошки. Баст считалась доброй богиней любви и веселья, но одновременно была и божеством войны, так как, по мнению египтян, обладала коварством и жестокостью — качествами, характерными для кошек.

Некоторые врожденные физические недостатки отдельных кошек, например глухота, еще больше сгущали ореол таинственности, который их окружал. Согласно данным современной науки, белые кошки с голубыми глазами чаще всего глухи, а в тех редких случаях, когда у белой кошки цвет глаз различен — один голубой, другой желтый, замечается глухота со стороны голубого глаза и нормальный слух со стороны желтого.

Именно к таким кошкам в древности обращались с молитвами и просьбами.

На одной египетской стеле с изображением двух кошек, сидящих перед вазой с цветами, помещена надпись-молитва, в которой они именуются «кошками прекрасными». На другой стеле кошки названы «пребывающими вечно». Эти надписи, да и некоторые другие памятники письменности показывают, что кошку в древнем Египте воспринимали как доброе божество. Образ вечно согревающего землю Солнца в воображении египтян стал сочетаться с образом кошки.

В одной древней египетской легенде говорится, что бог Солнца Ра в образе огнедышащего кота победил огромного змея и отрезал ему голову. Этот миф о победе Солнца над злыми силами отражен в одной из виньеток к 17-й главе «Книги Мертвых», где под зеленым густым сикомором изображен ярко-рыжий кот, отрезающий большим ножом голову змея.

Почитая кошку, древние египтяне проявляли о ней трогательную заботливость. Умышленное убийство кошки наказывалось смертной казнью. Дело доходило даже до того, что из-за подобного убийства отдельные провинции вели между собой кровопролитные войны. Сохранились сведения о том, как жители города Мемфиса чуть было не разгромили квартал, населенный греками, только из-за того, что кто-то из них утопил в реке котят.

Диодор Сицилийский рассказывал, что во время путешествия по Египту он видел толпу египтян, казнивших римлянина, который убил кошку. Во время пожара египтяне спасали из горящего дома прежде всего кошек. Когда животное умирало, жители дома в знак траура брили себе брови. Труп кошки мумифицировали, помещали в деревянный или бронзовый ящик и хоронили на особых кладбищах.

Места массового захоронения мумий кошек были найдены в Бубастисе и Бени-Гасане, а совсем недавно близ Эз-Заказика.

Привязанность египтян к кошкам использовали персидские завоеватели. Идя на бой с египтянами, они вместо щитов несли перед собой живых кошек, и египтяне, чтобы не причинить им вреда, отступали с поля битвы.

Вывоз кошек из Египта категорически воспрещался. Однако моряки и многочисленные странствующие купцы часто нарушали этот запрет, и кошки довольно рано стали известны в Греции и Риме. В 30-м году до нашей эры Египет стал римской провинцией. Там постоянно находились три римских легиона.

Возвращаясь на родину, солдаты были не прочь прихватить с собой этого диковинного для них зверька. Тем более, что в Риме за него хорошо платили. Сначала в Риме кошек считали предметом роскоши, их держали ради забавы только в состоятельных домах римской знати. Здесь кошки не стали объектом религиозного почитания, но все же оставались таинственными существами.

Греческий писатель Плутарх, живший на рубеже I и II веков нашей эры, писал: «Кошка — символ луны, так как и та и другая имеют пятна и бегают всю ночь». Загадочное для людей того времени ночное светило он сравнивал с кошкой, которая в его глазах была таинственным существом.

Принятая сначала как экзотическое животное, кошка вне границ Египта постепенно стала восприниматься как олицетворение зла. Ее способ жизни и привычки были плохо знакомы европейцам, поэтому считалось, например, что она питается падалью и ведет таинственную, подозрительную жизнь.

Этим взглядам способствовало утверждавшееся в то время христианство, которое активно боролось со всеми старинными культами. Интересно, однако, что в одной из келий монастыря коптов — первых христиан в Египте — были найдены три деревянные статуэтки, довольно точно изображающие кошек.

Своим внешним видом они напоминают те детские игрушки, о которых мы говорили выше, и, возможно, были принесены в христианский монастырь в качестве подарка. Христианского бога египтяне, очевидно, пытались задабривать теми же способами, что и древнюю богиню Баст.

В эпоху средневековья сказания и мифы о кошках широко распространились. Их образ все чаще встречается в искусстве и литературе разных народов. В VI веке в далекой Индии появилась книга назиданий «Калила и Димна». В главе «О кошке и крысе» автор не рекомендует крысе слишком доверять кошке и полагаться на дружбу с ней.

В конце VIII века в Скандинавии появилось странное изображение «хватающего зверя». Это загадочное существо, с огромными лапами и обращенной к зрителю мордой, довольно похожей на кошачью, еще раз показывает, что кошка воспринималась как коварная особа, с которой необходимо быть настороже.

Оставалось сделать только один шаг, чтобы увидеть в кошке воплощение дьявола. Этот шаг весьма быстро и успешно сделала церковь, для которой кошка, а тем более черная, явилась счастливой находкой, с помощью которой верующие реально убеждались в существовании дьявола.

В «Беседах о чудесах» — сочинении монаха Цезаря Гейстербахского (начало XIII в.) есть описание демонов, которые искушают святых. Некоторые из них принимали вид кошки. Одна женщина будто бы видела в Аахене демонов в виде кошек, сидящих на плечах монахов.

В первой четверти XIII века в Германии были распространены религиозные секты, сторонники которых — «люцифериане», по мнению бдительных чиновников инквизиции, при посвящении вступавшего к ним новичка заставляли его целовать кошку.

В 1324 году в Ирландии проходил суд по обвинению в колдовстве нескольких человек. Их осудили за то, что они отреклись от Христа и приносили жертвы дьяволу, который возникал перед ними в образе кота. Уже в конце XVI века в Германии проходил процесс 67-летней Клары Гейслер.

Под пыткой она дала «правдивые и искренние» показания, что в течение 40 лет была связана с множеством чертей, которые являлись к ней в образе кошек и собак, иногда в виде червяков и блох.

Так постепенно, не без помощи христианской церкви, древняя египетская богиня веселья и любви превратилась в носителя нечистой силы и стала одним из важнейших действующих лиц в многочисленных обрядах черной магии. С образом черной кошки стали связывать постигшие человека несчастья. Даже в наши дни она вызывает у суеверных людей чувство настороженности и страха.

Конечно, как и всегда, когда речь идет о предрассудках, не обошлось без целого ряда противоречий. Так, очень по-разному относились к черной кошке жители различных стран. В Англии, например, считали, что если дорогу перебежит черная кошка, то это к удаче, если она забежит в дом, то его жителей ждет радость, кошка чихнула недалеко от невесты — молодым предстоит счастливая семейная жизнь.

Английские моряки верили: пока черная кошка находится у них дома, с ними во время плавания не произойдет несчастья, а черный кот на рыбацком судне сулит удачный лов. Если же кто-то выбросит такого кота за борт, то вскоре поднимется буря. Поэтому во время кораблекрушений кошек спасали в первую очередь.

Уважительное отношение к черной кошке в Англии — возможно отдаленный отголосок уже знакомого нам древнеегипетского культа кошек: его могли занести на Британские острова в эпоху колонизации их Римом.

Иначе отнеслись к черной кошке славяне, жители Испании и Бельгии: они верили, будто она приносит несчастье. В старину в России черных кошек выгоняли во время грозы из дома: крестьяне полагали, что Илья-пророк ведет бой с чертями и мечет в них молнии, которые могут попасть в дом, где живет такая кошка — воплощение черта.

Многие люди думали, что образ кошки могут принимать ведьмы. Кошка становилась материализованным выражением ночных ужасов и кошмаров, мучивших больных и суеверных людей.

Печально известная книга «Молот ведьм», написанная в конце XV века двумя инквизиторами, рассказывает о некоем горожанине из Феррары, который, проснувшись ночью, увидел, как две ведьмы в виде двух кошек сосут кровь у ребенка.

С кошками было связано множество других предрассудков. Так, на Яве, чтобы вызвать дождь, купали двух разнополых кошек. С той же целью на Суматре бросали в воду черную кошку. После того как она немного поплавает, выгоняли ее на берег, все время при этом поливая ее водой.

Здесь отразились древние представления людей о том, что похожее вызывает похожее. В данном случае черное должно было воздействовать на черное же, то есть черный цвет шерсти мокрой кошки должен был вызвать черные дождевые тучи.

В Германии и Франции последний сноп иногда называли «кошкой». Перед началом и по окончании жатвы ловили кошку и украшали ее лентами и колосьями. В окрестностях Амьена обычным выражением, обозначающим конец жатвы, были слова: «убивают кота», — иногда его действительно убивали. В глухих местностях Франции во время молотьбы хлеба под последнюю копну клали кота, убитого ударами цепа.

Вообще в Европе к кошкам относились очень жестоко. В средние века во время облав на ведьм безжалостно уничтожали всех попадавшихся кошек. Их сбрасывали на второй неделе поста с высоких башен на камни, сотнями сжигали на кострах.

Сегодня почитаемый в древности зверек во многих странах уже перестает восприниматься как носитель сверхъестественных качеств. В витринах японских магазинов помещают «приглашающую кошку». Японские торговцы по старинной традиции считают, что «если кошка проведет левой лапой по уху, то в их лавку должен зайти покупатель.

Именно этим и объясняется, что в мелких лавочках помещают раскрашенные фигурки кошек с поднятой лапкой.

В Англии можно найти небольшие ресторанчики с такими названиями: «Кот в источнике», «Усы кота», «Старый кот», «Шаловливый кот», «Кот в сапогах». Это юмористическое, лишенное всякой мистики отношение к кошке, как и трогательная забота жителей Индии о существовании этого зверька, выражающаяся в том, что каждый индиец должен подкормить хотя бы одного кота, показывает: в современном мире постепенно забываются мрачные, средневековые взгляды на кошку.

Тем более странно, несовременно выглядят те, кто останавливается, когда кошка переходит им дорогу, видят в ней источник бед.

М. Касперавичюс
«Наука и религия», №7, 1976 г.
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Как кошка стала богом

Самоисследование

ОТВЕТ ТАЙЯНЫ: Человеческий ум - великий вертуоз в области размышлений, фантазий...
Журнал

Встреча католической молодежи

В одном из пансионатов Московской области в четверг состоялось открытие IV...
Журнал

Машина времени

Прозорливость писателей-фантастов порой поражает воображение. Один из...
Журнал

Теории происхождения жизни Земли

Более 500 американских ученых подписали документ, в котором выразили свое...
Журнал

Женщины не хотят секса

В то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной, у простых людей...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Какие роли играет личность? Трансформация личности
Научиться говорить...Да