Буржуазный атеизм нового времени

Интернет

Буржуазный атеизм нового времени Новое время, время буржуазных революций (XVII— XIX вв.), вызвало к жизни расцвет атеистических учений. Впервые буржуазия выступила на историческую арену как самостоятельная сила, ведущая за собой огромные массы крестьянства и плебейские слои города. Ее исторический оптимизм, уверенность в победе над феодализмом ярко отразились в атеистических учениях.

Социальная база атеизма в период буржуазных революций расширилась, поскольку в революционное движение вовлекались широкие народные массы.

Именно активность третьего сословия питала радикальный атеизм французских материалистов. Не случайно эти взлеты атеистической мысли связаны с бурными буржуазно-демократическими движениями — революцией 1789 г. во Франции и революцией 1848 г. в Германии.

Атеизм нового времени — это высшая ступень буржуазного атеизма, связанного с самым решительным за всю историю развития капитализма отрицанием феодализма и его идеологии.

Эволюция пантеизма и деизма к открытому атеизму

Большое значение в развитии атеизма нового времени сыграли естественнонаучные открытия, развитие механики, физики, астрономии, которые способствовали формированию механистической картины мира и созданию материалистической философии, носившей в целом метафизический характер. В XVIII в. материализм принимает наконец открытую форму, выводом из него является открытый атеизм.

Развитие классовой борьбы, а также естествознания и философии приводит к тому, что в XVIII в. исчерпываются положительные функции пантеизма и деизма как форм вызревания атеизма: внутренняя логика развития «скрытых» форм материализма и атеизма закономерно приводит к освобождению атеистической мысли от шелухи религиозных терминов и определений.

В философии Б. Спинозы (1632—1677) пантеизм явился внешней оболочкой, данью традиции. Маркс писал, что действительное внутреннее строение системы Спинозы совершенно отлично от формы, в которой он ее представилСпиноза разработал учение о природе как единой, вечной и бесконечной субстанции, которая есть единственная основа всех явлений. Называя природу богом, он, однако, приписывал природе только естественные свойства.

Высказывание Спинозы о субстанции как причине самой себя содержит идею независимости природы от сверхъестественных сил. В XVIII в. в форму пантеизма иногда облекается материалистическая философия, пытающаяся противопоставить механистическому материализму некоторые диалектические идеи, что характерно, например, для И. -В. Гёте (1749—1832).

Для нового времени, особенно для XVII — начала XVIII в., более приемлемой формой скрытого материализма был деизм, получивший наибольшее распространение в Англии, а также во Франции, Германии и России. Распространение деизма в это время (под флагом деизма выступали и идеалисты) связано с развитием механицизма.

Механистическая картина мира несовместима с пантеизмом, рассматривавшим природу как одушевленное начало, заключающее в себе источник движения.

Наиболее выдающимися представителями деизма были в Англии Г. Чербери (1583—1648), Т. Гоббс (1588—1679), во Франции — Ф. -М. Вольтер (1694—1778) и Ж. -Ж. Руссо (1712—1778) в России — М. В. Ломоносов (1711—1765) и А. Н. Радищев (1749—1802). Подчеркивая атеистическую направленность деистической формы материализма Гоббса и его последователей, Маркс и Энгельс считали его безбожным учением.

«Деизм — по крайней мере для материалиста — есть не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии» 1. Деизм, формально признавая некое разумное существо, давшее толчок материи, решительно отрицал вмешательство сверхъестественных сил в явления природы и общества. Бог в деизме все больше превращался в формальную уступку религии, с помощью которой можно было «удобно и легко» отделаться от нее.

И подобно тому как пантеизм в своем развитии по пути материализма пришел к материализму Спинозы, внутренняя логика развития деистического материализма привела к открытому материализму.

Формирование деизма как философского течения связано с именем Чербери. Меньше века отделяет Чербе-ри от выдающегося английского материалиста Дж. Толаи-да (1670—1722), но эволюция, происшедшая в английском деизме за это время, поразительна. Чербери считал мир сотворенным богом, который, однако, не вмешивается в дела природы.

Отрицая религиозные обряды, он признавал необходимость почитания высшего существа благочестием и добродетелью, раскаянием после преступлений и ожиданием загробного воздаяния.

Толанд же, оставлявший лишь внешнюю оболочку деизма, по существу преодолел деизм, считая ошибочным взгляд, что «движение привнесено в материю извне». Это преодоление деизма совершалось Толандом на пути признания движения неотъемлемым атрибутом материи. В «Письмах к Серене» он подверг критике позицию Спинозы, который «нигде даже не намекнул, что одним из них (т. е. атрибутов.

— Авт.) является движение» 2. Толанд полагал, что «движение есть существенное свойств во материи, иначе говоря, столь же неотделимо от ее природы, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение».

Эволюция мировоззрения от деизма к открытому атеизму ярко проявилась у Д. Дидро (1713—1784). В первых своих работах он, подобно Вольтеру и Руссо, деист и даже выступает против атеизма. «Я выдвинул против вас только крылышко бабочки, только глаз клеща; а ведь я мог бы раздавить вас всею тяжестью вселенной» 1,— пишет Дидро, противопоставляя атеисту телеологическое доказательство бытия бога.

И если в «Философских мыслях» (1746 г.) он стоит еще на деистических позициях, то в «Письме о слепых в назидание зрячим» (1749 г.) и последующих сочинениях выступил с открытых материалистических и атеистических позиций. Дидро понял противоречивый характер деизма, непоследовательность его 1 критики христианства: «Деист отсек дюжину голов у гидры, но та голова, которую он пощадил, вновь породила все остальные».
http://velsat.net/burzhuaznyj-ateizm.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буржуазный атеизм нового времени

Питание аюрведы

Поскольку Вата считается в Аюрведе «царицей» дош, - в аюрведических канонах...
Журнал

Сумочки дамские

Малайзийские производители женских аксессуаров выпустили первую в мире дамскую...
Журнал

Минойская цивилизация

Датские геологи из Университета Аархуса, проведя радиоуглеродный анализ...
Журнал

Скорость звука

Скорость звука... Западный научный мир шокирован: физиками университета...
Журнал

Хождение по углям

В Московском научно-внедренческом центре «Эйдос» могут овладевать способностями...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Как воплотить мечту в реальность силой мысли
Как жить, не уставая