История о Кунти деви, поведанная Е.С. Радханатхом Свами

Международное общество сознания Кришны

История о Кунти деви, поведанная Е.С. Радханатхом Свами (*Из лекции лекции по «Шримад-Бхагаватам» (4.22.50)

1 сентября 1998 г., Москва

Это история одной моей духовной сестры. Она была простой американской женщиной, у нее была маленькая дочка. Она присоединилась к Движению сознанию Кришны в 1971 году. Она поселилась в каком-то храме, но там ей сказали: «Мы не можем заботиться о незамужней женщине с ребенком», — и предложили отправиться в Новый Вриндаван.

Когда я впервые приехал в Новый Вриндаван в июле 1972 года, она уже жила там. Она была очень непритязательна и исполняла самое простое служение: занималась уборкой, мыла котлы, сажала овощи и цветы, пропалывала сорняки. Также она заботилась о своей маленькой дочке.

Затем, в августе 1972 года, приехал Шрила Прабхупада и дал ей посвящение.

Он дал ей имя Кунти деви даси. Когда она получила это имя, все преданные закричали: «Хари бол!» Шрила Прабхупада очень хорошо понимал людей, видел их качества, поэтому он дал ей такое имя. И вы это поймете по мере того, как история будет разворачиваться.

Кунти деви даси отправили жить в ашрам для матаджи. Ашрам располагался в старом полуразвалившемся доме, которому было лет 150, и этот дом находился в лесу. Для того, чтобы приготовить прасад, нужно было срубить деревья, наколоть дрова и затем уже готовить на них пищу. Это было одним из ее служений — рубить дрова. В то время там не было электропил. Даже простых пил не было — были только топоры.

Водопровода тоже не было. Воду доставали из старого колодца: в него бросали ведро на веревке, и затем ведро с водой вытаскивали наверх. Она приносила воду, рубила дрова, дела уборку, готовила. В то время там были Божества Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Они были высотой четыре фута (*1 фут = 0,3048 м.) и были сделаны из деревьев Нового Вриндавана.

Никто никогда не слышал об этой матаджи, она не была знаменитой. Но она любила говорить о Кришне. Кунти читала книгу «Кришна» и рассказывала всем истории из этой книги. Она очень старалась быть искренней.

Но, помимо всего остального, что она делала, она добровольно занималась еще одним служением. В то время все в Новом Вриндаване сами стирали свою одежду. Это было очень тяжело, особенно зимой. Зимой выпадает очень много снега, все покрыто льдом, а вода в колодце просто ледяная. Там не было горячей воды. Но Кунти умоляла всех преданных: «Пожалуйста, разрешите мне постирать вашу одежду!» Она убедила всех женщин в этом ашраме, чтобы они складывали свою грязную одежду в кучу.

Она приносила много ведер ледяной воды из колодца, зимой, весной, летом, осенью, стирала и отбивала эту одежду о камни. Затем, высушив, она аккуратно складывала, и после раздавала преданным. Все это она делала с великой любовью и преданностью. Этим она занималась после того, как заканчивала все другие обязанности.

И она никогда не принимала никаких почестей. Она просто благодарила преданных за то, что они разрешали служить им. Так она жила.

Через несколько лет ее послали на санкиртану (свою дочь она отправила в гурукулу). Но санкиртана была очень трудна для нее. Оттого, что ей приходилось много ездить на автобусе, ее здоровье очень ослабло. Но, так как она была очень простой, она изо всех сил старалась распространять книги. У нее никогда не было больших результатов.

Она старалась не меньше, чем самые лучшие распространители, но результаты у нее были очень маленькие. Она никогда не занимала первых мест в марафонах. Ее никогда не прославляли как великого распространителя книг или сборщика пожертвований. Других прославляли, награждали, писали о них повсюду —она же никогда ничего не получала.

Однако она старалась изо всех сил, так же, как и все остальные. Но у нее не было особых способностей к этому. Таким образом, она была человеком, которого никто никогда не замечал, кроме ее самых близких подруг. Только они понимали, насколько она была искренна.

Затем, по мере того, как в нашем Движении происходили разные события, она подумала: «В конце концов, я должна позаботиться о своей дочери». Она решила устроиться на работу, чтобы иметь возможность платить за обучение дочери. Но, где-то примерно год тому назад, врачи поставили ей диагноз —рак. К тому времени она была преданной уже в течение 28 лет.

Врачи сказали ей, что рак уже проник в кости, и ей осталось жить не более 6 месяцев. Ее здоровье стало стремительно ухудшаться. Она была практически прикована к постели. В то время она жила в штате Юта, на западе Америки. Единственный способ, как она могла передвигаться, — на кресле-каталке. Одна индийская семья заботилась о ней.

И Кунти умоляла их вывозить ее на улицу, чтобы она могла распространять книги Шрилы Прабхупады. Она была парализована ниже пояса, очень быстро умирала, но она просила: «Вывезите меня, пожалуйста, на кресле-каталке, чтобы я могла распространять книги». Она делала это с огромным энтузиазмом.

Когда в прошлом году я был в Новом Вриндаване, она позвонила мне. Я собирался как-то подбодрить ее, но в ответ услышал:

— Люди думают, что я нахожусь на смертном одре. Но, сказать тебе, что я думаю об этом?.. На самом деле я не лежу на смертном одре — я чувствую, будто нахожусь на берегу священной Ганги!

Кто-то дал ей компьютер со всеми книгами Шрилы Прабхупады. Она целыми днями либо повторяла джапу на четках, либо пела киртан вместе с семьей, либо читала книги Шрилы Прабхупады.

— Подобно тому, — продолжала она, — как Махараджа Парикшит находился на берегу Ганги, слушая Шукадеву Госвами, точно так же и я нахожусь здесь на берегу Ганги, слушая «Шримад-Бхагаватам» от Шрилы Прабхупады. Я собрала десятки лекций и даршанов Шрилы Прабхупады, и я читаю его книги на протяжении 27 лет. Но сейчас, когда я умираю, я слушаю Шрилу Прабхупаду, и слышу его так, как никогда раньше.

Я чувствую, что каждое слово его книг лично обращено ко мне. Для меня это личное наставление Прабхупады. Знание, которое он дает мне с каждым словом этих книг, — нечто такое, чего я раньше никогда не слышала. Никогда прежде у меня не было таких близких отношений с моим Гуру Махараджем. Много раз я слышала, что Шрила Прабхупада находится в своих книгах.

Но теперь я чувствую —он действительно находится в своих книгах. Он сам лично говорит это мне. И я бы не поменялась своим положением ни с кем другим во всей вселенной. Я бы не обменяла свое плохое здоровье ни на какое самое хорошее. То, что я могу по-особому слышать милостиво обращенные ко мне слова моего Гуру Махараджа, это самое великое благословение, которое было у меня в жизни.

Я очень благодарна Кришне за то, что Он послал мне эту болезнь, благодаря которой я смогла так услышать Шрилу Прабхупаду.

За все те годы, пока я была преданной, со мной не очень хорошо обращались и много раз мной пренебрегали. И у моей дочери тоже было много трудностей за эти годы. Но какой смысл жаловаться? Единственное, ради чего мы пришли в это Движение — получить любовь к Богу. Поэтому я не обижена ни на кого, я просто благодарна Кришне за то, что Он дал мне святое имя и Шрилу Прабхупаду в качестве гуру.

Прабхупада, когда он говорит, обращаясь ко мне, излучает такое блаженство, что мне хочется передать это блаженство другим. Поэтому, хотя я нахожусь на смертном одре, и тело мое испытывает такую боль, какую я не испытывала раньше, я чувствую такое наслаждение, что хочу выезжать на своем кресле-каталке и раздавать милость Шрилы Прабхупады всем людям.

И тогда я понял, почему Шрила Прабхупада дал ей имя Кунти деви даси. Я сказал: — Матаджи Кунти, пожалуйста, приезжайте в Новый Вриндаван! Мы позаботимся о вас.

— В первый день, когда я приехала в Новый Вриндаван, — ответила Кунти деви, —я подумала: «Я хотела бы умереть здесь». Потому что это —место Прабхупады.

Она позволила нам устроить ее переезд в Новый Вриндаван. Но, прежде чем она приехала в Новый Вриндаван, произошло еще одно событие. На телевидении города, где она жила, узнали, что в их городе есть одна женщина, которая умирает от рака и при этом испытывает величайшие блаженство (к тому времени болезнь Кунти была уже на последней стадии, ее тело разрушалось и полностью переставало действовать).

Они думали: «Как человек в таком состоянии может быть счастлив?» И один из телевизионных продюсеров пришел встретиться с ней. Врачи сказали ему, что она испытывает неимоверную боль, и боль эта проникла так глубоко, что уже никакие болеутоляющие средства не помогают.

Когда люди с телевидения приехали, Кунти с большой радостью встретила их, она старалась как-то помочь и служить им. Они решили сделать передачу о ней. Я видел эту передачу. Они спрашивали у нее: «Как вы можете быть такой счастливой, когда вы умираете от рака?» Она улыбалась в ответ так, как никто из нас не может улыбаться.

— Мы —не тело! Мы —вечные души! — ответила Кунти и стала цитировать шлоки из «Бхагавад-гиты», объясняя, что душа вечна, исполнена знания и блаженства. — Тело все равно должно умереть, это может произойти сегодня или завтра. Думаете, что с вами этого не случится?

Потом она стала объяснять, кто такой Кришна.

— Так как я повторяю имена Кришны и слушаю о Кришне, я испытываю блаженство.

Она описывала трансцендентную красоту Кришны, а затем рассказывала об играх Кришны во Вриндаване.

— Это не просто какие-то истории — это истина! — продолжала Кунти. — Это то, чему поклоняется душа. И мы можем достичь этого очищения, повторяя имена Господа.

Затем она стала описывать свою любовь и веру в Шрилу Прабхупаду, с каким совершенством он передал это учение, и как оно спасло ей жизнь.

Ведущий программы, который рассказывал о ней, просто плакал. Когда мощный проповедник приходит и говорит об этих вещах, мы думаем: «Да, да, естественно, проповедники должны это говорить». Но когда простая домохозяйка, больная, лежащая на смертном одре, с такой уверенностью и счастьем объяснила это, то все, кто видели передачу, были полностью убеждены, что она права.

Она показала всем в аудитории, как повторять джапу, и ведущий передачи повторял джапу вместе с ней. Затем она учила петь киртан, вокруг нее собралась семья, и они стали петь киртан. Она улыбалась и хлопала в ладоши. Затем она дала блестящее объяснение философии «Бхагавад-гиты». Кунти держала в руках «Бхагавад-гиту», и говорила:

— Если вы хотите обрести истинный смысл жизни, то вы должны найти эту книгу, читать ее и следовать ей!

После этого, преодолев огромные препятствия, она приехала в Новый Вриндаван. Для нее было очень опасно путешествовать — ее состояние ухудшалось с каждым днем. Она не могла даже пойти в туалет —тем, кто ухаживал за ней, приходилось приподнимать и омывать ее.

Но после утреннего омовения она отправлялась на своем кресле-каталке на алтарь и одевала маленькие Божества Шри Шри Радхи-Мадхавы. Другие женщины приносили ей воду и одежду — и так она одевала Божества каждый день.

Однажды какой-то преданный заболел. Этот преданный не мог есть обычную пищу, и она сказала, что приготовит ему прасад. На своем кресле-каталке она отправилась на кухню для гостей и приготовила прасад для этого преданного. Это был такой замечательный прасад, что все хотели попробовать его из ее рук. Через две недели она уже готовила для 30 преданных! Она делала это на своем кресле-каталке, полностью прикованная к нему и изнемогающая от боли: готовила превосходный прасад из четырех-пяти блюд полноценной здоровой пищи для 30 преданных.

И она всегда улыбалась. Для каждого преданного, который приходил к ней, она была матерью и с улыбкой благодарила его за то, что он служит. Она служила, раздавая прасад со своего кресла, всегда повторяя Харе Кришна и прославляя Шрилу Прабхупаду.

Время шло. В конце концов, ее состояние еще более ухудшилось, и нам пришлось отвезти ее в больницу. В больнице врачи сказали, что у нее осталось максимум два дня. Она была без сознания. Но затем она пришла в себя, и как только она пришла в сознание, она стала повторять Харе Кришна маха-мантру.

И единственное, чем она была обеспокоена, что в день, когда она лежала в бессознательном состоянии, она не прочитала свои круги. Она сказала:

— Я должна прочитать круги за этот день.

— Тебе не нужно читать так много кругов, — пытались успокоить ее преданные.

— Нет, я обещала Прабхупаде. Я должна повторять! — ответила Кунти и приступила к джапе.

Преданные навещали ее в больнице. Один из моих духовных братьев занимается бизнесом с другими преданными из Нового Вриндавана. Первые два года их дела шли очень хорошо, и они заработали много денег. К сожалению, они стали очень гордыми, и в этот год неудачи стали настигать их одна за другой и они потеряли 300000 долларов.

У них не осталось ничего. Они изо всех сил пытались сохранить этот бизнес, но у них было очень много долгов. Этот человек был в очень тяжелом положении, но он думал: «Кунти скоро умрет, и я должен навестить ее». Придя к ней, он сказал:

— Кунти, я просто хочу сказать, как мы тебя любим.

Кунти лежала на постели, едва дыша. Она была парализована и кости ее болели от рака. Все органы ее тела были практически съедены раком. Она посмотрела на него, улыбнулась и сказала:

— Почему ты так привязан к своему бизнесу? Неужели ты не понимаешь, что у тебя есть имя Кришны, милость Шрилы Прабхупады? Почему бы тебе ни быть счастливым? Ты общаешься с такими замечательными преданными. У тебя есть все! Какое-то время назад я тоже была привязана к зарабатыванию денег, но затем Кришна благословил меня и послал мне эту замечательную болезнь.

И сейчас я уже не привязана ни к чему, кроме Кришны, Его преданных и милости Шрилы Прабхупады.

Этот человек очень воодушевился. Проповедь Кунти растрогала его — он стал плакать.

— Мне стыдно. Я молодой, здоровый и достиг такого большого успеха. Хотя я потерял какие-то деньги, но у меня, все равно, есть дом, у меня есть здоровье. У тебя же нет ничего, и, тем не менее, ты счастлива, а я — нет.

Выйдя от нее, он сказал:

— Кунти мне проповедовала! Я пришел сюда, чтобы подбодрить ее, но она подбодрила меня!

Такова была ее материнская доброта.

Но в тот раз Кунти не умерла. Она попросила преданных забрать ее из больницы и отвезти в Новый Вриндаван. Ее увезли, однако она нуждалась в помощи профессионального терапевта, поскольку преданные не знали, как ее лечить. И через несколько дней двое врачей, которых пригласили для лечения Кунти, уже повторяли маха-мантру! Она говорила врачам:

— Если вы хотите делать эти процедуры, вначале вы должны полчаса читать книги Шрилы Прабхупады.

Каждый день по полчаса они вслух читали книги Шрилы Прабхупады. Но когда эти полчаса заканчивались и врачи говорили, что пора начинать процедуры, она просила их почитать еще. С материнской добротой она говорила: «Пожалуйста, продолжайте читать!» И иногда они часами читали ей, а затем она спрашивала: «У вас есть какие-нибудь вопросы?» И они задавали вопросы о том, что прочитали в книгах Шрилы Прабхупады, а она проповедовала им. Эти врачи поняли, что это самая лучшая процедура для Кунти — позволить ей проповедовать.

Она оживала, когда проповедовала. Так жизни этих врачей полностью изменились. До этого они думали: «Харе Кришна — это дурацкий культ для людей с промытыми мозгами». Но под конец они сказали преданным:

— Мы пришли, чтобы лечить ее, но вместо этого она лечит нас!

Рассказывая другим людям о своем опыте, они говорили, что преданные это самые лучшие люди, которых они когда-либо встречали, и никогда в своей жизни они не встречали кого-либо, кто бы так осознавал Бога и был бы таким добрым, как Кунти. Даже после того, как курс лечения закончился, они регулярно приезжали в Новый Вриндаван только для того, чтобы пообщаться с ней, почитать ей, и послушать ее.

В истории Нового Вриндавана было много кризисов. В свое время там была даже «гражданская война» между преданными — после этого многие преданные перестали ходить в храм. Но даже они пришли, чтобы проведать Кунти. Она говорила этим преданным:

— Пожалуйста, простите друг друга. Просто живите вместе и работайте вместе —ведь именно этого хотел Шрила Прабхупада! — Она говорила это с такой добротой и материнской любовью. — Вы просто должны доставлять удовольствие Шрилы Прабхупаде, а он хочет всего лишь, чтобы мы сотрудничали друг с другом.

Преданные, которые враждовали между собой, становились друзьями только для того, чтобы сделать приятное Кунти. То, чего не могли сделать великие санньяси и проповедники — объединить эту общину, сделала маленькая Кунти, которая лежала на своей кровати. Она сделала это просто и искренне. Каждый день преданные приходили к ней на даршан.

Они говорили: «Давай пойдем на даршан к Кунти!» Долгие годы никто не замечал ее, она была самой простой, обычной преданной, а сейчас люди приходили, чтобы получить ее даршан — даже санньяси, маленькие дети и преданные, которые ушли из сознания Кришны и занимались греховной деятельностью, приходили, чтобы увидеть ее.

Она воодушевляла их своим примером, своей простотой, искренностью и смирением. Самое удивительное, что кто бы ни приходил к ней, будь то карми, санньяси, президенты храмов, пуджари, маленькие дети, каждого из них она встречала с огромной любовью и нежностью. Она с глубоким уважением относилась к каждому, кто приходил к ней.

Каждый раз она улыбалась и говорила: «Спасибо, за то, что вы пришли! Слава Шриле Прабхупаде!» Когда они уже собирались уходить, она просила почитать из книги «Кришна», из «Бхагавад-гиты» или «Нектара преданности».

А после чтения книг она говорила: «Давайте споем киртан!» Она слегка прихлопывала в ладоши и пела вместе с ними. Каждого, кто приходил к ней, она занимала чтением книг Шрилы Прабхупады и затем пением киртана. А после она спрашивала о делах каждого.

И если у них были какие-то проблемы, она просто проповедовала им. Она говорила: «Повторяйте Харе Кришна, читайте книги Шрилы Прабхупады!» Так она разрешала все проблемы. Это было чудо.

Одна бхактин Терезу, неинициированная двадцатилетняя девушка, посетила семинар, где ее учили преподавать «Нектар преданности». Кунти деви, к которой приходили санньяси, чтобы услышать ее глубокое понимание сознания Кришны, попросила эту бхактин приходить к ней и читать лекции по «Нектару преданности». Каждый день Тереза приходила, и по часу читала ей лекцию, а Кунти деви конспектировала и задавала вопросы.

Не просто напоказ, а очень искренне. Также Тереза давала ей домашние задания, и Кунти выполняла их очень тщательно. Если ей не удавалось выполнить домашнее задание, Кунти деви очень смущалась. Она говорила преданным:

— О, я забыла сделать свое домашнее задание! Уже через десять минут придет Тереза. Пожалуйста, отвлеките ее на несколько минут, пока я не сделаю свое домашнее задание.

А мне она говорила:

— Бхактин Тереза, такой замечательный преподаватель! Она так хорошо учит меня.

И всем сердцем она действительно училась у нее. Это было ее качеством, она была смиренной вайшнави.

Она постоянно, день и ночь с любовью говорила о Шриле Прабхупаде. Однажды она стала рассказывать мне о том, как Шрила Прабхупада приезжал в 1972 году, и меня поразило насколько детально и точно она помнила все: как он ходил, что делал, что сказал. Как-то в декабре, когда я пришел ее навестить, она сказала мне:

— Я только что прочитала удивительную вещь у Шрилы Прабхупады. Вы что-нибудь слышали, что Шрила Прабхупада говорил о вздутом рисе?

— Я слышал что-то вроде того, что Прабхупаде нравилось по вечерам принимать вздутый рис...

— Послушайте, — продолжала она, - что Прабхупада говорит об этом! Вам очень понравится, — и она залилась смехом.

Только представьте: она умирает... Врачи говорили, что ей осталось жить два дня — с тех пор прошло уже пять месяцев... Каждый день врачи давали заключение: ей осталось только два дня — никто не может жить в таком состоянии! А она смеялась, и говорила:

— Я должна показать вам, что говорит Шрила Прабхупада!

Она раскрыла книгу с беседами Прабхупады. «Если в духовном мире все так совершенно, — спрашивает один преданный у Шрилы Прабхупады, — то зачем мы пришли в этот материальный мир, где все исполнено страданий?» В ответ Шрила Прабхупада приводит очень простое объяснение. Он говорит: «Например, кто-то может есть замечательную халву.

Но иногда ему хочется оставить ее, чтобы поесть простой вздутый рис. Точно так же и мы покинули великое счастье и блаженство духовного мира для того, чтобы наслаждаться „вздутым рисом" материального мира. Такова наша тенденция».

— Теперь я знаю, почему мы пришли в материальный мир! — подвела итог Кунти.

— Вы когда-нибудь ели вздутый рис? — поинтересовался я.

— Нет, я никогда его не ела. Наверно поэтому я не могу умереть! Я не могу вырваться из этого материального мира, пока не узнаю вкус вздутого риса.

— Я принесу вам вздутый рис, — пообещал я.

— Пожалуйста, я хочу попробовать его поскорей, чтобы покинуть этот мир! Как только я попробую вздутый рис, я покончу с этим материальным миром, и мне не нужно будет оставаться здесь больше!

Это было в декабре 1997 года, тогда я должен был возвращаться в Индию. Я остановился в Питсбурге, и попросил моих друзей-преданных, чтобы они купили вздутого риса, и принесли его Кунти. Тогда, в декабре, врачи говорили, что у нее нет никаких шансов прожить хотя бы еще несколько недель.

Когда я прощался с ней, я думал, что вижу ее в последний раз, так как я не собирался возвращаться в Америку до июня.

Я уехал в Индию в январе. Затем, весной, в Маяпуре, перед Гаура-пурнимой, я узнал, что ее состояние очень критическое. Ее здоровье не улучшалось, оно ухудшилось, но она по-прежнему продолжала жить. Когда в июне я приехал в Новый Вриндаван, она была жива! И Тереза все так же приходила к ней и читала лекции, а один из моих духовных братьев, Балабхадра прабху, который отвечает за защиту коров во всем ИСККОН, приходил к ней и по часу читал ей книгу «Кришна».

Он считал это самым большим благом в своей жизни — хотя бы час в день быть с Кунти деви, видеть ее удивительное сознание Кришны и обсуждать с ней книгу «Кришна». В течение всего дня преданные приходили к ней, читали книги, беседовали. Люди приходили издалека для того, чтобы увидеться с ней, и после встречи каждый уходил с верой в Шрилу Прабхупаду и в путь сознания Кришны.

Если практика сознания Кришны может так изменить человека — то это удивительный метод!

Когда я возвратился в Новый Вриндаван, я старался приходить к ней каждый день. И каждое мгновенье пребывания с ней увеличивало мою веру в сознание Кришны. Просто потому, что я видел человека, безмерно благодарного Шриле Прабхупаде и Кришне и которого эта благодарность наполняла безграничным счастьем, человека, который несмотря ни на что повторял свои круги и читал книги Шрилы Прабхупады, ища в этом прибежище и утешение в своей жизни.

Однажды я вспомнил тот эпизод, который произошел зимой.

— Принесли ли вам вздутый рис? — спросил я у нее.

— Нет, никто мне так и не принес вздутого риса. Может быть, поэтому я до сих пор не умерла. Мне нужен этот вздутый рис прежде, чем я покину этот мир! — пошутила Кунти.

В то время как раз мимо проходил тот самый преданный из Питсбурга.

— Ты не принес Кунти деви вздутого риса?

— О, я забыл об этом.

В этот момент подошла женщина, заведущая магазином, и я спросил у нее о вздутом рисе. Она сказала, что должна проверить: может быть, у нее и есть вздутый рис. Вскоре она вернулась с кульком вздутого риса. Кунти деви была очень счастлива.

— Мне его просто так съесть или с молоком? — спросила Кунти.

— Как хотите, — ответил я.

Но она была так больна, что не могла есть самостоятельно, ее нужно было кормить из ложечки. И преданные опять забыли покормить ее вздутым рисом.

Через несколько дней намечалась Ратха-ятра в Нью-Йорке. Я езжу на Ратха-ятру в Нью-Йорк каждый год. Это замечательная Ратха-ятра. Она проходит по Пятой авеню, главной улице Нью-Йорка. Прабхупада говорил: «Пятая авеню —это самая важная улица самого важного города материального мира».

В день Ратха-ятры все магазины на этой улице закрываются, и Джаганнатха, Баладева и Субхадра в сопровождении поющих и танцующих преданных на трех колесницах проезжают по ней.

В 1965 году, когда Шрила Прабхупада впервые приехал в Нью-Йорк, он был один без гроша в кармане. Но уже в 1976 три огромные колесницы Баларамы, Субхадры и Джаганнатхи двигались по главной улице Нью-Йорка, а Шрила Прабхупада восседал на колеснице Субхадры. В то время здоровье у Кунти улучшилось. У нее по-прежнему все тело болело, но она не знала науки как нужно умирать.

По традиции каждый год в Нью-Йорке в этот день я читаю лекцию по «Шримад-Бхагаватам» и рассказываю историю Ратха-ятры. Но в этот раз я вдруг очень сильно заболел. У меня поднялась температура и начался бронхит. Как правило, даже если я болею, я пытаюсь несмотря ни на что исполнять свое служение. Но тут я так сильно заболел, что не мог даже встать. Преданные из Нью-Йорка уговаривали меня: «О, нет!

Вы должны приехать на Ратха-ятру!» Я ответил, что постараюсь. Утром, за день до Ратха-ятры преданные пришли ко мне (обычно около 50 преданных отправляются из Нового Вриндавана на Ратха-ятру в Нью-Йорк) и сказали: «Мы уезжаем. Вы едете с нами?» Я попытался подняться с постели, но не смог. У меня была высокая температура, я был очень слаб. Я ничего не мог поделать. Итак, они уехали без меня.

Я стал молиться Господу Джаганнатхе: «Зачем Ты так поступаешь со мной? Почему Ты не позволяешь мне служить преданным в день Ратха-ятры?» Весь вечер я пролежал на кровати, не в силах подняться. Приблизительно в два часа ночи дочь Кунти деви постучала ко мне в дверь:

— Похоже, мама умирает, и она хочет, чтобы вы попели для нее.

Я отправился к ней в комнату. В два часа ночи там уже было много преданных, они пели киртан. Еще один санньяси, Варшана Махарадж, тоже был там. Кунти деви попросила нас читать «Чайтанья-чаритамриту», историю ухода Харидаса Тхакура. Стоя около ее кровати, я прочитал всю историю Харидаса Тхакура: как он покидал тело, и как Господь Чайтанья танцевал с ним на руках.

Хотя она была на последнем издыхании, и невозможно было даже представить боль, которую она испытывала, но все же она очень внимательно слушала.

Она уже практически не могла говорить. Еле слышно она прошептала: «Пожалуйста, киртан». Я начал петь. С огромными усилиями она подняла руки, и попыталась прихлопывать. Пока киртан продолжался, с неимоверным усилием она пыталась подпевать. Много часов длился этот киртан. Затем показалось, что она потеряла сознание. Можно было лишь наблюдать, как она дышит, но несколько часов она не проявляла никаких признаков сознания.

Дочь подошла к ней. (Дочь Кунти, еще будучи ребенком, прошла через достаточно сложные времена в своем сознании Кришны, но ее мать, хотя и была простой женщиной, всегда оставалась для нее хорошим примером). Склонившись над матерью, она прошептала ей на ухо:

— Мама, я хочу просто поблагодарить тебя за то, что ты дала мне сознание Кришны. Слезы покатились из глаз Кунти деви. Мы поняли, что она все слышит, она в сознании. Это, может быть, было величайшим счастьем в ее жизни — слышать, как дочь благодарит ее за то, что она дала ей сознание Кришны. Вскоре после этого в окружении преданных, которые пели для нее киртан, она покинула этот мир.

Всего за несколько дней до своего ухода, Кунти сказала мне:

— Я, наконец, попробовала вздутый рис, я исполнила свой долг, и теперь могу покинуть этот мир. Сейчас я готова уходить.

Она хотела, чтобы я присутствовал при ее уходе. Поэтому по Своей беспричинной милости, Господь Джаганнатха послал мне болезнь и уложил меня в постель, чтобы я оставался рядом с Кунти, когда она будет умирать. Я был очень благодарен Господу Джаганатхе за то, что Он позволил мне служить моей духовной сестре таким образом.

Затем, во время похоронной процессии, мы принесли ее во дворец Шрилы Прабхупады и в храм. Три дня спустя мы устроили поминальную церемонию, пришли сотни преданных. Это был один из самых многолюдных праздников. Кунти деви никогда не занимала никакого положения, ее никогда не прославляли, она была самой простой преданной.

Она говорила, что самое драгоценное воспоминание ее жизни —это когда она стирала белье для преданных. «Я никогда не испытывала большего счастья в сознании Кришны чем то, когда смиренно служила преданным» — вспоминала Кунти. Дерево, под которым она стирала белье для преданных, — это было то дерево, под которым жил Шрила Прабхупада, когда он впервые приехал в Новый Вриндаван в 1972 году.

Она попросила дочь высыпать ее прах под это дерево, «где сидел мой дорогой Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада».

Во время поминальной церемонии, преданные говорили о Кунти. Это продолжалось около восьми часов, потому что каждый хотел сказать о ней что-то. Никто не мог уйти оттуда. Хотя Кунти не сделала ничего заметного, когда она покинула этот мир, все смогли оценить ее, потому что она была истинной вайшнави.

После того, как церемония закончилась, после того как все сказали о ней, слово попросила одна женщина. Она встала и сказала:

— У меня был тяжелый период в жизни, и я утратила веру. Я перестала практиковать сознание Кришны. Я стала заниматься разными другими практиками для того, чтобы исцелиться...

Эта женщина занималась психотерапией «нью эйдж». Она проповедовала это в Новом Вриндаване, она говорила преданным: «Чтобы стать счастливыми, вы должны заниматься „нью эйдж"». Она приглашала людей из этой организации, чтобы они проповедовали преданным. Так она пыталась зарабатывать деньги для поддержания своей семьи. И теперь она вышла перед преданными и стала плакать:

— На протяжении последних нескольких месяцев я навещала Кунти. Я приехала потому, что она была моя старая подруга. Я подумала, что должна исполнить этот долг, как формальность, навестив ее перед смертью. Но когда я увидела ее преданность и ее благодарность Шриле Прабхупаде и Кришне, моя вера в сознание Кришны вернулась. Я слышала так много лекций, но никакая лекция не могла восстановить мою веру в сознание Кришны.

Я думала: вокруг есть много всего другого, более важного, чем следование Шриле Прабхупаде. Но теперь, увидев Кунти деви и то, как она покинула этот мир, я заявляю всем перед Божествами, что отныне для меня самым главным в жизни будет следование учению Шрилы Прабхупады.

Таково было могущество примера этой простой женщины.

После этого все предложили цветы фотографии Кунти и устроили киртан перед Божествами. Во время этого киртана я видел людей, которые не были в храме более пятнадцати лет. Они со слезами на глазах пели и танцевали перед Божествами. А я смотрел на все это и думал: «Кто же такая эта Кунти?

У нее никогда не было никакого положения в нашем Движении, кроме самого скромного положения домохозяйки. Она изо всех сил старалась заниматься служением, но никогда не могла делать его, как следует. Но она была искренней, и просто делала свое дело. Благодаря этому она привлекла сердце Кришны.

И когда ей это было нужно, Кришна пришел и дал ей самую большую милость—она отведала вздутого риса. Вклад, который она сделала в сердца преданных нашей общины, был больше, чем чей-либо другой. И она покинула этот мир с самыми большими почестями».

Кунти деви была примером преданного, который считает себя самым простым и скромным. Другой урок — это то, что мы не должны судить людей по внешности. Иногда в нашем Движении, из-за западного воспитания, мы думаем, что большой преданный это тот, кто может делать большие дела, говорить возвышенные слова, или делать что-то замечательное.

Но всю свою жизнь в сознании Кришны она ничем не превосходила того маленького паучка, который толкал песчинки. Однако Господь взял ее к Себе. По крайней мере, так мне кажется...
Индуизм / Вайшнавизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме История о Кунти деви, поведанная Е.С. Радханатхом Свами

Секреты ДНК

Выводы, которые напрашивались послe серии экспериментов над аппаратом...
Журнал

Индийский праздник слонов и зонтов

С наступлением лета сотни тысяч людей собираются на юге Индии, в штате Керала...
Журнал

Каббала

После нашего первого урока по этой теме, стала ли ясна картина происхождения...
Журнал

Минеральная вода

Минеральные воды, собственно, не относятся к напиткам. Это целебные средства...
Журнал

Очистка воды. Отстаивание. Фракционная очистка

Водопроводная вода, если ее не фильтровать, почти всегда нуждается в отстаивании...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Какие роли играет личность? Трансформация личности
Научиться говорить...Да