Древнеегипетский фетишизм и христианство

Интернет

Древнеегипетский фетишизм и христианство Итак, фетишистские представления входят в религию классового общества, составляя часть того «доисторического содержания» религии, о котором писал Энгельс. Это доисторическое содержание сохраняется и в христианстве.

Зете, например, проводит такую аналогию между древнеегипетским культом и христианским: «Так же как у нас, — пишет он, — в литургии хлеб и вино должны представлять тело и кровь Христа, точно так же,, око бога Гора» подносит жрец богу или богине, когда он приносит им в жертву вино, благоухание, хлеб, плоды или что-либо другое».

Фетишизация предметов, наделение их сверхъестественными свойствами — неотъемлемая часть и египетского, и христианского богослужения.

На одном примере воздвижения столба Джед и воздвижения креста мы уже проследили историческую близость и преемственность христианских и египетских колдовских обрядов и предметов. Примеры такого рода можно умножить.

Многие историки религии античного мира па этом основании отрицали фетишистские элементы в религии древнего мира. «Ведь в противном случае, — восклицал видный ученый-идеа-лист Ф. Зелинский, - пришлось бы назвать фетишистами и самих христиан, притом не только католиков и православных, но и протестантов, признающих распятие священным, т. е. самое слово,, фетишизм» потеряло бы всякую терминологическую ценность, сохраняя лишь бранную».

Но для нас фетишизм не бранное слово, а термин, более или менее удачно передающий суть верований, которые сводятся к наделению предметов сиер. Х I естественны ми свойствами.

Мы прекрасно понимаем при этом, что фетишизм изменяется, что в христианстве имеются лишь следы, остатки старых представлений, но эти следы довольно ясны. Лютеранский богослов Пфлейдерер, видя эти следы, нападает на самый термин «фетишизм»: «Единственное различие состоит в том, что в христианстве и буддизме на месте изображений и обиталищ выступают изображения и реликвии божественных основателей и других святых, и, таким образом, фетишизм неправильно принимают за особую религиозную форму или религиозную ступень, поскольку он находится в представлениях об изображениях, реликвиях, амулетах, колдовских предметах в высших религиях, так же и в идолопоклонстве диких народов».

Библейская критика давно вскрыла значительные пережитки фетишизма в древнеиудейской религии. Древние израильтяне почитали многочисленные массебы (каменные столбы) и аше-ры (деревья). В некоторых библейских названиях бога отразился культ камня-фетиша: «Шаддай» (ср. ассирийское слово «шаду» гора), «Цур Исраэль» («Скала Израиля»), «Эбен Исраэль» («Камень Израиля»).

Камни на могилах назывались «бет пефеш» («дом души»). Новейшие раскопки в Палестине обнаружили много различных древнеизраильских фетишей: домашних «терафимов», всяких амулетов в виде медных змеек, маленьких фигурок быков и т. д. Амулеты, которые должны носить иудеи, - «тфиллин», «мезуза», находящаяся в доме, и т. д. — типичные фетиши.

Фетишистские представления имеются и в христианском культе. Гольбах справедливо писал: «Фетишизм — религиозное поклонение материальным и неодушевленным предметам, уместное лишь по отношению к истинному богу; переносить его па другие вещества грех за исключением того случая, если истинному богу придет фантазия превратиться в вафлю или вафлю превратить в себя.

Тогда дело изменяется». Это положение Гольбаха легко можно проиллюстрировать на материале любой разновидности христианства (особенно православия, католицизма). В отношении к кресту в православных молитвах содержится совершенно непосредственное обращение к самому предмету: «Вопием ему, спаси нас, кресте, силою твоею» и т. д. В отношении мощей прямо говорилось: «Частицы святых мощей для спасаемых суть сила божья».

Фетишизм культивировался не только в отношении предметов культа, но, как заявлял митрополит Антоний, «даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу», «земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и по частям разбираются и разносятся верующими по домам, как чудодейственные, подающие целение в разных недугах».

То же говорится о костях, одежде и т. п.; прокламируется, таким образом, массовая фабрикация фетишей. Хотя в различных катехизисах и заявлялось, что почитаются не сами предметы, но это являлось лишь богословской оговоркой, не меняющей сути дела.

Во время общественного богослужения каждый молится — только перед своей иконой, не обращая внимания на других, и для иностранцев русские в церкви представляли собой всегда странную и непостижимую картину собрания лиц, обращенных в разные стороны». От иконы «зависит благополучие ее хозяина, и потому он должен заботиться о ней, приносить ей жертвы и дары…

Икона сопровождает своего владельца повсюду, в походе, на дороге, на свадьбе, на похоронах; иконы охраняют входы в дома, ворота, улицы, переулки… Но если икона не помогает своему владельцу, несмотря на все его поклонения, то он вправе отказать ей в дальнейшем культе. На этот счет иностранцы рассказывают чрезвычайно любопытные случаи, относящиеся еще к XVII в. В 1611 г., во время взятия Новгорода шведами, когда город был охвачен огнем, один русский выставил икону св.

Николая и молился перед ней, чтобы дом его уцелел от пожара. Однако молитва не помогла, и дом загорелся; тогда раздраженный владелец иконы, недолго думая, бросил ее в огонь со словами:,, Ты не хотела помочь мне, теперь помоги себе самой». У крестьянина воры украли вола; тогда хозяин выбросил свою икону в навоз с таким напутствием: „Я тебе молюсь, а ты меня от воров не оберегаем!.

11оэтому каждый экземпляр иконы имеет свою особую «специальность». Одной приписывается способность спасать, скажем, от пожара, но она совершенно бессильна при градобитии; другая помогает при родах, но на зубную боль ее сила не распространяется п т. д.

Фетишистские элементы неизбежно наполняют любое богослужение, поскольку оно имеет дело с предметами, признаваемыми священными. Вспомним знаменитое описание Л. Н. Толстым богослужения: «Богослужение состояло в том, что священник, одевшись в особенную странную и очень неудобную парчовую одежду, вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в чашу с вином…

Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей».

Это описание прекрасно передает фетишистские элементы в христианском богослужении. В основе их лежит не только превратное представление о человеческих действиях, но и о вещах, предметах, явлениях. Кусочки хлеба, чаши, стол, икона, крестики, косточки — все это наделяется сверхъестественными свойствами, все это — необходимый элемент религии и в классовом обществе.

Несомненно, древние представления изменились. Об этих изменениях мы говорили уже выше. Но чтобы проследить их более подробно, надо было бы изложить сначала всю историю религиозной идеологии и культа. Эта задача, разумеется, не может входить в предмет нашего исследования.
http://velsat.net/drevneegipetskij.html
Наука / Религиоведение
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Древнеегипетский фетишизм и христианство

Депрессия

Люди, одновременно страдающие диабетом и подверженные сильным или слабым...
Журнал

Про женский оргазм

Очередной повод для недовольства появился у представительниц прекрасного пола...
Журнал

И верим не любви, а на нее обиде..

Новая рецензия Shrike на 'Оставь меня' angelina: Была у меня такая строчка в...
Журнал

Гиппарх

В истории науки считается, что именно эллин Гиппарх заложил основы научной...
Журнал

Тест памяти

Воспоминания представляют собой нечто вроде мысленного путешествия во времени...
Журнал

Тренинги. Психологические тренинги. Бизнес тренинги

Большого бизнеса без тренингов не бывает, как не бывает нетающего льда. Между...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Какие роли играет личность? Трансформация личности
Научиться говорить...Да