Cинтетический проект Школы-института Единого Знания

Блаватская Е.П

Cинтетический проект Школы-института Единого Знания Наталья Шлемова

ПРОЕКТЫ РАЗНЫХ ЛЕТ...
(С Приложениями...)
Публикуется с сокращениями.

«Не упустим урочный срок, когда молнии
мысли могут дать решение мира. Не просто
предлагаем человечеству мыслить, но осознать астрохимический

момент планеты, когда мысль напряжёт планету,
как химический ингредиент. Впрочем, пока не осмыслено

значение мысленной эманации, до тех пор мысль
будет скользить по лбам скептиков,
но момент не ждёт».
(Е. И. Рерих. Листы дневника. 1927-1928.)

Вместо предисловия.

Опыт показывает, что, как правило, люди и сайты, на которых представлено какое-либо одно Учение одного Учителя, в подавляющем большинстве своем, в силу ментально-духовной незрелости и, вытекающей отсюда, неспособности к СИНТЕЗУ, этим учением и зазомбированы. Они уже больше ничего не вмещают в сознание, отрицают всё, что не есть данное учение, просеивая через него все явления мировой культуры, относясь ко всему настороженно и подозрительно, часто – враждебно, демонстрируя полную неспособность к универсальному взгляду на мир.

В итоге, это рабское следование букве одного учения оборачивается застыванием в развитии его последователей, фанатизмом и ущербностью. Зомбированные сознания неспособны уже творить в потоке все более расширяющейся и утончающейся эволюции. Таким образом, у последователей атрофируется способность к восприятию нового, более сложного движения творящей Мысли.

Это называется «искусом однозначности», который должно преодолеть, чтобы войти в поток творческой Эволюции, оставаясь открытым новому и необычному.

Чем универсальнее наша сущность, тем на более широкий спектр явлений она откликается, не впадая в искус однозначности.

Одно учение только одну грань или аспект Души открывает.

Помните, Е. П.Блаватская говорила, что "Тайная Доктрина" - только один поворот ключа в замке, а их надо сделать семь.

Философско-поэтический синтез самый краткий путь к Душе, как центру человеческого существа.

__________________________________________________________________

Проект научно-философской Школы Живой Этики: Единого Знания

6-ой Расе посвящается

Проект исследовательской Школы Живой Этики собирает всех, кто может включиться в совместную исследовательскую работу по Живой Этике и Тайной Доктрине как единой универсальной философии.

Мы ищем подлинных метафизиков (не по диплому, а по сути) для сотрудничества, философов-эзотериков, которые бы не описывали, а жили в этой Реальности Живого Знания, обладая известной эзотерической (посвятительной) культурой. А также учёных, носителей космического мировоззрения.

В наши планы входит реконструкция единой сакральной Метафизики: трёх основных её этапов – Античность (Пифагор, Парменид, Платон, Плотин и др.), Тайная Доктрина Е. П.Блаватской, Живая Этика. Вот три этапа единой Универсальной Философии Антропокосмизма, описанием и развитием которых Школа будет преимущественно заниматься.

В данный контекст попадают и «Учение Храма», и «Две жизни» К. Антаровой, и русский космизм первой половины ХХ века. Приглашаем к соавторству, если Вам эта идея интересна.

Есть планы в ближайшее семилетие создать духовно-философскую, научно-исследовательскую Школу Живой Этики, действующую по принципу Пифагоровой Школы, разделённой на «математиков» и «акусматиков» (последние популяризируют идеи первых, адаптируя их для массового сознания).

Возможно, пришло время собирать сотрудников-исследователей под единый проект всестороннего не только анализа, но что важно, дальнейшего творческого развития идей Учения. Учение – не догма и подлежит развитию, в целях же эволюции сознания учеников.

Русский мыслитель Лев Шестов правильно заметил, что «дерзновенность важнее адекватности». (Это будет ментальное сотрудничество с Шамбалой группы инициированных исследователей, которые в дальнейшем будут инициировать научную мысль новой эпохи. Следует помнить, что сегодня всё человечество позвано в Шамбалу. ОМ.) Для начала в этой Школе могли бы работать 4-7чел., оптимально, если их будет 12, с философской подготовкой или ориентацией, непременно метафизического склада мышления, т. е. признающего объективное существование трансперсонального сверхсознания, или объективного духа. Носители сверхличного сознания и жизненного принципа.

Первый опыт работы – издание коллективного сборника «Вестник-Гносис Единого Знания (опыт системного анализа и развития)». Каждый участник группового проекта исследует Тайную Доктрину и Живую Этику в своём аспекте, придерживаясь магистральной, в дальнейшем совместно выработанной линии, к примеру, реконструкция сакрального знания, метафизика и эстетика Инобытия (философия Тонких и Дальних Миров), развитие каналов чувствознания как новой познавательной способности и противовес догматизму и консерватизму ортодоксальной науки, т. е. формирование новых научно-философских ориентиров и этико-метафизического базиса гуманитарного знания, сознания и культуры на основе идей космической философии Живой Этики и Универсальной Философии Тайной Доктрины.

Безусловно, в Школе должен быть раздел «Новая («вдохновлённая») Наука Синтеза и Универсализма». Школа не может пройти мимо таких экстраординарных явлений в современной науке (иероявлений) как, например, книги доктора медицины Ф. Батмангхелидж о воде «для тех, кто предпочитает следовать логике природы и простоте в медицине», т. е. мимо альтернативной медицины и науки, изучающей Тонкие энергии, внутреннего человека, духовной психологии самопознания.

Наша задача работать в первую очередь с научным и художественным сознанием. Так будет происходить постепенное осаждение новых идей Шамбалы через группу исследователей-философов. Школа будет иметь свой канал чувствознания. Есть одно условие: каждый из исследователей должен «удерживать» и «слышать» вибрацию Агни Йоги как магистрального пути в Космической эволюции сегодня, т. е. быть учеником.

Я не связываю Живую Этику с Русской православной философией и естествознанием первой трети ХХ века (на мой взгляд, это всего лишь параллельные процессы, не имеющие единого источника инициации), как это делает Л. В. Шапошникова, а нахожу в Живой Этике завершение и кульминацию антично-платонической традиции: это единая мистериальная система.

Философы Античности – Учителя и ученики Шамбалы. (Кстати, сколько упоминаний опять же о Платоне в Дневнике Е. И. Рерих. 1927-1928., вышедшем в Музее Востока в 2006г. Урусвати была и остаётся в духовном сотрудничестве с Платоном.)

Нам интересны контакты на предмет коллективных научно-исследовательских проектов по комплексному, междисциплинарному изучению и развитию Живой Этики как конвергентной, интегральной, универсальной философии нового типа, как метафизической парадигмы новой научно-философской картины мира.

Мы делаем заявку для совместного системного описания и развития Учения Шамбалы в целом (опыт системного анализа): в аспекте космологии, онто-гносеологии, антропологии, психологии, этики, эстетики, социологии, педагогики, медицины и пр. Т. е. такой глобальный труд, который представил бы Живую Этику как космопланетарную парадигму миллениума и методологию научного знания, в первую очередь гуманитарного.

Сегодня вообще необходима реконструкция Единой Универсальной Посвятительной Традиции, Архаического Знания. Необходимо возрождение Метафизики (или «возвращение ангелов в науку», - по М. Фоксу и Р. Шелдрейку). Ведь метафизика – как стихия чистой мысли – есть ни что иное как синтез философии, искусства, науки и религии на почве Единого Знания или метанаука космической эры. Метафизика - сердце Института Мистерий.

Нужно упорядочить, очистить и систематизировать эзотерическую парадигму знания, имеющего источником инициации Шамбалу и только её.

Требуется научное изучение феномена Шамбалы с целью утверждения её Эпохи, утверждения сознания Шамбалы в сознании человечества. Надо сегодня АКТУАЛИЗИРОВАТЬ понятие Шамбалы, ибо ПРИХОД близко. Учителя нуждаются в нашей групповой целенаправленной работе!

Они повторяют: расскажите о Нас, расскажите, на современном уровне, при научном подходе, инициируя научное сознание эпохи. Сегодня всё человечество позвано в Шамбалу...

Насколько своевременно создание такой Школы, с кем и как, возможно, учитывая нашу пространственную разбросанность, на первых порах в качестве научного Альманаха Единого Знания Учения Шамбалы? Если есть у Вас время и желание, давайте обсудим такую Школу. Бросим клич сотрудникам, соберём статьи и хотя бы в Интернет-журнале издадим или приложением к газете «Знамя Майтрейи», либо сборником научных трудов, при условии, что это будут глубокие, философско-метафизические, отличающиеся необычностью и новизной, работы по развитию основ Учения как Метанауки нового Цикла эры Водолея, новой человеческой Расы.

Ученик-исследователь (и экзегетик и диалектик), пишущий на темы Учения, идёт от Текста и изнутри Текста, т. е. подхватывает импульс Текста, продолжая и развивая его дальше, тем самым на новом уровне бытия и сознания (витке спирали) возвращаясь к ТЕКСТУ, раздвигая его границы (сохраняя развивает, развивая совершенствует). А через него – к чистому Бытию – «цветению на Красоте».

Школа может быть международной, но она должна быть русскоязычной. В перспективе центр Школы будет на Сибирской земле. ОМ.

Таким образом нами планируется комплексное исследование Единого Учения Шамбалы как интегральной философской системы нового типа в контексте мировой эзотерической и философской традиции: Сакральной Метафизики Учителей Древности – Пифагора, Парменида, Платона, Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, Плотина – этого единственного наследника великого Платона, и других.

Приглашаем всех желающих принять участие в нашем проекте! Будем рады вашим пожеланиям и замечаниям.

Всего светлого. Всем вам УДАЧИ! Совместной работы на благо Шамбалы!

Сердечно, Наталья Шлемова. 6.08.07. Москва

P. S. Мне могут возразить: “... Не знаю ничего про академию Живой Этики – она Живая Этика – сомневаюсь что возможна, ведь Живая Этика есть не сидение в аудиториях, а реальная работа...».

Что касается Академии Живой Этики, то не надо думать о ней по шаблону. У Платона тоже Академия была. Это эквивалент Ашрама – «осаждение» Ашрама. Новый Мир, как я понимаю, это духотворчество. Иваны стотысячные мне тоже душу греют своей чистотой, потаённой огненностью, но ментальное тело им надо помочь строить: к Буддхи – через Манас, но не через астральное тело путь пролегает.

Академия – не сидение в аудитории ( кстати, для Иванов и оно нужно!), а непрерывная работа с сознанием, ментальным принципом и духовным сердцем. (И в Школе Пифагора тоже не кирпичи клали.) И потом, разве не стоит задача «протянуть провод от Учения к каждой специальности»? Или наука – это не часть жизни! Особенно в век науки, «новое знание приходит через науку», исследующую и ассимилирующую Тонкие энергии.

Соединение Живой Этики с наукой и искусством – одна из главных задач. Сейчас именно косная, по-прежнему вульгарно-материалистическая наука (да РПЦ – гнездо ветхого мышления) препятствует целостному изучению и введению в научный оборот Единого Знания Тайной Доктрины и Живой Этики. А современное бездуховное «искусство» разлагает сознание.

Развитие ментального тела в масштабах человечества (задача 5-ой Расы) – это и развитие научного сознания в духе основ Живой Этики. Конечно, хочется сразу актуализировать задачи 6-Расы... -духовное сердце, но через ступень не перепрыгнешь.

Нужно развитие науки по пути развития чувствознания направить. Соединить науку с Единым Знанием, что даст реальный эволюционный сдвиг. Работа на плане мысли, дисциплины ума очень сложна, требует огромного напряжения и терпения. Время популяризаций осталось позади, сегодня время фундаментальных трудов.

То, что было рано в ХХв., - поздно в ХХI веке. Наука ХХI века должна стоять на позициях иерознания – и на уровне языка и на уровне сознания. Метанаука: Теософия – Живая Этика, -должна стать базисом постнеклассической научной парадигмы. Дальнейший путь науки только через Живую Этику.

ХХI век может быть по праву назван Русским (российским, точнее) веком Агни Йоги.

Жду Ваших предложений!

Дополнения к Проекту Школы.

P. S. Внутренняя задача Школы – включиться в поток Единого Знания Шамбалы посредством его внутреннего осмысления и развития, через самосознательное творчество. Это попытка включиться в магистральное русло посредством совершённого усилия понимания и приращения знания. Это необходимость создания ментальной Группы созвучных сознаний, для которых вибрация Агни Йоги является корневой. Данная Группа создаётся в условиях Земли для работы на Тонких планах и Иных Мирах (точнее это философская Школа-Группа для Венеры, с ярко выраженным эстетическим вектором мышления, синтезом философии и искусства).

В большей степени приращение энерго-информации происходит через абстрактно-символическое мышление. Школа создаётся в проблемной ситуации выбора, в преддверии переходного 2012 года. Школа призвана очистить и обновить Единое Знание от стереотипов и наслоений эпохи «конца и кануна», открыв его новые грани. Ибо усилиями многих профанация Святыни уже произошла. Мы можем прямо сказать, что в руках МЦР Учение стагнирует, превращаясь в закристаллизовавшуюся форму.

Нельзя позволить Живой Этике превратиться в мёртвую догму в руках радетелей-функционеров! Сегодня нужен новый Ориген!

Школа также призвана интегрировать и консолидировать все здоровые и творческие (адогматические) силы в Рериховском движении, сосредоточив их на внутренней работе.

Сегодня также важно объединить всех, кто уже внёс свой творческий вклад в разработку идей Единого Знания для дальнейшего группового взаимодействия, умножающего силы и ускоряющего развитие и внедрение во все сферы жизни Космического мировоззрения.

Пишите нам, мы ждём ваших предложений!

С уважением, Наталья Шлемова. 9.08.07.

PPS. Я преподаю в Педуниверситете и по такому же принципу провожу лекции-беседы по этике со студентами, где все – равноправные участники, без ложно понятой иерархии, держащейся на конъюнктуре. Стою на позициях равноправного сотрудничества, без условностей, догм и суеверий.

Единство раскрывается, на мой взгляд, в полноте индивидуального. Тем более нельзя перешагивать, прикрываясь Идеалами, через судьбы отдельных людей во имя тоталитарного единства, как это делают сегодня служители культа личности из МЦР.

PPPS.
О «социальной» части Проекта пока нет и речи, думаю, это реально только на Венере... Не думаю, что январь 2013 мы с Вами встретим на этом шарике. Посему, Проект – ментальное образование, философская Школа равных, сгармонизированных сознаний, такая Школа=Группа должна оформиться на Земле для работы в Мирах.

Это ментальный канал с Учением – живым Знанием, которое должно передаваться дальше, а не застывать в цитатах. «Там, где двое собрались во Имя Моё, там и Я среди них». В наше время Учителя работают только с Группами, но не с одиночками (конечно, наша Группа м. б. и на Тонком плане).

При этом Школа будет ментальным противовесом-очистителем заражённому очагу МЦР, с его пляской теней. Школа – это коллективный персонифицированный Ориген! Но в целях внутренней работы Школа дистанцируется от социальных процессов конфронтации и «разборок» в современном Рериховском Движении.

Школа – над «поляризацией», вне «конфессий» и поверх «барьеров». И вопросы борьбы за Наследие её не интересуют. Наследие прекрасно работает само по себе, независимо от наложенных на него рук. (Школа – это возрождение Института Мистерий в современной форме Академии Живой Этики. ОМ.)

Далее всё «просто»... До следующего сентября (идеально, если до февраля-марта 2008) 2008г. каждый из участников Проекта пишет свою статью, либо другой жанр: никакой пустопорожней академичности, поверхностного наукообразия, стереотипов и штампов--нафталина вчерашнего дня! – для каждого это – его призыв, исследование-меморандум, концепция, философия сердца (философия Высшего Я), лебединая песня!

- в русле заявленных в проекте тем (можете предложить свою, не менее актуальную тему). Художественные опыты тоже уместны. Собираем, обсуждаем, издаём (для начала в Интернет-журнале, например, или сайт Школы откроем). Необходим прорыв и в мышлении и в языке. Огненное творчество космической эволюции идёт поверх обычности и «запретов».

Если мы в оставшееся время сможем творчески пропускать через свою высшую триаду Учение Теософии - Живой Этики, ментально развивая его и в первую очередь развиваясь сами, то наши ментальные проводники будут готовы и к более сложной Надземной работе.

Мы должны успеть встать «на ноги здесь», чтобы пригодиться Там. Одним словом, я за сверхнапряжение и в первую очередь ментальное - в оставшееся время. Школа – это Сократ, который не давал городу заснуть, будя его своей майевтикой.

Да будет так!
Господь ваш, живи!
АУМ
24.08.07.

(Данный Проект, существующий в форме открытого письма-размышления для единомышленников, открыт и для тех искренних стремящихся к Свету, кто не будет заниматься научной работой, но имеет потребность задавать автору Проекта или другим его сотрудникам вопросы, касающиеся заявленных в Проекте тем. В этом смысле Проект не есть закрытая элитарная форма знания, но многоплановая эволюционная система различных степеней сознания.

Мы не есть эзотерическая Школа, мы метафизическая, исследовательская Школа Живой Этики – ЕДИНОГО ЗНАНИЯ.) Проект будет корректироваться в частностях по ходу Ваших замечаний и предложений.

Всего Светлого! ОМ.

P. S. Данный Проект опубликован (но с купюрами гл. ред. Г. С. Горчакова) в международной культурно-просветительской газете «Знамя Майтрейи» №9 (166) 2007г. (4 октября) на стр. 3. Газета выходит в Томске раз в месяц. Каталог «Почта России», стр. 57.

Также Проект отослан лично Л. В. Шапошниковой, вице-президенту МЦР, 9.01.08. Получено уведомление по электронной почте о прочтении.

* * * *
Продолжение разработок Проекта Школы ЕДИНОГО ЗНАНИЯ

PPPS. 6.09.09.… Понятно, что мы здесь для того, чтобы поддержать, сохранить и развить Культурную Традицию Шамбалы, её последнее Слово – Живую Этику.

Пифагорейцы и платоники 2-го века (Нумений из Апамеи) Платона называли «Моисеем, говорящим по-аттически». Елена Рерих – это Платон, говорящий по-русски. (Или Женский Аспект Майтрейи, единственного преемника Платона, предыдущего Владыки Шамбалы.)

Чтобы Традиция была защищённой необходим институт, культивирующий Учение. По сей день такового в России НЕТ! Хотя есть МЦР, РД, РО и пр.

Пробный камень для входа в Школу – исследования ИЗНУТРИ текстов Первоисточников, с целью развития их положений. Формализовать их нельзя. Формальный подход невозможен.

Развитие института философской школы Живой Этики предполагает не профанацию, а исследовательскую сакрализацию её текстов, подлежащих последовательному прочтению и систематическому толкованию-развитию. Тем самым школа признает приоритет Культурной Традиции Шамбалы и откроет возможность подойти к её правильному пониманию через тексты Живой Этики. Концентрация всех видов научной, духовной, художественной и культурно-просветительской деятельности в пределах одного института школы может оказаться очень действенной.

Наша задача – популяризировать Идеологию Шамбалы, не редуцируя, не упрощая, не профанируя, но корректно-научно-философски развивая. Сегодня недостаточно заниматься только культпросветом. Для этого есть Интернет и галереи в нём.

………………………………………………………………………….......................................................

* * * * * *

Уважаемые Друзья!

Есть идея (пространственная) создания Института Души. Где бы проводились синтетические, духовно-философские и научные исследования проблемы Души-сознания в системе древних знаний, истории философии, эзотерической традиции и современной науке. Где бы изучался феномен ноуменальной реальности, мыслящей Вселенной.

Знания бы собирались, синтезировались, творчески развивались, создавался бы интегративный полидисциплинарный предмет исследования.

Это - и проблемно-тематическая антология, и учебник для школ и ВУЗов, и рациональный трактат, но и Живое знание, постоянно пополняемое и развиваемое.

Именно осознание плана Души является наиболее актуальным для современного человека, ибо он стоит на пороге Тонких миров. Сегодня нужна универсальная научная методология сознательного общения с Мыслящим Универсумом.

Вектор эволюции направлен в те планы, которые и являются для Души собственными. Душа на её собственном плане - это ментальные уровни Тонких миров.

Таково мое предложение по интеграции усилий в целях философско-прикладной реконструкции и актуализации аспекта Души-сознания как ментального ядра личности. Это и есть проблема Человека в современном мире: на пороге Космической эволюции.

Таким образом, это и будет работа по восстановлению ментального ядра нации, шире, земнопланетарного субъекта. Интегративный аспект Души-сознания есть базовый принцип и алгоритм ускорения земной эволюции планетарного человечества, согласования её с планами Космоса, путь выхода из системного цивилизационного кризиса.

Такова идея данного проекта. (В некотором смысле данный проект Института Души является продолжением проекта Школы Единого Знания, 2007г.) Идеологическим стрежнем проекта-лаборатории является научно-философское Учение Живой Этики – «философии космической реальности».

Педагогический отдел Института Души предполагает диалогический метод в системе образования, где бы молодежь учили мыслить, понимать смыслы в процессе герменевтических процедур работы с текстами Первоисточников.

Убеждена, Россию бы спасли духовно-философские, научные школы по образцу философских школ Древней Греции, где в школе Мысли готовили молодежь для справедливого управления государством.

Жду Ваших предложений!
С уважением,
Н. А. Шлемова
2.11.09. Москва

PS. Да, проще не генерировать новые Пространственные идеи, вообще их не иметь! Но только они и меняют конфигурацию пространства, напитывая его Мыслью. Как свидетельствует история, только Утопии пассионарны и двигают эволюцию, а результаты рельефны позднее.

P. S. Предполагается базовое исследование «Космос открытой Души: новые знания о Космосе и человеке на пороге Космической Эволюции», которое ляжет в основание Института-Школы. АОУМ.

* * * * * *

ПРОЕКТ 2001 года
Данный Проект-2001 года можно рассматривать как мыслеформу для Тонких планов, равно и как спираль оповещения.

Международная Лига Культуры — исполнительный Орган Плана Х. – М., Международный координационный Транскультурный Центр (Институт связи с Иерархией Света «Универсум»). Институт Культуры Общения с Высшим Миром.

Приоритетные направления (отделы) работы:

1. Связь с наукой, координация РАН. («Именно под знаком соединения с наукой древнее Учение сольется и станет ее частью» ГАЙ. Т. XIII, §250). Опора на ИФ РАН, Институт Искусствознания, Институт Психологии. Открытие сектора Эзотерической Философии и Живой Этики в ИФ РАНе.

2. Связь с Искусством, Вестником Высших миров, инструментом самопознания. Разработка Новой Практической Эстетики Огня! Внедрение ее принципов и методов в художественную практику Нового Искусства Духа.

3. Создание под эгидой Лиги Института Новых Образовательных Систем, разрабатывающих принципы и методы Воспитания огненных качеств сознания на основах Учения Живой Этики, начиная с дошкольного обучения. Педагогика в системе Живой Этики.

А) Много- системные программы обязательного преподавания Живой Этики во всех воспитательных и образовательных учреждениях, в том числе и по театральному принципу.

4. Многоотраслевое изучение Живой Этики в применении ко всем отраслям науки на уровне Институтов РАН. Создание новых Научно-Этических концепций на базе Учения Жизни. Внедрение их в производство по принципу экологии сознания.

5. Трансплантация Универсальных Законов Космоса в Конституционный кодекс страны.

Принятие Единой Научно-Философской картины мира в соответствии с Космической Эволюцией человека в Новой Эпохе в свете Единого Учения Жизни.

6. Создание на базе Института парапсихологии Института Психической Энергии.

7. Создание на базе лиги — «Акрополя Культуры» — синтетического экспериментального центра слияния искусства, философии и науки, рождающего новые формы жизни и Красоты.

8. Развитие и распространение Новой Философии Культуры — как развитие Основ Практической Этики Нового Мира, утверждающей Энергетическое Единство Вселенной.

9. Добиться на международном уровне, чтобы Учение Живой Этики стало, повсеместно в мире, официально принятой государственной и космопланетарной Философией и Идеологией, Духовно-практической Планетарной политикой, Рычагом Энергетического Мировоззрения как факта жизни и природы. Законом Единой Жизни на Земле.

Таким образом, Лига Культуры должна ассимилировать в себе и полномочия ООН, являясь генератором Духовно-философской и научно-практической мысли Новой Эпохи.

PS. Лига Культуры в России — Принцип и место, условие и инструмент Прихода Матери Мира на Землю.

В итоге Лига Культуры будет трансформирована в конце цикла в Институт Межпланетного и межсистемного Общения — Полномочный и Действительный Представитель Земли в Метагалактическом Союзе.

АКАДЕМИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВСЕМИРНОЙ ЛИГИ КУЛЬТУРЫ СИНТЕЗА:
1. Подготовка человечества к Великому Приходу: Огненному переустройству мира.

А) Расширение и утончение сознания человечества посредством духовного просвещения и духовного самоусовершенствования. Принятие Учения Живой Этики в качестве универсальной мировоззренческой парадигмы миллениума.

Б) Создание духовно-практических условий и помощь в работе и изменении энергетических центров человека; стимуляция их огненной трансмутации на пути Йоги. Посвящение на путь Агни-Йоги («Йога есть путь жизни, Йога и есть тропа, ведущая в жизнь» (М. М.)).

В) Создание условий для выявления и утверждения природы человека качества уплотненного астрала.

Г) Стимуляция построения Огненного тела в людях 5-ой Расы: «В прошлом все сожжено для Огненной Йоги».

2. Ускоренное активное строение ментального тела человечества в массовом масштабе. Создание Института Эзотерической философии.

3. Полная реализация духовно-творческого начала в человеке в деле активного строительства Новых форм Единой жизни в Новом Мире, который идет.

4. Подготовка человечества к принятию и ассимилированию огненных волн Пространства и Новых Космических Лучей. Возжжение огней сердца к Часу Огненного Крещения планеты.

5. Утверждение Науки Контакта с Новыми Мирами. Осуществление сотрудничества и кооперации Миров на Земле.

6. Утверждение новых понятий Космического значения в жизни, Необычности и Красоты как Принципа реализации Духовной Воли. Утверждение сознания Энергетического Всеединства Вселенной на Земле.

7. Утверждение Науки Созвучий и соответствий вибраций человека Нового Мира с вибрациями Учителей Шамбалы, Космических Иерархов. Принятие, осознание, ассимилирование сердцем и утверждение в новых формах жизни на Земле Луча Майтрейи — Владыки Идущего Цикла.

8. Утверждение Служения Эволюции Вселенского Человечества.

9. Ускорение Эволюции Женщины как носительницы Тонких Энергий.

ПУТИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА “АШРАМ МАЙТРЕЙИ”

ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Лекционная (Конференции, Конгрессы, Саммиты, семинары, круглые столы, выставки и концерты).

2. Научно-исследовательская.
3. Художественно-практическая.
4. Духовно-практическая.
5. Гуманитарно-организационная.
6. Культурно-просветительная.
7. Производственно-деловая.
8. Воспитательная.
9. Посвятительная.
10. Социальная работа.

Цель — собрать в один фокус объединения и практической реализации все эволюционные силы Нового Мира.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АКАДЕМИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ, их 40, в том числе:

1. Институт Эзотерической Философии.
2. Институт сравнительного анализа мировых религий.

3. Лаборатория Новой Науки универсализма и синтеза, исследующей воздействия Тонких энергий на человека и Внутреннего человека, различные уровни и состояния материи.

4. Сектор Восточной философии.
5. Лаборатория астрохимии: химизм Лучей и Светил.
6. Лаборатория астрологии Души.
7. Лаборатория сношений с Дальними Мирами.
8. Журнал «Вестник Академии Живой Этики».
9. Лаборатория синтеза Искусств. Искусства как способа познания Высших Миров.

10. Институт материнства и детства. Ускоренного развития Женщины.

11. Театр-Храм Мистерий.
12. Институт Сердца.
И многое другое.

ГОСПОДЬ ВАШ, ЖИВИ! АОУМ.
Н. А.Шлемова Июнь, 2001год. Москва

(Продолжение следует)

***********************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
[Библиотека "Вехи"]

П. Я.Чаадаев
ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА*

ПИСЬМО ПЕРВОЕ

Adveniat regnum tuurn
Да приидет царствие твое [1]

Сударыня.
Прямодушие и искренность именно те черты, которые я в вас более всего люблю и ценю. Судите же сами, как меня должно было поразить ваше письмо [2]. Эти самые любезные свойства ваши и очаровали меня при нашем знакомстве, они-то и побудили меня заговорить с вами о религии. Все вокруг вас призывало меня к молчанию.

Повторяю, посудите каково же было мое удивление при получении вашего письма. Вот все, что я имею вам сказать, сударыня, по поводу выраженных там предположений об оценке мною вашего характера. Не будем говорить более об этом и прямо перейдем к существенной части вашего письма.

И, прежде всего, откуда в вашем уме берется это смятение, до того вас волнующее и утомляющее, что оно, по вашим словам, отражается и на здоровье? Неужели это печальное следствие наших бесед? Вместо успокоения и мира, которое должно было бы внести пробужденное в сердце чувство, оно вызвало тревогу, сомнения, чуть ли не угрызения совести.

Впрочем, чему удивляться? Это естественное следствие того печального положения вещей, которому подчинены у нас все сердца и все умы. Вы просто поддались действию сил, которые приводят у нас в движение все, начиная с самых высот общества и кончая рабом, существующим лишь для утехи своего владыки.

Да и как могли бы вы этому противиться? Те самые свойства, которыми вы выделяетесь из толпы, должны сделать вас тем более подверженной вредному воздействию воздуха, которым вы дышите. Среди всего окружающего вас, могло ли сообщить устойчивость вашим идеям то немногое, что мне было позволено вам поведать? Мог ли я очистить атмосферу, в которой мы живем?

Последствия я должен был предвидеть, да я их и предвидел. Отсюда частые умолчания, мешавшие убеждениям проникнуть вам в душу и вводившие вас, естественно, в заблуждение. И если бы только я не был уверен, что религиозное чувство, пробужденное хотя бы частично в чьем-либо сердце, какие бы оно ни причиняло ему муки, все же лучше полного его усыпления, мне бы пришлось раскаиваться в своем усердии.

Тем не менее, я надеюсь, что облака, омрачающие сейчас ваше небо, однажды превратятся в благодатную росу и она оплодотворит семя, брошенное в ваше сердце; и произведенное на вас действие нескольких ничего не стоящих слов служит мне верной порукой более значительных результатов, их непременно вызовет в будущем работа вашего собственного сознания.

Смело ввертесь, сударыня, волнениям, вызываемым в вас мыслями о религии: из этого чистого источника могут вытекать только чистые чувства.

По отношению к внешним условиям вам пока достаточно знать, что учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной передачи истины в непрерывном преемстве ее служителей, только и может быть самым согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается всецело в идее слияния всех, сколько их ни есть в мире, нравственных сил – в одну мысль, в одно чувство и в постепенном установлении социальной системы или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей.

Всякое иное учение, вследствие одного уже отпадения от учения первоначального, далеко отталкивает от себя возвышенное обращение Спасителя: «Молю тебя, Отче, да будут они одно, как мы одно» [3] и не желает водворения царства божьего на земле. Но отсюда совсем еще не следует, что вы обязаны провозглашать во всеуслышание эту истину перед лицом земли: конечно, не таково ваше призвание.

То самое начало, из которого эта истина исходит, обязывает вас, напротив, при вашем положении в свете, видеть в ней только внутренний светоч вашей веры – и ничего более. Я почитаю за счастье, что способствовал обращению ваших мыслей к религии, но я почувствовал бы себя очень несчастным, сударыня, если бы вместе с тем вызвал замешательство в вашем сознании, которое, со временем, не могло бы не охладить вашей веры.

Я вам, кажется, как-то сказал, что лучшее средство сохранить религиозное чувство – это придерживаться всех обычаев, предписанных церковью. Такое упражнение в покорности важнее, чем обыкновенно думают; и то, что его налагали на себя продуманно и сознательно величайшие умы, является настоящим служением Богу. Ничто так не укрепляет разум в его верованиях, как строгое выполнение всех относящихся к ним обязанностей.

Впрочем, большинство обрядов христианской религии, проистекающее из высшего разума, является действенной силой для каждого, способного проникнуться выраженными в них истинами. Есть только одно исключение из этого правила, имеющего безусловный характер, – а именно, когда обретаешь в себе верования более высокого порядка, нежели те, которые исповедуют массы, верования, возносящие душу к тому самому источнику, из коего проистекают все убеждения, причем верования эти нисколько не противоречат народным, а, напротив, их подтверждает; в таком случае, но единственно в этом, позволительно пренебречь внешней обрядностью, чтобы свободнее посвятить себя более важным трудам.

Но горе тому, кто принял бы иллюзии своего тщеславия или заблуждения своего разума за необычайное озарение, освобождающее от общего закона. А вы, сударыня, не всего ли лучше облечься в одежды смирения, столь приличные вашему полу? Поверьте, это лучше всего сможет успокоить смущение вашего духа и внести мир в ваше существование.

Да даже и с точки зрения светских взглядов, скажите, что может быть естественнее для женщины, развитый ум которой умеет находить прелесть в научных занятиях и серьезных размышлениях, чем сосредоточенная жизнь, посвященная главным образом религиозным помыслам и упражнениям? Вы говорите, что при чтении книг ничто так не действует на ваше воображение, как картины мирных и вдумчивых существований, которые подобно прекрасной сельской местности на закате дня вносят мир в душу и вырывают нас на мгновение из тягостной или бесцветной действительности.

Но ведь это вовсе не фантастические картины: только от вас зависит осуществление одного из этих пленительных вымыслов. Вы имеете все необходимое для этого. Как видите, я вовсе не проповедую вам мораль слишком строгую: в ваших же вкусах, в самых приятных грезах вашего воображения я ищу то, что может внести мир в вашу душу.

В жизни есть обстоятельства, относящиеся не к физическому, а к духовному бытию; пренебрегать ими не следует; есть режим для души, как есть режим и для тела: надо уметь ему подчиниться. Я знаю, что это старая истина, но у нас она, кажется, имеет всю ценность новизны. Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых.

Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия.

Впрочем, то, что издавна составляет самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение. И, к примеру сказать, вы, сударыня, столь счастливо одаренная для восприятия всего доброго и истинного на свете, вы, как бы созданная для испытания всех самых сладостных и чистых душевных наслаждений, чего вы, спрашивается, достигли при всех этих преимуществах? Вам все еще приходится разыскивать, чем бы наполнить даже не жизнь, а только текущий день.

Впрочем, вы совсем лишены того, что создает необходимые рамки жизни, естественно вмещающие в себя повседневные события, а без них так же невозможно здоровое нравственное существование, как без свежего воздуха невозможно здоровое состояние физическое. Вы понимаете, дело пока еще не идет ни о нравственных принципах, ни о философских положениях, а просто о благоустроенной жизни, об этих привычках, об этих навыках сознания, которые придают уют уму и душе, непринужденность, размеренное движение.

Взгляните вокруг. Разве что-нибудь стоит прочно? Можно сказать, что весь мир в движении. Ни у кого нет определенной сферы деятельности, нет хороших привычек, ни для чего нет правил, нет даже и домашнего очага, ничего такого, что привязывает, что пробуждает ваши симпатии, вашу любовь; ничего устойчивого, ничего постоянного; все течет, все исчезает, не оставляя следов ни во-вне, ни в вас.

В домах наших мы как будто определены на постой; в семьях мы имеем вид чужестранцев; в городах мы похожи на кочевников, мы хуже кочевников, пасущих стада в наших степях, ибо те более привязаны к своим пустыням, нежели мы к нашим городам. И не подумайте, что это пустяки. Бедные наши души! Не будем прибавлять к остальным нашим бедам еще и ложного представления о самих себе, не будем стремиться жить жизнью чисто духовной, научимся благоразумно жить в данной действительности.

Но поговорим сначала еще немного о нашей стране, при этом мы не отклонимся от нашей темы. Без этого предисловия вы не сможете понять, что я хочу Вам сказать.

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. Люди в такое время скитаются по свету и дух их блуждает. Это пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. Они тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для грядущих поколений. Все общества прошли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотворные идеи.

В этом и состоят необходимые общественные устои. Без этого они не сохранили бы в своей памяти ничего, что можно было бы полюбить, к чему пристраститься, они были бы привязаны лишь к праху земли своей. Эта увлекательная эпоха в истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их зрелого возраста.

Мы, напротив, не имели ничего подобного. Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, – вот печальная история нашей юности. Поры бьющей через край деятельности, кипучей игры нравственных сил народа – ничего подобного у нас не было.

Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была наполнена тусклым и мрачным существованием без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемом только рабством. Никаких чарующих воспоминаний, никаких пленительных образов в памяти, никаких действенных наставлений в национальной традиции. Окиньте взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и картинно.

Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. И если мы иногда волнуемся, то не в ожидании или не с пожеланием какого-нибудь общего блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица.

Настоящее развитие человеческого существа в обществе еще не началось для народа, пока жизнь не стала в нем более упорядоченной, более легкой, более приятной, чем в неопределенности первой поры. Пока общества еще колеблются без убеждений и без правил даже и в повседневных делах и жизнь еще совершенно не упорядочена, как можно ожидать созревания в них зачатков добра?

Пока это все еще хаотическое брожение предметов нравственного мира, подобное тем переворотам в истории земли, которые предшествовали современному состоянию нашей планеты в ее теперешнем виде [4]. Мы до сих пор еще в таком положении.

Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, на что могла бы опереться наша мысль; выделенные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода.

А между тем именно на них основана жизнь народов; именно из этих идей вытекает их будущее и происходит их нравственное развитие. Если мы хотим подобно другим цивилизованным народам иметь свое лицо, необходимо как-то вновь повторить у себя все воспитание человеческого рода. Для этого мы имеем историю народов и перед нами итоги движения веков.

Без сомнения, эта задача трудна и одному человеку, пожалуй, не исчерпать столь обширного предмета; однако, прежде всего надо понять в чем дело, в чем заключается это воспитание человеческого рода и каково занимаемое нами в общем строе место.

Народы живут только сильными впечатлениями, сохранившимися в их умах от прошедших времен, и общением с другими народами. Этим путем каждая отдельная личность ощущает свою связь со всем человечеством.

В чем заключается жизнь человека, говорит Цицерон [5], если память о протекших временах не связывает настоящего с прошлым? Мы же, явившись на свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, оставленных еще до нашего появления. Необходимо, чтобы каждый из нас сам пытался связать порванную нить родства.

То, что у других народов является просто привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать в свои головы ударом молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной.

У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний.

Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т. е. по линии, не приводящей к цели. Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся их душа вне их. Таковы же и мы.

Народы – существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают вена, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру.

Конечно, не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретем [6] себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?

Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира и слово это значилось в публичном праве.

Помимо общего всем характера, каждый из народов этих имеет свой особый характер, но все это только история и традиция. Они составляют идейное наследие этих народов. А каждый отдельный человек обладает своей долей общего наследства, без труда, без напряжения подбирает в жизни рассеянные в обществе знания и пользуется ими. Проведите параллель с тем, что делается у нас, и судите сами, какие элементарные идеи мы можем почерпнуть в повседневном обиходе, чтобы ими так или иначе воспользоваться для руководства в жизни?

И заметьте, что речь идет здесь не об учености, не о чтении, не о чем-то литературном или научном, а просто о соприкосновении сознаний, о мыслях, которые охватывают ребенка в колыбели, окружают его среди игр, которые нашептывает, лаская, его мать, о тех, которые в форме различных чувств проникают до мозга его костей вместе с воздухом, которым он дышит, и которые образуют его нравственную природу ранее выхода в свет и появления в обществе.

Хотите знать, что это за мысли? Это мысли о долге, справедливости, праве, порядке. Они происходят от тех самых событий, которые создали там общество, они образуют составные элементы социального мира тех стран. Вот она, атмосфера Запада, это нечто большее, чем история или психология, это физиология европейского человека. А что вы видите у нас?

Не знаю, можно ли вывести из сказанного сейчас что-либо вполне бесспорное и построить на этом непреложное положение; но очевидно, что на душу каждой отдельной личности из народа должно сильно влиять столь странное положение, когда парод этот не в силах сосредоточить своей мысли на каком ряде идей, которые постепенно развертывались в обществе и понемногу вытекали одна из другой, когда все его участие и общем движении человеческого разума сводится к слепому, поверхностному, очень часто бестолковому подражанию другим народам.

Вот почему, как Вы можете заметить, всем нам не хватает какой-то устойчивости, какой-то последовательности в уме, какой-то логики. Силлогизм Запада нам незнаком. В лучших головах наших есть нечто, еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу. В природе человека теряться, когда он не находит способа связаться с тем, что было до него и что будет после него; он тогда утрачивает всякую твердость, всякую уверенность; не руководимый ощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в мире.

Такие растерянные существа встречаются во всех странах; у нас это общее свойство. Тут вовсе не то легкомыслие, в котором когда-то упрекали французов и которое, впрочем, было не чем иным, как легким способом постигать вещи, что не исключало ни глубины, ни широты ума, вносило столько прелести и обаяния в обращение; тут беспечность жизни без опыта и предвидения, не имеющая отношения ни к чему, кроме призрачного существования личности, оторванной от своей среды, не считающейся ни с честью, ни с успехами какой-либо совокупности идей и интересов, ни даже с родовым наследием данной семьи и со всеми предписаниями и перспективами, которые определяют и общественную и частную жизнь в строе, основанном на памяти о прошлом и на тревоге за будущее.

В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособлено и все там шатко и неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее отличие народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы. В чужих краях, особенно на Юге, где люди так одушевлены и выразительны, я столько раз сравнивал лица своих земляков с лицами местных жителей и бывал поражен этой немотой наших лиц.

Иностранцы ставили нам в заслугу своего рода беспечную отвагу, особенно замечательную в низших классах народа; но имея возможность наблюдать лишь отдельные черты народного характера, они не могли судить о нем в целом. Они не заметили, что то самое начало, которое делает нас подчас столь отважными, постоянно лишает нас глубины и настойчивости.

Они не заметили, что свойство, делающее нас столь безразличными к превратностям жизни, вызывает в нас также равнодушие к добру и злу, ко всякой истине, ко всякой лжи, и что именно это и лишает нас тех сильных побуждений, которые направляют нас на путях к совершенствованию; они не заметили, что именно вследствие такой ленивой отваги.

Даже и высшие классы, как ни прискорбно, не свободны от пороков, которые у других свойственны только классам самым низшим; они, наконец, не заметили, что если мы обладаем некоторыми достоинствами народов молодых и отставших от цивилизации, то мы не имеем ни одного, отличающего народы зрелые и высококультурные.

Я, конечно, не утверждаю, что среди нас одни только пороки, а среди народов Европы одни добродетели, избави Бог. Но я говорю, что для суждения о народах надо исследовать общий дух, составляющий их сущность, ибо только этот общий дух способен вознести их к более совершенному нравственному состоянию и направить к бесконечному развитию, а не та или другая черта их характера.

Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества. Непосредственно они не размышляют. Среди них имеется известное число мыслителей, которые за них думают, которые дают толчок коллективному сознанию нации и приводят ее в движение. Незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует, в итоге же получается общее движение.

Это справедливо для всех народов земли; исключение составляют только некоторые одичавшие расы, которые сохранили из человеческой природы один только внешний облик. Первобытные народы Европы, кельты, скандинавы, германцы, имели своих друидов [7], своих скальдов [8], своих бардов [9], которые на свой лад были сильными мыслителями.

Взгляните на народы северной Америки, которых искореняет с таким усердием материальная цивилизация Соединенных Штатов: среди них имеются люди, удивительные по глубине. А теперь, я вас спрошу, где наши мудрецы, где наши мыслители? Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?

А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы – воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой.

Отказывая нам в своем благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ни чему нас научить. Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.

Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды; мы не дали себе труда ничего создать в области воображения и из того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую внешность и бесполезную роскошь.

Удивительное дело! Даже в области той науки, которая все охватывает, наша история ни с чем не связана, ничего не объясняет, ничего не доказывает. Если бы орды варваров, потрясших мир, не прошли прежде нашествия на Запад по нашей стране, мы едва были бы главой для всемирной истории. Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера. Когда-то великий человек [10] вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы приохотить к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись.

В другой раз другой великий монарх [11], приобщая нас к своему славному назначению, провел нас победителями от края до края Европы [12]; вернувшись домой из этого триумфального шествия по самым просвещенным странам мира, мы принесли с собой одни только дурные идеи и гибельные заблуждения, последствием которых было неизмеримое бедствие, отбросившее нас назад на полвека [13]. В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс.

Одним словом, мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном порядке. Я не перестаю удивляться этой пустоте, этой удивительной оторванности нашего социального бытия. В этом, наверное, отчасти повинна наша непостижимая судьба. Но есть здесь еще, без сомнения, и доля человеческого участия, как во всем, что происходит в нравственном мире.

Спросим снова историю: именно она объясняет народы.

В то время, когда среди борьбы между исполненном силы варварством народов Севера и возвышенной мыслью религии воздвигалось здание современной цивилизации, что делали мы? По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов. Только что перед тем эту семью похитил у вселенского братства один честолюбивый ум [1]; и мы восприняли идею в столь искаженном людской страстью виде.

В Европе все тогда было одушевлено животворным началом единства. Все там из него происходило, все к нему сходилось. Все умственное движение той поры только и стремилось установить единство человеческой мысли, и любое побуждение исходило из властной потребности найти мировую идею, эту вдохновительницу новых времен. Чуждые этому чудотворному началу, мы стали жертвой завоевания. И когда, затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями, расцветшими за это время среди наших братьев на Западе, мы оказались отторгнутыми от общей семьи, мы подпали рабству, еще более тяжкому, и притом освященному самим фактом нашего освобождения.

Сколько ярких лучей тогда уже вспыхнуло среди кажущегося мрака, покрывающего Европу. Большинство знаний, которыми ныне гордится человеческий ум, уже угадывалось в умах; характер нового общества уже определился и, обращаясь назад к языческой древности, мир христианский снова обрел формат прекрасного, которых ему еще недоставало.

До нас же, замкнувшихся в нашем расколе, ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было никакого дела до великой всемирной работы. Выдающиеся качества, которыми религия одарила современные народы и которые в глазах здравого смысла ставят их настолько выше древних, насколько последние выше готтентотов или лопарей; эти новые силы, которыми она обогатила человеческий ум; эти нравы, которые под влиянием подчинения безоружной власти стали столь же мягкими, как ранее они были жестоки, – все это прошло мимо нас.

Вопреки имени христиан, которое мы носили, в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места. Весь мир перестраивался заново, у нас же ничего не созидалось: мы по-прежнему ютились в своих лачугах из бревен и соломы.

Словом, новые судьбы человеческого рода не для нас свершались. Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства.

Я вас спрашиваю: не нелепость ли господствующее у нас предположение, будто этот прогресс народов Европы, столь медленно совершившийся и притом под прямым и явным воздействием одной нравственной силы, мы можем себе сразу усвоить, даже не потрудившись узнать, как он совершился?

Ничего не понимают в христианстве те, которые не замечают в его чисто исторической стороне, составляющей столь существенную часть вероучения, что в ней до некоторой степени заключается вся философия христианства, так как именно здесь обнаруживается, что оно сделало для людей и что ему предстоит сделать для них в будущем. В этом смысле христианская религия раскрывается не только как система нравственности, воспринятая в преходящих формах человеческого разума, но еще как божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире, так что ее видимое проявление должно служить нам постоянным поучением.

В этом и заключается собственный смысл догмата, выраженного в символе веры единой вселенской церкви [14].

В мире христианском все должно непременно способствовать установлению совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле. В противном случае дела опровергли бы слова Спасителя. Он бы не был среди своей церкви до скончания веков. Новый строй – царство Божье, который должен наступить благодаря искуплению, – не отличался бы от старого строя, – от царства зла, – который должен быть искуплением искоренен, и мы снова остались бы с этим воображаемым свойством непременного совершенствования, о котором мечтает философия и которое опровергается на каждой странице истории: это пустое возбуждение ума, которое удовлетворяет лишь потребностям материального бытия и которое, если и поднимает человека на некоторую высоту, то всегда лишь с тем, чтобы низвергнуть его в еще более глубокую пропасть.

Но разве мы не христиане, скажете вы, и разве нельзя быть цивилизованным не по европейскому образцу? Да, мы без всякого сомнения христиане, но не христиане ли и абиссинцы? И можно быть, конечно, цивилизованным иначе, чем в Европе; разве не цивилизована Япония, да еще и в большей степени, чем Россия, если верить одному из наших соотечественников [15]?

Но разве вы думаете, что в христианстве абиссинцев и в цивилизации японцев осуществлен тот порядок вещей, о котором я только что говорил и который составляет конечное назначение человеческого рода? Неужели вы думаете, что эти нелепые отступления от божеских и человеческих истин низведут небо на землю?

Христианство обладает двумя легко различимыми функциями. Во-первых, действием на индивидуальное, во-вторых, действием на общее сознание. В верховном разуме то и другое естественно сливается и приводит к одной и той же цели. Но наш ограниченный взгляд не в силах охватить все время, в которое осуществляются вечные предначертания божественной мудрости.

Нам необходимо различать божественное действие, проявляющееся в данное время в жизни человека, от того действия, которое проявляется лишь в бесконечности. В день окончательного завершения дела искупления все сердца и все умы составят лишь одно чувство и лишь одну мысль, и падут все стены, разделяющие народы и вероисповедания.

Но в настоящее время каждому важно знать свое место в общем строе призвания христиан, т. е. знать, каковы те средства, которые он находит в себе и вокруг себя, для того, чтобы сотрудничать в достижении цели, стоящей перед всем человеческим обществом в целом.

Непременно должен быть, следовательно, особенный круг идей, в пределах которого идет брожение умов в том обществе, где цель эта должна осуществиться, т. е. там, где идея откровения должна созреть и достигнуть всей своей полноты. Этот круг идей, эта нравственная сфера неизбежно обусловливают особый образ жизни и особую точку зрения, которые, хотя могут и не совпадать у разных народов, однако по отношению к нам, как и по отношению ко всем неевропейским народам, создают одну и ту же особенность и поведении, как следствие той огромной духовной работы в течение восемнадцати веков, в которой участвовали все страсти, все интересы, все страдания, все воображения, все усилия разума.

Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы они сейчас ни делали, каждый по-своему, они все же постоянно сходятся на одном и том же пути. Чтобы понять семейное сходство в развитии этих народов, не надо даже изучать историю: читайте только Тасса [16] и вы увидите все народы распростертыми у подножия стен Иерусалима.

Вспомните, что в течение пятнадцати веков у них был только один язык при обращении к Богу, только один нравственный авторитет, только одно убеждение; вспомните, что в течение пятнадцати веков в один и тот же год, в один и тот же день, в один и тот же час, в одних и тех же выражениях они возносили свой голос к Верховному Существу, прославляя его в величайшем из его благодеяний: дивное созвучие, в тысячу раз более величественное, чем все гармонии физического мира.

После этого ясно, что если та сфера, в которой живут европейцы и которая одна лишь может привести род человеческий к его конечному назначению, есть результат влияния, произведенного на них религией, и ясно, что если слабость наших верований или несовершенство нашего вероучения удерживали нас вне этого всеобщего движения, в котором социальная идея христианства развилась и получила определенное выражение, а мы были отнесены к числу народов, которым суждено использовать воздействие христианства во всей силе лишь косвенно и с большим опозданием, то необходимо стремиться всеми способами оживить наши верования и наше воистину христианское побуждение, ибо ведь там все совершило христианство.

Так вот что я имел в виду, говоря о необходимости снова начать у нас воспитание человеческого рода.

Вся история нового общества происходит на почве убеждений. Значит, это настоящее воспитание. Утвержденное с самого начала на этой основе, новое общество двигалось вперед лишь под влиянием мысли. Интересы в нем всегда следовали за идеями и никогда им не предшествовали. В этом обществе постоянно из убеждений создавались интересы, никогда интересы не вызывали убеждений.

Все политические революции были там по сути революциями нравственными. Искали истину и нашли свободу и благоденствие. Только так объясняется исключительное явление нового общества и его цивилизации; иначе в нем ничего нельзя было бы понять.

Религиозные гонения, мученичества, распространение христианства, ереси, соборы: вот события, заполняющие первые века. Все достижения данной эпохи, не исключая и вторжения варваров, целиком связываются с младенческими усилиями нового духа. Образование иерархии, сосредоточение духовной власти и продолжение распространения религии в странах севера – вот чем была наполнена следующая эпоха.

Наступает затем высший восторженный подъем религиозного чувства и упрочение духовной власти. Философское и литературное развитие сознания и улучшение нравов под влиянием религии заканчивают эту историю, которую можно назвать священной, подобно истории древнего избранного народа. Наконец, и нынешнее состояние обществ определяется религиозной реакцией, новым толчком, сообщенным человеческому духу религией.

Итак, главный, можно сказать единственный интерес у новых народов заключался лишь в убеждении. Все интересы – материальные, положительные, личные – поглощались этим интересом.

Я знаю, вместо преклонения перед таким чудесным порывом человеческой природы к возможному совершенству, его называли фанатизмом и суеверием. Но что бы там ни говорили, судите сами, какое глубокое впечатление должно было оставить на характере этих народов социальное развитие, целиком вызванное, как в добре, так и во зле, одним чувством. Пускай поверхностная философия сколько угодно шумит по поводу религиозных войн, костров, зажженных нетерпимостью; что касается нас, мы можем только завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в этих кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, какого мы не можем себе даже и представить, а не то что перенестись туда телом и душою, как мы на это притязаем.

Повторю еще раз: разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей на протяжении столетий; все является результатом того продолжительного сцепления актов и идей, которым создано теперешнее состояние общества, и вот, между прочим, тому пример.

Народ, личность которого ярче всех обозначилась, учреждения которого всегда более отражают новый дух, – англичане, – собственно говоря, не имеют истории, помимо церковной. Последняя их революция [17], которой они обязаны своей свободой и процветанием, а также и вся последовательность событий, приведших к этой революц
shlemovana@mail.ru – Н.А. Шлемовой. Страница автора на Проза.ру/ http://www.proza.ru/avtor/majtri
Учения / Теософия
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Cинтетический проект Школы-института Единого Знания

  • Тестовое сообщение для администрации сайте " Дом Солнца" для устранения бага, прошу автора страницы не удалять.
     

По теме Cинтетический проект Школы-института Единого Знания

Виртуальная церковь

Зайди в церковь, вознеси молитву и зажги свечу, не отрываясь от монитора...
Журнал

Вагинальная инфекция

Вагинальная инфекция проявляется в виде таких неприятных симптомов как зуд...
Журнал

Самые красивые люди планеты

Самые красивые люди планеты... Невозможно представить Турин, столицу Зимней...
Журнал

Страх смерти

Мы все умрём, как это ни печально. Некоторые из нас смерти боятся очень сильно...
Журнал

Бабье лето

14 сентября отмечают день Семена-летопроводца - начало "бабьего лета" по...
Журнал

Бермудский треугольник

Бермудский треугольник - легендарная область Атлантического океана между Пуэрто...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Болезни тела человека как средство баланса