Древнеегипетский фетишизм и христианство

Итак, фетишистские представления входят в религию классового общества, составляя часть того «доисторического содержания» религии, о котором писал Энгельс. Это доисторическое содержание сохраняется и в христианстве.

Зете, например, проводит такую аналогию между древнеегипетским культом и христианским.
Древнеегипетский фетишизм и христианство
«Так же как у нас, — пишет он, — в литургии хлеб и вино должны представлять тело и кровь Христа, точно так же,, око бога Гора» подносит жрец богу или богине, когда он приносит им в жертву вино, благоухание, хлеб, плоды или что-либо другое».

Фетишизация предметов, наделение их сверхъестественными свойствами — неотъемлемая часть и египетского, и христианского богослужения.

На одном примере воздвижения столба Джед и воздвижения креста мы уже проследили историческую близость и преемственность христианских и египетских колдовских обрядов и предметов. Примеры такого рода можно умножить.

Многие историки религии античного мира па этом основании отрицали фетишистские элементы в религии древнего мира. «Ведь в противном случае, — восклицал видный ученый-идеа-лист Ф. Зелинский, - пришлось бы назвать фетишистами и самих христиан, притом не только католиков и православных, но и протестантов, признающих распятие священным, т. е. самое слово,, фетишизм» потеряло бы всякую терминологическую ценность, сохраняя лишь бранную».

Но для нас фетишизм не бранное слово, а термин, более или менее удачно передающий суть верований, которые сводятся к наделению предметов сиер. Х I естественны ми свойствами.

Мы прекрасно понимаем при этом, что фетишизм изменяется, что в христианстве имеются лишь следы, остатки старых представлений, но эти следы довольно ясны. Лютеранский богослов Пфлейдерер, видя эти следы, нападает на самый термин «фетишизм»: «Единственное различие состоит в том, что в христианстве и буддизме на месте изображений и обиталищ выступают изображения и реликвии божественных основателей и других святых, и, таким образом, фетишизм неправильно принимают за особую религиозную форму или религиозную ступень, поскольку он находится в представлениях об изображениях, реликвиях, амулетах, колдовских предметах в высших религиях, так же и в идолопоклонстве диких народов».

Библейская критика давно вскрыла значительные пережитки фетишизма в древнеиудейской религии. Древние израильтяне почитали многочисленные массебы (каменные столбы) и аше-ры (деревья). В некоторых библейских названиях бога отразился культ камня-фетиша: «Шаддай» (ср. ассирийское слово «шаду» гора), «Цур Исраэль» («Скала Израиля»), «Эбен Исраэль» («Камень Израиля»).

Камни на могилах назывались «бет пефеш» («дом души»). Новейшие раскопки в Палестине обнаружили много различных древнеизраильских фетишей: домашних «терафимов», всяких амулетов в виде медных змеек, маленьких фигурок быков и т. д. Амулеты, которые должны носить иудеи, - «тфиллин», «мезуза», находящаяся в доме, и т. д. — типичные фетиши.

Фетишистские представления имеются и в христианском культе. Гольбах справедливо писал: «Фетишизм — религиозное поклонение материальным и неодушевленным предметам, уместное лишь по отношению к истинному богу; переносить его па другие вещества грех за исключением того случая, если истинному богу придет фантазия превратиться в вафлю или вафлю превратить в себя.

Тогда дело изменяется». Это положение Гольбаха легко можно проиллюстрировать на материале любой разновидности христианства (особенно православия, католицизма). В отношении к кресту в православных молитвах содержится совершенно непосредственное обращение к самому предмету: «Вопием ему, спаси нас, кресте, силою твоею» и т. д. В отношении мощей прямо говорилось: «Частицы святых мощей для спасаемых суть сила божья».

Фетишизм культивировался не только в отношении предметов культа, но, как заявлял митрополит Антоний, «даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу», «земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и по частям разбираются и разносятся верующими по домам, как чудодейственные, подающие целение в разных недугах».

То же говорится о костях, одежде и т. п.; прокламируется, таким образом, массовая фабрикация фетишей. Хотя в различных катехизисах и заявлялось, что почитаются не сами предметы, но это являлось лишь богословской оговоркой, не меняющей сути дела.

Во время общественного богослужения каждый молится — только перед своей иконой, не обращая внимания на других, и для иностранцев русские в церкви представляли собой всегда странную и непостижимую картину собрания лиц, обращенных в разные стороны». От иконы «зависит благополучие ее хозяина, и потому он должен заботиться о ней, приносить ей жертвы и дары…

Икона сопровождает своего владельца повсюду, в походе, на дороге, на свадьбе, на похоронах; иконы охраняют входы в дома, ворота, улицы, переулки… Но если икона не помогает своему владельцу, несмотря на все его поклонения, то он вправе отказать ей в дальнейшем культе. На этот счет иностранцы рассказывают чрезвычайно любопытные случаи, относящиеся еще к XVII в. В 1611 г., во время взятия Новгорода шведами, когда город был охвачен огнем, один русский выставил икону св.

Николая и молился перед ней, чтобы дом его уцелел от пожара. Однако молитва не помогла, и дом загорелся; тогда раздраженный владелец иконы, недолго думая, бросил ее в огонь со словами:,, Ты не хотела помочь мне, теперь помоги себе самой». У крестьянина воры украли вола; тогда хозяин выбросил свою икону в навоз с таким напутствием: „Я тебе молюсь, а ты меня от воров не оберегаем!.

11оэтому каждый экземпляр иконы имеет свою особую «специальность». Одной приписывается способность спасать, скажем, от пожара, но она совершенно бессильна при градобитии; другая помогает при родах, но на зубную боль ее сила не распространяется п т. д.

Фетишистские элементы неизбежно наполняют любое богослужение, поскольку оно имеет дело с предметами, признаваемыми священными. Вспомним знаменитое описание Л. Н. Толстым богослужения: «Богослужение состояло в том, что священник, одевшись в особенную странную и очень неудобную парчовую одежду, вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в чашу с вином…

Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей».

Это описание прекрасно передает фетишистские элементы в христианском богослужении. В основе их лежит не только превратное представление о человеческих действиях, но и о вещах, предметах, явлениях. Кусочки хлеба, чаши, стол, икона, крестики, косточки — все это наделяется сверхъестественными свойствами, все это — необходимый элемент религии и в классовом обществе.

Несомненно, древние представления изменились. Об этих изменениях мы говорили уже выше. Но чтобы проследить их более подробно, надо было бы изложить сначала всю историю религиозной идеологии и культа. Эта задача, разумеется, не может входить в предмет нашего исследования.
http://velsat.net/drevneegipetskij.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Древнеегипетский фетишизм и христианство

Депрессия

Люди, одновременно страдающие диабетом и подверженные сильным или слабым...
Журнал

Про женский оргазм

Очередной повод для недовольства появился у представительниц прекрасного пола...
Журнал

И верим не любви, а на нее обиде..

Новая рецензия Shrike на 'Оставь меня' angelina: Была у меня такая строчка в...
Журнал

Тренинги. Психологические тренинги. Бизнес тренинги

Большого бизнеса без тренингов не бывает, как не бывает нетающего льда. Между...
Журнал

Борода

Борода - вполне закономерный для мужчин орнамент, а по-научному - третичные...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Кремниевая жизнь
В Космос - через Распределитель