Атеизм эпохи Возрождения

Атеизм эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения в недрах феодального строя зарождается новый класс — буржуазия, политические и экономические интересы которой столкнулись с католической церковью — крупнейшим феодалом Европы. Наиболее ярко борьба буржуазии против феодализма проявилась в отношении к религии и церкви. Именно в эту эпоху появилась буржуазная культура с антицерковной направленностью., Оппозиция по отношению к католической церкви выразилась, с од- ‘ ной стороны, в виде протестантизма, с другой — в виде материалистических и атеистических учений.

Несмотря на то что церковь жестоко преследовала свободомыслящих, сжигая на кострах, гноя в тюрьмах, выступления против религии захватывали все большую прослойку идеологов ранней буржуазии. Наиболее прогрессивные из них вы-ступали не только против католицизма, но и против появившегося в первой половине XVI в. протестантизма, вообще христианства (например, Дж.

Бруно). К середине XVI в. впервые стали употребляться термины «деист», «атеист». И хотя атеизм в это время не являлся массовым, свидетельства современников позволяют судить о значительном расширении круга свободомыслящих по сравнению с предыдущей эпохой и о новом характере их свободомыслия, нередко приходящего к отрицанию бытия бога.

В XV в. был раскрыт заговор против папы Павла среди членов Римской академии, которые, по донесениям агентов, отрицали существование бога и души. Гуманист Бартоломео Платина (1421—1481), описавший подробности этого заговора, утверждал, что сомнение в существовании бога было характерно для многих философов и даже теологов того времени. Атеист Джулио Ванини (1585—1619) заявил: «Мы видим ныне большое количество охваченных эпикуреизмом…

Это — люди весьма ученые и образованные, что не говорит об их религиозности». О большом количестве свободомыслящих говорит и анонимный автор трактата «О трех обманщиках»: «Кто мог бы, кстати, предположить… Что в Италии, главном центре христианства, скрывается столько вольнодумцев, чтобы не сказать атеистов»

Общая характеристика атеизма Возрождения

Атеизм эпохи Возрождения был синтезом идей свободомыслия античности и средневековья. Начиная с

итальянских гуманистов XV в. и кончая Ф. Бэконом, передовые мыслители возрождали идеи античности, прежде всего Демокрита, Эпикура, Лукреция. В некоторых сочинениях (например, в «Хароне» Джан Джовиано Понтано) продолжены традиции Лу-киана. Мыслители, Возрождения развили гениальные догадки древних о бесконечности и несотворепности Вселенной, об активности и самостоятельности человека, о происхождении и роли религии в обществе.

Выли продолжены и прогрессивные традиции средневековых вольнодумцев: рационалистический подход к священным книгам, раскрытие отдельных противоречий христианства, антиклерикализм, борьба с авторитаризмом и догматизмом религии.

Большую роль в освобождении науки и философии от религии продолжала играть теория «двойственной истины», характерная главным образом для продолжателей линии аверроизма (Помнонацци, Телезио, Ф. Бэкон). Однако в пантеистических системах Бруно и Ванини наметилось преодоление учения о «двойственной истине»: признание тождества мира и бога предполагает единственность истины, в данном случае научной, философской; религия же рассматривается как заблуждение.

Несмотря на непоследовательность, атеизм эпохи Возрождения представлял собой новую ступень в развитии атеизма, знаменующую начало решительного наступления на религию.

Впервые в качестве методологической основы критики религии используется скептицизм, наиболее ярко проявившийся во Франции во второй половине XVI в. у Э. Доле (сожжен в 1546 г.), Ж. Балле (сожжен в 1574 г.), Ж. Бодэна (1530-1596), М. Монтеня (1533— 1592). Сомнение, возведенное во всеобщий принцип мышления, стало орудием борьбы против религии.

Разрабатывался позитивный аспект атеизма — новое учение о человеке. Трусости, самоунижению, покорности, презрению к самому себе, провозглашенным христианством, первые идеологи ранней буржуазии, гуманисты XV в. противопоставили достоинство, самоуважение личности, ее право на земное счастье, независимость и свободу.

Оптимизм, вера в неограниченные возможности человеческого разума присущи атеизму этой эпохи. Вместе с передовой философией выступало искусство Возрождения, которое разрушало религиозные представления и чувства. В нем отразилось отрицательное отношение к аскетизму, культу страданий и вместе с тем восхищение природой, человеком, плодами его труда.

Внимание искусства привлек человек — дитя природы и вместе с тем ее властелин.
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Атеизм эпохи Возрождения

Питание аюрведы

Поскольку Вата считается в Аюрведе «царицей» дош, - в аюрведических канонах...
Журнал

Признаки мачо

Согласно исследованиям Университета Марбурга, качество спермы у героев...
Журнал

Научиться любить себя

В жизни мы можем легко любить и принимать множество других людей, но когда дело...
Журнал

Происхождений слова Алхимия

Историки науки утверждают, что одно из весьма вероятных происхождений слова...
Журнал

О воплощениях

"...Но.. человек - будь то мужчина или женщина - подвержен единому чувству...
Журнал

Романтические знакомства

Канадское издательство Harlequin Enterprises, выпускающее дамские романы...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Интересная мотивация полюбить полезное чтение
Почувствуйте себя хорошими