Аватары

Интернет

Аватары В предисловии к «Говинда-бхашье» Баладева Видьябхушана перечисляет пять категорий, рассматриваемых вайшнавской метафизикой: 1) Ишвара или Бхагаван (Бог), 2) дживатма (живое существо), 3) Пракрити (материальная природа), 4) кала (время), и 5) Карма (деятельность) (Rai Bahadur Srisa Chandra Vasu, transl.

The Vedanta-sutras of Badarayana with the commentary of Baladeva. New Delhi, Munshiram Manoharlal, 1979, p. 2-3). По ходу повествования мы затронем все эти категории.

Джива Госвами в своих «Сандарбхах» рассматривает шесть абсолютных достоинств Бога. Это Айшварья (богатство), Вирья (сила), яшас (слава), Шри (красота), джнана (знание) и Вайрагья (отрешенность). Шанкара считал, что признавая качества у Абсолюта, мы приписываем Ему имя и форму (Нама-рупу) и тем самым лишаем Его бытия, т. к. имя и форма могут быть присущи лишь несуществующим объектам иллюзорного материального мира.

Однако вайшнавские мыслители, соглашаясь с тем, что Абсолют бескачествен (Ниргуна) в смысле отсутствия у Него материальных свойств, в то же время утверждают, что Он преисполнен качеств (Сагуна) духовных, которые в отличие от материальных совершенны и непреходящи. В подтверждение они приводят тексты Упанишад, которые можно расценивать как свидетельство наличия качеств у Высшей реальности, а также описания качеств Бога и Его внешности, во множестве встречающиеся в Пуранах, «Махабхарате», в «Панчаратре» и т. д.

Ничем не ограниченный и неисчерпаемый, Бхагаван способен являться в разном облике и обладает множеством атрибутов. Тело Его, в отличие от тел обитателей материального мира, прекрасно и совершенно, оно как бы соткано из Вечного Бытия, Абсолютного Знания и Блаженства. Кроме того, есть одно особое качество Бхагавана, которое выражается предикатом Лила-Майя («поглощенный игрой»), что указывает на динамичность Бога, отсутствие в нем скучной неизменности и статики.

Бхагаван постоянно совершает непостижимые для человека деяния. Эти деяния не обусловлены ничем внешним, причина их только в Нем Самом, Он делает это просто ради собственного удовольствия. Игра Бхагавана приносит блаженство также и всем Его спутникам, которые постоянно Его окружают.

Для того, чтобы явить людям Себя и Свои игры и тем самым напомнить им о Себе и пробудить в них любовь, Бхагаван время от времени появляется в материальном мире. При этом Он всякий раз приходит в новом облике и совершает какие-нибудь особенные деяния. Было бы неправильно, как это часто делается, называть эти явления Бога воплощениями, поскольку в понимании индийских мыслители Бог никогда не облекается плотью, Его тело абсолютно духовно.

Для этого используется слово Аватара – «нисхождение» (от санскр. Глагола аватри – «спускаться»). В «Бхагавата-пуране» упоминается более двадцати различных аватар. Среди них Рама, герой «Рамаяны», человеколев Нарасимха, мудрец Капила, Будда, ит. Д. Подобно актеру, меняющему маски и костюмы, Бог предстает в разном обличьи, оставаясь всегда одним и тем же. Как правило, аватары нисходят для выполнения особых функций, например, Пуруша-аватары творят и поддерживаю материальный мир, Гуна-аватары управляют гунами - модусами материальной энергии, а Юга-аватары являются в мир в различные эпохи для того, чтобы провозгласить юга-дхарму, предназначенный для данной эпохи религиозный путь.

Шри Чайтанью, явление которого предсказывается в «Бхагавата-пуране» (Двенадцатая Скандха), в «Махабхарате» («Шри-Вишну-сахасра-нама-стотра») и других текстах, также считают юга-аватарой. В соответствии с пророчеством «Бхагавата-Пураны», миссия Шри Чайтаньи состояла в том, чтобы дать людям Кали-юги, эпохи в которую мы живем, путь прославления и пения имени Бога.

Кришна и Вишну.

В отличие от Рамануджи и Мадхвы, считавших Вишну изначальной ипостасью Бога и источником всех аватар, Шри Чайтанья, а за ним Джива Госвами и Баладева Видьябхушана отводят эту роль Кришне. В этом одна из главных особенностей бенгальского вайшнавизма. За обоснованием такого предпочтения бенгальские мыслители обращаются к «Бхагавата-пуране». На основе содержащихся в ней многочисленных описаний Бхагавана они делают следующий вывод: Бог един, однако все Его свойства и атрибуты могут быть разделены на две категории: айшварья (величие, могущество) и мадхурья (нежность, сладость).

Большинство описаний облика Вишну в священных текстах подходят под категорию айшварья, полскольку Он предстает в них обычно как Владыка и Вседержитель, поражающий величием облика. Все, что говорится о Кришне, напротив, скорее относится к мадхурье. Кришна «Бхагавата-пураны» - юное нежное существо, исполненное мягкости и доброты. В отличие от Вишну, Кришна не занят ничем грандиозным, он просто наслаждается Своими играми.

Вишну - Творец мира и господин всех существ, Кришна же не имеет никаких дел с миром становления и никем не повелевает. Сущность айшварьи можно выразить словами «Бог велик», сущность мадхурьи – «Бог есть любовь», или, используя иную систему понятий, можно сказать, что айшварья и мадхурья обозначают в отношении Бога соответственно Его «бытие-для-другого» и «бытие-в-себе-и-для-себя».
Индуизм / Вайшнавизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Аватары

Правое полушарие левши

Британские психологи из Бирмингемского университета (University of Birmingham...
Журнал

Аватары

Первая лекция ЧТО ТАКОЕ АВАТАРА Братья! Каждый раз, когда мы собираемся здесь...
Религия

Аватар

Aватара (санскр.– «нисхождение»), полное или частичное воплощение божества в...
Религия

Аватар: множество уровней Пандоры

«Аватар» стал культурным феноменом с самого первого дня его проката в...
Психология

Аватар и человек

Итак, если вы выбрали для изображения на своей аватарке животное (кстати, это...
Психология

Аватара Вьяса

Этот Учитель всегда будет одной из наиболее таинственных и загадочных личностей...
Религия

Имя/Название

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна