Идеальный конечный результат

Системное мышление

Идеальный конечный результат Все хотят иметь автомобиль.

А зачем?

Чтобы ездить! Ведь автомобиль – это транспортное средство, и его существование и развитие с самого момента его возникновения определялось только одной целью: лично мне, его владельцу, надо быстрее.

А во что обществу обходится автомобиль? Ответ на этот вопрос насколько непрост, настолько и важен.

На заре автомобилизма шла бешеная борьба за наращивание скорости автомобиля. Сразу возникла проблема устойчивости на дороге, особенно на поворотах. Машина становилась ниже, длиннее, шире. Тяжелее становилась несущая часть – рама, основание кузова. Чтобы быстрее трогаться с места и разгоняться, требовался все более мощный двигатель – и усиливается ходовая часть: коробка скоростей, карданная передача, ведущие колеса.

Растут требования к надежности тормозов – и механический привод заменяется гидравлическим, а затем пневматическим. Появляется компрессор, а с ним целая пневмосистема… Улучшается подвеска – рессоры, амортизаторы, стабилизаторы уровня. Для обеспечения безопасности пассажиров при столкновении кузов делают из металла большей толщины.

Опять растет вес, габариты… И все это, чтобы перевезти одного-двух, максимум 7-8 человек!

Это только кажется, что автомобиль стоит на четырех колесах. На самом деле – это спрут с сотнями тысяч рук. В США, например, на него прямо или косвенно работает каждый шестой рабочий. Считайте сами: ежегодно выпускается примерно 10 миллионов автомобилей.

В них используются сотни видов черных и цветных металлов, неметаллические материалы (пластмассы, кожа, ткани и т. д.), радиотехника, лаки, краски, стекло, резина, горючее, смазки…

Производство всего этого не проходит бесследно для окружающей среды, порождает массу экологических проблем.

Конструкторские бюро, лаборатории, испытательные стенды и полигоны. Автоматические линии и роботы для изготовления тысяч деталей ежесекундно. Километровые конвейеры для сборки. ЭВМ и компьютеры для станков с ЧПУ, для планирования, сбора и анализа информации… Еще? Пожалуйста!

Нужны дороги. В США сейчас дороги занимают около 10% площади страны. Для их строительства и поддержания в порядке требуется огромный парк специальных машин, умеющих добывать материалы, насыпать их, скреплять, покрывать асфальтом и бетоном, наносить линии разметки…

Автомобиль, как любая машина, иногда ломается. Нужно оборудование и инструменты для ремонта. Тысячи и тысячи авторемонтных мастерских. Автозаправочные станции, нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы, сеть трубопроводов и гигантские нефтяные танкеры. И опять же экологические проблемы.

Автомобиль надо где-то хранить. И огромные площади территории городов отводятся под гаражные комплексы. Нужно поддерживать порядок на дорогах, и создается специальная общегосударственная служба ГИБДД.

На дорогах случаются аварии, гибнут или калечатся люди. Значит, нужны лекарства, аптечки, станции скорой помощи, больницы и санатории. И похоронные команды…

И так далее и тому подобное.

Недешев, однако, автомобиль, очень недешев!

Любая система, будь то автомобиль или рыболовная удочка, создается и существует не ради себя самой, а ради выполнения ею какой-то полезной для человека функции. Так, основная полезная функция автомобиля - перемещать людей и грузы с места на место.

Собственно говоря, человеку нужна именно эта функция, а вовсе не та система, которая эту функцию выполняет, порождая при этом гору всяких проблем.

С этой точки зрения в ТРИЗ существует понятие идеальной системы:

Идеальная система – это такая система, которой нет, а функция которой выполняется.

Близкое к идеальному транспортное средство было, кстати, у пушкинской Бабы-Яги: ее ступа двигалась “сама собой”. Но сама ступа-то все-таки была, в нее надо было залезать, из нее надо было вылезать, поэтому это транспортное средство не стопроцентно идеальное.

Полностью идеальный вариант автомобиля выглядит так: машины нет вообще, но Вы в нужное время прибываете в заданную точку.

И удочка Вам не нужна. Вам нужна выполняемая ею функция. А в чем ее основная функция? Забрасывать червяка, подцеплять и выдергивать рыбу, которая этого червяка проглотит.

Над вопросом “идеальной рыбы” подумайте сами. Только не считайте, что такая рыба должна сама снять с себя чешую, выпотрошиться и нырнуть в котелок с ухой. Ведь в идеальной ухе рыбы быть не должно, но запах ее, вкус и питательная ценность быть должны.

Из всего этого следует одно практически очень важное положение:

Все системы развиваются в направлении повышения степени своей идеальности.

В ТРИЗ выявлены и другие законы развития систем (ЗРС), но этот закон – закон увеличения степени идеальности систем – является, пожалуй, самым главным среди них.

При решении конкретных изобретательских задач этот закон позволяет отказаться от многих пустых проб и сразу сформулировать идеальный ответ задачи – идеальный конечный результат (ИКР). Как в случае с червяком. Идеальный червяк сам попадает в воду, сам там держится и сам извлекает съевшую его рыбу из воды.

Иногда этого достаточно, чтобы решить задачу.

Конечно, получить ИКР в чистом виде в большинстве случаев не удается. Смысл здесь несколько иной. Постановка ИКР позволяет сразу выбрать правильное направление работы, сузить зону поиска и сконцентрировать усилия на поиске сильных решений задачи.

Проиллюстрируем действие закона увеличения степени идеальности на примере технической системы.

Серийный автомобиль “Нива” весит 1150 кг и имеет двигатель мощностью 53 квт (около 70 л. с.). Для участия в международных автогонках “Ниву” модернизировали: установили форсированный двигатель, который развивал мощность до 200 л. с., а вес всего автомобиля снизили до 700 кг.

Цифры абсолютного (арифметического) изменения обычно говорят мало: было – стало. Гораздо больше говорят показатели относительные. Раньше каждая лошадиная сила двигателя везла 1150 кг: 70 л. с. = 13, 5 кг/л. с.

Теперь каждая “лошадь” везет всего 700 кг: 200 л. с. = 3,5 кг/л. с. Почти в четыре раза меньше!

Могут ли городские власти сделать миллион из ничего? Из ничего – неизвестно. А из нуля – точно, могут! Дело в том, что в Мадриде на одной из центральных площадей, откуда отсчитывается километраж дорог Испании, в асфальт уложен бронзовый ноль. Большинство туристов, посещающих город, по традиции фотографируются на мадридском нуле. Естественно, за плату, поступающую в городскую казну…

Задача 1. Борьба с лихачами на дорогах – важная задача службы безопасности движения. Конечно, в присутствии “гаишника” все водители строго соблюдают правила, но на всех дорогах и перекрестках по “гаишнику” не поставишь. Как быть?

Эту задачу решают во всех странах. В Японии, например, в один далеко не прекрасный для местных лихачей день на дорогах резко увеличилось число полицейских. Завидев полицейского, лихачу приходилось быстренько сбрасывать скорость и соблюдать все прочие правила дорожного движения.

И только подъехав поближе, водители с досадой замечали, что большинство “полицейских” – манекены! Но попадались и настоящие…

Замена объекта его копией – один из типовых приемов, применяемых в ТРИЗ. Но мы сейчас обратим внимание на другое: объекта (живого полицейского) нет, а функция его (регулирование движения) выполняется.

Вот еще пример.

Задача 2. На крымском побережье необходимо было засыпать новый пляж. Предполагалось засыпать галькой – окатанными камушками, но в наличии была лишь щебенка – камни с острыми гранями. Что делать? Вывозить гальку с других пляжей? Придумать машину для обработки щебенки?

Решено было использовать даровую силу прибоя. Баржи со щебенкой разгрузили прямо в море в двухстах метрах от берега. Все остальное сделали волны: окатали острые грани камней и вынесли их на берег.

Как видите оба примера хорошо иллюстрируют закон идеальности. При использовании этого закона для решения задач важно не забывать слово “сам” (“сама”, “само”). Здесь нет никакого фокуса или подвоха. Помня, что система сама, за счет использования ресурсов, достигает требуемого действия, мы сразу же отсекаем множество слабых и беспомощных решений.

Действительно, водители сами (без наличия живого полицейского) стали соблюдать правила, морское течение само (без привлечения машин) обкатало грани камней, туристы сами (без настояний и просьб) пополняют городскую казну Мадрида..
Наука / Теория решения изобретательских задач
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Идеальный конечный результат

Идеальная женщина - свободная женщина

Женщина, которая следует этим правилам в своей жизни, принимает их и выполняет...
Психология

Идеальный брак. Проблемы выбора

Женщина же имеющая мужчину, смотрит на других мужчин и мысленно сравнивает их со...
Магия

Идеальная женщина

Жил был идеальный человек. Он встретил идеальную женщину и у них завязался...
Психология

Идеальная пара

Или это вечная ностальгия старой забытой песни : "Со мною вот что происходит...
Религия

Идеальный муж

Ты думаешь, что идеальный муж это тот, кто не пьет, жену не бьет и приносит...
Психология

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна