Атеизм и искусство

Атеизм и искусство
Теологи утверждают, что природу эстетического чувства человека и природу искусства можно объяснить только с позиций религии. Эстетическая концепция христианства сложилась в период его укрепления как господствующей религии в европейских странах. Основополагающие идеи этой концепции во многом заимствованы у Платона.

С точки зрения теологов, красота мира представляет духовное сияние божества в нем, а способность души к восприятию этой красоты есть дар божий. Воспринимая красоту природных вещей, человек убеждается в могуществе, мудрости бога, в безграничном превосходстве божественного созидания над человеческим.

Но и человек, будучи подобием бога, в создаваемых им произведениях, материальных и духовных, также может выразить сияние божества, если он получает дар стать сопричастным в духе «горнему» миру. Художественное творчество якобы несет печать сверхъестественного.

Талант художника тоже якобы дар божий. Назначение произведений искусства состоит в том, чтобы посредством чувственных образов возносить мысли верующего к небу. Истинное искусство, подчеркивают богословы, по своей сути находится под эгидой церкви как посредницы между человеком и богом.

Исходя из этого церковь начиная с IV—V вв. оказывала влияние на изобразительное искусство, музыку, архитектуру, литературу. Для каждого вида искусства она сформировала ряд предписаний, выполнение которых якобы способствует наибольшей религиозной действенности произведения. В живописи, которая в период средневековья сводилась почти исключительно к написанию икон, утвердился канон, фиксирующий не только разрешаемые для писания сюжеты, но и композицию.

В сфере музыки церковь навязывала такие формы (например, грегорианский хорал на Западе), в которых полностью отвергалось народное песнетворчество и предписывались элементы, создающие настроение отрешенности от земной действительности. Усилия архитекторов направлялись на создание храмовых сооружений, пробуждающих у верующих настроение устремленности к «небесному», ощущение «присутствия» божества.

В религиозно-назидательных целях теологи создали «житийную» литературу — фантастические «биографии» святых, в которых пропагандировался религиозный идеал жизни.

Культ, во всех элементах которого используются произведения искусства, должен был внушать человеку красоту небесного мира. Всякое искусство, не укладывавшееся в религиозное понимание, церковь осуждала как греховное.

Она, насколько это было в ее власти, препятствовала раскрытию ценности земного бытия, земных радостей, пробуждению настроений оптимизма. Смех и шутки, говорит Иоанн Златоуст, идут от дьявола, а не от бога.

Христианство беспощадно разрушало античные памятники искусства как дьявольские, поскольку они не вызывали «благочестивых» переживаний.

Хотя теологам даже во времена средневековья не удавалось подчинить своему контролю все художественное творчество, особенно народное, все же религия нанесла огромный ущерб развитию искусства. Запретив изображение человека и вообще живых существ, ислам и иудаизм лишили народы, исповедующие эти религии, изобразительного искусства.

В странах, где распространено христианство, также было немало нападок на искусство, неугодное религиозным идеологам. В католическом «Индексе запрещенных книг» находились произведения многих выдающихся деятелей искусства; католические церковники преследовали как антихристианские музыку Паганини, некоторые произведения Гойи.

Английские пуритане, недоброжелательно относясь к искусству вообще, особенно осуждали театр.

В России церковники преследовали скоморохов, по вине церкви в XV—XVII вв. было фактически уничтожено искусство деревянной скульптуры, распространенное в Древней Руси. По требованию православной церкви в дни религиозных праздников запрещались театральные представления, концерты.

Следует отметить, что современные религиозные идеологи существенно пересмотрели свое отношение к искусству, пытаются использовать в своих интересах его новые формы. Так, они используют конструктивизм при строительстве храмов, абстракционизм в различных его вариантах при их оформлении.

Произведения абстракционистов, искажающие реальные формы и пропорции человеческого тела, вызывают ощущение ирреальности. Это способствует переживаниям бренности земного бытия, греховности, которые стремится вызвать у верующих церковь.

Многие религиозные организации (главным образом протестантские) используют в храмах легкую музыку. Наряду с джазовым сопровождением богослужений применяются танцевальные вставки, устраиваются танцевальные и музыкальные вечера. Церковники ищут возможности усилить религиозное воздействие на молодежь и через сферу современных ритмов и мелодий.
http://velsat.net/ateizm-i-iskusstvo.html
Учения / Атеизм
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Атеизм и искусство

Утоляет ли жажду Спрайт?

В начале 90-х на российский рынок пришли «Кока-Кола», «Фанта», «Севен-Ап...
Журнал

Новогоднее шоу

Просто сидеть пить шампанское, поглощать блюда с новогоднего стола и смотреть...
Журнал

Грудное вскармливание

Про грудное вскармливание... После родов каждая мать должна знать не только, что...
Журнал

Про поцелуи

Медики из японской больницы Satou Hospital под руководством доктора Наджиме...
Журнал

О воплощениях

"...Но.. человек - будь то мужчина или женщина - подвержен единому чувству...
Журнал

Польза смеха

Американские кардиологи в ходе исследования доказали, что смех объективно...
Журнал

Имя/Название

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

К чему саморегулируется Земля?
Работа канала-подъёмника