Древние религиозные верования Египта

Интернет

Древние религиозные верования Египта Для того чтобы изучить место фетишистских верований в религиях классового общества, достаточно познакомиться с материалом религии древнего Египта. Фетишистские представления, переплетаясь в религиозной идеологии древних жителей Нильской долины с верованиями, созданными уже в эпоху рабовладельческого строя, продолжают играть огромную роль на протяжении многих веков.

Древнейшие религиозные верования Египта — фантастическое отражение тех внешних сил, которые господствовали над древним жителем Нильской долины. Эти верования были в сильнейшей степени связаны с жизнью общины, порождены бессилием и забитостью человека, жившего в таких общинах.

Характеризуя духовный мир сельских общин в Индии, Маркс писал: «Мы не должны забывать, что эти маленькие общины носили на себе клеймо кастовых различий и рабства, что они подчиняли человека внешним обстоятельствам, вместо того чтобы возвысить его до положения властелина этих обстоятельств, что они превратили саморазвивающееся общественное состояние в неизменный, предопределенный природой рок и тем создали грубый культ природы, унизительность которого особенно проявляется в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Ханумани и перед коровой Сабалой».

В этом грубом культе природы фантастически отражались социальные условия древневосточного общества, принижавшие человека, — рабство, бесправие масс народа, — представлявшиеся как некий предопределенный самой природой рок.

Из века в век остававшийся одним и тем же способ добывания средств к жизни, монотонная общественная жизнь, косный быт, покоившийся на рабстве, не могли пе породить узкие рамки умственного кругозора, ограниченного признанием вечной зависимости перед силами природы и рабской покорности перед эксплуататорами.

Пережитки первобытнообщинного строя, тормозившие экономическое развитие страны, не могли не сказаться в идеологии древнеегипетского общества, и прежде всего в религии — самом консервативном из всех видов идеологии.

Размеренно и однообразно течет в древнейшую эпоху жизнь сельских общин, разбросанных по Нильской долине. Глубокие конфликты классового общества еще пе потрясли тогда до основания жизнь общин. Древняя зависимость от сил природы, рабская покорность перед знатью эти черты мировоззрения передаются из поколения в поколение на протяжении веков.

Социальный порядок кажется столь же незыблемым, как сама природа, и является земным продолжением небесных порядков, а небесные порядки пе более как небесное продолжение устоев земной жизни.

Для широчайших масс египтян, живших общинным бытом, постепенные изменения в социальном строе страны веками сводились только к усилению гнета и эксплуатации. Сохранившиеся н народных массах еще от первобытнообщинного строя верования ноль ижллпсь и целях религиозного оправдания классовом» подчинения в социальной жизни.

Фантастическое осознание своего бессилия перед природой соединяется с осознанием Оесеплпн перед знатью.

Древний мир долгое время вообще не знал экономического единства более или менее обширных территорий. Тем более не могло быть такого единства в Египте в условиях сохранения самодовлеющих общин. Экономическая разобщенность номов была основой и их идейной разобщенности. В каждом номе сохранял первостепенное значение культ местных божеств, жрецами которых были номархи.

Пантеон египетских богов состоял из различных местных богов, которые считались заступниками знати и хозяевами сил природы. Все эти местные культы были связаны с местной знатыо, которая являлась жречеством этих богов. С объединением Египта местные боги стали пользоваться известностью далеко за пределами отдельных областей. Известность получили: бог Мим — древнее земледельческое божество города Коптоса.

«производитель урожаев»; бог Амон, близкий первоначально к богу Мину, позднее ставший богом солнца; Птах, покровитель города Мемфиса; бог Тот (в виде птицы ибиса и в виде обезьяны), бог города Ермополя, ставший далее общеегипетским богом лупы, счета и покровителем письменности; такова же богиня Исида, изображавшаяся с рогами коровы, богиня неба одной из областей северной Дельты, этому божеству была посвящена звезда Сириус.

В Абидосе почитался шакалоголовый бог Анубис; в Сиуте поклонялись богам в виде волков Вепуатов — «пролагателей троп», сначала охотничьим, а затем и воинственным божествам; богиня Нехбет, в виде коршуна, была покровительницей древней столицы верхнего Египта; богиней-покровительницей древней столицы нижнего Египта — города Буто была змея Уаджит.

Это были боги солнца, лупы, земли, Нила, покровители земледелия и скотоводства. Образы этих богов характеризуют убогий внутренний мир древнего человека, его придавленность силами природы, которые казались наделенными волей, сознанием, сверхъестественным могуществом.

Мировоззрение древнего египтянина той далекой поры отличалось большим консерватизмом. Ростки правильных представлений о природе, которые приносил опыт древнего земледельца, были слабы, и пе существовало еще обобщений этих правильных взглядов. Господствовали мифологические представления, согласно которым простирающийся небесный свод — это чудесная небесная корова, усеянная звездами.

По другим верованиям, над землей течет небесный Нил. По небесному Нилу в своей ладье плывет Ра, бог солнца. Земля — узкая вытянутая полоска, окаймляющая земной Нил, — находится под властью богов земли Акеру или бога Геба. За пределами Нильской долины на Западе в пустыне обитают злые боги—-чудовища, напоминающие зверей пустыни, которые грозят многими бедами земледельцу.

В Ниле живут боги и духи, пожалуй, более милостивые— от богини — лягушки до более опасных богов — крокодилов и гиппопотамов; от них зависит плодородие почвы. Осирис, бог Нила, зерна и молодой растительности, приносит урожай. Когда хлеб собран, в свои права вступает богиня Рененет; она в виде змеи появляется на жнивье, и ей надо приносить жертву благодарности, ибо она владычица амбаров и закромов.

В каждом винограднике почитался особый дух— Шаи, от него зависел урожай винограда.

В дальнейшем представления об этом духе виноградника и богине жатвы слились в одно представление о довольстве и благополучной судьбе.

Первоначально египтянин совершал «возлияние вином для виноградника, чтобы он дал больше вина, чем в истекшем год у». Номере того как развивалась общественная жизнь в Нильской долине, изменялось и старое представление о духе, от которого зависит судьба урожая и благополучие земледельца. Дух Шаи стал духом человеческой судьбы вообще. В позднее время Шаи распоряжается уже не только виноградником, маленьким клочком земли, на котором трудится человек.

Его власть простирается на весь Египет, он определяет жизнь человека и всей страны. В этот период рядом с Шаи стоят и другие духи, тоже более отвлеченного характера: «дух возмездия», «сила бога» и т. д. Так от духа растительности, который символизировал богатство даров природы, обилие питания, с развитием общественных отношений путь идет к более отвлеченному представлению о счастье, о судьбе, которые уже не могут больше зависеть только от благополучия на маленьком участке земли сельской общины.

Эти представления подчеркивали, что судьба и счастье человека — в руках темных и могущественных сверхъестественных сил.

Аналогичный путь прошло и представление о богине Рене-пет. Египтянин говорил, призывая благословение на своего друга: «да будет жизнь с тобой, здоровье при тебе, Шаи и Ренеиет в руке твоей» или «да будет Рененет па пути твоем», будет сопутствовать тебе удача.

Так первоначально чрезвычайно конкретное представление об обильном урожае, и силу изменения и усложнения общественной жизни, приобрело более отвлеченный характер, появилось представление о счастье.

Однако поскольку основа общественной жизни, породившая представления, продолжала оставаться примитивной, поскольку сохранялся обычный образ жизни сельской общины, покорной силам природы и силам рабовладельческой деспотии, постольку сохранялись и более древние примитивные представления.

Считалось, что загробные боги-шакалы бродят возле мертвецов, а духи предков покровительствуют живущим, если те не забывают приносить им жертвы.

Веками сложившиеся религиозные представления закреплялись в ежегодно повторяющихся стародедовских обрядах и вековых обычаях, в привычных мифах, связанных с круговоротом времен в природе. В мифах небесная корова огненным жаром испепеляла людей за их грехи; бог солнца бился с исчадиями тьмы и побеждал их после долгой борьбы; благой бог Осирис боролся со злым братом Сетом и погибал в этой борьбе, весной Осирис воскресал; почти одновременно из пустыни два бога в виде обезьян завлекали в Египет богиню солнца в образе львицы, а по другим мифам перед весной рождалось солнце в виде младенца.

В каждой общине были свои колдуны из стариков, знавшие эти подчас противоречивые древние легенды и умевшие справлять обряды, которые были связаны с земледельческим годом и должны были с помощью колдовства воздействовать на силы природы. В обрядах желаемое представлялось осуществленным. Многие из них были связаны с наводнением, грозным и благодетельным явлением природы, от которого зависела судьба земледелия в Нильской долине.

На разные лады заклинали воскресение Осириса, оплакивали его смерть и колдовскими действиями надеялись пробудить его ото сна, а вместе с ним всю природу. Колдовством помогали и солнцу, и земле, и небу. Через весь год тянулись земледельческие праздники, которыми отмечали начало пахоты и наводнения, жатву и сбор урожая. Наводнение наступало после ночи слез, когда слезы богини Исиды, оплакивающей Осириса, падали в Нил и река начинала вздыматься.

Утром в день наводнения пели песни о Ниле и особые глашатаи ходили от деревни к деревне, прославляя великую силу потока. После пахоты оплакивали Осириса, играли грустную пастушескую песню на свирели, затем ждали его воскресения и колдовством думали помочь созреванию хлебов.

Примерно с июня по сентябрь происходил разлив Нила, уровень которого подымался на 13 14 метров в теснинах Верхнего Египта и на 7—8 метров на просторах Дельты. Так называемая Ватиканская статуя нила, принадлежащая эллинистическому периоду Египта, сохранила в наглядной форме это представление о разливе Нила.

Там Нил в виде могучего мужчины с рогом изобилия окружен 16 младенцами, каждый в локоть вышиной. Нил шириной меньше 16 локтей (локоть равен 0,52 метра) считался «маленьким», начиная с 16 локтей разлив считался удовлетворительным и Нил назывался «большим». Перед наводнением справляли обряды, помогающие Нилу выйти из берегов, заклинали, чтобы не было засухи.

Наводнение представлялось как явление одновременно страшное и благодетельное. В связи с разливом Нила проводились различные церемонии: два хора детей и мужчин участвовали в процессии, которая двигалась к местам, на которых раскидывали шатры.
http://velsat.net/xarakteristike.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Древние религиозные верования Египта

  • > Фетишистские представления

    Да, как и Коровы в Ведах.

    Изречение 245

    250: Этот Унас приходит к тебе, О Нут,
    этот Унас приходит к тебе, О Нут!
    Он бросил своего отца вниз на землю
    он оставил Гора за своей спиной.
    Его два крыла выросли, как у сокола,
    (его) два пера (те) от святого сокола.
    Его душа привела его (сюда),
    его магическая сила украсила его.

    251: Открой своё место в раю среди звёзд небесных!
    Ты поистине чудесная звезда, товарищ Ху.
    Смотри сверху вниз на Осириса, когда он отдаёт приказания духам!
    Ты стоишь высоко, далеко от него.
    Ты не от них, ты не будешь от них.

    Тексты Пирамид
     

По теме Древние религиозные верования Египта

Волосы уход

Дефицит витаминов, резкие перепады температуры, частое использование фена – зима...
Журнал

Кто такой Санта Клаус?

Вплоть до 1823 г. никто и представления не имел, как выглядит Санта-Клаус и...
Журнал

Японский Новый Год

Новый Год в Японии, о-сегацу, является самым важным праздником для жителей...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности