Буржуазный атеизм эпохи империализма

Интернет

Буржуазный атеизм эпохи империализма В XX в., в период империализма, буржуазия стала реакционным классом. В. И. Ленин писал, что историческую задачу борьбы с религией буржуазная демократия выполнила в эпоху натиска на феодализм и средневековье

В настоящее время наблюдается процесс усиления теологизации буржуазной философии, распространения иррационалистических и мистических учений. Однако, как отмечал Ленин, в Европе продолжает существовать традиция буржуазной войны с религией, которую лишь весьма условно можно назвать атеизмом. «Буржуазная война с религией» в эпоху империализма проявляется в религиозном скептицизме и нигилизме, в несистематизированиой совокупности антирелигиозных и антиклерикальных идей, связана с проповедью светских буржуазных ценностей.

Теоретический атеизм как система взглядов, отвергающих религию, у современной буржуазии отсутствует. Критика религии поверхностна, далеко уступает атеизму французских просветителей и Фейербаха.

Отсутствие идейного единства в рядах свободомыслящих

Современные буржуазные критики религии, называющие себя свободомыслящими, отражают настроения буржуазной интеллигенции и мелкой буржуазии, протестующей против власти монополистического капитала. Природа мелкой буржуазии как промежуточного класса обусловливает ее идеологические шатания, которые выражаются в противоречивом отношении к религии — от фанатичной религиозности до бунтарского отрицания религии.

Формы отрицания религии буржуазными философами различны и могут выражаться, например, в критике христианства, религиозной морали, в утверждении светской (буржуазной) нравственности, антиклерикализме, а также в проповеди агностицизма, пантеизма или деизма.

В современном буржуазном свободомыслии можно выделить два направления. Одно — нигилистическое, бунтарское, для которого характерно сумбурное, анархическое отрицание религии и церкви. Это направление восходит к идеям Ницше и смыкается с экзистенциализмом. Критика религии представителями религиозного нигилизма (например, М. Хайдеггером, Ж. П. Сартром) носит скорее эмоциональный, чем теоретический характер.

Другое направление опирается на идеи Канта и Юма и представлено в основном неопозитивистами, стоящими на позициях религиозного скептицизма.

Непоследовательность современного буржуазного свободомыслия связана с тем, что почти все буржуазные критики религии стоят на позициях философского идеализма главным образом неопозитивизма, а также ницшеанства и так называемого атеистического экзистенциализма. Идеализм «вверху» (в объяснении явлений общественной жизни), бывший недостатком всего домарксовского атеизма, в современной буржуазной критике религии дополняется идеализмом «внизу» (в объяснении природы).

Следовательно, свободомыслие некоторых философов-идеалистов не связано органически с их философскими воззрениями; оно обусловлено успехами науки, ростом секуляризации в современном мире.

Буржуазные критики религии выступают в рамках организаций свободомыслящих в капиталистических странах. Организованность свободомыслящих как бы восполняет недостаток идейного единства в их рядах. Союзы свободомыслящих имеют свои периодические издания (например, ежемесячники «Свободомыслящий» в Швейцарии, Англии, Западной Германии, «Ежегодник рационалиста» в Англии, «Гуманист» в США).

Эти союзы объединены в две всемирные организации: Всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основанный в 1888 г., и Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), основанный в 1952 г. ВСС более демократичен, включает учителей, врачей, студентов, служащих, городские средние слои; МГЭС — объединение более привилегированной интеллигенции: ученых, писателей, преподавателей университетов.

Членом МГЭС был Б. Рассел; в настоящее время в его рядах находятся такие деятели культуры, как Б. Данэм, К. Ламонт, Ж. П. Сартр.

В этих союзах, имеющих достаточно абстрактную программу, происходит идейная борьба между буржуазными идеологами и марксистами. В ряде организаций марксисты, которые стоят на позициях последовательного атеизма, завоевывают все большее влияние. В этом отношении показательна эволюция итальянской ассоциации свободомыслящих «Джордано Бруно».

После освобождения Италии от фашизма в ассоциации буржуазная антиклерикальная тенденция оказалась превалирующей, но под влиянием успехов классовой борьбы пролетариата с 1962 г. наметился решительный поворот в ориентации ассоциации: ее печатный орган газета «Раджоне» стал основываться на положениях научного атеизма

Формально организации, входящие в ВСС, разделяют принципы, сформулированные в 1904 г. на Международном конгрессе свободомыслящих. Резолюция 1904 г., призванная создать некую общность взглядов свободомыслящих, очень неопределенна. В ней проявились недостатки домарксовского атеизма: просветительский характер, абстрактный гуманизм, созерцательность.

Более того, здесь не ставится задача борьбы с религией как средством идейного порабощения масс. Цель свободомыслящих, согласно резолюции, — «побуждать любого человека искать истину по собственному усмотрению — в какой бы то ни было области — только посредством опыта и разума».

Резолюция предлагает бороться лишь со «злоупотреблением авторитетом в религиозных делах» и выражает пожелание, чтобы «социальный порядок подчинялся только законам разума и не подвергался воздействию какого бы то ни было конфессионального влияния». Следует отметить, что здесь содержится также требование «освобождения всех людей в мире от ига капитала в экономической области» и даже «справедливого распределения материальных благ и мер против чрезмерной (!) эксплуатации населения» (в резолюции 1966 г., подтвердившей верность принципам резолюции 1904 г.) К

Не подлежит сомнению позитивное значение некоторых аспектов политической деятельности свободомыслящих. Известно, что в свое время ВСС выступал против фашизма; сегодня ВСС и МГЭС участвуют в борьбе за мир, выступают в защиту демократических свобод: «ВСС пригвождает к позорному столбу все, что может привести к военным конфликтам: фашизм, нацизм, колониализм, империализм».
http://velsat.net/burzhuaznyj-ateizm-4.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буржуазный атеизм эпохи империализма

Католический священник

В одной из ветеринарных клиник американского штата Северная Каролина баптистский...
Журнал

Кремлевская диета меню

Долгое время кремлевская диета считалась тайной за семью печатями. Но сейчас она...
Журнал

Научиться любить себя

В жизни мы можем легко любить и принимать множество других людей, но когда дело...
Журнал

Происхождений слова Алхимия

Историки науки утверждают, что одно из весьма вероятных происхождений слова...
Журнал

О воплощениях

"...Но.. человек - будь то мужчина или женщина - подвержен единому чувству...
Журнал

Романтические знакомства

Канадское издательство Harlequin Enterprises, выпускающее дамские романы...
Журнал

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности